МУЗЕЙНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: истории о крестьянской жизни

 Брюллов П.А. Картина «Крестьянская девочка». 1874
10.05.2023

Каждый музейный предмет представляет собой не просто вещь, изготовленную в некое время из определенных материалов с использованием каких-то техник. Выйдя из обихода человека, предмет обретает качества свидетеля, источника сведений о времени и людях – изготовивших его, использовавших в быту, в определенный момент осознавших значимость его и необходимость сохранения для потомков.

На фотографиях здесь представлены следующие предметы:

  • две картины П.А. Брюллова «Крестьянская девочка» (1874) и «Крестьянские дети» (1879). Первая поступила в Ростовский музей из Государственной Третьяковской галереи в 1933 году, вторая передана в 2000 году из Республиканского центра Художественных выставок РОСИЗО;

  • почти одновременный этим живописным произведениям План деревни Гологузова Ростовского уезда изготовлен техником Ярославской губернской земской управы Д. Раевским 2 мая 1872 года. Он доставлен в музей в 1920 году Д.А. Ушаковым;

  • фарфоровый письменный прибор «Крестьянский дом» второй половины XIX века – продукция завода Ф. Гарднера в Вербилках Дмитровского уезда Московской губернии. Это изделие попало в музей из усадьбы Леонтьевых в селе Воронине в 1920 году;
  • две фотографии, сделанные в 1927 году в селе Вексицы Ростовского уезда И.О. Сосфеновым: панорама и ряд домов. Следует уточнить: в музее хранятся не сами фотографии, а стеклянные негативы.

В совокупности предметы рассказывают о том, как жили крестьяне в конце XIX – начале XX века – и как видели эту жизнь люди, способные понять ценность того, что они наблюдают, и умеющие зафиксировать, в художественном или документальном произведении, увиденное и обдуманное.

Крестьянские дети, запечатленные П.А. Брюлловым, вызывают у нас яркий эмоциональный отклик – и здесь мы менее всего готовы рассматривать детали одежды, рассуждать о тяжкой жизни народной.

План деревни, вычерченный земцем, конечно, более всего адресован разуму, а не эмоциям. Он дает нам представление о планировке пореформенной деревни, о количестве населения, обеспеченности заозерных ростовских крестьян землей.

Как свидетельство появившегося в пореформенное время у образованных россиян интереса к народу, его быту, этическим и эстетическим нормам можно воспринимать фарфоровое настольное украшение.

Фотографии И.О. Сосфенова являются уже итогом планомерной и целенаправленной работы ростовских музейщиков по исследованию крестьянского быта, историко-культурного наследия сельской округи Ростова. Здесь мы видим и фрагменты планировки села, и отдельные постройки, и их декор.

Автор:  Любовь Мельник

Галерея

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!