(Опыт современного исследования 2004 г.)

Целью настоящей работы является освещение новейшей истории определенной административной единицы – территориальной администрации, входящей в состав Ростовского муниципального округа.

Подобного рода исследования проводились в XIX в. историками и краеведами И.И. Храниловым, А.А. Титовым1. Наиболее известна работа А.А. Титова «Ростовский уезд…», в которой собран большой объем экономико-статистических данных, обычаях и традициях по населенным пунктам каждой волости уезда.

Со времени издания работы А.А. Титова прошло более 100 лет. Территория Ростовского края во многом изменилась до неузнаваемости, а значит, вполне назрела необходимость в проведении подобного исследования его современного состояния, на основе действующей в ГМЗ «Ростовский кремль» научно-исследовательской собирательской экспедиции.

В числе опубликованных источников необходимо отметить статьи и заметки в периодической печати Ростовского МО, коротко, или подробно освещающие события, происходящие на территории сельских административных единиц, Перовской территориальной администрации в частности2.

Источниками для исследования послужили официальные экономико-статистические данные, полученные в органах местной власти, у руководителей предприятий, учреждений в ходе работы экспедиции. Не менее важным источником, позволяющим неофициально, под другим углом посмотреть на объект исследования, зачастую отследить исчезающие старинные названия лесов, болот, лугов, являются воспоминания старожилов3. Вся информация по ходу исследования записывалась на аудиокассеты.

Территория и население

Перовская территориальная администрация (далее – ПТА) расположена в юго-восточной части Ростовского муниципального округа. Она граничит с севера-востока на протяжении 13 км. с Поречской тер. адм., с востока на протяжении 15 км. с Ивановской областью, с юго-запада на протяжении 5,5 км. с Никольской тер. адм., в юго-западной части ПТА проходит участок Северной железной дороги. Общая площадь территории равняется 12500 га. Земли, находящейся в ее распоряжении – 658 га, пахотных земель 180 га.

В ПТА входят 19 населенных пунктов, из которых 4 являются нежилыми. Центр – деревня Перово. Расстояние до Ростова 32 км. Ближайшая железнодорожная станция – п. Петровское в 5 км.

На 1 января 2004 г. постоянное население ПТА составляло 1041 человек4. В 1996 г. здесь проживало 1285 человек. В 1976 г. – 1832 человека5. Таким образом, за последние 25 лет население сократилось на 44%.

Распределение населения по деревням и селам, по возрастному и половому признаку происходит следующим образом: в Перово живет 173 чел; Баскач – числится 3 временно проживающих, Башкино – 15; Дом фермера Ганина – 1; Войновы Горки – 1; Годеново – 2; Гусарниково – 3; Демьянское – 9; Захарово – 51; Новоселка – 19; Приозерный – 104; Рюмниково – 11; Смыково – 15; Хмельники – 631; Щипачево – 2. Заречье, Бурчаково, Кошкино, Воробьево являются нежилыми, там нет домов.

Численность населения2001 г.2002 г.2003 г.
Вся администрация109010811085
В том числе, до 18 лет177167166
Трудоспособного возраста мужчины248264272
Трудоспособного возраста женщины247231233
Старше трудоспособного640419413
Временно проживающее население-3751
Численность населения в центре администрации:
Деревня Перово2001 г.2002 г.2003 г.
Постоянное население175168171
В том числе до 18 лет383735
Трудоспособный возраст мужчины454138
Трудоспособный возраст женщины454545
Старше трудоспособного414553
Временно проживающее население636

Штат администрации

Глава администрации 2004 г. – Глазунов Юрий Максимович, уроженец п. Петровское. В штате состоит: 2 специалиста, 2 бухгалтера. В 2002-2004 гг. специалисты были заняты подготовкой и проведением Всероссийской переписи населения, паспортизацией, нумерацией домов, приватизацией жилья, подготовкой разных документов, справок населению по 44 наименованиям. Ежемесячно составлялись списки выбывающего населения. Весной 2004 г. проходили выборы Президента РФ, Главы РМО. В 2005 г. пройдут выборы глав местных администраций. Все специалисты проживают в п. Петровское.

На рубеже XX-XXI вв. глава сельской администрации назначался главой Ростовского муниципального округа. В свете намечающийся реформы в органах местного самоуправления в 2005 г. глава администрации будет избираться.

Объекты муниципальной собственности, находящиеся на территории ПТА: водонапорные сети, 6 водонапорных башен; уличное освещение; в социально-культурной сфере – 4; школы – 1; детские сады – 1; дом культуры – 1; сельские клубы – 2; библиотеки – 1; отделения почтовой связи – 3; АТС – 1.

На территории ПТА действует программа социально-экономического развития территории. Срок ее действия 2004 – 2007 гг. Общий объем средств, предусмотренных на реализацию программы – 2 720 000 руб. В том числе собственных доходов – 80 000 руб. Долевое участие населения – 100 000 руб. Спонсорская помощь – 350 000 руб.

Наличие территориального общественного самоуправления – 17 старост населенных пунктов, 3 старосты многоквартирных домов, 2 старосты улиц.

Названий улиц, как старинных, так и современных в д. Перово нет. Только в крупном селении Хмельники старая часть деревни носит название улица Садовая, а поселок с квартирными домами называется Заводской. Нумерация домов имеется в каждом населенном пункте.

Соотношение коренного населения и «дачников» по населенным пунктам выглядит следующим образом: В д. Перово в 2004 г. насчитывалось 94 дома, из которых лишь 32 принадлежали коренным жителям. В Новоселке – 28 домов (все население коренное).; в Рюмниково – 32 (4 старожила); в Захарово – 59 (40 старого населения); в Приозерном – 122 (95); в Булатово – 17 (-); Баскач – 30 (-); Бурчаково – 1(-); Гусарниково – 26 (2); Щипачево – 16 (1); Воиновы Горки – 21 (старожилов нет); Смыково – 47 (7 старожилов); Годеново – 9; Демьянское – 9 (4); Башкино – 40 (4); Хмельники – из 631 (86).

Изменение численности населения по селам и деревням за 25 лет происходило по-разному. В крупных поселках – Хмельники, Приозерный, там, где функционировали промышленные предприятия и люди имели работу, к 2004 г. она уменьшилась всего на 15%. Население малых деревень, удаленных от крупных центров, не имевших промышленных, сельскохозяйственных объектов, или вымерло, или сократилось более чем на 50%.

Предприятия

Основу развития экономики Перовского сельского округа составляет промышленность. На территории расположен и работает ОАО «Сильницкий – карьер» ЗАО «Кентавр-2». Промышленные предприятия работают стабильно, выпускаемая ими продукция пользуется большим спросом у потребителей на территории округа и за ее пределами, как продовольственными, так и промышленными товарами.

ОАО «Сильницкий карьер» в Хмельниках, был образован в 1928 г. До Великой Отечественной войны здесь добывался только камень, который отгружали вагонетками на станцию Сильницы. С введением в строй фабрики стали выпускать щебень, гравий и песок. В 1984 г. заработал гидроклассификатор, промывавший в летнее время песок. В 1950-70 гг. отгружали в основном щебень, а песок по транспортерным лентам ссыпался в большие горы. Сейчас их промывают в летнее время с помощью гидроклассификатора. Получается два продукта: меленький гравий – 3.20, и песок мытый, в котором есть примесь глины. Такой песок идет на заводы ЖБК. Близких залежей чистого песка здесь нет, все выработано. Процент выхода очень мал. Снимается верхний грунт, затем выбирается горная масса, поступающая на фабрику, где просеивается, проходя через дробилки, грохоты. В 1940 – 1970 гг. щебня добывали по 40 тыс. куб.м. в месяц, сейчас меньше, горная масса бедная. Предприятие в 2003 г. выкупило 47 га в земли, на которой расположены завод, гаражи, здания. Площади добычи породы в аренде, под производственные цели.

На предприятии в 2004 г. работало 177 чел. В карьере имеются следующие цеха: горный, дробильно-сортировочный, транспортный. Свой парк машин: «Белазы», «Муазы», «Кразы». В 1980-е гг. действовала узкоколейная железная дорога, теперь широкая колея, ветка от железнодорожной станции Сильницы. Сбыт продукции производится только по железной дороге. До начала 1990-х гг. продукцию брали организации области, сейчас постоянно берут только москвичи. Договоры заключаются в основном через посредников, и куда конкретно направляется продукция, сказать трудно.

Завод акционировался в 1994 г. Акционеров более 50 чел. Генеральный директор Василий Александрович Бардуков, работал ранее начальником планового отдела. Депутат районной Думы, избран на второй срок, ведет активную общественную работу. Предприятие работало стабильно. Средняя зарплата в 2003 г. – 5910 руб., выплачивается регулярно. В коллективе трудится в основном местное население6.

Сельскохозяйственное предприятие «Кентавр» возникло на базе совхоза «Петровский». В советский период посевные площади отводились под горох, овес, пшеницу, рожь, ячмень. «Земли здесь разные: есть торф, перегной, суглинок, песчаник. Сажали и капусту, и помидоры, и огурцы на Жуковом болоте. Картофеля сажали на одну деревню по 100 га. Горох возили в Поречье, на консервный завод. Зерно и картофель сдавали в Петровске на завод, на «перевалочной»…»7.

В 2003 г. акционеры ЗАО «Петровское» обратились в СХК «Кентавр» с просьбой слиянии предприятий. Производилась замена стада крупного рогатого скота, насчитывавшее 200 голов. Коровы были заражены лейкозом. Была отремонтирована и продезинфицирована ферма в Перово, на которую в феврале 2004 г. завезли 81 корову. 20 нетелей приобрели в лизинг в ЗАО «Новый Путь». В 2003 г. хозяйство увеличило посевные площади. Осенью 2003 г. была продана рожь Ярославскому мукомольному заводу. На 1 июля 2004 г. дойное стадо составляло 77 голов, дающее ежедневно 1100 литров молока. Надой от 1 коровы в 2003 г. по сравнению с 2002 г. вырос на 500 кг. По среднесуточному надою хозяйство занимает одно из передовых мест в районе. Улучшилось качество молока. В 2004 г. хозяйство первым в районе завершило плановый сев. Всего посеяно 300 га. В посевной принимали участие 7 трактористов, в основном петровские механизаторы. Планируется удвоить стадо КРС, развитие свиноводства, увеличение посевных площадей зерновых и многолетних трав, картофеля. В хозяйстве трудится 40 работников. Регулярно выплачивается зарплата8. В ПТА зарегистрировано 2 фермерских хозяйства.

Розничная торговля

В 1976 г. на территории сельсовета функционировало: предприятий бытового обслуживания – 3; магазинов – 11; столовых – 4. В 2004 г. – 4 предприятия бытового обслуживания, а также 11 предпринимателей, занимающихся торгово-закупочной деятельностью. На территории ПТА действуют 6 торговых точек.

 2001 г.2002 г.2003 г.
Товарооборот торговых точек на территории Адм. Всего:3 100 000 руб.3 425 050 руб.3 974 180 руб.
В том числе на одного жителя:1348 руб.1595 руб.3012 руб.

Магазины ПОСПО и частных предпринимателей. Как правило, магазины имеют базой крупный населенный пункт и снабжают близлежащие села и деревни. От Перово снабжаются: Смыково, Рюмниково, Булатово, Войновы Горки. От Захарово – Годеново, Новоселка и Баскач. От Хмельников – Гусарниково. Отдельный магазин в Приозерном.

 2001 г.2002 г.2003 г.
Стоимость бытовых услуг, оказанных населению38300 руб.48360 руб.51760 руб.
В том числе на 1 человека26,41 руб.36,60 руб.39,10 руб.

Медпункты

Как и 25 лет назад медицинские пункты действуют в Перово, Захарово, Приозерный, Хмельники со штатом 2 человека, медсестра, или фельдшер и санитарка. Работники медпунктов снабжают население лекарством, делают уколы. При серьезной болезни люди обращаются в Петровское.

Образование и воспитание

В 1976 г. на территории сельсовета имелось: средних школ – 1; восьмилетних школ – 1; начальных школ – 2. В 2002 г. в Перове была закрыта начальная школа. В 2004 г. на территории действуют средняя школа и детский сад в Хмельниках. Директор средней школы с 2001 г. Елена Николаевна Топоркова. В 2001 – 2002 гг. в школе насчитывалось 167 учеников9. В настоящее время число учащихся стало меньше и на 1 сентября 2004 г. их будет 135 чел. Дети в Хмельники приезжают из населенных пунктов 4-х сельских территориальных администраций: Перовской, Любилковской, Карашской, Итларьской. Подвоз учащихся осуществляют два школьных автобуса.

Выпускники 2004 г. из 13 золотых медалей в РМО получили 3 медали. Естественно поступают в ВУЗы. Документы подали в ЯрТУ, ЯрГУ им. Демидова, ЯГПУ им. Ушинского. Некоторые уже поступили, сдавали тестовые экзамены, имея сертификаты.

Коллектив педагогов молодой. Весь коллектив 30 чел. Учителей 20 чел. Если говорить о качестве преподавания, то все педагоги с высшим образованием, проходят курсовую подготовку. В 2004 г. подали заявления на повышение квалификации 5 человек. Высшую квалификационную категорию имеет директор. С первой категорией – 3 чел. Творческий потенциал педагогов, по мнению директора, велик.

В школе создается краеведческий музей. Идея его создания принадлежит Е.Н. Топорковой. Для музея отремонтировано помещение, собраны некоторые экспонаты, проводится их систематизация, а в перспективе – паспортизация музея. Одна из важных тем, которой музей будет заниматься, – «Немецкие военнопленные в Хмельниках».

Школа ждет компьютеры, они должны поступить перед началом учебного года. Запланирован ремонт кабинета, где стояли очень старые машины, устаревшие в любом смысле.

Учащиеся принимают участие в кустовых олимпиадах на базе Петровской средней школы, по всем предметам. Есть мнение выделить среднюю школу в Хмельниках как центр отдельного «Куста», методического объединения для школ в Беклемишево, Еремейцево, Караш. На взгляд директора, это правильно – педагогический состав образован, молод, силен. Педагоги живут в Хмельниках, несколько человек приезжает из Петровска, два учителя из Ростова10.

Детский сад №24 пос. Хмельники. В 1970-е гг. детей в саду было по 30 человек в двух группах. Имелись здесь и отдельные детские ясли. В 1986 г. детей в садике насчитывалось 40-50 чел. Младшая группа была поменьше, старшая – 25 человек. В 1990 – 91 гг. ясли закрыли, и в саду появилась ясельная группа. На данный момент в садике одна группа, 10 детей, разного возраста. Многих детей уже выпустили в школу, а некоторых сняли на лето. С 1 сентября будет 2 группы по 10 чел. Возраст от 1,5 года до 7 лет. Директор детского сада Татьяна Вячеславовна Кирилова, уроженка Хмельников. Штат работников детсада 8 чел.: 3 воспитателя, 2 няни, повар, прачка, дворник, заведующая. Детский сад муниципальный. Здание отремонтировано, отапливается от центральной котельной. Здесь очень тепло, дети в шортиках, трусиках, майках. Сейчас питание стало очень хорошее. Круглогодично у детей натуральные соки. Всегда куриное мясо, тушенка, все крупы, творог11.

Социальная защита населения

В 2004 г. ветеранов Великой Отечественной войны в ПТА насчитывалось 17 чел., из них 6 инвалидов. Вдовы, мужья которых умерли – 10; мужья которых погибли – 1. В Смыково, Перово, Захарово, Гусарниково, Хмельниках расположено 5 памятников погибшим войнам. 9 мая у каждого памятника проводятся митинги. Глава администрации организует для ветеранов концерт и застолье. День поселка празднуется только в Хмельниках, 9 августа, в День строителя.

Взяты на учет все слои населения: инвалиды, малообеспеченные семьи, многодетные семьи. Оказывается адресная помощь через Управление социальной защиты. Выдавались компенсации на топливо. Нуждающимся назначаются социальные работники. Одиноким и престарелым предоставлялись путевки в интернаты. Организовывались праздники – День пожилого человека и День инвалида в форме концертов и поздравлений на дому. Малообеспеченным выдавался продуктовый набор. ПТА в тесном контакте работала с Обществом инвалидов. Пенсионерам, ветеранам инвалидам оказывалась помощь в ремонте жилья. Решались вопросы с доставкой топлива: дров, угля.

Количество обращений, жалоб, поступивших в администрацию от населения: в 2001 г. – 5, 2002 г. – 3, 2003 г. – 2. Из них решено положительно в 2001 г. – 4, 2002 г. – 2, 2003 – 2.

Санитарное состояние территории: 40% – удовлетворительно; 60% – хорошо. Общая площадь домов по администрации в квадратных метрах – 34 130,4.

Промыслы населения

Коренное население имеет земельные участки при домах, которые копают вручную и большие усадьбы, лежащие вдали от домов. Среднее количество земли на одно домовладение – 50 соток. Колебания в наделах от 1 сотки до 0,5 гектара. Население выращивает картофель, лук, морковь, свеклу и другие огородные культуры. Теплиц и парников для торговли рассадой и огурцами здесь нет. Редко теплица, вырастить для себя огурцы. В Перово, как говорят местные жители, дачники составляют «до половины населения». Большая часть коренного населения – люди пенсионного возраста. Есть молодые семьи, не имеющие работы, но живущие тем, что держат коров. Молоко продается дачникам, частью отвозится на рынок в Петровск. 3 литра молока стоит 35 руб. «Корову трудно содержать, нет кормов. Много ухода»12.

Количество скота у населения за период 1996 – 2004 гг.
По администрации1996 г.1999 г.2002 г.2004 г.
Крупный рогатый скот всего:1131267253
Из них коров:921106734
Овцы:106395069
Козы:82787063
Свиньи:1614116
Птица:340023501100960

У населения имеются в собственности трактора. По одному частному трактору в Хмельниках, Перово, Захарово, Рюмниково. В основном их используют во время обработки земли на частных усадьбах. Шесть соток подсыпать картофель – 120 руб. по Петровску. За вспашку участка 10 соток весной 2004 г. брали 200 руб. – 20 руб. за сотку. Отдельно брали за лунение и окучивание – по 150 руб. – 15 руб. за сотку13. Таким образом, обработка сотки земли в течение года: вспашка, лунение, подсыпка картофеля один раз (20+15+15 руб.) обходилась в 50 руб. В Поречье же в 2004 г. за те же работы соответственно: 40+20+20 = 80 руб.

Усадьбы население последние годы «бросает». Пенсионерам тяжело ухаживать за большим количеством земли. Отдача от запашки минимальная, за все надо дорого заплатить, последние два «сырых» года картофеля уродилось немного. Цены на картофель зачастую не соответствуют вложенному труду. Последние два года число домохозяев, торгующих картофелем зимой в Москве, сильно сократилось. Рынок в столице наполнен более дешевым картофелем из южных регионов России, Польши.

При домах имеются значительные яблоневые и вишневые сады, кусты смородины. Население старается продать ягоды и яблоки на рынке, причем не только излишки, но основную часть урожая. Большинство людей не в состоянии купить в достаточном количестве сахарный песок для варки варения. В местном магазине песок 22 руб. за кг. В целом любой товар здесь продается на 3 – 5 руб. дороже, чем в Петровске.

Немногие домохозяева занимаются пчеловодством. В садах под деревьями от 3 до 5 ульев. Мед вырабатывается для собственного употребления, частично продается в деревне и на рынке Петровска. Цена на мед: банка 0,5 литра стоит 70 руб.

Дома в старой части Перова в подавляющем большинстве имеют печное отопление. Водяное отопление есть только в многоквартирных домах. Трактор березовых дров, 5 кубов, в 2004 г. стоил 2000 руб. В Поречье 5 кубов – 2200 руб. Осина немного дешевле. Продают дрова, как и везде, лесники.

Культура

В 1976 г. на территории сельского совета действовали: 4 клуба, 4 библиотеки, 4 киноустановки. В настоящее время очагами культуры являются Дом культуры и библиотека в Хмельниках, 2 сельских клуба в крупных селах. Директор Дома культуры Елена Александровна Юдина, уроженка Хмельников. Культурные мероприятия проводятся в соответствии с планом, который составляется в начале года. К Дню 60-летия Победы вся работа связана с этой датой. 22 июня проводился «День Памяти и Скорби», для пожилых людей и молодежи. Летом в Хмельниках с молодежью проблема: все уходят гулять в другую деревню, в Павлову Гору, на дискотеку. Это почти местная традиция. Отмечаются традиционные календарные праздники. Часто не хватает средств. Иногда спонсируют предприятия. День поселка здесь празднуется, как День строителя. Праздник карьера отмечает весь поселок во второй выходной день августа. К празднику всегда в карьере рабочим выдают деньги. Так совпало, что первый выходной день августа – День железнодорожника, его здесь также отмечают. Праздник проходит по-разному, в зависимости финансирования. Если есть средства – приглашают творческие коллективы, устраивают аттракционы для детей. Очень хорошо отмечался День поселка, строителя в юбилейном 1998 г. Карьеру было 70 лет. Состоялся грандиозный праздник. Приехали творческие коллективы из Ростова, агитбригады, бальный и вокально-инструментальный ансамбли из Петровска. На улице построили летнюю сцену, шли мероприятия в ДК. Настроение у всех было праздничное, приподнятое.

В ДК действуют различные бесплатные кружки. Местные жители не так активны. Дачники организовали кружок Оригами14. В танцевальном кружке дети к празднику всегда готовят разные танцы15.

Единственная действующая церковь на территории ПТА – в Годеново. При церкви живут монахини из г. Переславля. Благодаря находящемуся в храме Животворящему Кресту, в Годеново не иссякает поток православных паломников со всей России. К церкви проведена асфальтовая дорога. Население хорошо помнит время закрытия (Осоево), или слом (Чашницы, у Животворящего Креста) того или храма. Захоронение усопших в основном производится при церкви бывшего села Семенково.

Старые названия окрестных местечек (топонимика)

По старине, называется сельцо Перово при речке Могилке. Называлось раньше село не Перово, а Песочное. После нашествия татар, или поляков оно было разорено, остатки населения поселились у Ростова, где сейчас Песочное. Почему название стало Перово, никто не знает. Западная часть Перово носит старинное название Песочное.

На месте расположения памятника погибшим воинам в Перове до 1930 гг. было кладбище, окруженное красивой кованой оградой на каменном основании. При кладбище была часовенка, ее сломали после войны. У оставшихся березок на этом месте собиралась в 1960-е гг. молодежь. Затем был поставлен памятник погибшим воинам.

Болото к юго-западу от Перова называется Подвахтино, почему, местные жители не знают. В километре от него, к северо-востоку от деревни, в поле есть Змеиное болото, с заросшим прудом, но змеи в нем не водятся. От упомянутого болота к лесу течет речка Ржавка. У родников берега речки покрыты ржавчиной, но сама вода чистая. К востоку от деревни лежит болото Рукавец, которое весной очень сильно разливается. Если его в одном месте запрудить, то было бы озеро. К западу, недалеко от молочных ферм расположено Глазово болото. Название произошло от окон, или «глаз» чистой воды на его поверхности, в которые раньше проваливались люди, а позднее и техника. На юг, недалеко от Рюмниковских озер есть Хмельницкое болото, которое быстро зарастает.

Прудов в Перове два. В юго-восточной части расположен Чистый пруд. Вода в нем чистая, население ловит здесь карасей. В южной части – Поганый пруд. Вода в нем всегда была мутной, из-за терочной, стоявшей рядом.

Край леса к северо-востоку носит название Монастырское. Якобы принадлежал данный лес какому-то монастырю. За ним речонка Студенчик, впадающая в речку Пулохму. Леса рядом с Монастырским, к востоку от деревни имеют старые названия: Горушка, Ваклино, Глинницы, Кривуша, Мартюшино, до самой ростовской дороги. К северу виден лес Миклино, который доходит до нежилой деревни Воробьево. Происхождение названий люди не знают. Около узкоколейной железной дороги был Орешниковский лес, куда население ходило собирать орехи. Но 20 лет назад он был вырублен, на этом месте растет одна мать-и-мачеха. Рядом с Перово сохранилась дубовая роща, которая называется Яндовка. Так в деревне раньше называли сосуды для вина.

Местность к юго-западу, за 2 колодцами – Попов луг, когда-то там были сенокосные угодья священнослужителей. В настоящее время покоса там нет, скотины не стало. Воду из колодцев не берут, испортили – брали мало, вода протухла. Воду берут из колонок.

По дороге из Перова к деревне Булатово есть местность Барские Горы, где имеются 3 вала «как в Ростове» от помещичьей усадьбы, а также пруд и маленькое болото Омшанец. Строения не сохранились16.

Таким образом, мы постарались осветить экономико-статистическое и культурологическое состояние отдельной территориальной администрации Ростовского муниципального округа на рубеже XX – XXI вв. Рамки сообщения не позволяют поместить сюда весь объем информации, полученный в ходе исследования.

  1. И.И Хранилов. Ростовский уезд и город Ростов Ярославской губернии. М., 1859 г. А.А. Титов. Ростовский уезд Ярославской губернии. СПб., 1885 г.
  2. Попов М. Зам. директора ЗАО «Петровское». Пример-то лживый // Газета «Ростовский вестник». 30 марта 2004 г.; Попов М. Зам директора ООО «АВ Кентавр». «Кентавр» почти не виден // Газета «Ростовский вестник». 6 июля 2004 г.; Заготовка кормов // Газета «Ростовский вестник». 22 июля 2004 г.; Итоги полугодия // Газета «Ростовский вестник». 27 июля 2004 г.; В территориальных администрациях. // Газета «Ростовский вестник». 5 августа 2004 г.; Сельскохозяйственные работы // Газета «Ростовский вестник». 9 сентября 2004 г.; Дела сельские // Газета «Ростовский вестник». 16 сентября 2004 г.
  3. Воспоминания старожила д. Перова Василия Александровича Болдырева, 1929 г. рождения. Аудиозапись.
  4. Информация специалистов ПТА. Аудиозапись.
  5. Учетная карточка Перовского сельсовета 1976 г. Хранится в ПТА. Аудиозапись.
  6. Информация Александры Алексеевны Молевой, бухгалтера карьероуправления, уроженки Хмельников. Стаж работы на предприятии 28 лет. Аудиозапись.
  7. Воспоминания старожила Перово Василия Александровича Болдырева, 1929 г. рождения. Аудиозапись.
  8. М. Попов. Зам. директора ЗАО «Петровское». Пример-то лживый // Газета «Ростовский вестник». 30 марта 2004 г.; М. Попов. Зам директора ООО «Кентавр». «Кентавр» почти не виден // Газета «Ростовский вестник». 6 июля 2004 г.
  9. Информация Елены Николаевны Топорковой, директора Хмельниковской средней школы. Аудиозапись.
  10. Там же.
  11. Информация Нины Ивановны Рыбаковой, младшего воспитателя детсада №24. пос. Хмельники. Аудиозапись.
  12. Из беседы с жителями Перово в магазине. Аудиозапись.
  13. По данным одного из трактористов сельскохозяйственного предприятия «Кентавр».
  14. Изготовление фигурок из бумаги.
  15. Информация Елены Александровны Юдиной, уроженки Хмельников, директора Дома культуры. Аудиозапись.
  16. Воспоминания старожила Перово Василия Александровича Болдырева, 1929 г. рождения. Аудиозапись.

Неотъемлемым элементом русских народных верований выступает культ деревенских святынь1. В настоящем сообщении мы попытаемся изучить данное явление в контексте традиционной культуры южных районов Ярославского области – Борисоглебского, Переславского, Ростовского и Угличского. В XIX – начале XX вв. здесь располагались Переславль-Залесский уезд Владимирской губернии, Ростовский и Угличский уезды Ярославской губернии.

Тема культа местно-чтимых святынь в Ярославском крае неоднократно привлекала внимание исследователей2. В то же время многие источники по данной проблеме до сих пор не опубликованы и требуют дальнейшего изучения. Цель настоящего сообщения – ввести в оборот новые данные по названной теме и проанализировать их.

Источниковой основой для работы послужили материалы, изданные на страницах местной периодической печати XIX-XX вв.: «Ярославских губернских ведомостей», «Ярославских епархиальных ведомостей», «Северного рабочего», «Авангарда». Важное значение имеют сведения, записанные нами в ходе полевых исследований в Борисоглебском, Переславском, Ростовском и Угличском районах Ярославской области в 2002-2004 гг. В одних случаях фиксировалась первичная, ранее неизвестная информация, в других – проверялись и соотносились с современным состоянием сведения XIX – начала XX вв.

Как показывают источники, в духовной жизни населения Ярославского Поволжья XIX-XX вв. определенное место занимал культ камней. В этом отношении интересны сведения о почитании «камней-следовиков», на которых были высечены углубления, отверстия, «следы» в виде отпечатков человеческих ступней или обуви, кистей рук, копыт, лап животных и птиц. Так, во второй половине XIX в. около д. Грибаново Угличского уезда Ярославской губернии, в шести верстах от г. Углича «в поле подле лесу» на месте разрушенного в древности храма Параскевы Пятницы стоял каменный часовенный столб с иконой этой святой. Около столба лежал валун с конусообразным отверстием. Вода, которая заполняла это отверстие, использовалась приходившими сюда паломниками3. Следует сказать, что сведения второй половины XIX в. и материалы полевых исследований, проведенных в 2004 г. в д. Грибаново Угличского района, не объясняют нахождения здесь камня и его почитание. Старожилы вспоминали, что здесь находилась часовня с иконой «Пятница Парасковея»4; во время ее разборки на кирпичи для колхозной теплицы было обнаружено много монет5.

Аналогичные реалии были зафиксированы в сведениях о местности «Тихонова пустынь», находившейся в окрестностях с. Никольского на Молокше Угличского уезда. Здесь располагались разрушенная к концу XIX в. келья-часовня, заплывший колодец и крупный камень, который занимал в «Пустыни» центральное место. Приведем его описание: «Форма камня продолговатая, четыре[х]угольная, имеющая сверху вид как бы ложа. Посреди этого ложа находится углубление с сохраняющейся дождевою водою, которая, как говорят, не высыхает во время летних жаров и бездождия»6. Сообщали, что некогда около камня стоял крест7.

По преданию, в конце XVII в. благочестивый крестьянин одной из приходских деревень обнаружил на этом камне большую икону с изображением святых, среди которых главное место занимал Тихон Амафунтский. По решению епархиальной власти, святое изображение было помещено в храм, прихожанином которого являлся крестьянин. С того времени совершался многолюдный ежегодный (15 и 16 июня) крестный ход к камню – месту обретения иконы. В 1795 г. в честь этого события в приходском храме был построен придел во имя Тихона Амафунтского. Позднее на территории «Пустыни» была сооружена часовня, в которой находилась небольшая икона этого святого. В первой трети XIX в. в часовне «для подвигов молитвы» поселился приходской крестьянин Киприан Семенов Бовин, следивший и за состоянием «Тихоновой пустыни». Рассказывали, что некий пастух пытался сжечь часовню «Тихоновой пустыни», однако «выгорела» лишь небольшая часть здания8. Обобщая представленные сведения, можно говорить, что «Пустынь» представляла собой пространство, включавшее почитаемые объекты: камень, часовню и, вероятно, колодец. Сказание о тщетных попытках уничтожить келью, по-видимому, служило поддержанию сакрального авторитета «Пустыни».

Обратим внимание, что в представленных выше сюжетах наряду с природными почитанием пользовались и искусственные объекты (часовенный столб, часовня, крест). Возможно, с приходом христианства языческий культ камней не был забыт, а «по наследству» перешел к следующим поколениям, став элементом внехрамовых служб. При этом сохранялась сложившаяся ранее архаичная структура почитания святынь, подвергаясь только внешней трансформации: в местах бывших святилищ строились храмы и часовни, совершались богослужения; создавались фольклорные произведения с «христианским» сюжетом, приуроченные к данным локусам. В результате возникали «новые» христианские святыни, культ которых был генетически связан с предыдущим периодом. В то же время был возможен и обратный процесс, в ходе которого православные святыни (храмы, часовни, кресты) «освящали» близлежащую территорию с расположенными на ней природными объектами и вовлекали их в сферу своего почитания. Так или иначе, формировались определенные церковно-приходские пространства со своими святынями, культ которых сочетал различные по времени и характеру возникновения представления.

Как показывают источники, в изучаемом регионе существовали почитаемые валуны со следами животных и птиц. Согласно сообщению, записанному в 2004 г. в д. Юрьевское Ростовского района, на берегу оз. Чачино лежал большой почитаемый камень, на котором были высечены «лошадиные, коровьи, и овечьи» следы. В ходе осушения озера в конце 1940-х гг. валун сдвинули с места, современное его местонахождение неизвестно9. Интересен и следующий сюжет. Около угличской церкви «Никола на петухах» до 40-х гг. XX вв. находился гранитный валун с тридцатисантиметровым отпечатком лапы петуха. Рассказывали, что на этом камне в начале XVII в. появлялся петух и оповещал своим криком о приближавшихся к Угличу поляках10. Возможно, в последнем случае возникновение культа валуна относится к более раннему, чем начало XVII в., периоду11; традиция же связала «след» на камне с более поздними памятными событиями (польско-литовская интервенция) и «омолодила» его культ.

Авторы, обращавшиеся к изучению камней со «следами», связывали их первоначальное почитание с древним культом зооморфных и антропоморфных предков12. Интересна точка зрения В.А. Бурова, проводившего аналогии между поверьями о культовых камнях в русских верованиях и представлениями финно-угорских народностей, в частности, манси о «стране мертвых», путь в которую лежит через отверстие в скале с водой. По мнению автора, углубления на почитаемых камнях – это вход в пещеру матери-горы; сам же валун олицетворяет вместилище душ членов определенного рода13. Другие исследователи считали, что символы-углубления на камнях – это знаки собственности14.

Материалы по народной культуре Ярославского Поволжья XIX-XX вв. показывают, что почитание камней могло иметь и иной характер. В этом отношении интересны сведения о валуне «Каменная баба» (в других вариантах «Синяя баба», «Синий камень»15), некогда располагавшемся в Берендеевом болоте около пос. Берендеево Переславского района Ярославской области16. По одному из преданий, этот камень «упал с неба»17. В связи с этим, отметим, что сообщения о камнях, имевших «небесное происхождение», были зафиксированы и в других местах исследуемого региона. Так, около д. Нагая слобода Ростовского района некогда находился «Белый камень», который «опустился когда-то сверху». Сообщали, что осколки от этого камня местные жители использовали для точения ножей18. О «Синем камне», в честь которого в селениях Нажеровского сельсовета Ильинско-Хованского района Ивановской области19 устраивали праздник с одноименным названием («праздник Синий камень»), рассказывали: «Это где-то когда-то метеорит или чего-то. В общем, он не как обычного происхождения»20

Возвращаясь к «Каменной бабе» Берендеева болота, скажем, что бытовало и другое, более распространенное предание о ее происхождении. Согласно сказанию, сын Марьи-царицы, управлявшей «Берендеевым городком», утонул в озере. За это Марья-царица прокляла озеро: «Чтоб тебя мохом подернуло». «За это Бог наказал вдову Марью. Лишь только она произнесла слово проклятия, и озеро стало зарастать, сама превратилась в «каменную бабу»21.

По-видимому, данное произведение носило «дидактический» (о наказании за проклятие, брошенное в адрес «мифологического» пространства – озера22), с одной стороны, и «топонимический» (объяснение названия сакрального места) характер – с другой. Кроме того, предание о «царице Марье» связало различные исторические периоды (появления здесь болотистого места и возникновения деревенской святыни) единовременной фольклорной «ситуацией»23

,pПо рассказам местных жителей, записанным в первой трети XX в., камень имел «вид бабы по лицу и груди»24. По другим сведениям, на сером валуне размером «с русскую печь» выделялись грудь, две синих косы и лицо25. В 1919 г. переславский краевед М.И. Смирнов писал, что жительницы ближайших деревень «чтобы не заблудиться» в Берендеевом болоте, клали перед этим камнем ягоды и, «выворотивши наизнанку платье», «задом» уходили; «по другим поводам» к «Каменной бабе» приносили также хлеб26.

В приведенном свидетельстве любопытны две детали: приношение к камню ягод и хлеба и «перевернутое» поведение приходивших сюда людей. По нашему мнению, эти явления связаны с поверьями о таком представителе русской низшей мифологии как леший. Согласно народным верованиям, чтобы названный демонологический персонаж не «заводил» в лесу, рекомендовали вывернуть наизнанку одежду27; в некоторых случаях с целью «умилостивления» этого лесного духа приносили жертвы28.

Обращаясь к проблеме о возникновении «Каменной бабы», отметим, что, данный тип каменных статуй был известен материальной культуре половцев29. Рассматривая вопрос о «каменных бабах», С.А. Плетнева писала, что в начале XIII в. в половецкой каменной скульптуре возникли упрощенные «стелообразные» статуи: «остался столб, слегка напоминающий человеческую фигуру – приталенный, с выдающимся животом, с грудями. Голова на столбе исполнена столь же реалистично, как и головы и лица на скульптурах развитого периода»30 (сравним с описанием берендеевской «Каменной бабы»). О возможном восточном происхождении «Каменной бабы» Берендеева болота могут косвенно говорить и факты пребывания половцев на Руси в раннее средневековье31. В этой связи обратим внимание на название селения, вблизи которого располагалась некогда «Каменная баба» – «Берендеево». Согласно летописным свидетельствам, «берендеи» – тюрко-язычное племя, жившее в эпоху раннего средневековья на южных рубежах русских княжеств и часто совершавшее здесь набеги32. В настоящее время распространено мнение о связи данных скульптур с культом предков33.

В рамках изучения культовых камней обратим внимание, что большая часть сакральных валунов носит название «Синий Камень»34. Финская исследовательница А. Альквист, затрагивавшая данный вопрос в контексте изучения культовых камней, предполагала, что название «синий» в данном случае связано с именем финского верховного божества грозы Ukko, имевшем прозвище «Sinivitta» («Синяя накидка»). Этот персонаж финской мифологии часто представлялся в «костюме синего цвета»35.

Однако, по нашему мнению, этимологию слова «синий» следует связывать со славянскими языками. Русский филолог Н.И. Толстой зафиксировал в восточнославянских и сербохорватских диалектах слово sinъ (sinjь) в значении «черный». Автор констатировал, что среди жителей Верхневолжья и Русского Севера слово «синой» (через букву «о») – «черный» – существует в «свободном употреблении»36. Данное утверждение может быть связано с тем фактом, что окраска «Синих камней» часто не соответствовала их наименованиям.

Затронув проблему культовых камней, обратимся к рассмотрению другой группы деревенских святынь – почитаемых источников. Анализ материалов по народной культуре южных регионов Ярославского Поволжья XIX-XX вв. позволяет говорить о бытовании различных по своему содержанию сказаний, поддерживавших культ источников.

Большое количество сообщений связывает почитание этих объектов с деятельностью святых. Так, в конце XIX в. около церкви Бориса и Глеба и Смоленской Божьей Матери в г. Переславле Залесском находился почитаемый источник, выкопанный, как считали, в XVII в. преподобным Корнилием37. Сейчас у с. Деболовское38 и пос. Петровск39 Ростовского района находятся «колодцы», сооруженные, согласно устной традиции, Сергием Радонежским (рис. 1, 2, 3). О петровском источнике существовало и другое предание: «колодец образовался в двенадцатом веке: пастухи увидели видение Божьей Матери, на этом месте выкопали колодец. И вот когда воины двигались на Куликовское сражение, и собиралась вся Россия. Вот они на этом колодце и умывались, и двигались дальше»40. Рассказывали, что в ходе расчистки этого колодца в 1990-е гг. были обнаружены разновременные монеты, нательные кресты «старого литья»41.

Продолжая данную тему, отметим, что в настоящее время в Борисоглебском районе Ярославской области располагаются три почитаемых колодца, происхождение которых связывается с Иринархом, затворником Борисоглебского монастыря XVII в. Один из этих источников находится около с. Краснова. Материал, собранный о нем, незначителен: информанты сообщали, что здесь молился преподобный Иринарх, пересказывали текст, помещенный на мемориальной доске около источника.

Второй источник Иринарха располагается в окрестностях с. Кондакова. Считали, что здесь пас скот пастух Илья – будущий Иринарх. По рассказам старожилов, первоначально этот источник представлял собой обычный родник, который со временем стал почитаться42. Известно, что до начала XX в. на протяжении долгого времени ежегодно три дня (7, 8 и 9 мая) жители соседних селений отмечали память преподобного Иринарха: 7 мая они отправлялись в Борисоглебский монастырь, 8 мая приносили икону с изображением святого в храм с. Кондакова и 9 мая совершали с ней крестный ход на «колодезь»43. В конце XIX в. один из прихожан кондаковской церкви крестьянин Прохор Васильев Сорокин завещал часть своих сбережений на обустройство территории около «Иринархова колодчика». Зять Сорокина, крестьянин-«собственник» А. Добрин выполнил волю умершего: с разрешения архиепископа Ярославского и Ростовского Ионафана топкий путь к источнику был осушен, над колодцем сооружен железный «верх»44.

По воспоминаниям старожилов, почитание этого колодца, несмотря на запрещения властей, продолжалось на протяжении всего XX в.: на дно источника, где находился образ, кидали монеты; вода из родника считалась целебной45. При осмотре «колодчика» во второй половине XX в. были обнаружены лампады, фрагменты иконных окладов, цветные стекла от окон часовни46. Остатки старой часовни до сих пор видны около «колодчика»47. Священность источника проявлялась в чудесах, происходивших на этом месте, рассказами о божественном наказании тех, кто пытался разрушить «колодчик»48.

В июле 1997 г. после совершения крестного хода вблизи источника у с. Кондакова был установлен крест, устроена купальня (рис. 4). В 1998 г. по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея была возобновлена традиция совершать крестные ходы из Борисоглебской обители к этому роднику49. Специально для шествия к колодцу святого Иринарха в 2000 г. была написана новая икона50. Обратим внимание, что в разные периоды в деле по поддержанию почитания источника принимала участие епархиальная власть. Данный факт можно объяснить стремлением приспособить народный обычай почитания деревенской святыни к нуждам церкви.

Третий из известных источников, связанных с именем преподобного Иринарха, находится в четырех километрах от с. Кондакова около р. Черной. По преданию, там было первое явление Илье (Иринарху) Богородицы51. Этот источник представлял собой родник, образованный тремя ручьями52. Как сообщали местные жители, здесь всегда стоял крест и горела маленькая лампада. Для лечения болезней пили воду из протекавшей речки и совершали следующий ритуал: «Там рубашку повесят или что, кому чего, кто у Бога что просит. Носочки, чулочки, носочки. Да, ноги болят, обувь могут повесить, носки или чулки»53 (рис.5.).

Следует отметить, что обычай развешивать одежду в сакральных местах был широко распространен у русских. С одной стороны, люди, совершая данный ритуал, стремились оставить за пределами своего селения болезнь, которую символизировала соответствующая часть одежды (как в случае с источником Иринарха)54. В результате сакральный локус представлял собой своеобразный «банк данных» о характерных для определенной территории несчастиях и способах их преодоления55. В тоже время часть одежды оставлялась в святом месте и с целью исполнения обета56. Кроме того, данное действие могло соответствовать принесению жертвы и иметь более архаичную основу57.

Таким образом, культ деревенских святынь занимал важное место в народной культуре южных регионов Ярославского Поволжья XIX-XX вв. Тот факт, что данное явление сочетало нехристианские, языческие и христианские представления, говорит о его сложной структуре. Затрагивая вопрос о почитании природных объектов в настоящее время, следует констатировать как его исчезновение, так и возрождение. Если первое зависит от естественного уменьшения числа сельских жителей – носителей традиционной культуры, то последнее – от «духовных» потребностей местного населения и стремления распространить влияние церкви.

  1. Санкт-петербургский исследователь А.А. Панченко, введший в научный оборот термин «деревенские святыни», объединял этим определением искусственные и природные объекты, почитание которых не предусмотрено каноническим церковным обиходом. См.: Панченко А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. Спб., 1998. С. 12.
  2. На материалах Верхневолжского региона и, в частности, Ярославского края, авторы обращались к вопросам почитания отдельных объектов, проблемам этнического происхождения данного явления. См.: Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. С. 264; Альквист А. Синие камни, каменные бабы // Journal de la Societe Finno-Ougrienne. 1995. № 86. Helsinki. С. 7-26; Добровольская В.Е. Рассказы о святой Варваре в Переславском районе // ЖС. 1998. № 4. С. 21-22; Дубов И.В. Культовый «Синий камень» из Клещина // Дубов И.В. Залесский край. Эпоха раннего средневековья. Избранные труды. Спб., 1999. С. 300; Комаров К.И. Древние боги Ярославской земли // СРМ. Вып. XIV. Ростов, 2003. С. 413-423 и др.
  3. Лавров Н.Ф. Камень, источающий воду, находящийся близь г. Углича // ЯГВ (н.ч.). 1888. 15 июля. № 55. С. 2. Аналогичные реалии были зафиксированы в конце XIX в. в Пошехонском уезде Ярославской губернии. Около с. Феодоринского располагался валун с углублением, оставленным, согласно сказанию, святой Феодорой Александрийской. Воду, которая собиралась в «следе», использовалась в лечебных целях. Балов А. Народные суеверия и предрассудки в Пошехонском уезде // ЯЕВ (н.ч.). 1888. 5 июля.
  4. Информант Е.П. Павлова, 1912 г.р., уроженка д. Грибаново Угличского района. Запись сделана там же 28 октября 2004 г.
  5. Информант о. Сергий (Симаков), 1949 г.р., настоятель храма Михаила Архангела в с. Архангельское в Бору Угличского района. Запись сделана там же 28 октября 2004 г.
  6. Державин М. Приход церкви села Никольское на Молокше Угличского уезда Ярославской губернии (церковно-приходское историко-статистическое описание) // ЯЕВ (н.ч.). 1887. 16 ноября. № 46. Стб. 741.
  7. Там же. Стб. 741.
  8. Державин М. Приход церкви села Никольское на Молокше Угличского уезда Ярославской губернии (церковно-приходское историко-статистическое описание) // ЯЕВ (н.ч.). 1887. 26 октября. № 43. Стб. 699; 1887. 16 ноября. № 46. Стб. 741
  9. Информант Т.А. Васильева, 1919 г.р., уроженка д. Войновы Горки Ростовского района. Запись сделана в д. Юрьевское Ростовского района Ярославской области 30 июня 2004 г.
  10. Обозрение епархии Преосвященнейшим Ионафаном, Епископом Ярославским и Ростовским (с 3-го по 22-е июня 1881-го года) // ЯЕВ (н.ч.). 1881. 14 ноября. № 46. С. 362; Ильин С. Петуховы камни // Северный рабочий. 1966. 5 января. С. 4. Заметим, что данный сюжет аналогичен известному сказанию о спасении гусями античного Рима, возможно, оказавшего влияние на угличское предание.
  11. Следует сказать, что источники XIX-XX вв. содержат сведения о камнях со следами птиц в Верхнем Поволжье (Глинка Ф. Мои заметки о признаках древнего быта и камнях, найденных в Тверской Карелии в Бежецком уезде // Русский исторический сборник, издаваемый Обществом истории и древностей российских. 1837. Т. 1. Кн. 2. С. 16; Смирнов В.И. Клады, паны и разбойники (этнографические очерки Костромского края) // Труды КНОИМК. Кострома, 1921. Вып. XXVI. С. 11; Ильин С. Петуховы камни… С. 4.). Не исключено, что почитание этих валунов было перенято от жившей здесь в раннее средневековье финно-угорской народности мери, в представлениях которой культ птиц занимал важное место. В настоящее время некоторые современные финно-угорские народы считают птиц семейно-родовыми покровителями. См.: Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994. С. 154.
  12. См.: Моряков С.В. О чем молчат камни древнего Верха // Отечество. М., 2000. С. 114.
  13. Буров В.А. Образ мировой горы у новгородских кривичей и словен // Истоки русской культуры (археология и лингвистика). Материалы по археологии России. М., 1997. Вып. 3. С. 87.
  14. Там же. С. 87. В этой связи обратим внимание на упоминание знаков «тетеревина нога», «сорочья нога» в «межевых книгах» XVI-XVII столетий. См.: Смирнов В. Клады, паны и разбойники (этнографические очерки Костромского края) // Труды КНОИМК. Кострома, 1921. Вып. XXVI. С. 11.
  15. См.: Смирнов Н.И., Логинов П.И. Из этнографических записей // Доклады ПЕЗАНПРОБ. Переславль Залесский, 1923. Вып. 11. С. 26.
  16. По утверждению старожилов, этот камень был взорван и использован при строительстве железной дороги в середине XX в. См.: Альквист А. Синие камни… С. 8.
  17. Фарфоровский С.В. Переславщина, как один из культурных центров древности (в связи с задачами его изучения) // Доклады ПЕЗАНПРОБ. Переславль-Залесский, 1919. № 4. С. 4. Ср.: Попов А.С. Время собирать камни. Заметки краеведа // Отечество. М., 2000. С. 156.
  18. Информант Н.В. Емельянов, 1925 г.р., уроженец д. Нагая слобода Ростовского района. Запись сделана там же 10 июня 2004 г.
  19. До 1917 г. часть бывшей Нажеровской волости Ростовского уезда Ярославской губернии.
  20. Информант Н.А. Орлова, 1925 г.р., уроженка г. Костромы. Запись сделана в с. Погорелово Ростовского района 16 июня 2005 г.
  21. Смирнов Н.И., Логинов П.И. Из этнографических записей... С. 26.
  22. Ср. удмуртские поверья о последствиях оскорбления «духа» озера. См.: Владыкин В.Е. Указ. соч. С. 80.
  23. По данным археологии, Берендеевский болотный массив представлял в древности мелководное озеро (или несколько озер) послеледникового происхождения, которое в эпоху неолита (IV-II тыс. до н.э.) было частично заболочено. Следы первоначальной деятельности человека здесь относятся к волосовской культуре (начало II тыс. до н.э.). См.: Уткин А.В., Костылева Е.Л. К вопросу о культурной принадлежности погребений на стоянке Берендеево I // РА. 1998. № 2. С. 160; Плещеево озеро: исторический и эколого-географический очерк. М., 2001. С. 56.
  24. Смирнов М.И., Логинов П.И. Из этнографических записей… С. 26.
  25. Альквист А. Синие камни... С. 8.
  26. Смирнов М.И. Старые боги // Доклады ПЕЗАНПРОБ. Переславль-Залесский, 1919. №4. С. 7.
  27. См.: Максимов С.В. Нечистая, неведома и крестная сила. Спб., 1994. С. 65.
  28. См.: Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 414. Ср. факты принесения в жертву камням в других местах расселения русских: Попов А.С. В поисках Дивьего камня. М., 1981. С. 115; Александров А.А. О следах язычества на Псковщине // КСИА. 1983. Вып. 175. С. 12.
  29. См.: Плетнева С.А. Печенеги, торки, половцы // Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. С. 220.
  30. Там же. С. 220.
  31. См.: Повесть временных лет (подготовка текста, перевод и комментарии О.В. Творогова) // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. XI-XII века. СПб., 2000. С. 269.
  32. См., например: Ипатьевская летопись (Полное собрание русских летописей). М., 1998. Стб. 240, 257, 286. О пребывании кочевников на территории Владимирского края в эпоху раннего средневековья свидетельствуют и данные археологии. Так, в 1852 г. А.С. Уваровым в окрестностях г. Юрьева Польского Владимирской губернии был обнаружен курган с захоронением «какого-то кочевника», датированный XII-XIII вв. См.: Спицын А.А. Кочевнический курган близ гор[ода] Юрьева Польского // Известия ИАК. Спб., 1905. Вып. 15. С. 83.
  33. Плетнева С.А. Указ. соч. С. 220. В этом отношении интересно, что слово «баба» в переводе с тюркского означает «предок», «предки». См.: Есберганов Х. Каменные изваяния южного Приуралья // Всесоюзная научная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1988-1989 гг. Ч. 2. Алма-Ата, 1990. С. 16.
  34. См., например: Альквист А. Синие камни... С. 7-16; Она же. Мерянская проблема на фоне многослойности топонимии // ВЯ. 1997. № 6. С. 7-12, 16, 34; Рогалева С.Б. Арсеновские находки (к вопросу о культе камня в Верхнем Поволжье) // Иваново-Вознесенский край: история и современность. Материалы II областной краеведческой конференции. Иваново, 26 марта 1992. Иваново, 1992. С. 18; Александров А.А. Волшебные камни в народных сказках // Отечество. М., 2000. С. 122.
  35. См.: Альквист А. Синие камни… С. 18.
  36. Толстой Н.И. О реконструкции праславянской фразеологии // Толстой Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 398.
  37. Каово А. От Ростова Ярославского до Переяславля-Залесского // ЯГВ (н.ч.). 1884. 4 сентября. № 69. С. 6.
  38. Информант В.С. Зубакова, 1929 г.р., уроженка с. Деболовское Ростовского района. Запись сделана там же 8 августа 2002 г. Ср.: Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии. М., 1885. С. 148.
  39. Титов А.А. Ростовский уезд… С. 555. Каово А. От Ростова Ярославского до Переяславля-Залесского // ЯГВ (н.ч.). 1884. 27 июля. № 58. С. 6.
  40. Информант Н.К. Молотов, 1946 г.р., уроженец г. Александрова Владимирской области. Запись сделана в пос. Петровское Ростовского района 13 сентября 2003 г.
  41. Информант Н.К. Молотов.
  42. Информант Н.К. Смирнов, 1918 г.р., уроженец д. Зманово Борисоглебского района Ярославской области. Запись сделана там же 8 июля 2004 г.
  43. Распоряжения правительственные. Указы Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода преосвященному Ионафану, Архиепископу Ярославскому и Ростовскому // ЯЕВ (оф.ч.). 1884. № 3. 16 января. С. 21. На данный момент известны три иконы преподобного Иринарха из Борисоглебского монастыря, датированные заведующим архитектурным отделом ГМЗ «Ростовский кремль» А.Г. Мельником соответственно концом XVII – началом XVIII вв., 1804-1806 гг. и 1842 г. (См.: Мельник А.Г. Вновь открытая икона преподобного Иринарха в житии // СРМ. Вып. X. Ростов, 2000. С. 133, 136). По устному свидетельству А.Г. Мельника, эти иконы были снабжены на оборотных сторонах ручками-скобами (сняты во время реставрации), предназначаясь для крестных ходов. Не исключено, что в разное время данные иконы участвовали в крестных ходах к святому источнику.
  44. Распоряжения правительственные… С. 21.
  45. Мартышин В. Иринархов колодчик // Любитель природы. Рыбинск, 2000. С. 354.
  46. Там же. С. 362.
  47. Данные натурного обследования территории колодца Святого Иринарха около с. Кондаково 8 июля 2004 г.
  48. Мартышин В. Указ. соч. С. 353, 355.
  49. Кунаева Е.В. Крестный ход в Кондаково // Иринарховские чтения. Вып. 1. Борисоглебский на Устье монастырь, 2002. С. 15.
  50. См.: Б.а. Иринарх и баронесса // Юность. 2002. 5 июня. № 23. С. 6.
  51. Информант Н.И. Малинин, 1941 г.р., уроженец д. Шаньково Борисоглебского района. Запись сделана в д. Зманово Борисоглебского района 8 июля 2004 г. Ср.: Житие преподобного Серафима Саровского // Жития и творения русских святых. М., 1993. С. 297.
  52. Материалы по русским верованиям XIX-XX вв. говорят о почитании источников, образованных несколькими, часто тремя, ручьями («встречных» ключах). Ср.: Традиционный фольклор Владимирской деревни (в записях 1963-1969 гг.). М., 1972. С. 83.
  53. Информант Н.И. Малинин.
  54. Ср.: Щепанская Т.Б. Кризисная сеть (традиции духовного освоения пространства) // Русский Север: к проблеме локальных групп. Спб., 1995. С. 131.
  55. Там же. С. 120.
  56. Ср.: Кремлева И.А. Обеты в народной жизни // ЖС. 1994. № 3. С. 16
  57. Ср.: Попов Н.С. На марийском языческом молении // ЭО. 1996. № 3. С. 140; Огудин В.Л. Места поклонения Ферганы как объект научного исследования // ЭО. 2002. № 1. С. 70.