Лето. Жара. Многие дамы используют веер. Откуда пришел к нам этот предмет? В собрании Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» есть небольшая коллекция вееров XVIII–XX веков. Предметы поступали с начала основания музея и поступают по настоящее время.
Родиной веера принято считать Китай. Первые опахала на длинной ручке — прародители веера — появились в Китае в XI веке до нашей эры. Через несколько столетий появились маленькие ручные опахала, круглые веера на ручке.
В Древнем Египте опахала были одними из символов власти фараона. На торжественных церемониях за правителем опахало несли самые знатные персоны, обычно члены царской семьи. В Византии веер использовали, чтобы отгонять мух во время богослужения. А из Византии веер попал к королевским дворам Европы. Широкое распространение веера пришлось на эпоху Возрождения.
Постепенно форма его меняется — от круга к четверти круга и флажку на резной рукоятке. В XVI веке в Европе появляется полукруглый складной веер. Кроме ярких перьев для изготовления вееров использовались дорогие материалы: слоновая кость, сандаловое дерево, золото, бронза.
В XVII–XVIII веках веер стал предметом роскоши. Его начали делать из шелка, кожи, пергамента и плотной бумаги, а к некоторым моделям даже добавлялись зеркальца посередине.
* * *
Веер, как и любой другой предмет декоративно-прикладного искусства и элемент костюма, часто подвергался изменениям, которые зависели от моды. Веера делали из слоновой кости, дерева, перламутра, панциря пятнистой черепахи, украшая пластины тонкой ажурной резьбой, иногда — позолотой. Экраны были из бумаги или пергамента, их расписывали гуашью. Экраны из ткани украшали вышивкой, росписью, металлическими пайетками. В XVIII веке в моде были веера с «галантными сценами»: гуляющие среди живописных руин дамы и кавалеры, иногда предстающие даже в фривольных позах (известны веера с откровенными сценками, на которых дама в страстных объятьях возлюбленного могла быть изображена с обнаженной грудью). Веера эпохи рококо отличались нежным колоритом, мастера использовали голубые, розовые, фисташковые, золотистые тона. Пластины были тонкими, сам веер был воплощением изящества и хрупкости.
Форма, размер, декор веера, сюжеты и орнаменты, которые на экране и остове изображали, изменялись в соответствии со временем и стилем, господствующим в это время в искусстве. Форма веера и материал, из которого его изготовляли, также часто подчинялись моде.
В конце 1880-х годов в модных журналах веер фигурирует в комплекте с костюмом как его неотъемлемая составная часть. «Веер должен подходить к каждому туалету: прежде хорошенькая женщина имела их 2-3, теперь — 20-30! Надо иметь один-два богатых веера для больших приемов и балов, а для более простых собраний — несколько простых, но изящных, подходящих к туалету».
В России складные веера распространились с XVIII века, вместе с ними пришло и удивительное явление — особый «язык веера». С помощью веера можно было даже передать некое сообщение, в ситуации, когда разговор был невозможен:
«Да» — приложить веер левой рукой к правой щеке.
«Нет» — приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.
«Я вас люблю» — правой рукой указать закрытым веером на сердце.
«Я вас не люблю» — сделать закрытым веером движение в сторону, и множество других вариаций.
Начиная со второй половины XIX века экраны и остовы вееров изготовляются из более дешевых материалов (рог, крашеное дерево, коровья кость, целлюлоза), при этом часто имитируются материалы дорогие. Более дешевые материалы вкупе с усилившимися тенденциями к демократизации способствовали распространению веера в сословиях купцов, мещан и даже зажиточных крестьян. Веера уже не расписывают вручную, а изготавливают с применением печати, а в изображениях появляются бытовые сцены, сцены из народной жизни и прочее: коррида, итало-австрийские войны, свадьбы и праздники в духе картин передвижников, портреты в сценках. В конце XIX — начале XX века в моде были веера больших размеров, особенно популярны стали цветные веера из страусовых перьев. Также в начале ХХ века веер часто использовали в качестве дешевого подарка во время рекламных акций (их раздавали, например, сотым и тысячным покупателям, в честь больших распродаж и проч.).
Представляем музейную коллекцию следующими предметами:
1. Т-4524 Веер, XIX в. (ил. 1). Складной, на 20 деревянных пластинках из темного дерева с рисованными серебряной краской зигзагообразными линиями. Экран из белого батиста, шитого цветным шёлком и блестками: узор в виде стилизованной бабочки, находящейся в центре, с отходящими в обе стороны волнистыми стеблями роз и мелких лиловых цветов. Батист, дерево, блестки, вышивка, роспись; 24 х 40,5 см. Поступил от Е.М. Кайдаловой в 1924 г.
2. Т-4523 Веер, XVIII в. (ил. 2). Складной, на 18 костяных фигурных пластинах с резным растительным орнаментом из тонких веточек и стеблей. Внизу пластинки скреплены металлическим стержнем. Экран затянут светлым шелком с цветным изображением мифологических сцен. По верхнему краю и на одеждах нашиты металлические блестки. Шелк, кость, блески; 19 х 32,5 см. Поступил от Д. И. Касаткина в 1905 г.
3. Т-4587 Веер, конец XIX — начало ХХ в. (ил. 3). Остов из гладких деревянных пластин, окрашенных в черный цвет, штифт и дужка — металлические. Экран выполнен из черной шелковой ткани, расписанной гуашью. Орнамент состоит из веточек анютиных глазок, в центре цветов пришиты мелкие блестки. По верхнему краю экрана пришит черный тюль. Дерево, тушь, гуашь, блестки, металл, роспись по ткани; высота 34,5 см; высота экрана 21,5 см; ширина экрана 65,5 см, количество пластин 15+2. Поступил от А.Г. Морозова в 2010 г.
4. Т-4520 Веер, конец XIX — начало ХХ в. (ил. 4). Складной, черного цвета, станок состоит из 17 пластинок: две крайние деревянные обтянуты тканью, остальные эбонитовые черные. Крайние пластинки, узкие внизу, расширяются кверху, на лицевой стороне покрыты плотными рядами черного бисера, вверху вставлены по три черных граненых стекла. Эбонитовые пластинки, широкие внизу, сужаются кверху, на широкой части гравирован стилизованный растительный орнамент, на узких частях сквозные круглые отверстия и цветочные розетки. Пластинки соединены металлической скобкой. Экран из черной шелковой ткани в два слоя: верхний с растительным орнаментом, вышитым по тюлю, имитирующий кружево, по фону — мелкие веточки из черного бисера. Второй слой ткани без орнамента. Шелк, бисер, тюль, дерево, эбонит, шитье, гравировка, низание, сборка; высота 37 см. Поступил от Н.А. Афанасьевой в 2002 г.
5. Т-4527 Веер, начало XIX в. (ил. 5). Складной, на 18 деревянных пластинках, окрашенных белой краской. Пластинки с лицевой стороны покрыты мелким серебристым узором из вьющихся стеблей с завитками. Веер на 3/4 затянут светлым атласом, по верхнему краю — полоса белого пуха. По атласу — рисунок в виде тонких вьющихся стеблей, между которых гроздья белых цветов. Внизу металлическая скобка со светлым шнурком и кисточкой. Атлас, дерево, пух, роспись по дереву; 34,5 х 65 см. Поступил от Е.Ф. Стрижниковой в 1925 г.
6. Т-4509 Веер, начало ХIХ в. (ил. 6). Складной, на 18 деревянных пластинах, окрашенных белой краской. Пластинки с лицевой стороны покрыты мелким серебристым узором из вьющихся стеблей и завитков. Веер затянут тонким светлым шелком, вверху — тюль со стилизованным растительным орнаментом. По шелку роспись светло-розовыми, белыми, зелеными, лиловыми красками — два букетика цветов. Между букетов нашито кружево, вырезанное по контуру узора. Внизу металлическая скобка со светлым шнурком и кисточкой. Дерево, шелк, кружево, роспись по ткани; 34 х 63 см. Поступил от Е.Ф. Стрижниковой в 1925 г.
7. Т-4519 Веер, начало ХХ в. (ил. 7). На восемнадцати деревянных пластинках с тисненым серебряным растительным орнаментом в виде мелких веточек с маленьким цветочком. Экран из бежевого шелка с мелким растительным орнаментом, по верху пришито бежевое кружево. Внизу пластинки скреплены металлической скобой, на которой закреплена на длинном тонком шнуре шелковая кисточка. Дерево, шелк, кружево, роспись, сборка; 34 × 60 см. Поступил от Г.О. Киселева в 2004 г.