Не за горами любимый всеми праздник — Новый год. А в самых недрах музея — в отделе учета и хранения музейных предметов — напряженная работа не останавливается. Вот и на одном из последних в этом году заседаний фондовой экспертно-закупочной комиссии было принято в дар около 180 предметов. Поступают предметы разными способами: посредством закупки или в дар. Здесь расскажем о некоторых безвозмездных поступлениях.
От Люции Витальевны Никифоровой поступили орудия труда и подстаканники советского времени. Из представленных самым ранним и точно датируемым является подстаканник производства артели «Ленэмальер» из известной серии 1953 г. с керамическими накладками, изображающими памятники Ленинграда, поэтому они чаще всего были подарками. Другие отражают традицию путешествий русских людей в поездах, а Министерство путей сообщения было самым крупным заказчиком подстаканников. Уникальные предметы — древнейшая земледельческая машина, используемая человеком для посева семян в грунт и приспособление для колки сахарных голов и крупных кусков сахара первой половины XX в. — также пополнили коллекцию музея.
Сотрудник музея Денис Гущин передал комплекс предметов советской эпохи: это открытки и одна из самых распространенных детских игрушек в Советском Союзе — неваляшка. Прототипом русской неваляшки считается японская кукла дарума, хотя на Руси тоже была похожая игрушка — ванька-встанька. Сегодня выпускаются самые разные неваляшки, есть даже интерактивные. Эта, советских времен, — знакома и привычна, и, помимо миловидного внешнего облика, обладает нежным звучным звоном колокольчика внутри, который так привлекает внимание маленьких детей.
Художественные почтовые открытки отражают традицию, хранившуюся и широко бытовавшую практически в каждой семье в Советском Союзе вплоть до его распада в начале 1990-х годов.
Заведующий архитектурным сектором Александр Гаврилович Мельник передал чертежи и обозначил их неоспоримую ценность. Например, весьма значимы чертежи церкви Преображения села Никольского в Горах, где была старейшая вотчина Ростовского архиерейского дома. Построена церковь под руководством митрополита Иоасафа теми же работниками, что возводили и Ростовский кремль, поскольку жили они в близлежащих деревнях и строили церковь как для митрополита, так и для себя. Александр Гаврилович вместе с выдающимся специалистом Ольгой Владимировной Долотцевой произвели детальные обмеры с единой целью: зафиксировать параметры погибающего памятника и довести чертежи до стадии проекта. Один из чертежей даже представляет собой реконструкцию церкви.
Светлана Александровна Кичкова подарила свою работу 2022 года — панно «Ростов Великий. Зима». Это уникальное авторское произведение исполнено со старой фотографии из семейного архива.
Краевед из Тутаева Юрий Стародубов приобрел в 2020–2021 году в антикварном магазине «Троица» города Тутаева Ярославской области за 400 рублей фотографию, на фото есть надпись «Ростов». Приехав в Ростов на XXXII научную конференцию в качестве докладчика, он передал эту фотографию в музей. Снимок отражает традицию семейного фотографирования в ателье. Особую ценность снимку придает его ростовское происхождение.
Вот такие предметы, каждый со своей уникальной и неповторимой историей, поступили в музей, и в недалеком будущем порадуют наших посетителей.