Каждый музейный предмет представляет собой не просто вещь, изготовленную в некое время из определенных материалов с использованием каких-то техник. Выйдя из обихода человека, предмет обретает качества свидетеля, источника сведений о времени и людях – изготовивших его, использовавших в быту, в определенный момент осознавших значимость его и необходимость сохранения для потомков.
На фотографиях здесь представлены следующие предметы:
-
две картины П.А. Брюллова «Крестьянская девочка» (1874) и «Крестьянские дети» (1879). Первая поступила в Ростовский музей из Государственной Третьяковской галереи в 1933 году, вторая передана в 2000 году из Республиканского центра Художественных выставок РОСИЗО;
-
почти одновременный этим живописным произведениям План деревни Гологузова Ростовского уезда изготовлен техником Ярославской губернской земской управы Д. Раевским 2 мая 1872 года. Он доставлен в музей в 1920 году Д.А. Ушаковым;
- фарфоровый письменный прибор «Крестьянский дом» второй половины XIX века – продукция завода Ф. Гарднера в Вербилках Дмитровского уезда Московской губернии. Это изделие попало в музей из усадьбы Леонтьевых в селе Воронине в 1920 году;
- две фотографии, сделанные в 1927 году в селе Вексицы Ростовского уезда И.О. Сосфеновым: панорама и ряд домов. Следует уточнить: в музее хранятся не сами фотографии, а стеклянные негативы.
В совокупности предметы рассказывают о том, как жили крестьяне в конце XIX – начале XX века – и как видели эту жизнь люди, способные понять ценность того, что они наблюдают, и умеющие зафиксировать, в художественном или документальном произведении, увиденное и обдуманное.
Крестьянские дети, запечатленные П.А. Брюлловым, вызывают у нас яркий эмоциональный отклик – и здесь мы менее всего готовы рассматривать детали одежды, рассуждать о тяжкой жизни народной.
План деревни, вычерченный земцем, конечно, более всего адресован разуму, а не эмоциям. Он дает нам представление о планировке пореформенной деревни, о количестве населения, обеспеченности заозерных ростовских крестьян землей.
Как свидетельство появившегося в пореформенное время у образованных россиян интереса к народу, его быту, этическим и эстетическим нормам можно воспринимать фарфоровое настольное украшение.
Фотографии И.О. Сосфенова являются уже итогом планомерной и целенаправленной работы ростовских музейщиков по исследованию крестьянского быта, историко-культурного наследия сельской округи Ростова. Здесь мы видим и фрагменты планировки села, и отдельные постройки, и их декор.