МУЗЕЙНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: Шали в собрании Ростовского музея 

МУЗЕЙНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: Шали в собрании Ростовского музея 
07.03.2025

В фондах музея хранится большая коллекция шалей XIX–ХХ веков. Слово «шаль», заимствованное из персидского языка, и в наше время звучит практически одинаково на многих языках. Самые первые шали являлись частью персидского национального костюма, появились они в VI–IV веках до н. э. (Персия — нынешний Иран). Шали были большого размера, всевозможных форм: длинные, квадратные и даже восьмиугольные, покрывали практически не только голову, но и всю фигуру человека, носили их как женщины, так и мужчины. 

Производство шалей началось только в XV веке н. э. в провинции Кашмир, на севере полуострова Индостан. Оно и было налажено из шерсти и пуха кашмирских коз, шерсть и подшерсток которых имеет очень однородную структуру. Эту породу коз разводили на Тибете, в Иране, на севере Индии. Шерсть сначала пряли в тонкую нить, затем ткали на ручных станках. Такая технология был довольно длительным процессом, и изготовление шали занимало от несколько месяцев до 3-4 лет. Стоили такие шали баснословно дорого.

В Европе первые шали появились только в XVII–XVIII веках. Очень славились шали, изготовленные в шотландском городе Пейсли, которые не уступали по качеству индийским и персидским.

Во Франции шали становятся важной частью гардероба знатных дам, они прекрасно сочетались с модными в те годы платьями в стиле ампир, подражавшими античным нарядам прошлого, — с завышенной талией, глубоким декольте и маленькими короткими рукавами.

В России первые шали появились в начале XIX века. Их ткали из тончайшей нити, спряденной из пуха и шерсти сайгаков и тибетских коз. Самым удивительным является то, что нить была тоньше волоса, а тканый цветочный рисунок оказывался совершенно одинаковым с обеих сторон. Это достигалось с помощью техники двухстороннего ткачества. Тканые шали украшались еще и вышивкой шелком. Стоили они в то время очень дорого, и позволить себе такую шаль могли только очень богатые купчихи. Такие шали передавались от бабушки к внучке и служили очень долго.

В 1851 году на Всемирной промышленной выставке в Лондоне российские шали приобрели мировую славу.

С середины XIX века в России начинают массово производить шали с набивным рисунком. Они были гораздо дешевле тканых, потому становились достоянием всего народа, прочно войдя в быт всех слоев русского общества. Теперь такими шалями обладают не только дворянки и богатые купчихи, но и мещанки, и крестьянки.

Большой популярностью пользовались изделия из города Павловский Посад Богородского уезда Московской губернии. Здесь с середины XIX века существовал «Торговый дом Я. И. Лабзина и В. И. Грязнова», известный далеко за пределами России. С 1865 года шали этого заведения неоднократно отмечались призами российских и международных выставок.

О женщинах того времени чаще говорили, что они «хорошо задрапированы», чем «они хорошо одеты». Шаль была настолько популярна, что в начале XIX века появляется танец «па де шаль». Так девушки демонстрировали свое изящество, грациозность и хорошую осанку. Эта традиция сохранилась до конца XIX века.

На фото — шали из музейной коллекции

Шаль второй половины ХIХ века: квадратной формы, основной фон — красного цвета, средник — черного. Широкая кайма по краям состоит из переплетающихся полос с мелким растительным орнаментом, между полос — пучки «огурцов» и завитки. В среднике — крестовидная фигура из мелких ажурных элементов. По двум противоположным сторонам — бахрома.

Шерсть, ковроткачество; 119×119. Инв. Т-2963. Поступила в музей от Д. Н. Чебоксарова в 1911 году.

Шаль начала ХIХ века: прямоугольной формы, широкая кайма от ковровой шали укреплена на серо-голубую ткань. Узор ткачества по восточным мотивам. На двух сторонах кайма образована из трех орнаментальных полос; орнамент двух верхних в виде повторяющихся «огурцов» с мелкими декоративными проработками, между «огурцов» — тонкие стебли с розовыми цветочками на черном фоне; нижняя узкая орнаментальная полоса пришита к верхней. По двум другим сторонам нашиты узкие полосы с резным верхним краем. В углу — большой «огурец» в окружении орнаментальных веток, над ним вышиты черные тонкие стебли с розовыми мелкими цветами. Подкладка из светло-серой хлопчатобумажной ткани. Края обшиты тесьмой.

Шерсть, позумент, хлопчатобумажная ткань; ковроткачество, вышивка тамбуром; 179×161. Инв. Т-2975. Поступила от Д. Н. Чебоксарова в 1911 году.

Шаль конца ХIХ века: квадратной формы с длинными тонкими кистями. По голубому фону репсовой выработки черными и оранжевыми нитями проткан сложный растительный орнамент: по углам темной линией образован полуовал, вокруг него пять рядов фестонов с цветочными розетками. Внутри овалов — венок из цветов типа пиона, центр венка заполнен сеткой, над венком к центру — букетик из мелких листьев. По сторонам, между полуовалами букет цветов с драпировкой внизу из узорчатой ткани.

Шелк, кисти; ткачество; 168×174. Инв. Т-3913. Поступила от А. М. Бугаевой в 1997 году.


Автор:  Марина Ходосова

Галерея

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!