Ростовская финифть обязана своим рождением многим мастерам, но имя Александра Григорьевича Мощанского (1745–1824) занимает среди них особое место. Его работы — точка отсчёта для всей авторской традиции ростовской эмали.
1. «Штатный универсал» Спасо-Яковлевского монастыря
Мощанский жил в подмонастырской Яковлевской слободе и до 1814 года служил при Спасо-Яковлевском монастыре как иконописец, живописец и финифтяник. Он совмещал художественные обязанности с хозяйственными делами и монастырскими поручениями, ездил за красками в Москву и Ярославль.
2. Одна из самых ранних датированных эмалей России
С именем Мощанского связывают финифтяный крест «Распятие» 1777 года, созданный для архимандрита Амфилохия (Леонтовича). На обороте пластины сохранилась надпись с датой — «1777». Это одно из первых авторских произведений в истории ростовской эмали, по которому можно проследить развитие местной школы финифти от монастырского ремесла к самостоятельному искусству.
3. Свой узнаваемый почерк
В каждой работе Мощанского чувствуется рука мастера. Он разработал приёмы, ставшие классикой ростовской финифти:
Пурпурный контур, очерчивающий фигуры, — мягкий или резкий, в зависимости от замысла.
Серо-зелёные тени в личном письме — для создания мягкого объёма и живости лика.
«Вихревой» нимб — пурпурная динамичная обводка вокруг нимба, придающая образам внутреннее движение.
Эти особенности прослеживаются и в его эмалевых миниатюрах, и в картинах маслом, где чувствуется живая пластика и внимание к человеческому характеру.
Подробнее о жизни, художественном почерке и открытиях Александра Мощанского расскажет Вера Пак, кандидат искусствоведения, научный сотрудник музея «Ростовский кремль».
18 октября 2025 года в 14:00
«Литературное кафе» в Конюшенном дворе, 1-й этаж
Билеты по ссылке:
https://rostmuseum.tn-cloud.ru/event/5BBA60F0EAD1E77D1CF9FE2DCA361C0295EFA047
На фотографиях работы А.Г. Мощанского и произведения мастеров его круга.



Александр Мощанский: художник, без которого немыслима ростовская финифть
Поделиться ссылкой:


