МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ: «Дарохранительница с сиянием» (1802)

МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ: «Дарохранительница с сиянием» (1802)
30.06.2023

В перемещенной в Конюшенный двор экспозиции Музея финифти появился экспонат, неизменно привлекающий внимание туристов (ил.1). Каким были назначение и история этого замечательного предмета? 

Дарохранительница – особый сосуд из благородного металла в виде храма, часовни или гробницы под сенью; с выдвижным ящиком в форме гроба или отделениями, в которых хранятся запасные Святые Дары. «Дарохранительница с сиянием» из музейной экспозиции была заказана в Шереметевский храм Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Из вкладной книги узнаём интересные подробности: «[Ковчег] сделан в Москве в 1803 году …коштом госпож Ушаковой и Аргамаковой». 

Сведения о месте изготовления подтверждаются клеймами: г. Москвы и пробирного мастера Алексея Ивановича Вихляева; также проставлен именник ювелира – "АЛ". Высота экспоната 1350 см, вес – 13783 г. В современном инвентарном описании сообщено, что он «на четырех изогнутых ножках, корпус овальный, украшен прорезным кожухом, финифтяными пластинками и колоннами. 8 колонн поддерживают сени в виде 1/4 сферы. У основания колонн установлены литые фигуры 2-х ангелов с рипидами и 4 фигурки евангелистов. Вверху 2 коленопреклоненных ангела. На дарохранительнице на прямоугольном с выступами ящичке укреплено сияние: в центре финифтяная пластинка "Воскресение" в окружении головок ангелов и лучей, на обороте – гравированное изображение "Распятия"». 

Двоюродные сёстры Анна Ивановна Аргамакова (1753–1806) и Прасковья Александровна Ушакова (ок.1749–1824) были постоянными вкладчицами в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, начиная с 1791 года. В основном, жертвовали священные облачения, а также облачения священнослужителей. Единственным совместным их вкладом стала дарохранительница, ныне представленная в музее. 

Более 120 лет дарохранительница находилась в алтаре Шереметевского (храма св. Димитрия Ростовского) на белом мраморном престоле под стеклянным колпаком. Судя по главной описи монастыря, дарохранительница состояла из трех частей: «ковчег серебряный, кругообразный, местами позолоченный, на 4-х ножках с гирляндами между ними, с финифтяными образами Страданий Спасителя (ил.2); два ангела с рипидами и четыре Евангелиста чеканные на тумбицах. Гроб с черневыми штуками, с крышкой и ножками. Над гробом образ Святого Духа на цепочке золоченой на обеих сторонах. На колонках карниз с обвивкою серебряной. На карнизе полукругом кованый позолоченный с финифтяным образом Воскресения Христова в сиянии…». 

После Октябрьской революции 1917 г. для храмов и монастырей настали трудные времена. К июлю 1921 г. «Дарохранительница с сиянием» «художественной работы» в числе прочей церковной утвари была взята на учёт как предмет благородного металла, имеющий «историческое, художественное или археологическое значение». Но ещё через год начались регулярные изъятия церковных ценностей. Государственная кампания по изъятию церковных ценностей спровоцировала некоторых граждан активно заняться кражами из храмов и монастырей. Так, в марте 1925 г. община верующих Спасо-Яковлевского монастыря сообщила в Угрозыск о крупной краже (в приложенном списке украденного было перечислено 17 позиций). 

 В феврале 1926 г. Ростовским Государственным музеем были приняты [на баланс] здания бывшего Спасо-Яковлевского монастыря. Его имущество стали использовать совместно: община верующих, общий отдел УИКа, Детдом и музей. Для Ростовского музея Зачатьевский и Спасский храмы, а также монастырская ризница стали «отделением с подотделами»: прикладного церковного искусства; библиотекой старопечатных книг и архивом. Здания было необходимо содержать в порядке и вовремя ремонтировать; а движимое, как писали тогда в документах, «оборудование», каковым являлось «обиходное церковное имущество», – беречь. Перенос церковных ценностей в монастырскую ризницу не помог спасти их от злоумышленников даже под куполом Яковлевского храма (3-ий этаж). 1 октября 1926 г. воры забрались на крышу портика, сломали оконные решетки и вынесли серебро со створки царских врат весом до одного пуда, 8 серебряных лампадок, цинкового голубка, подвешиваемого над престолом; ризы и венец с икон Димитрия Ростовского; венец с иконы Спасителя; серебро с ковчега и с напрестольного креста. 

Музейным экспонатом, на мой взгляд, дарохранительница с сиянием стала летом 1932 года. Тогда она была перенесена из ризницы бывшего Спасо-Яковлевского монастыря и выставлена в только что открытой исторической экспозиции в Ростовском кремле. Вы удивитесь, но раздел выставки, где находилась дарохранительница, назывался «Крепостничество». По всей видимости, там она иллюстрировала подраздел и идею «Религия, наука, искусство на службе крепостников» (ил.3). Чуть более трёх месяцев дарохранительница экспонировалась в полной сохранности, затем, 22 октября 1932 г., «подвесной голубь» с дарохранительницы был похищен. 

Таким образом, в настоящее время в нашем музее хранятся «ковчег» и «гроб» (ил.4) «Дарохранительницы с сиянием». В экспозиции Музея финифти демонстрируется одна часть, с финифтяными вставками. К сожалению, без ответа пока остались вопросы, которые меня заинтересовали: почему сестры-москвички выбрали Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове местом для многочисленных вкладов, что стало их личными мотивами? Кто был ювелиром(-ами) и живописцем(-ами) этого произведения? «Дарохранительница с сиянием» (имеющая уже 220-летнюю историю!) ждёт не только экскурсантов, но и пытливых исследователей.


Ил.1 Дарохранительница с сиянием. 1802.
Ил.2 Финифтяный образ с дарохранительницы «Несение креста».
Ил.3 Раздел экспозиции Ростовского музея «Крепостничество». 1932.
Ил.4 Гробничка от дарохранительницы. 1802.

Автор:  Ольга Букреева

Галерея

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!