Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» ежегодно представляет зрителям новые выставки финифти. Несколько лет назад был задуман целый цикл вернисажей на тему «Ростовская финифть. Традиции и современность». В прошедшие годы были представлены цветочная роспись, пейзаж и портрет. Настоящая выставка завершает цикл.
Ростовская финифть – иконописный промысел, который возник по инициативе Ростовского митрополита Арсения Мацеевича (1697–1772 г.г., прославлен в лике священномучеников в 2000 г.). Документально подтвержденные сведения о существовании финифти в Ростове относятся к 1761 г. Первыми мастерами финифтяных дел были иконописцы-священники и штатные служители Ростовского архиерейского дома, затем искусство живописи «чрез огонь» освоили горожане и сохранили его до настоящего времени.
Другие жанры (портрет и пейзаж) хотя и присутствовали в финифти XIX в., вплоть до ХХ столетия не имели такого развития, которое получили в советские годы. Иконопись, напротив, после 1917 г. преследуемая богоборческой властью, на многие десятилетия исчезла. В последней четверти ХХ в. ростовские художники вновь возвращаются к своим истокам – иконописи. Традиции и мастерство благодаря расцвету других жанров (прежде всего цветочной росписи, портрету и пейзажу) сохраняются, хотя и терпят множество изменений, переживая подчас периоды упадка и расцвета.
Выставка состоит из нескольких тематических разделов:
• живописные эмали на дробницах к богослужебным предметам конца XVIII – первой четверти XIX в.
• ростовские святыни и святые
• сложносоставные иконы (с темперной иконописью и оформлением из прорезной фольги)
• иконы из коллекции А.А. Титова
• произведения современных художников Ростова.
В экспозиции отражено тематическое разнообразие ростовской иконы на эмали в разные исторические периоды. Для раннего периода характерна стилистическая неоднородность, в XIX в. художники сформировали свой узнаваемый «канон». В этой области русского народного иконописного творчества они стали лидерами, и такие крупные монастыри как Киево-Печерская, Троице-Сергиева лавры, а вслед за ними и другие православные монастыри России и Греции, стали заказывать дробницы на эмали и отдельные иконы большими партиями для продажи паломникам именно ростовским художникам. Ростовская финифть становится очень популярной. Художники покрывали потребности всех групп верующих – от самых взыскательных в эстетическом и художественном смысле до широких народных кругов, где преобладали почти схематично написанные образки. Таким образом, в ней развивались, нередко взаимодействуя друг с другом, два направления: академическое и народное.
Известный историк и краевед Андрей Александрович Титов открыл в городе свою мастерскую по финифти. Его мастера писали иконы по определенным образцам, они отличались высоким художественным качеством и подчас оригинальностью сюжетов и иконографии. Свою коллекцию А. А. Титов показывал на отечественных и зарубежных выставках, что способствовало еще большей популяризации промысла в различных общественных кругах.
По традиции иконописцы, к коим, несомненно, относятся и ростовские финифтяники, не подписывали своих работ, поэтому, хотя нам и известны имена многих мастеров второй половины XVIII–XIX вв., подавляющее число их икон остаются безымянными.
Тематический круг иконописных произведений очень широк: от отдельных сюжетов из библейской и евангельской историй, персоналий святых до тематических циклов. Широкое распространение имели иконы «Воскресение с двунадесятыми праздниками». Они были различных размеров: от больших аналойных до малых, величиной с ладонь. Художественный уровень исполнения мог быть как самым высоким, так и примитивным.
На протяжении всего периода развития ростовской иконописи на эмали, от зарождения до настоящего времени, в ней отразились почти все стилистические направления: от барокко и классицизма до модерна. Единственным исключением является то, что в ней вообще не было попыток (до 2000-х гг., и только лишь в ювелирных украшениях) применить абстрактные формы. В целом, к счастью, в ней не был утрачен главный ее стержень – отражение «Горнего мира» в «дольнем». Поэтому когда религиозная тематика в ХХ в. была запрещена, то цветы стали главным сюжетом для финифти как образ рая на земле.
Современные мастера вновь освоили темы и смысл иконописи, возрождая духовные и художественные отечественные традиции. Как индивидуальные художники (Л. Д. Самонова, В. И. Поляков, В. Д. Сухов и другие), так и вновь возникшие в постперестроечный период мастерские («Хризолит», «Ростовская эмаль», «Ювелирный дом “Александр Рудник”», ЗАО «Фабрика “Ростовская финифть”»), каждый в своем творческом ключе работают в данной области.
Преобладающая часть творческих исканий современных художников развивает перспективное направление возрождения русского стиля. Оно расцветало в русле национально-романтического направления модерна и, казалось, было утрачено на взлете в трагический для России 1917 г.
Современные мастера вновь, как и в XVIII в., получают самые ответственные заказы, отвечающие новым художественно-эстетическим идеалам. Художники создают уникальные предметы литургического назначения (потиры для причастия, дискосы, ларцы для священных даров и т.п.) для монастырей Афона и России. Часть таких предметов, находящихся в частных коллекциях, на выставке представлена в фотоматериалах. Икона в ростовской финифти, демонстрируемая на сравнительно небольшой по объему выставке (более 150 экспонатов из собрания музея «Ростовский кремль»), формирует наши представления о ней как о самобытном и целостном художественном явлении отечественного искусства на всем протяжении своего существования.