Подковырова В.Г. (Санкт-Петербург) Собрание рисунков ростовского художника-краеведа Ивана Ивановича Шетнева в фондах рукописного отдела БАН. c.232.

В 1954 году в Трудах отдела Древнерусской литературы была опубликована статья В.И.Малышева «Об обследовании частных собраний рукописей». В этой работе дана общая характеристика и краткая опись 4-х конкретных собраний, одно из которых принадлежало в то время заведующему библиотекой Ярославского краеведческого музея Владимиру Васильевичу Лукьянову1. В 1964 г. это собрание было приобретено БАН и в настоящее время как именное (№ 72) находится в Отделе рукописей. В этом собрании под номером 335 хранится подборка из 130 рисунков ростовского художника-краеведа Ивана Ивановича Шетнева-Семеновского, один рисунок Николая Константиновича Бобурина 1881 г. с видом окрестностей Петербурга (вид Невы от Уткиной заводи(?) с дарственной И.И.Шетневу, и фотографический портрет самого Ивана Ивановича Шетнева, снятый 1906 г. В статье В.И.Малышева и в заметке М.В.Кукушкиной о новых поступления в фонды Рукописного отдела за 1964 г.2 эти рисунки особо не упомянуты.

В целом подборка представляет собой 132 отдельных листа разных форматов, без переплета, на которых помимо рисунков находится текст их автора с комментариями к выполненным изображениям. На многих рисунках текст дополнялся позднее, написан чернилами разных цветов и, иногда разными почерками или почерком И.И. Шетнева, изменившимся с годами. Часто эти дополнения носят характер констатации грустного факта сноса того или иного здания. Большая часть рисунков подписана автором и датирована. Хронологически первый из них выполнен в 1884 г. (без фиксации конкретного дня, что присутствует в большей части других подписей), а последний – 10 марта 1934 г. Рисунок 1884 г. (Собр. Лукьянова 335. Л. 52)3 представляет собой изящную акварель размером 10х12 см, укрепленную на большем по размеру листке картона самим художником и подписанную на этом картоне, вероятно, его рукой. Позднейшим из представленных в подборке по времени выполнения стал рисунок (л. 97) жилого дома с обозначением расположения помещений. По всей видимости – это дом Шетневых (современный адрес: улица Гоголя, д. 6)4. Таким образом, самый ранний и самый поздний из сохранившихся в подборке БАН рисунков Ивана Ивановича представляют нам его родную улицу.

Иван Иванович Шетнев – Семеновский по отцовской (купцы второй гильдии) и материнской (урожденная Хранилова) линиям принадлежал к просвещенному купечеству. Мы можем дважды увидеть лицо художника: на рисунке от 20 мая 1890 г., выполненном с фотографии 1883 г., вероятно самим Иваном Ивановичем (л. 130) он изображен в возрасте 25 лет (рис. 1). На обороте овального портрета кроме надписи с датами и информации об источнике данного изображения имеется запись: «Иван Иванов. Шетнев. Род. 2 ноябр 1858 года». Имеется в подборке и подклеенная на картон подписанная фотография 48-летнего Шетнева, с пометой «Снято 1906 год» (л.130 об.) (рис. 2).

Кроме самого автора рисунков в материалах подборки мы находим портрет отца и 2 портрета матери художника. Отец Иван Васильевич Шетнев (рис. 3) нарисован с фотографии: на обороте рисунка три надписи, сделанные разными чернилами и разными почерками (?): «Рисов. с фотографии Ив. Шетнев. 28 апреля 11 мая 1924 г. 2ое Воскресенье по пасхе», «Иван Шетневъ» и «Ив. Вас. Шетневъ род. в 1817 г. март 25. Скончался 28 апреля 1877 г. в 7 час. утра на 61 году». Два портрета матери одного рисунка выполнены в различной технике. Оба портрета подписаны на обороте. Более ранний (запись: «Портрет рисовал Ив.Ив.Шетнев в 1894 году») называет мать художника следующим образом: «Александра Ивановна Шетнева-Семеновская, родилась в 1821 году. Скончалась 6 апреля 1896 года на 76 году от рождения». Второй более поздний по времени исполнения портрет (рис. 4) (запись «Рисов. по фотографии, снято в 1865 году, 22 мая - 4 июня 1924г.») имеет еще две надписи (рис. 5) «Александра Ивановна Шетнева, урожденная Хранилова родилась в 1821 году, вышла замуж за Ив. Вас. Шетнева в 1838 г. 6 ноября. Скончалась 9 Апреля 1896 году» и «Мать ваша Александра Иванов. Семеновская». Судя по дате, портрет отца и второй портрет матери были написаны весной-ранним летом 1924 года друг за другом.

Кроме названных семейных портретов в подборке имеется изображение Коли Шетнева (рис. 6), с записью на обороте «Родился 18 октября 1895 года. Скончался 16 февраля 1912 года в 9 час. утра. Портрет сей рисовалъ Ив. Ив. Шетневъ 1912. Октября 14». Этот, умерший в возрасте 16-ти лет мальчик – младший сын Ивана Ивановича.

К большому сожалению, несмотря на поиски по различного рода справочным изданиям5, до сих пор никаких дополнительных печатных сведений о личности Ивана Ивановича Шетнева не найдено. Однако, благодаря двум вышедшим сборникам «Ярославские краеведы»6, можно говорить о месте Ивана Шетнева в процессе изучения жителями Ярославской земли своей истории и культуры. Если сравнить названия изображений на рисунках Ивана Шетнева и многие из заглавий статей и книг, публиковавшихся во второй половине XIX века в Ярославской губернии, то можно легко увидеть теснейшую их перекличку. И если предмет изображения нашего художника и не совпадает полностью с темой опубликованных работ, то его зарисовки и подписи на оборотах этих зарисовок органично вливаются в картину, создаваемую работами И.А.Шлякова, А.А.Титова и ряда других исследователей.

Тематически большая часть содержащихся в подборке рисунков представляет собой изображения историко-архитектурных памятников Ростова, Углича, Ярославля и других городов и мест Ярославской губернии, а так же несколько изображений исторических мест Москвы, Подмосковья и Вологодской губернии. Подавляющее большинство рисунков - это зарисовки архитектурных сооружений, небольшая часть содержит изображения старинных предметов быта и т.п. И всего 7 из рисунков являются портретами. Пять из них мы уже охарактеризовали, теперь расскажем об оставшихся двух. Оба эти рисунка доносят до наших дней изображения людей, представляющих не только физиономический, но, прежде всего, очевидный историко-краеведческий интерес. Это живший во второй половине XVIII века юродивый Алексей Стефанович (л. 47) (рис. 7) и крестьянин Василий Гаврилович Марин (л. 107) (рис. 8). Оба изображения выполнены на листах формата фолио или чуть больше. На обороте обоих листов имеются достаточно подробные записи об изображенных лицах.

«Юродивый чтец пономарь Ростовского женского монастыря Алексей Стефанович. В 1749 году по указу Ростовского митрополита Арсения от 18 января прислан за шалости и непотребства чинимые им в малоумстве в Ростовский Борисоглебский монастырь, пока в совершенное состояние не придет. В монастыре был определен в числе послушников и посвящен в стихарь. Алексей Стефанович любил читать Апостол за раннею литургиею, после которой часто уходил в Ростов в Собор к поздней литургии; здесь также читал Апостол.

Скончался в 1784 году 16 октября, и погребен был Архимандритом Варлаамом за алтарем Соборной церкви. Над его могилою вскоре была устроена каменная часовня неизвестным; в которой два раза в год совершается панихида в день его тезоименитства 12 февраля и в день кончины 16 октября.

В настоятельских кельях Борисоглебского монастыря находится современный портрет блаженного; позади которого написано о времени поступления его в монастырь и его кончине». На этом рисунке нет подписи, свидетельствующей об авторстве Шетнева и даты выполнения рисунка. Записи на обороте сделаны рукою Шетнева.

Второе изображение представляет нам крестьянина из деревни Елева Шулецкой волости Ростовского уезда Василия Гавриловича Марина, кровельщика по профессии, уходившего на заработки в Петербург. Шетнев описывает в записи на обороте героический поступок этого человека. В 1853 г. молодой Василий Марин шел пешком (Шетнев поясняет, что в то время еще не существовало железной дороги от Ярославля до Москвы) в Петербург через Москву, и там случайно попал на место пожара – горел Большой театр. Один человек оказался отрезанным огнем на самом верху. 25 летний Марин с риском для жизни спас жизнь обреченного. «О подвиге Марина довели до сведения Императора Николая I. Он пожелал его лично видеть, привели во дворец, Царь встретил в кабинете. Благодарил его, поцеловал, наградил медалью, отпуская его, сказал: «Будет нужда! Приходи ко мне, когда хочешь!» В последнее время Марин жил в своей деревне, достигнув преклонного возраста, всеми забытый и умер в первых числах августа 1900. Схоронен на сельском кладбище с[ела] Шульца. Актер Григорьев сочинил пиесу «Подвиг Марина». Пиеса успеха не имела. В 1850-х годах продавался портрет героя Марина». Подписано «И.И.Шетнев. 1918 г. 15/28 июля».

Иногда для того, чтобы изобразить человека и рассказать о нем, Иван Иванович Шетнев не рисует его портрет, а сохраняет до нас изображение деревенского дома своего персонажа. Так, в подборке (л. 115) находим рисунок дома «крестьянина-археолога» Артынова в селе Угодичах Ростовского уезда (рис. 9). На обороте рисунка имеется подробный рассказ об Александре Яковлевиче (22 августа 1813 г. – 10 февраля 1896 г.), авторе целого ряда очерков и статей, опубликованных во второй половине XIX века в «Ярославский губернских ведомостях» и в «Епархиальных ведомостях». Отец Артынова «был одним из передовых крестьян села Угодичи, пользовался особым расположением своего помещика Филиппа Алексеевича Карра, принимал главное участие в освобождении угодических крестьян на волю с званием свободных хлебопашцев. Отпускной акт был подписан 19 февраля 1809года. Отец Александра Яковливеча имел огород в городе Тихвине. Умер 17 января 1823 года; Александр Яковлевич остался после смерти отца десяти лет». Заглавия работ Александра Яковлевича Артынова, приведенные Шетневым впечатляют: «Ядро ростовской истории, писано по поручению Ярославского губернатора Унковского», «История села Угодичи», «Предания о Ростовских князьях» и др.

Целый ряд рисунков позволяет нам говорить о том, что Иван Иванович Шетнев был жителем Никольской улицы. Его самый ранний и самый последний из хранящихся в БАН рисунков сохранили для нас ее изображения. На самом раннем рисунке из подборки читаем (л. 52) «С натуры из окна Никольской улицы в Ростове Яросл[авской]. 1884 г.» (рис. 10). Кроме того, в подборке находим целый ряд изображений домов, располагавшихся на Никольской улице. Рисунок (л. 94) (рис. 11) , выполненный 3 июля 1907 г. имеет дату и подпись художника «И.И.Шетневъ. Съ натуры». На самом рисунке (акварель, покрытая лаком), на обороте запись: «Дом Симоновых на Никольск[ой] улице, перешел во владение Малоземова, сломан в 1910 г.» Рисунок на (л. 117) (рис. 12) подписан «Домъ Глазова на Никольской улице в Ростове Яросл[авской], рисов[ал] съ натуры И.И.Шетнев 1907 янв[аря] 28.» На обороте: «Домъ Глазова сломан въ 1910 году. На его месте построен новый». На листе 118 (рис. 13) читаем «Рисовалъ съ натуры Ив.Шетневъ 1907 г. январь 21. Домъ Числова и Кобылкины???скихъ на Никольской улице въ Ростове Яросл[авской]», запись на обороте «Сломан в 1926 году февраля 10/23». Оба рисунка выполнены так же как рисунок дома Симонова на плотной бумаге акварелью и покрыты сверху лаком. На листе 99 (рис. 14, 15) есть пометка на самом рисунке «рис[овал] с натуры из окна 1927 г. Церк. сломана в марте 1929 г.» изображена «церковь Благовещения Прес[вятая] Богородица. Построена в…, сломана в марте 1929 года».

Кроме этих изображений в подборке на листе 97 (рис. 16) изображен, по-видимому, дом самого Шетнева. Рисунок не имеет общего названия, подписан на самом рисунке «Рис. И. Шетнев, 10/III 1934.» Здесь же имеются записи: «Боковой фасад со двора». На самом доме проставлены цифры и специальные значки с соответствующими указаниями: «1. лестница в дом, 2. подсенье под крыльцом, вход в дом в комнаты лестница, вход в кухню в подвале, х. отдельная комната, хх. Окно во двор». Интересно, что в подписях 1934 года изменилась орфография – нет твердого знака в конце слов.

Это краткое сообщение дает лишь некоторое представление о репертуаре изображений на рисунках И.И.Шетнева, хранящихся в БАН. В настоящее время на подборку рисунков Ивана Ивановича Шетнева составлена полистная опись. Многие из зданий, изображенных художником, в настоящее время утрачены, поэтому публикация их будет иметь особый интерес для историков и краеведов.

  1. Малышев В.И. Об обследовании частных собраний рукописей // ТОДРЛ. Т. 10. Л., 1954. С. 454-457.
  2. Кукушкина М.В. Поступления рукописей в БАН СССР в 1964 г. // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки АН СССР. Л., 1966. С. 103-106.
  3. Далее при ссылке на эту подборку рисунков будет указываться только номер листа.
  4. На конференции «История и культура Ростовской земли», проходившей в ноябре 2003 г. Е.И. Крестьянинова, правнучка родной сестры И.И. Шетнева, показала автору данной работы дом Шетневых, познакомила со своим родословным древом и рассказала о семье Ивана Ивановича, за что автор данной работы выражает ей искреннею благодарность.
  5. По «Справочнику по истории дореволюционной России» (Отв. ред. П.А.Зайончковский. М., 1978) были выявлены и просмотрены указанные в издании справочники по истории, по статистике Ярославской губернии, Календари… и т.д. Там удалось обнаружить лишь одного Семеновского – юриста из Рыбинска. В РНБ хранится личный архив А.А. Титова, просмотр которого пока тоже не дал результатов.
  6. Ярославские краеведы. Библиографический аннотированный указатель. Часть 1. Ярославль, 1988. С. 3-4, 41-43, 53 и др.




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!