В самом начале перестройки, в 1986 году, в преддверии 1125-летия Ростова администрацией города и музея при активнейшем участии общественников — патриотов было принято решение о возобновлении знаменитых на весь мир ростовских звонов. Задача была не из легких, так как нужно было решить сложнейшие технические задачи и преодолеть множество препятствий, главным из которых было состояние дубовых балок, на которых висели колокола (ил. 1). Городской оргкомитет по празднованию юбилея назначил ответственным за подготовку звонницы директора музея В. Н. Качалова. Проект замены несущих балок и стоек колоколов звонницы Успенского собора выполнил старший инженер Ростовского реставрационного участка А. С. Рыбников. О том, как проходила эта уникальная работа, подробно рассказал очевидец событий Дмитрий Смирнов в материалах конференции «История и культура Ростовской земли» (2004).
Для изготовления новых балок при непосредственном участии музейного инженера по снабжению В. Д. Гонозова в конце 1986 года из Красноярского края специально был доставлен вагон сибирской лиственницы (ил. 2). Первый этап работ по обработке лиственницы выполнил приглашенный мастер Николай Алексеевич Ленивков, житель Костромской области. У себя на родине он известен выполнением сложных работ по замене крестов, ремонту кровель и глав в церквах. 3 марта 1987 года он приступил к работе в Ростове (ил. 3, 4).
Если внимательно присмотреться к фотографиям, можно заметить, что у мастера отсутствует кисть левой руки, поэтому специально для него по его эскизам изготовили металлические клинья, с помощью которых он обтесывал толстые бревна (ил. 5). Когда балки были готовы, и уже начали снимать маленькие колокола, оказалось, что (как тактично выразился Д. В. Смирнов), «не все в финансовом вопросе было урегулировано с ним [мастером], и поэтому вскоре пришлось отказаться от его услуг полностью».
Дальнейшие работы по установке балок и перевешиванию колоколов выполнялись силами рабочих Ростовского реставрационного участка, а именно бригадой плотников во главе с Валентином Абрамовичем Марасановым, в которую входили также его братья Вячеслав и Юрий Марасановы, Николай Макаров и Владимир Маховиков (ил. 6, 7, 8). По словам старейшего сотрудника Ростовской реставрационной мастерской К. В. Дворжецкого, «…сделали хорошо, быстро, аккуратно, проявили свою смекалку, где надо».
Репетиции на звоннице начались, когда два больших колокола еще находились в лесах. Ансамбль звонарей был составлен из преподавателей Ростовского музыкально-педагогического училища и музейных работников, руководил ими Сергей Александрович Мальцев (ил. 9). В результате этой грандиозной работы в мае 1989 года в Ростовском кремле состоялся II Всесоюзный фестиваль колокольной музыки, положивший начало Ассоциации колокольного искусства России.
Эти исторические события запечатлены в материалах, которые хранятся в музейных фондах фотонегативов и фотоматериалов. Автор большинства фотографий — Ю. А. Родионцев, известный фотограф, работавший в музее с начала 1970-х до 1997 года и ставший, по сути, главным летописцем истории Ростова этого времени.