Княжна Саломея Николаевна Андроникова (в замужестве Гальперн) — одна из самых примечательных женщин Серебряного века, меценат, модель многих художников и адресат многих стихотворений. Надежда Тэффи написала в 1913 году: «Украшением вечеров, как всегда, была Саломея Андроникова – не писательница, не поэтесса, не актриса, не балерина, не певица – сплошное «не». Но она была признана самой интересной женщиной нашего круга». Поэтесса Анна Ахматова подарила Саломее свою книгу с надписью: «С надеждой на дружбу».
В чем секрет женщины, которая не занималась творчеством, но привлекла и вдохновила на стихотворные посвящения Анну Ахматову, Марину Цветаеву, Илью Зданевича, Осипа Мандельштама? Илья Зданевич писал Саломее: «Меня влечет Ваша твердая самоуверенность, подлинная, а не внешняя только, и Ваша внимательность к людям. Ваше мальчишество... Вы не слишком убежденная последовательница женственности и лени, чтобы быть бездеятельной и спокойной …Вы, конечно, искательница приключений, а потому родственны мне».
Свой портрет кисти Кузьмы Петрова-Водкина Саломея подарила Третьяковской галерее в 1970-м году. Портрет кисти Зинаиды Серебряковой завещала Национальному художественному музею Грузии в Тбилиси. А набросок Александра Яковлева хранится в музее Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке Москвы. Последние два портрета Саломеи вернулись из эмиграции благодаря Никите Дмитриевичу, и потому… «Князь Лобанов-Ростовский княжну Саломею привез из Лондона».
Судьба свела деда Никиты, Василия Вырубова, и будущего мужа Саломеи, Александра Гальперна в 1917 году в Петрограде, где они оба состояли во Временном правительстве. В Париже, в эмиграции, после свадьбы Саломеи Николаевны и Александра Яковлевича в 1926 г. началась дружба семьями Гальперн и Вырубовых (в круг которых, помимо деда Василия Васильевича и его сына Николая Васильевича (дяди Никиты), чуть позже попали мать – Ирина Васильевна – и сам Никита). Дядя Николай вспоминал, что был воспитанником Саломеи Николаевны и достаточно долго жил в её доме: «Она часто возила меня с собой, так что я знал многих ее знакомых-художников Шухаева, Яковлева, Григорьева и других». Николая Васильевича Вырубова Саломея впоследствии назначила своим душеприказчиком.
Никита Дмитриевич Лобанов рассказывал, что Саломея, узнав о его увлечении русской театральной живописью, «всячески поддерживала в этом. Делилась… знанием предмета… связями и точными художественными характеристиками тогдашних русских художников-парижан. Она подарила [ему] эскиз костюма работы В. И. Шухаева». В Ростовском музее хранятся два письма Саломеи Николаевны Андрониковой-Гальперн Никите, отправленные в 1969 и 1970 г. В одном Саломея даёт адреса художника Н. И. Альтмана и племянницы своего мужа. На письме с двух сторон карандашные пометы рукой Лобанова-Ростовского, поясняющие содержание письма. На втором письме – бытового содержания – также пометы рукой Никиты Дмитриевича.
Саломея в конце жизни признавалась, что одной из главных ошибок ее жизни стал отъезд из Грузии. «Я совершила глупость, что оставила родину в такой трудный момент». За четыре года до смерти Саломея Андроникова-Гальперн написала: «…Завещание очень простое: ВСЁ, что у меня есть, что мне принадлежит, оставляю своей дочери. Уточнено в завещании, что мой портрет Серебряковой завещаю Грузии». В мае 1982 года, на 94-ом году жизни её не стало. Душеприказчики Гальперн, включая Николая Васильевича Вырубова, попросили Никиту Лобанова помочь как в оценке работ, хранившихся в её доме, так и в исполнении последней воли – отвезти её портрет в Тбилиси.
Дадим слово Никите Дмитриевичу: «В одну из моих поездок в Грузию Ирина Дзуцова меня познакомила с директором Государственного музея искусств Тамазом Евгеньевичем Саникидзе. Ему-то я и послал … заказное письмо, объяснявшее волю почившей Саломеи Андрониковой. Ответа я не получил и послал второе. Опять загадочное молчание. Устав ждать, я написал письмо в Министерство культуры СССР, изложив пожелание Андрониковой и надежду на их содействие в этом вопросе».
В нашем музее хранится копия этого письма, написанного 4 мая 1982 г. Никита Дмитриевич настойчиво спрашивает: «Как осуществить передачу портрета Саломеи Николаевны Гальперн в Тбилисский музей?» 16 июля 1982 г. получает ответ от директора Государственного музея искусств Грузии Т. Саникидзе, где Лобанова благодарят за беспокойство и труды по урегулированию вопроса о передаче «Портрета С. Н. Андрониковой-Гальперн» кисти Зинаиды Серебряковой.
9 ноября 1982 г. Никита Лобанов-Ростовский передал портрет через московское постпредство Грузии: «Мои усилия были вознаграждены традиционным кавказским гостеприимством с шампанским и грузинским телевидением». На втором этаже Музея искусств в Тбилиси, в разделе русского искусства, висит теперь портрет Саломеи Андрониковой кисти Зинаиды Серебряковой. Второй портрет Саломеи – эскиз, выполненный сангиной в Париже в 1922 г. Александром Яковлевым, был куплен Никитой Дмитриевичем на аукционе Сотбис в мае 2004 г. и передан им в феврале 2005 в Дом-музей М. Цветаевой как напоминание о дружеских отношениях и о материальной поддержке, которую оказывала Саломея Гальперн Марине Ивановне Цветаевой в парижской эмиграции.
Не преувеличивал броский заголовок в СМИ: «Князь Лобанов-Ростовский княжну Саломею привез из Лондона»… Он сделал это дважды!
Ил. 1. В. Землянский В. Княжна Саломея Андроникова. Луга, 1910. Фотография
Ил. 2. Справа налево: Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский; его мать Ирина Васильевна; дядя Николай Васильевич Вырубов с супругой. Лондон, 1954. Фотография, собрание ГМЗРК;
Ил. 3. Письмо Саломеи Николаевны Гальперн Н. Лобанову-Ростовскому о запланированной поездке адресата в Россию. 21.04.1969. Собрание ГМЗРК;
Ил. 4. Письмо Николая Васильевича Вырубова Н. Лобанову-Ростовскому с просьбой помочь оценить картины Саломеи. 23.04.1982. Собрание ГМЗРК;
Ил. 5. Т. Саникидзе и Н. Лобанов-Ростовский при передаче портрета Саломеи. Москва, 09.11.1982. Фотография;
Ил. 6. Приглашение на торжественный вечер, посвященный презентации книги Н.Д. Лобанова-Ростовского "Воспоминания" и его дару Дому-музею Марины Цветаевой. Москва, 2005. Собрание ГМЗРК.
Заглавное фото - Зинаида Серебрякова. Портрет С. Н. Андрониковой-Гальперн. Государственный музей искусств Грузии. Тбилиси