Пак В.Ф. (Ростов) Ростовский художник Василий Иванович Рогозин. c.311.

Ростовский живописец, финифтяник, фотограф и кинооператор Василий Иванович Рогозин родился 28 января 1930 г. в Курской области. В детстве Василий рано начал рисовать, как все сверстники любил рисовать машины, трактора, но рисовал не так, как все, уже тогда внимательно присматривался он, как идет линия крыла, корпуса машины. Отец часто брал сына на ярмарку и, как-то раз, Василий там увидел репродукцию картины. Как позже он узнал, это была «Рожь» И.И. Шишкина. Картина ему так понравилась, что он заболел мечтой стать художником, просил у отца купить краски, но пока безуспешно. Зато у отца была толстая тетрадь, и сын потихоньку вырывал листы, рисовал одним единственным карандашом, который имелся в доме, с одной стороны он был с синим грифелем, а с другой – с красным. Отец сердился, что сын «изводил»1 бумагу.

Ему было семь лет, когда в 1938 г. три летчицы: П. Осипенко, В. Гризодубова и М. Раскова совершили полет Москва – Дальний Восток. Это так впечатлило Василия, что он сделал фильм. Вместо пленки служили полосы из «Пионерской правды», рисовал по воображению. Кто-то принес увеличительное стекло, промазали бумагу керосином, она стала прозрачной, и при свете керосиновой лампы через увеличительное стекло изображение проецировалось на стену. Это был удачный дебют, в котором проявился и художественный талант, и пытливая тяга юноши к технике. В школе мальчик рисовал пером с чернилами, очень любил изображать портреты В.И. Чапаева и К.Е. Ворошилова из учебника 3-го класса. Рисовал до тех пор, пока не добивался портретного сходства. Потом оформлял школьную стенгазету дружескими шаржами.

В начале Великой Отечественной войны отца призвали на фронт, перед уходом семья сфотографировалась на память, вскоре в 1941 г. отец погиб. Село оккупировали немцы, но жизнь текла в привычном русле. Когда учился в 4-5 классах, все школьники углубленно изучали немецкий язык, а в свободное время рыли окопы возле деревни.

В 1946 г. прочел объявление в газете о том, что Елецкая художественная школа объявляет набор одаренных детей, подал заявление и по почте послал акварель «Автопортрет в саду»2. Она была большого размера – 50х70 см (рис. 1). На ней был изображен автор на фоне фантазийного пейзажа, в котором выражена мечта, стремление художника и его мироощущение. Он молод, полон сил, идей, готов создать вокруг себя красивый, полный красоты и гармонии мир. Этот дом – мечта художника, это не просто дом, – а целая усадьба, в которой одна постройка дополняет другую, где все красиво, добротно и уютно: чугунные узорчатые лестницы, карнизы окон и балкончики, а наш герой в морской белой блузе, с чувством собственного достоинства стоит, опершись на садовую ограду. Тактично решена композиция, чувствуется плановость, довольно крепкий рисунок, и самое главное, даже на маленькой фотографии угадываются необыкновенное жизнелюбие, оптимизм и мастерство юного художника!

Василий Иванович успешно проучился один год, а дальше обстоятельства сложились так, что учиться не пришлось, – материально было очень тяжело, мать не могла содержать, надо было самому зарабатывать на хлеб, поэтому пришлось бросить учебу. В 1946 г. на родине художника, по его словам был: «несусветный голод, люди пухли».

В 1950 – 1953 гг. служил в армии. Учился в ростовской курсантской школе, оформлял «политагитацию», писал сухой кистью портреты Сталина и других партийных лидеров. Успевал все: и на занятия ходить, и оформлять, а спать ложился в три часа ночи. Позже освободили от строевых занятий, стал просто художником-оформителем. Большая часть службы прошла в Ростове. Воинская часть стояла в конюшенном дворе, а летом курсанты жили в лагерях под Борисоглебом. Там художник много писал маслом с натуры. Он заранее приглядывал вид неподалеку от лагеря и чтобы не угодить в «самоволку», когда все солдаты в воскресенье шли на речку Устье, он писал этюды. Много тогда пейзажей было написано! Один из них – «Борисоглебский лес». Спустя двадцать лет, Василий Иванович повторил его по памяти и черно-белой фотографии, но уже на эмали (рис. 2).

Еще в 1952 г. во время службы в армии был написан «Автопортрет» (рис. 3). Нельзя не упомянуть об одной интересной детали: холстом для живописи послужила ткань, выдававшаяся солдатам на портянки, а краски покупал в Москве. Перед нами поясной портрет молодого человека, исполненный в романтическом духе. Об этом говорят антураж (слева у края холста виден резной подлокотник кресла) и одежда (светлая шелковая блуза с белым воротником и мягким галстуком синего цвета). На плечи небрежно наброшен сюртук или плащ. Правая рука приподнята, указательный палец направляет взгляд зрителя как будто вглубь картины. Фигура расположена в 3/4 повороте, лицо развернуто почти в фас. Небрежно отброшена назад густая копна темных вьющихся волос, высокий открытый лоб. В пластике лица несколько смягчены резкие переходы света и тени, тогда как на одежде – очень резки, даже жестковаты. Глубокий темный фон не только хорошо выявляет фигуру в светлых одеждах, но придает портрету загадочную таинственность. Перевоплощение, страстная игра воображения, пылкость и мечтательность юноши прекрасно отражены в полотне.

Профессиональное видение и умение передать – Божий дар, помноженный на самообразование. Настоящей школой для будущего художника стало наблюдение и копирование по памяти фресок церкви Св. Дмитрия Донского в Белгородской области, что была в селе, где родился Василий Иванович. Фрески, как выяснилось, были написаны в духе академической живописи. Вот где учился юный художник, где он почерпнул знания перспективы, правильной передачи пропорций тела и сложных ракурсов движений. Именно эти фрески стали для него настоящей школой академической живописи.

Вернувшись после армии в родное село, Василий Иванович увидел, что работы нет, молодежь разъезжается, но наш герой всегда находил себе работу, и на этот раз сделал слесарные и плотницкие инструменты так, что всем «утер нос». Живя на родине, учился один год живописи и рисунку в Народном университете им. Н.К. Крупской. В 1954 г. приехал в Ростов. На мой вопрос: «Почему именно в Ростов?», художник ответил: «С детства люблю историю. Читал, что хан Батый дошел до Ростова и вернулся, а бабушка рассказывала, что в Ростове много святынь, и появилась мечта – побывать там. Когда я был маленьким, мне говорил старый дед, что предки наши с севера». Есть в Ярославской области село Рогозинино, может быть, предки его родом оттуда?

Будучи в Ростове, в 1954 г. осенью устроился художником в воинскую часть, по договору работал маляром в клубе им. Маяковского, в 1954-1956 гг. – художником в Народном театре вместе с Германом Николаевичем Макаровым.

В 1950-е гг. В.И. Рогозин много занимался живописью, «писать с натуры ходили в музей», – вспоминает он. Работал художником в Зеленом театре, что был в городском парке. Сохранился пейзаж «Старый парк». На полотне мы видим изображение городского парка в Ростове. Справа – одноэтажное здание, окрашенное в белый цвет, с двумя колоннами по фасаду, слева – дорожка, ведущая к озеру. Видна нежная голубизна глади воды с бледно-розовыми и желтоватыми оттенками.

В 1956 г. женился на Валентине Николаевне Фроловой из Ростова. Она была агрономом, работала в сельхозтехникуме, оформляла клумбы во дворе техникума. Жители близлежащих домов очень любили там гулять, и предпочитали этот уголок городскому парку, а теперь там, к сожалению, пустырь...

Вскоре после женитьбы художник пишет с натуры «Портрет жены» (1956). Молодая женщина полулежит на левом боку, опершись на подушку, правая рука ее приподнята, согнута и заведена за голову. Несколько смещены пропорции лица, но живо написан румянец на щеках, красивы золотистые русые волосы, заплетенные в косу и уложенные кольцом на затылке. Слева, у ног молодой женщины, покрывало нежно-зеленого цвета и подушка в наволочке с кружевной каймой. Справа внизу роскошный натюрморт, состоящий из бронзового сосуда и белой вазы в виде раковины с золотистым краем и массивным круглым подножием.

В полотне нашло отражение и время с его спокойствием и относительной стабильностью, когда советское общество пребывало в некоторой эйфории послевоенных лет.

В артель «Ростовская финифть» Василий Иванович пришел в 1960 г., писал большие архитектурные пейзажи, «шишкинские» места – без припороха, т.е. без подготовительного рисунка, прямо на пластине. Ведущий художник промысла в те годы, Николай Николаевич Хрыков его уважал и называл «осколком Шишкина».

В 1970-е гг. Василий Иванович основательно освоил технику живописи по эмали, он создал серии прекрасных пейзажей, писал цветы и сюжетные композиции. Им было разработано сравнительно немного вещей, в основном писал для массовки, так уж сложилась творческая биография (пятнадцать лет болела жена, было не до творчества), но те немногие миниатюры дают нам право говорить, что перед нами незаурядный мастер, имеющий свой индивидуальный стиль, свою манеру письма, которая была востребована промыслом. В 1960-1970-е гг. он с легкостью брался за решение творческих задач, которые ставились перед художниками промысла. Например, разработка исторической композиции (миниатюра «Битва на реке Сити», 1962 г.)3

В пейзаже – любимом жанре художника, он, возможно, одним из первых на фабрике нашел прием легкого сфумато, – передачи свето-воздушной среды. В миниатюрах из серии «Павловское» прозрачно, воздушно написаны деревья на заднем плане, кроны которых как будто растворяются в воздухе и сквозь них просвечивает небо, окрашивая зеленые листья голубыми и желтыми оттенками. Этот прием потом подхватили и развили в 1980-е гг. художники – представители пейзажной школы живописи на финифти.

Миниатюра «Господин Великий Новгород»4 – пейзаж-картина, художник создает образ Новгорода, созвучный его великой истории. В живописи по эмали Рогозина есть особый уклад – не отказываясь от известной степени декоративности, он выражает в ней свой прирожденный дар живописца. Художник почти не прибегает к стилизации, не убирает ничего лишнего в изображении архитектуры, но запечатлевает реальное состояние, сохраняя при этом декоративное своеобразие финифти.

Вполне возможно, что если не было бы творчества В.И. Рогозина, ростовский пейзаж был бы другим, во всяком случае, без него он был бы не так многогранен, а быть может, не было бы удач А.В. Тихова.

В 1970-е гг. иконы писать не разрешалось, но, видимо, какая-то тяга была, и Василий Иванович рисовал миниатюры на религиозные сюжеты, но редко кому показывал. Одна из них – коробочка «Святое семейство» (рис. 4). Еще в 1950-е гг. видел репродукцию на эту тему, а спустя почти двадцать лет возникло желание писать, «пошла фантазия», – вспоминает художник.

На миниатюре, помещенной на крышке шкатулочки, изображена бытовая сцена. Слева, возле крыльца, у открытой двери дома сидит мать, справа, в глубине пространства – отец за работой, в центре – босые дети, играющие с белыми голубями. Абрис фигуры женщины, одетой в длинное светлое платье с лиловыми и розовыми в тенях оттенками, как бы начинает и оканчивает овальное движение композиции всей пластины. Глубина пространства подчеркнута уходящей за горизонт тропинкой, изображенной на дальнем плане в центре. Колорит миниатюры нежен и светел. Легки и светлы цвета одежд персонажей, гармоничны и неспешны движения их фигур, им созвучно состояние природы, – тихое утро, прозрачное небо, на фоне которого легко прописаны деревья, их листва, написанная зелеными, серыми, голубыми и коричневыми красками нежна и красива.

Кроме таланта художника, В.И. Рогозин обладает режиссерскими способностями, он кинооператор-любитель, много снял фильмов, ставших документальной кинохроникой тех лет. Василий Иванович запечатлел уникальные кадры не только из жизни фабрики «Ростовская финифть», но и всего города Ростова, например, снимал ежегодно все первомайские демонстрации в городе, празднования Дня Победы и прочие мероприятия. В 2004 г. автором этих строк были организованы съемки у Василия Ивановича Рогозина дома, где он демонстрировал и комментировал свои фильмы5.

Работа по систематизации монографических материалов о жизни и творчестве В.И. Рогозина будет нами продолжена в дальнейшем.

  1. Здесь и далее по тексту реплики В.И. Рогозина.
  2. Сохранилась лишь фотография в домашнем архиве художника.
  3. ГМЗРК. Ф-2577. КП- 36036.
  4. ГМЗРК. Ф-2581.
  5. Оригинал фильма (запись на DVD) хранится в музее финифти ГМЗРК. Пользуясь случаем, выражаю благодарность за содействие и помощь в этой работе Е.Ю. Мелехину, который пригласил кинооператора и частично комментировал фильм.




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!