В «Ростовском кремле» прошел научно-методический семинар по организации работы с электронными документами в музейных собраниях

В «Ростовском кремле» прошел научно-методический семинар по организации работы с электронными документами в музейных собраниях
05.11.2020

30 октября 2020 года заместитель начальника учебно-методического управления; профессор кафедры документоведения, аудиовизуальных и научно-технических архивов Российского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук Г.Н. Ланской провел в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» научно-методический семинар по теме «Организация работы с электронными документами в музейных собраниях». Участниками семинара стали сотрудники архивов, музеев и библиотек Ярославской области; преподаватели Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова.

В начале своего выступления Г.Н. Ланской представил признаваемую профессиональным сообществом работников архивов и музеев классификацию электронных документов. Им была дано описание основных видовых групп, к которым относятся отдельные документы и системы документации, созданные в электронной форме; сформированные по институциональному или по тематическому принципу базы данных; электронные сообщения, имеющие признаки документированной информации. Применительно к каждой из групп были приведены конкретные примеры и особенности их эволюции в качестве информационных ресурсов.

Далее в выступлении была изложена система понятий, которая внедряется в сферу развития документоведения, архивоведения, музееведения и библиотековедения в условиях цифровой трансформации и внедрения электронного документооборота. В связи с этим на различных примерах были показаны взаимосвязь и сферы использования понятий «данные», «метаданные», «запись», «код», «информационная среда». Докладчиком были показаны уже получившие распространение в странах Северной Америки и Европейского Союза технологии электронного управления жизненным циклом документа, которая предполагает движение объектов документированной информации от момента их создания и оперативного использования до поступления на постоянное или долговременное архивное хранение.

Отдельное внимание было уделено регуляторам работы по созданию, распространению, использованию и архивированию электронных документов. В их качестве докладчик представил инфраструктурные и технологические ресурсы конкретных учреждений и организаций, а также прошедшие путь эволюции международные стандарты. В рамках выступления было показано, что их содержание на протяжении 2000–2010-х гг. было постепенно смещено от регламентации методик кодированного описания документов в рамках электронных справочно-поисковых средств к моделированию и регулированию облачных электронных информационных систем.

В соответствии со сложившейся практикой Г.Н. Ланской представил участникам семинара примеры электронных документов, создаваемых в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» и представляемых в регулярно обновляемом виде на его сайте. Также для изложения результатов работы с хранящимися в архиве данного музея изобразительными документами он рассказал о реализуемом на протяжении последних полутора лет опыте систематизации и описания в электронной информационной среде фотодокументов из коллекции В. Иванова.

Научно-методический семинар был проведен благодаря технической поддержке сотрудников Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» на платформе Zoom и вызвал интерес у зрителей состоявшейся видеотрансляции.

* * *

По завершении семинара в музей поступило письмо от участвовавших в нем сотрудников Угличского филиала Государственного архива Ярославской области:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Благодарим за предоставленную возможность участия в конференции на Zoom. Слушали внимательно, сопоставляя возможности архивов и музеев, определяя принципы и критерии подхода в организации работы по электронизации услуг в наших смежных и дружественных сферах культуры.

Спасибо!

От лица коллектива филиала ГКУ ЯО ГАЯО в г. Угличе – директор филиала Т.А. Третьякова


Галерея

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!