МУЗЕЙНЫЕ ВЫСТАВКИ: Народная деревянная скульптура ХХ века

Фото: Илья Чикунов
18.10.2024

На выставке представлена деревянная скульптура самодеятельных народных мастеров, живших в Ростове и Ростовском районе в XX веке – Михаила Дмитриевича Королева (1904–1997), Федора Александровича Жильцова (1894–1981), Алексея Гавриловича Пичугина (1909–1999) и Сергея Николаевича Дормидонтова (1901–1983).

Народные мастера, как правило, не получали художественного образования, а навыки резьбы по дереву приобретали самостоятельно. У каждого из них сложилась яркая индивидуальная творческая манера, однако есть у народных резчиков и общие черты. Их объединяют объединение реальности и вымысла, внимание к деталям, любовь к ярким краскам и часто –восторженный взгляд на повседневность.

Большое разнообразие и вместе с тем определенное стилевое единство представленных на выставке работ объясняется не только традициями народного искусства, но и во многом общностью творческих биографий авторов.

Почти все они – участники Великой Отечественной войны, а кое-кто – и Первой мировой. Примечательно, что они вернулись с фронтов не озлобленными и замкнувшимися в себе, но умудренными жизнью людьми, с по-детски чистыми душами и неуемной творческой энергией и фантазией. В трудное и тяжелое послевоенное время, как и весь народ, они были заняты обычной нелегкой работой. И лишь по выходе на пенсию смогли воплотить свою творческую энергию в многочисленных произведениях резьбы по дереву, которые излучают оптимизм, радость, мир и спокойствие.

Впервые посетители выставки получат возможность познакомиться с коллекцией народной деревянной скульптуры Ростовского музея в такой полноте.

Персоналии:

Федор Александрович Жильцов (1894–1981) родился в деревне Чухолза Борисоглебского района Ярославской области. Семья была большая – восемь детей, а Федор – старший. С детства любил рисовать, брал пример с матери, большой мастерицы. В 11 лет Федор был отправлен в услужение к купцу в Кронштадт, где пробыл 8 лет. Именно в Кронштадте, в 1910 году, как вспоминал сам Федор Александрович, он и увидел раскрашенный ветряк наподобие тех, что он потом стал делать.

В Первую мировую войну Федор Александрович сражался на западном и юго-западном фронтах, в Карпатах, а в гражданскую войну – в Мурманске. Ему довелось увидеть представителей различных армий и родов войск, навсегда врезались в память мастера отличия во внешнем виде солдат разных стран. В годы Великой Отечественной войны Жильцов находился в действующей армии. В общей сложности он провел на войне десять лет. После войны жил в деревне Вёртлово Борисоглебского района Ярославской области, работал ветеринаром в колхозе.

Возможность заняться творчеством, а именно изготовлением ветряков, появилась у Федора Александровича только после выхода на пенсию, в 1960-е годы. Вспомнил ветряки из Кронштадта – и начал вырезать. Делал он их не спеша: топором, пилой, ножом. Пропорции фигур задавались толщиной дерева.

Более тщательно вырезал и раскрашивал лицо, но и оно сохраняло меру той условности, в которой выполнено туловище. Иногда отдельно были вырезаны и приделаны руки, но чаще всего их заменяли лопасти, посаженные на уровне плеч на катушки из-под ниток.

Вначале мастерил ветряки «для дела» – ставил их на колья в огород отпугивать птиц и кротов, а потом – для красы. «Нам, старикам, – для повады, ребятишкам – на потеху», – рассказывал Федор Александрович. Потом продолжил делать ветряки для соседей, гостей. Вырезанные из дерева и раскрашенные фигурки людей с лопастями вместо рук украшали сады и огороды. Вскоре в Вертлове не осталось двора, где бы ни махали руками с шестов разноцветные фигурки.

Среди любимых персонажей Федора Александровича военные: солдаты, матросы, музыканты. Причем каждый из них – со своим особенным лицом, характером, в отличной от других форме. Ремень, пуговицы делал из фольги, жести. Выразительные средства предельно лаконичны.

В 1980 году автор подарил Ростовскому музею  ветряк «Солдат», изготовленный в конце 1970-х годов. Как видим, это своеобразный автопортрет, с надписями автора о себе: «Прошел долом войны», «3 войны 10 годов». Всего в музейном фонде хранится 21 работа мастера.

Работы Ф.А. Жильцова вошли в различные музейные собрания (Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Музей-заповедник «Царицыно»), экспонировались на выставках декоративно-прикладного и народного искусства, народной деревянной скульптуры, работ народных мастеров:«Народная деревянная скульптура» (1987); «Наивное искусство России» (1997).

В 1980-х годах у Федора Александровича брал интервью писатель Александр Миловский для книги о русском народном искусстве. Книга «Скачи, добрый единорог» вышла в Москве, в издательстве «Детская литература» в 1982 году.

Михаил Дмитриевич Королёв (1904–1997) – самодеятельный художник и скульптор, создатель деревянных фигурок лошадей и всадников. Родился в 1904 году в деревне Уваиха близ Ростова Ярославской области, в семье кавалериста драгунского полка, погибшего во время Первой мировой войны. Вероятно, от отца он унаследовал беззаветную любовь к лошадям и стал конюхом, посвятив всю свою жизнь заботе об этих прекрасных животных.

Михаил Дмитриевич прошел войну – и там, под пулями, всегда был рядом с лошадьми. Из любви к лошадям стал лепить их из пластилина, а потом – вырезать из дерева. В 1945 году после ранения попал в Ленинград, где, впервые увидев знаменитые скульптуры коней П.К. Клодта на Аничковом мосту, поразился их великолепию. Именно тогда в нем проснулся мастер.

Вернувшись в Ростов, Королев начал делать фигуры коней, всадников, тройки, квадриги. Сам разработал технологию: части тел различных фигур он делал из отдельных кусков, потом соединял их на деревянных шипах, а щели замазывал самодельной замазкой. Уже готовые вещи обязательно раскрашивал, причем любил яркие, сочные краски – алую, изумрудно-зеленую, голубую, желтую. Детали сбруи лошадей, элементы доспехов воинов-всадников делал из жести. Жесть подготавливал особым способом: нагревал, промаслив, на плите, отчего она становилась золотистой. Для лошадиных копыт выковывал подковки и другие детали. Соединение монументальности тел лошадей и всадников с кропотливостью отделки деталей создает особый художественный эффект. Зрителей впечатляет любовь мастера к своей натуре, знание ее, искренность и непосредственность в изображении деталей сюжета.

Работы М.Д. Королева демонстрировались на художественных выставках разного уровня – от местных до республиканских. Каталог одной из таких выставок, прошедшей в Москве, выпущен издательством «Советский художник» в 1987 году.

При жизни Михаил Дмитриевич был заметной фигурой в городе благодаря своему чудачеству – он вывозил свои скульптуры на рынок не продавать, а «на посмотренье» – чтобы лошадей не забывали! В конце дня собирал своих любимых коней в тачку и увозил домой. «Радуйся жизни сегодня и чтоб вокруг тебя весело было!» — так любил говорить Михаил Дмитриевич.

В 1978 году режиссер и сценарист Валентина Ивановна Гуркаленко сняла о Михаиле Королеве документальный фильм «Происхождение мастера» («Леннаучфильм»).

В 1990 году режиссер и сценарист Вячеслав Орехов снял о М.Д. Королеве документальный фильм «Чудак» (Международный фонд кино и телевидения для детей и юношества – Фонд Ролана Быкова). В 1991 году. фильм был отмечен призом Всесоюзного фестиваля авторского кино в Белоруссии «Лятавец» (Полоцк) – «За любовь к героям своих фильмов и человеческое тепло, которое излучают его картины».

Алексей Гаврилович Пичугин (1909–1999) – известный народный мастер, резчик по дереву. Он родился в 1909 году в Судогодском районе Владимирской области. Рос в старообрядческой семье, где прошел суровую школу воспитания в вере и терпении. В 1920-е годы окончил рабфак, затем педагогический институт.

Большую часть жизни провел в Борисоглебском районе, где до Великой Отечественной войны работал в сельской школе. Судьба его сложилась нелегко, во время войны он попал в плен и немецкий концлагерь, а затем – и в лагерь советский. Позднее был полностью реабилитирован. Вновь вернулся в школу, где работал директором, преподавателем русского языка и литературы, труда, вел кружок резьбы по дереву.

Алексей Гаврилович не получил профессионального художественного образования, и его произведения относятся к так называемому самодеятельному искусству. За свою творческую жизнь он создал сотни работ.

Большая часть их – это копии классических произведений живописи («Боярыня Морозова», «Явление Христа народу», «Последний день Помпеи»), выполненные в рельефной резьбе из дерева с доступных мастеру репродукций. Но есть также и самостоятельные композиции – иллюстрации к литературным произведениям, картинки деревенской жизни, натюрморты, портреты. Произведения впечатляют мастерской работой резчика.

Характерная для народной резьбы измененность пропорций и перспективы не нарушает гармонии образов. Резьба выглядит удивительно жизненной, излучающей теплоту. Этому способствует и раскраска скульптуры – чаще яркими локальными цветами – зеленым, синим, желтым и красным. С большой наблюдательностью мастер подмечает и воспроизводит характерные детали внешности людей, их одежды, особенности жестов. Сам Алексей Гаврилович однажды заметил, что искусство приносит человеку отдохновение от тягот жизни, несет энергию добра и красоты – все это мы и получаем, общаясь с его творчеством.

Произведения мастера еще при его жизни поступали в коллекции ряда российских музеев, в том числе Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» и Ярославского музея-заповедника. Они не раз экспонировались на выставках народного и так называемого наивного искусства.

Имя А.Г. Пичугина вошло во «Всемирную энциклопедию наивного искусства», изданную в Лондоне в 1984 году (World encyclopedia of naive art: a hundred years of naive art / Ed. O. Bihalji-Merin, N.-B. Tomašević. L., 1984).

Автор:  Марина Ходосова
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!