Наряды и обряды Ростовской земли
23 мая 2018
Ирина Зубец
  • Наряды и обряды Ростовской земли
    Наряды и обряды Ростовской земли

Ростовские земли — это территория древнего Ростовского княжества и Ростовской митрополии - современный центральный и северо-восточные регионы России.

О том, какие были особенности в крестьянских одеждах местных жителей, и каков мир бытовых предметов, участвующих в повседневной и обрядовой жизни, рассказывает эта выставка.

В двух витринах представлены народные костюмы. В одной - мужская рубаха с портами и рубаха-покосница – женская обрядовая богато украшенная рубаха для жатвы. Ее надевали без сарафана на общие для всей деревни покосы, которые были не только работой, но и праздником. Во второй витрине – традиционный комплект из вышитой рубахи с сарафаном, душегреей, кокошником и специфический праздничный костюм жительниц Ростовского уезда. Такие костюмы конца XIX — начала XX века, называвшиеся «терраса», находились под отчетливым влиянием французской моды. Они шились из дорогих тканей, на подкладке, состояли из кофты в талию и длинной юбки, с многочисленными сборками сзади.

В отдельной витрине – иконы «св. Георгий Победоносец», «Архангел Михаил и св. Мария Магдалина», «муч. Конон Градарь». На Руси культ Конона Градаря (огородника) был распространен в центральных и северных регионах, среди деревенских жителей, занятых огородничеством и полеводством. Конона просили о хорошей погоде, урожае и благоприятствовании сельскохозяйственным работам.

Здесь же можно увидеть редкие экспонаты – вотивные подвески (от лат. votivus - приносимый по обету). Так называют различные украшения, приносимые к иконам ради исцеления или в благодарность за него. Содержали изображением больного органа или болящего человека. Многие чтимые в православии чудотворные иконы имеют вотивные привески. Иногда это - цепочки и нательные кресты, как в ростовских храмах, иногда - выполненные из драгоценных металлов изображения исцеленных органов.

На выставке представлена коллекция сундуков. На Руси до конца XVIII века кованые сундуки с росписью были настолько дорогими, что их обладателями становились лишь цари, бояре и дворяне, самые преуспевающие купцы и церковные иерархи. Сундуки использовались как для хранения и транспортировки домашнего скарба, так и исполняли роль мебели: кровати, стола, скамьи, шкафа и комода. Варьировались их формы и размеры. Самым старым и интересным, пожалуй, является сундук «Погребец» (с открытой крышкой). Он служил дорожным ящиком для хранения напитков, еды, набора мелкой посуды. Привлекает внимание выполненная на внутренней поверхности крышки роспись в иконописной технологии и пояснительные тесты к ней: «Кабак – пьяницам радость и веселие, а душам пагуба вечная, а женам их и детям – печаль; Пропойное платье; Спит пьян Мартьян засирихин сын».

Популярные сундуки-терема, получившие свое название по сходству с домами-теремами, где над нижним этажом был еще один меньшего размера, часто имели потайные отделы. В них хранили самые ценные вещи: деньги, драгоценности, важные документы. Простые же семьи чаще использовали более дешевые коробьи — сундуки, в которых из досок были сделаны только дно и крышка, а стены сооружались из дешевого луба, поэтому конструкции получались скругленными. Коробьи пользовались большим спросом, их можно было увидеть не только в бедных, но и в самых богатых домах, даже в покоях царицы.

Особую роль коробьи и сундуки играли на крестьянских свадьбах. Когда свадебный поезд отправлялся в церковь, на отдельных санях или возках ехали так называемые коробейные сваты. Они везли в дом жениха приданое невесты, частью которого были и сами коробьи. Нарядные и расписные, они говорили о благосостоянии невесты не меньше, чем их содержимое.

Одна из самых многочисленных на выставке – коллекция прялок. Это орудие женского труда, весьма почитаемое в русской народной традиции активно участвующее в обрядах. Чтобы оградить младенца от враждебных мистических сил, а также повлиять на развитие у него необходимого мастерства, новорожденным девочкам пуповину перерезали на прялке. Чтобы избавить малышку от ночного плача и испуга прялку клали ей под колыбель, чтобы вылечить бессонницу у девочки, под матицу с приговором также втыкали прялку с веретеном. Молодые женщины на масленицу на прялках катались с ледяной горы, при этом старались проехать дальше, чтоб длиннее уродится лён.

Самое важное –прялка, по народным убеждениям, воспринималась как Божий дар. Верили, что когда Бог сотворил людей, он дал Адаму в руки заступ и плуг, а Еве – прялку и веретено, чтобы они жили в раю и работали. Считалось также, что прялка – орудие труда Богородицы, ибо в момент Благовещения Она сидела за прялкой.

В свадебном обряде вместе с благословением иконами часто выступала прялка. Она же, подобно иконам, которые доставались на свадьбу от родителей и хранились из поколения в поколение, также передавалась от матери к дочери, затем к внучке, чем выражалась преемственность благословения.

Русские прялки отличались большим разнообразием форм и декора: в каждом районе, в отдельной деревне существовали свои традиция их украшения. Одними из наиболее ярких были северодвинские.

Покровительницей прях на Руси, женской заступницей считали Святую Параскеву Пятницу, которую часто изображали на иконах в образе худощавой женщины с сияющим венком на голове. Ее образ можно было встретить в любом доме, ведь именно этой святой было принято молиться о благополучии семьи и удаче в домашних делах.

Не только прялка, но и многие другие бытовые предметы принимали активное участие в обрядах. Так, сани, которыми на Руси пользовались и зимой, и летом не только для езды, но и для обязательных праздничных катаний на масленицу и Катерину-санницу (7 декабря), а также в свадебном и похоронном обрядах. Кроме того, в окрестностях Ростова по воскресеньям девицы попарно, гуськом гуляли по улицам с саночками. Молодцы в это время ходили группой подле этой длинной цепочки девиц и их санок, высматривая невест, пели песни.

Другими предметами домашней кухонной утвари, используемыми в календарных и семейных обрядах, в народной медицине и гаданиях, были хлебница, солонка и ложка. Ложка - один из немногих личных вещей крестьянина, который специально помечали, символизирует того члена семьи, которому принадлежит. На свадьбе ложки жениха и невесты связывали вместе, чтобы и молодые друг с другом были связаны. В окрестностях Ростова брачующимся в храме под подножное полотенце клали ложку в тех ситуациях, если кто-то из молодых болен. Они, обходя аналой, старались наступить на нее и раздавить, чтобы «не завенчать болезни».

В народной крестьянской культуре было стремились не только украшать свой скарб, особенно участвующий в обрядах и ритуалах, но и интерьер избы. Домовые росписи — общенациональное явление в России. Расписывали потолок, двери, стены жилища. На выставке представлены двери в голбец, светелку и переборка. Это дощатая стенка, отделяющая основное помещение избы от женского пространства, «печного угла», в котором готовили пищу. Дверь в голбец – это небольшая отгородка в крестьянской избе возле русской печи, где располагался подъем на печь и полати и спуск в подполье.

Основным украшением красного угла являлась божница с иконами и лампадкой. В красном углу находится стол. Здесь отмечались все значимые события семейной жизни, проходили будничные и праздничные трапезы, многие календарные обряды. Сюда устанавливали первый и последний колоски урожая, что, по народным преданиям, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме, сюда пришедший в избу человек мог пройти только по приглашению хозяев.

Выставка "Наряды и обряды Ростовской земли" размещена в Музейной гостиной.


КАК ДОБРАТЬСЯ