Ростовский музей церковных древностей в 1922 году

(к 125-летию музея-заповедника "Ростовский кремль")

В жизни каждого музея, как и в судьбе любого человека, встречаются годы, оставившие после себя особенно заметный след. В истории Ростовского музея одним из таких переломных и, одновременно, самых ярких периодов, безусловно, являются 1920-е годы.

С 1921 по 1928 г. его директором был Дмитрий Алексеевич Ушаков. Благодаря энергии, целеустремленности и самоотверженности этого человека возглавляемая им организация смогла не просто выжить и уцелеть в послереволюционные годы, но деятельно и плодотворно работать. Именно тогда, в 20-е годы XX столетия, на фоне общего подъема краеведческого движения в стране, Ростовский музей развернул активнейшую деятельность, по темпам и результатам несопоставимую с последующими десятилетиями.

Чтобы в полной мере оценить масштабы и значение произведенной работы, рассмотрим события, происходившие в музее хотя бы в течение одного года, например, 1922 г.

Итак, 1922 год. В Ростовском музее около 15 сотрудников: в начале года в штате числилось 12 человек, к концу года - 17. Более полугода музей возглавляет один из его старейших работников - Дмитрий Алексеевич Ушаков, которому тогда еще не исполнилось тридцати лет.

В соответствии с должностной инструкцией, разработанной в музее в 1921 г. "Директор руководит всей жизнью музея, ученой деятельностью, финансовыми операциями, хозяйством. Лично ведет сношения с учреждениями. Заботится о пополнении музея и полной сохранности всех его предметов и памятников, находящихся в музее. Наблюдает за общей сохранностью Ростовского Кремля. … Лично распределяет по работам научных сотрудников и наблюдает за их работой. … Ведет всю переписку. …. Ведает учетом поступающих предметов, следит за своевременными записями в опись. Приглашает и увольняет служащих". Как видим, полномочия у директора были большие, но и ответственность на нем лежала немалая.

Помимо выполнения директорских обязанностей и управлением музеем в целом, Дмитрий Алексеевич Ушаков возглавлял два ведущих музейных отдела: церковно-археологический, который впоследствии был расформирован на отделы древнерусского искусства и археологический, и отдел фондов, включавший в себя нумизматический, гравюрный и иконографический подотделы.

Всего же в музее в начале 1920-х годов существовало девять отделов: церковной археологии, бытовой, истории местного края, архитектурный, рукописный, фонды, архив, библиотека, музей революции. В музейных фондах насчитывалось около 200 тысяч единиц хранения. В библиотеке музея хранилось более 50 тысяч книг.

В 1922 г. площади музея, занимаемые в Ростовском кремле, увеличились почти вдвое - военное ведомство передало ему трехэтажное здание Самуилова корпуса. В том же году музей открыл два филиала в городе и его округе - в Спасо-Яковлевском и Борисоглебском монастырях. Экспозиции в новых филиалах были построены на основе старых монастырских ризниц.

В 1922 г. собрание музея пополнилось первоклассными произведениями изобразительного искусства. В августе из Государственного фонда в Ростовский музей поступило около 60 полотен живописцев начала XX в.: Лентулова, Фалька, Машкова, Малевича, Кончаловского, Клюна, Татлина, Юдина. Эти картины сразу же были представлены широкой публике на новой экспозиции, названной "Левые художники". В настоящее время коллекция живописных произведений русских авангардистов составляет гордость Картинной галереи нашего музея.

Помимо выставки живописцев "левого направления" в том же году в музее начала действовать выставка народного шитья, готовились к открытию нумизматическая экспозиция и выставка лицевых рукописей.

На протяжении 1922 г. были составлены двойные описи музейных экспонатов - "комнатные" и "повитринные", кроме того, во многих залах были произведены "перестановки и перемещения экспонатов".

В течение года музей посетило более 5500 человек.

В 1922 г. Ростовский музей принял на себя инициативу по созыву съезда представителей музеев, архивов и краеведческих организаций. Музейно-краеведческий съезд Русского севера, собравший делегатов 24 организаций и обществ, работал в ростовском музее в сентябре 1922 г. Итогом его деятельности явилось объединение музейно-краеведческих организаций Ярославской, Владимирской, Иваново-Вознесенской и Костромской губерний. Центром объединения был объявлен Ростов. Инициатором проведения музейного форума и его председателем был Д.А. Ушаков.

Вместе с тем, по свидетельству одного из музейных документов, 1922 г. принес музею "временное недостаточное благополучие". Пять месяцев подряд (с ноября 1921 г. по март 1922 г.) не выплачивалось жалованье, в результате чего некоторые сотрудники были вынуждены оставить работу.

В том же году, помимо традиционных форм музейной работы по хранению и обработке коллекции, экспозиционно-выставочной и научно-просветительной деятельности, сотрудникам Ростовского музея и, в первую очередь, его директору, пришлось принять участие в беспрецедентной широкомасштабной акции, объявленной советским правительством и прокатившейся по всей стране - ликвидации церковных ценностей. Декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 г. местным органам власти предписывалось в месячный срок изъять из церквей предметы, обладающие материальной ценностью - изделия из благородных металлов и драгоценных камней.

Сотрудники музея приложили немало усилий для сохранения историко-художественных памятников во время этой ликвидационной кампании. Практически все изъятия церковных ценностей в Ростове производились при участии экспертов, в роли которых выступали сотрудники музея, в первую очередь, Д.А. Ушаков и С.Н. Иванов. Директор музея смог добиться для себя получения мандата, дающего право решающего голоса при экспертизе и право окончательного суждения о месте хранения ценностей. Несомненна заслуга этого человека в том, что в настоящее время коллекция ростовского музея содержит прекрасные образцы культовых историко-художественных реликвий.

В целом 1922 г. оказался сложным, неоднозначным и, одновременно, знаменательным, как для музея, так и для его директора. Не случайно в музейном отчете за этот год сказано: "Тридцать девятый год существования музея явился годом наиболее трудным и тяжелым за все время его бытия, но в то же самое время, давшим громадные достижения почти во всех видах его деятельности".

Важно осознавать, что Ростовский музей, основанный в последней четверти XIX столетия, после революции оказался в совершенно новых условиях, заставивших его существенно измениться. Коренному пересмотру подверглись структура и функции музея, формы и направления его деятельности, источники финансирования и штаты. Следовательно, именно в 1920-е годы происходило становление музея в своем новом качестве, в том виде, в котором он существовал в последующие десятилетия.

А.Е. Виденеева, к.и.н., н.с. исторического отдела музея "Ростовский кремль"
КАК ДОБРАТЬСЯ