Е.В. Ким

К истории картинной галереи Ростовского музея. 1950-60-е годы.

Проблемам комплектования, хранения и экспонирования собрания русского искусства XVIII-XX вв. в Ростовском музее посвящено несколько статей1, но история бытования этой коллекции в 1950-60-е гг. еще не изучалась. В данной работе собраны и обобщены документы музейного архива по указанной теме, что важно для каталогизации коллекции, для восстановления истории музея и художественной жизни Ростова.

Как известно, открытая 4 сентября 1921 г. картинная галерея Ростовского музея активно развивалась вплоть до конца 1920-х гг., когда в связи с ориентацией музейной деятельности на историко-тематические и пропагандистские формы, интенсивность ее работы заметно снизилась, а в 1930 г. картинная галерея была закрыта.

В следующие два десятилетия картинной галереи как самостоятельного отдела в Ростовском музее не существовало, не было и отдельной экспозиции живописи. Художественный фонд музея не изучался, почти не пополнялся и не экспонировался. Отдельные картины, попадавшие на различные исторические выставки в музее, служили вспомогательным материалом как «наглядные пособия». Многие произведения в это время были утрачены: списаны, украдены, переданы в другие музеи.

Ситуация изменилась в конце 1940-х гг., когда работа краеведческих музеев начинает «перестраивается на основе исторических решений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам». Документы I музейного съезда (1930 г.), служившие «установками» для музейных работников почти два десятилетия признаны «ошибочными, порочными», их необходимо «раскритиковать, чтобы двигаться вперед». Музеи теперь призывают к удалению из экспозиций схем, планов, других подсобных материалов и к возвращению подлинных предметов; к использованию местных краеведческих материалов вместо обращения к «общеисторическим моментам».

В 1948 г. Комитет по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР утвердил «Положение об областном, краевом, республиканском (АССР) краеведческом музее». В разделе III определена «Структура музея»: отдел природы, отдел дореволюционного прошлого, отдел советского периода. Кроме того, вне этой структуры, в музее могут быть созданы самостоятельные отделы: художественный (картинная галерея), литературный и др.2

К началу рассматриваемого периода в Ростовском музее были созданы два из названных в «Положении» отдела экспозиции3, а 1 мая 1950 г. открыт отдел живописи русских художников4. Согласно составленной в 1952 г. описи, экспонировалось 48 картин XVIII-начала ХХ вв. Больше всего произведений было представлено в разделе искусства второй половины XIX в. – 24, в том числе и целый ряд картин, например, П.И. Петровичева, Н.П. Богданова-Бельского, написанных уже в ХХ в. Экспозиция картин была дополнена мебелью красного дерева, в шкафу экспонировался фарфор русских заводов5.

10 августа 1952 г. из этой экспозиции были украдены полотна «Стадо» и «Ялта» А.В. Маковского (1869-1924) и «Крестьянская девочка за шитьем» А.С. Степанова (1858-1923)6. «Кража произошла в результате того, – констатирует приказ по Ярославскому отделу культурно-просветительной работы, – что руководящие работники музея потеряли чувство ответственности за порученную им охрану государственного достояния. Директор музея тов. Паутов, отпустив часть работников на сельхозработы, не принял необходимых мер по организации наблюдения за открытыми залами музея…»7.

Мальчик с собакой
Рис. 2. Неизвестный художник круга Рисса. Мальчик с собакой. Передана в 1954 г. в Ярославский художественный музей.
Подвиг ростовца Василько
Рис. 3. П.Г. Потёмкин. Подвиг ростовца Василько. 1955 г.

Крайне плохо было организовано и хранение произведений живописи и графики, о чем свидетельствуют материалы проверки, проведенной областными отделами искусств и культурно-просеветительной работы в октябре 1951 г. Многочисленные недостатки, как выяснилось при повторной проверке в августе 1952 г., не были устранены: «Стеллажи в фондохранилищах не оборудованы, иконы и картины хранятся бессистемно, не по размерам; не выделен основной фонд. Экспозиция живописи развернута в неисторической последовательности <…> На картинах нет этикеток, имеющиеся составлены неправильно, залы не полностью оборудованы штангами, в результате чего развеска картин произведена технически неверно»8.

Возможно, результаты проверки повлекли смену директора. 4 ноября им стала Анна Александровна Соловьева, 1903 года рождения, член КПСС9.

Смерч 24 августа 1953 г. изменил планы работы музея. Экспозиции отделов советского периода, исторического и художественной выставки были нарушены и все экспонаты этих отделов перенесены в Белую палату10. Для посетителей музей был открыт в начале ноября 1954 г., «к годовщине октября»11.

В апреле 1954 г. из Управления культуры Ярославского облисполкома пришло распоряжение передать «из собрания картин и портретов художественного отдела Ростовского музея в Ярославский художественный музей картины: В.И. Верещагин. Осада. Н.А. Касаткин. Рабочий. К.П. Брюллов. Мальчик с собакой (Рис. 2). Н.И. Аргунов. Портрет Шереметьева. В.А. Тропинин. Автопортрет». Сотрудники Ростовского музея пытались не допустить этой передачи, и в обком КПСС, за подписью секретаря райкома КПСС Бодулева, было направлено письмо следующего содержания: «Жители города Ростова и района имеют такое же право видеть подлинные произведения великих русских художников, как и жители других городов. Ростовский краеведческий музей в течение 70 лет комплектует и собирает свои собрания экспонатов. Но все это подчас проходит прахом, т.к. придет еще какое-нибудь новое распоряжение областного Управления культуры и снова что-нибудь надо будет передавать. Т.о. музей лет через 10-15 придется закрыть из-за бедности экспонатов. Ростовский райком КПСС <…> просит Обком КПСС направить письмо в Управление по делам музеев Министерства культуры РСФСР с просьбой пересмотреть распоряжение № 380 от 10.03.1954». Но вскоре последовал очередной приказ Управления культуры, в котором сотрудникам музея указано на «недисциплинированность»12, и картины, кроме портрета Н.П. Шереметьева кисти Н.И. Аргунова, были переданы в Ярославский художественный музей13.

Были в это время и новые поступления. Так, в 1955 г. в Ростовский музей передано пять произведений советских художников, в том числе две копии и две работы с изображением Сталина14. Тогда же из Ярославского областного художественного музея в Ростов переданы 5 картин ярославских живописцев15.

Кроме того, были заказаны картины для экспозиций музея. Так, в 1955 г., по эскизам ярославского художника П.Г. Потемина в Ярославском отделении худфонда СССР написаны картины для отдела природы «Электростанция на р. Саре», «Исаковские разливы»16. Для исторической экспозиции «Ростов в период феодальной раздробленности» тому же П.Г. Потемину «музей заказал творческую картину, изображающую последние минуты жизни патриота князя Василька» (Рис. 3). В ГИМ был направлен запрос об особенности одежды, оружия этого времени17.

Предпринималась попытка «в порядке обмена экспонатов» получить картину К.Ф. Юона «Ростов Великий» (1906) из Рязанского областного художественного музея. «Для нашего музея, пишет А.А. Соловьева, эта картина имела бы очень большую ценность, так как она отражает архитектурное сооружение Ростовского кремля, которого нет в нашем собрании». Рязанский музей произвести обмен не счел возможным, так как «картина К.Ф. Юона находится в экспозиции и относится к лучшим произведениям русской дореволюционной живописи картинной галереи музея»18.

5 ноября 1955 г. в музее открывается, наряду с отделом советского периода, восстановленная после смерча художественная выставка. В 2-х ее первых залах экспонировалась иконопись (10), живопись XVIII – начала ХХ вв. (51) и ростовская финифть (190). Третий зал занят выставкой фарфора (313)19.

Одновременно открылась и выставка местных художников-любителей. На ней было представлено 65 картин, акварелей, рисунков 22 авторов. Цель этой выставки, как сказано в документе, «оказать творческую помощь для дальнейшего роста». Выставка работала до марта 1956 г.

Более документированной оказалась выставка ростовских художников, открытая в 1957 г. «к 40-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции». Её автор, зав. отделом природы Л.П. Толпыгина, отмечала: «Всего 123 работы 7 художников, среди которых имеются этюды, копии с работ известных художников, творческие работы, портреты. Уже сейчас можно выделить профиль возможностей того или иного участника выставки»20.

Сохранилась также опись экспонатов выставки, согласно которой в Белой палате, на стенах и в витринах, были представлены этюды (картон, масло) Н.М. Хрыкова, Одинцова, И.И. Солдатова; три пейзажа (холст, масло) С.И. Мельникова; три картины – оригинальная композиция «Вид на Яковлевский монастырь» и две копии – с картин И.И. Шишкина «Лес» и И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» работника Паточного завода В.И. Шиканова. Наибольшее количество произведений представили А.В. Орлов (36 этюдов, картину «Первый успех» и портреты) и Г.Н. Макаров (34 этюда, акварельные и карандашные портреты, натюрморты, а также две работы маслом «Портрет матери» и «Портрет Циолковского»)21.

Тиражом 100 экземпляров была заказана афиша, приглашающая посетить следующие экспозиции и выставки: «Отделы дореволюционного прошлого, советский период. Стационарная художественная выставка (древнерусское искусство, живопись XV-XVIII вв., картины-подлинники русских художников, финифть, фарфор. Выставка вышивок Ростовчан и работ самодеятельных художников»22.

В этом же году четыре произведения были направлены на реставрацию в Государственные центральные художественно-реставрационные мастерские (далее – ГЦХРМ)23.

В октябре 1957 г. Ростовский музей откликнулся на просьбу о помощи в построении экспозиции разрушенного во время войны Московского областного краеведческого музея: был подготовлен список из 143 предметов, в который, помимо этнографических предметов, архитектурной графики, были включены и произведения живописи, в частности духовный портрет и авангард. К счастью, Управление музеев Министерство культуры РСФСР передачу произведений живописи не утвердило24.

В 1958 г. в районной типографии издан «Путеводитель по залам музея и архитектурному ансамблю Ростовского кремля». Его составители: архитектор В. Баниге, директор музея А. Соловьева и заведующие отделами И. Морозов (дореволюционного прошлого), Л. Толпыгина (природы), Н. Шмонина (социалистического строительства). В статье констатировано: «Реставрация кремля близится к завершению. <…> В 1959 году построение экспозиции будет закончено. Музей стал иметь три основных отдела: Советского периода, истории дореволюционного прошлого и природы края, а также стационарную художественную выставку».

В статье содержатся сведения о том, как экспонировались картины в отделе дореволюционного прошлого. Так, над стендом № 6, «отражающем культурное развитие края в период феодальной раздробленности (XII-XV вв.) и борьбу с татаро-монгольскими захватчиками <…> помещена картина художника П.Г. Потемина «Подвиг князя Василько». <…> На стенде и в витрине у стенда экспонируется оружие XII-XIII вв.» «На стенде № 2, посвященном строительству Ростовского кремля, экспонируются: портрет митрополита Ионы Сысоевича и принадлежавший ему клобук (на подставке)».

Зал художественной выставки музея. 1957 г.
Рис. 1. Зал художественной выставки музея. 1957 г.

Далее следует достаточно подробное описание художественной выставки: «В зале № 1, на южной и западных стенах, расположены художественные произведения древнерусской темперной живописи – иконы ростовской школы XV-XVII вв. <…> На северной, восточной и южных стенах – произведения масляной живописи – портреты и картины русских мастеров XVIII и начала XIX вв. Здесь работы А. Бруни «Скульптурные амуры», Шумова «Голова старухи», А.В. Тыранова «Ангел мира». В этом же зале выставлена копия с картины Рубенса «Христос и грешница» и копии работ неизвестных художников. В витринах этого зала экспонируется ростовская финифть работы известных мастеров XVIII-XIX веков.

Изделия советских мастеров финифти выставлены во втором зале, в витрине у южной стены. В зале № 2 экспонируются подлинные произведения масляной живописи русских и советских художников конца XIX-ХХ вв. (Рис. 1).

На восточной стене привлекает внимание большая картина К.Ф. Юона «Собор в Ростове Великом». Художник особое внимание уделил архитектурному пейзажу, основанному на прочувствованной передаче красоты памятников старинного русского зодчества. На северной стене выделяется работа выдающегося русского художника М.В. Нестерова «В обители». Его картина проникнута необычайной задушевностью – поэтические образы русской природы сливаются здесь с глубокой характеристикой духовного мира человека.

На западной стене внимание посетителя останавливается на картине Н.В. Неврева – «Монахи», наполненной острым социально-критическим содержанием. Здесь же выставлен большое полотно А.К. Саврасова – «Пейзаж». Скромная голубовато–бело-коричневая цветная гамма картины богата оттенками, движением светотени. А.М. Корин правдиво и проникновенно изображает тяжелую жизнь трудового народа в картине «Бурлаки». На южной стене представлены работы выдающегося русского мариниста И.К. Айвазовского – «Прибой» – и замечательного пейзажиста И.И. Шишкина – «Лес»25.

Издание путеводителя связано с юбилейной датой – 75-летием музея. 23 октября 1958 г. состоялось торжественное заседание, посвященное этому событию. Представитель Министерства культуры РСФСР зам. начальника Управления музеями А.П. Гарщенко сообщила о том, что «музей утвержден заповедником»26.

Надо отметить, что еще в начале 1958 г. Министерство культуры РСФСР издало приказ «Об уточнении профиля Районного краеведческого музея», согласно которому музеи должны разработать «Положение об историко-художественном музее»27. Для Ростовского музея этот документ разработал В.С. Баниге28. В составленном им документе собрание живописи и графики среди основных коллекций музея не упоминается.

В 1959 г. Ростовский районный краеведческий музей стал филиалом Государственного Ярославо-Ростовского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника на правах отдела29. Заведующей филиалом назначена Нина Александровна Помылева30. Тогда и возник в музее художественный сектор, а реэкспозицию художественной выставки готовила профессиональный искусствовед М.А. Чайковская31.

Эта работа велась в течение длительного времени. Реставратор музея-заповедника Е.П. Юдина промыла иконы, отобранные для экспозиции. В ГЦХРМ была проведена расчистка 10 портретов XVIII-первой половины XIX вв. 25 ноября 1961 г. прошло заседание «приемочной комиссии», на которой возглавлявший художественный отдел музея-заповедника В.П. Митрофанов, в частности, сказал: «В художественном отделе все должно воспитывать эстетический вкус. А у вас оформление очень плохое. Чудесный фарфор выставлен в страшных витринах. Нужен ли «Ангел» Тыранова? Не знаю. Очень хороший портрет крестьянской девочки, надо повесить на другое место, а здесь за дверью его можно не заметить. Я думаю, эскиз Репина вывешивать не следует, это отход великого художника от реалистического искусства. Модернизм. Надо показывать лучшие из этих картин. Я категорически против этих колосьев (имеется в виду картина Д.П. Штеренбурга «Колосья» – Е.К.). Надо снять Кончаловского и уменьшить количество картин Дмитриева».

М.А. Чайковская отстаивала свою точку зрения: «Надо учесть, что потом у нас будет не три, а 8 комнат. Если снять многие картины, тогда не будет отдела. В будущем надо будет совершенствовать отдел путем приобретения новых картин. Тыранов – известный художник-академист. Если его картину снять, то мы не сможем показать академическое течение. А когда придут школьники, им надо будет рассказывать об академизме. Кроме того, эта картина была недавно реставрирована, государство затратило средство на нее, если же мы ее уберем в фонды, то эта работа пойдет насмарку, ибо у нас в фондах плохие условия для хранения живописи. А эскиз Репина я бы оставила из тех соображений, что к нам приезжают туристы, которые смогут увидеть эту картину только у нас». Тем не менее, аргументы автора экспозиции не были приняты во внимание, и произведения, которые назвал В.П. Митрофанов, были сняты32.

Художественный отдел музея в это время занимал 3 зала. В 1 зале древнерусского искусства представлено 36 икон, шитье (13), мелкая пластика (50). Экспозиция живописи XVIII-начала ХХ вв. дополнена портретами XVIII в., работами П.И. Петровичева, П.П. Кончаловского, В.А. Фаворского. Всего было представлено 65 произведений живописи, в комплексе с фарфором и финифтью33.

С 18 июня по 20 августа 1961 г. в Ростовском музее экспонировалась передвижная выставка произведений советских художников (из фондов художественного отдела Ярославля). Организовала работу выставки М.А. Чайковская34.

В 1962 г. Ростов отмечает 1100-летие. Юбилейными мероприятиями в музее руководит Георгий Георгиевич Жильцов, назначенный на должность заведующего Ростовским филиалом 2 августа 196235. Среди событий, посвященных круглой дате, надо отметить выставку «Ростов в произведениях советских художников», которая работала в музее до апреля 1963 г.

В июне 1963 г. открыта выставка советской графики, экспонировалось 48 работ36.

В начале 1964 г. художественный отдел закрыт в связи с ремонтом залов второго этажа Самуилова корпуса, а в ночь с 13 на 14 марта этого года от печки времянки, установленной ведущими ремонт рабочими, случился пожар. В 3 зале художественного отдела и в рабочей комнате н/с отдела фондов Н.Д. Тяпаевой прогорел пол и обрушился потолок. Пострадали некоторые музейные предметы37.

Вскоре после этого происшествия Г.Г Жильцов уходит из музея «по собственному желанию», а заведующим становится Михаил Савельевич Кулаков38.

К наиболее заметным событиям этого года относится выставка Р.Н. Галицкого и И.В. Соколовой, посвященная 10-летию целины. Было представлено 144 этюда 1954-55 гг., выполненных художниками, тогда студентами МГХИ им. В.И. Сурикова, во время их летней практики в Казахстане39.

Середина 1960-х гг. отмечена всплеском интереса к отечественной истории, к Ростову. Город становится базой международного туризма, на территории кремля размещен Международный молодежный центр40. Ростовский музей работает в новых условиях, 13 марта 1966 г. его заведующим становится Николай Анатольевич Мосеевский41.

Положение дел в Ростовском филиале вызывает беспокойство у руководства музея. «Срыв планов научно-исследовательской работы 1965 г. и угроза невыполнения плана 1966 г., а также серьезные нарекания со стороны ряда организаций и отдельных посетителей на качество экскурсий» повлекли за собой проверку. Результаты работы комиссии под председательством зам. директора по научной части М.Г. Мейеровича изложены в документе: «За 7 лет существования филиала в нем сменилось 4 заведующих, 4 хранителя. <…> Проверка 1965-66 гг. выявила недостатки во всей постановке фондовой работы. В 1959 и 1962 гг. списанные как недостающие предметы, а они есть. В 1962 г. зав. филиалом Жильцов и н/с фондов Тяпаева некоторые экспонаты, не имевшие инвентарного номера и, по их мнению, не представлявшие музейного значения (самогонный аппарат, галстуки, гнездо сороки, сани и т.п.) были сожжены. В экспозиции экспонируемые вещи несколько лет не подвергались чистке, выставлены подчас вверх ногами (зал 3). В витринах грязь, пыль, дохлые мухи, живая плесень, сети паутины. Этикетки набиты прямо на экспонат. В рукописном отделе, который передавался пачками (200 шт.), найдены Указ Петра I с личной подписью, старейший список повести «О Ерше Ершовиче», несколько сот столбцов-свитков. Там же шкаф с сотнями препарированных птиц, под лестницей ящики с вонючим материалом, сотни фотонегативов, бюсты неизвестных лиц и 4 Евангелия в серебряных окладах, которые разыскивал отдел фондов»42.

«Большая работа по упорядочению фондов» привела к списанию в 1966 г. 200 произведений живописи43.

В III квартале 1966 г. снова идет передача фондов, что отрицательно сказывается на работе филиала. «Зато в состав научных работников, сказано в отчете, включились два искусствоведа, что должно резко улучшить работу филиала»44.

Среди немногочисленных поступлений конца 1950-х – первой половины 1960-х гг. нужно назвать три работы ученика А.И. Куинджи Е.И. Столицы (1870-1929) 1920-х гг., переданных в дар музею наследниками художника (1966); картины и рисунки А.И. Дмитриева (1893-1921) 1910-х гг., дар сестры художника К.И. Шухвастовой (1959). В 1962 г. приказом по Ярославскому Управлению культуры были переданы 7 работ ярославских живописцев. В этом же году закуплены картины Р.Н. Галицкого и И.В. Соколовой. В 1962 г. от А.М. Глускина поступила в дар картина «Башня Ростовского кремля», написанная художником в 1961 г.

К 1966 г., после окончания ремонта в Самуиловом корпусе, вновь открыт художественный отдел: «Древнерусское искусство XVI-XVII вв.», «Русское и советское искусство», т.е. впервые в этот период средневековое искусство и искусство Нового времени представлено в разных экспозициях45. Ее авторы – сотрудники из Ярославля В.П. Митрофанов и Т.А. Эдельсон46. По составу произведений экспозиция русского и советского искусства в основном повторяет экспозицию М.А. Чайковской, но дополнена 21 картиной ярославских художников из фондов художественного отдела музея-заповедника47.

Эта экспозиция просуществовала до начала 1968 г., когда на 2 этаже Самуилова корпуса была размещена экспозиция древнерусского искусства (В.Г. Пуцко, Г.С. Никитин, художник)48. В 8 зале, наряду с поздними иконами, экспонировались и «парсуна Петра I, портреты Царевича Алексея. Я.Я. Мордвинова, Урусовой, а так же Димитрия Ростовского Боровиковского (?)». «Это была попытка показать судьбы древнерусского искусства, проследить смену его новыми формами и существующие традиции древнерусского искусства в народном»49.

В мае 1969 г. состоялась выставка ярославских художников Ф.В. Новотельнова и А.Ф. Булдыгина50. По свидетельству последнего, на выставке были представлены работы, выполненные художниками во время поездки в Ферапонтово.

Другой работы «по собирательству и разработке экспозиций» в 1969 не велось, поскольку ждали «определения профиля» музея. Только 1 декабря 1969 г. Ростовский филиал был преобразован в Ростово-Ярославский архитектурно-художественный музей-заповедник, который возглавил Иван Алексеевич Жаров. Заведующей образованного художественного отдела стала Татьяна Александровна Гагарская, ранее работавшая в музее экскурсоводом51. Это стало начало нового этапа в изучении, развитии и популяризации художественной коллекции музея.

  1. Колбасова Т.В. История комплектования коллекции живописи Ростовского музея // ИКРЗ. 1993. С. 33-40; Ее же. «Русская живопись XVIII-XX веков из собрания Ростовского музея-заповедника» М., 1990. Алитова Р.Ф. Произведения художников «левых» направлений из собрания Ростовского музея // ИКРЗ. 1997. С. 204-215. Ким Е.В. К истории картинной галереи Ростовского музея. 1930-40-е гг. // ИКРЗ. 1999. С. 260-267.
  2. См.: Очередные задачи перестройки работы краеведческих музеев. М., 1950. С. 10, 185, 200.
  3. «В 1950 г. для посетителей открыты: Памятники архитектуры Ростовского кремля, исторический отдел с экспозицией с XVII по ХХ в., до периода Февральской революции; отдел природы; выставка, посвященная жизни и деятельности Сталина; выставка, посвященная 26-летию со дня смерти Ленина». Отчет за 1950 г. ГМЗРК. А-305. Л. 30.
  4. Там же.
  5. «Планы экспозиции художественной и финифтяной выставки». ГМЗРК А-794. Л. 8, 9.
  6. «Стадо» 0,17х0,29. Пост. из ГТГ в 1933 г. Х-933/3. «Ялта» 1887. К., м. 0,25х0,19. Пост. из ГМФ в 1921. Х921/3; «Крестьянская девочка за шитьем». Х., м. 0,10х0,11. пост. из ГМФ в 1924 г. Х-924/10.
  7. ГМЗРК. А-777. Л. 84.
  8. Приказ № 64 от 8 августа 1952 г. по Ярославскому областному отлелу культурно-просветительной работы. ГМЗРК. А-310. Л. 37.
  9. ГМЗРК. А-761. Б/п.
  10. Приказ по отделу культуры Ростовского горисполкома от 28 августа 1953 г. ГМЗРК. А-1556. Л. 18.
  11. 5 ноября 1954 открыты для обозрения Белая палата и архитектурные памятники. ГМЗРК. А-754. Л. 21.
  12. ГМЗРК. А-786. Л. 46, 47, 49.
  13. См.: Каталог художественных отделов Государственного Ярославо-Ростовского историко-архитектурного музея-заповедника. М., 1964. Авторство Тропинина (Ж-576) под вопросом, авторство Брюллова (Ж-575) отведено, неизвестный художник середины XIX в. (круга Ф.Н. Рисса)
  14. Приказ по Управлению культуры от 19 января 1955 г. Полученные от Министерства культуры РСФСР 44 картины приказываю передать: Ростовскому краеведческому музею – 30. Титов. Сталин. Творец мира. Х., м. 117х130; 31. Черкес. Лосось пошел. Х., м. 70х111; 32. Руков. Цветы. Х., м 61х79; 33. Налбандян. Сталин у Горького. Копия. Х., м.; 34. Саврасов Грачи прилетели. Копия. Х.,м.; 35. Шиндиков. Пейзаж. Х., м. 16х20. ГМЗРК. А-753. Л. 2
  15. Приказ по Министерству культуры РСФСР № 27 от 21.01.55 о передаче художественных произведений из Ярославского областного художественного музея в Ростовский краеведческий музей: Красотин А.Д. Ростов. Кремль. Х., м. 31х46; Батюков А.П. Поемные луга. Х., м. 76х52; Чурин А.А. Семафор открыт. Х., м 80х140; Шитов С. Ф. Счастливое детство. Х., м 100х150; Васильев А.М. Портрет Ленина. 134х100. ГМЗРК. А-798. Л. 5, 6.
  16. Отчет отдела природы. ГМЗРК. А-804. Л. 10.
  17. Письмо от 17 февраля 1955. ГМЗРК. А-798. Л. 10.
  18. Там же. Л. 8, 9.
  19. ГМЗРК. А-1060. Б/п.
  20. Отчет отдела природы. ГМЗРК. А-804. Л. 11, 12, 13-14.
  21. Покомнатные описи экспозиций. ГМЗРК А-755. Л. 28.
  22. ГМЗРК. А-808. Л. 177
  23. Дубовской Н.Н. Ладожское озеро; Маковский К.Е. Гладильщица; Боровиковский В.Л. Портрет Димитрия Ростовского; Тыранов А.В. Ангел мира . Акт передачи картин в ГЦХРМ от 6 июня 1957 г. ГМЗРК. А-695. Б/п.
  24. ГМЗРК. А-808. Л. 163, 164, 171.
  25. «Путеводитель по залам музея и архитектурному ансамблю Ростовского кремля». Ростов. 1958. С. 4, 16, 19, 41-44.
  26. Материалы по 75-летию музея. ГМЗРК. А-323. Л. 9.
  27. Приказ по Министерству культуры РСФСР от 20.02 1958. ГМЗРК. А-320. Л. 8-10.
  28. В.С. Баниге – старший архитектор Ярославской специальной научно-реставрационной мастерской под руководством которого с 1953 г. проводилась реставрация кремля.
  29. Приказ по Управлению культуры от 3 июня 1959 г. ГМЗРК. А-324. Л. 1; Положение о Ярославо-Ростовском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. ГМЗРК. А-1343. Л. 2.
  30. ГМЗРК. А-324. Л. 2. Н.А. Помылева освобождена от занимаемой должности 25 января 1961 г. «за неудовлетворительное руководство коллективом, что привело к серьезным недостаткам и упущениям в работе» А-1338. Л. 27.
  31. См. письмо С.А. Баулина – М.Н. Тюниной. РФ ГАЯО. Р-1130. Оп. 1.
  32. Черновик протокола заседания «приемочной комиссии». ГМЗРК. А-1060. Б/п.
  33. Там же.
  34. Приказ № 62 от 25 мая 1961 г. ГМЗРК. А-1338. Л. 8.
  35. ГМЗРК. А-325. Л.16.
  36. Отчет за 1963 г. ГМЗРК. А-772. Б/п.
  37. В полную негодность пришли: Линогравюра Осташева Э.И. Чабан Салибаев. Картина Кичигина М.А Башня Чен-лин. 1930. Х., м. Диван красного дерева. Икона Иоанн Предтеча. Частично попорчены гравюры с выставки «Советская графика». Из докладной на имя директора В. Матвеева. ГМЗРК. А-1044. Б/п.
  38. ГМЗРК. А-1066. Акт передачи от 1 сентября 1964 г. от и.о. И.А. Морозова – М.С. Кулакову.
  39. См. план и отчет за 1964 г. ГМЗРК. А-772. Л.12, 22.
  40. По распоряжению Совета министров РСФСР от 4 юиля 1966 г. Управлению делами ЦК ВЛКСМ переданы Красная палата, корп. 3 и 4, ц. Одигитрии. С территории кремля перевели жильцов, плодоовощную базу и квасильно-засолочные цехи.
  41. Акт передачи музея от 1 сентября 1964 г. от М.С. Кулакова – Н.А. Мосеевскому. ГМЗРК. А-1066. Б/п.
  42. Справка о работе музея. Подписана директором музея В. Матвеевым 18 августа 1966 г. ГМЗРК. А-1142. Л.10.
  43. Колбасова Т.В. История комплектования коллекции… С. 39.
  44. Отчет о работе в III квартале 1966 г. ГМЗРК. Оп. 1. Д. 219. Л. 11.
  45. Акт от 3 февраля 1966 г. ГМЗРК. А-1062. Б/п.
  46. ТЭП раздела «Русское и советское искусство». 1966 г. ГМЗРК. А-1357.
  47. В свою очередь, в 1968 г. некоторые картины, в основном передвижников и мастеров «Союза русских художников», были взяты из Ростова для экспонирования в Ярославль.
  48. См.: Пуцко В. Образ. Пространство. Типология. «Декоративное искусство». № 9. 1976. С. 21.
  49. ТЭП «Древнерусское искусство». ГМЗРК. А-1149. Л.16.
  50. Книга отзывов. 1969. ГМЗРК. А-1206. Л.42.
  51. Приказ МК РСФСР № 660 от 29 августа 1969, Решение облисполкома № 776 от 25 ноября 1969, приказ Управления культуры № 217 от 28 ноября 1969. ГМЗРК. А-1067. Л. 2.
КАК ДОБРАТЬСЯ