Румянцева В.С. (Москва) К биографии всероссийского патриарха Филарета: пасторская деятельность на Ростовской владычной кафедре в Смутное время. c.164.

Ростовская епископия – одна из древнейших, установлена в XI в., ее основатель святой Леонтий, принял хиротонию из иноков Киево-Печерского монастыря1. Когда в России в конце XVI в. было учреждено Патриаршество, епископия Ростовская стала митрополией: архиепископ Варлаам (1587-1603) хиротонисан из игуменов Кириллова Белозерского монастыря, а с мая 1589 г. – митрополит Ростовский, Ярославский и Устюжский2. В Лествице соборных властей («Лhствице властем»), составленной в Патриаршей канцелярии в 1599 г., ростовский владыка занимает третью степень после митрополитов Новгородского и Казанского3. 11 декабря 1586 г. из архиепископов Ростовских хиротонисан на Московскую митрополию Иов, с 1589 г. – патриарх Московский и всея Руси4. Для общецерковных и государственного значения событий приглашались царем и патриархом в Москву в Кремль ростовские митрополиты: Варлаам (1619-1652) участвовал в работе земского собора 1648/49 г. и поставил подпись под Соборным Уложением 1649 г. вторым, после патриарха Иосифа5. Митрополит Иона в 1664 г. находился постоянно в столице, исполняя обязанности местоблюстителя Патриаршего престола6.

О патриархе Филарете Никитиче Романове-Юрьеве7 имеются сочинения как церковных, так и светских историков. Большинство авторов изучали его преимущественно государственную деятельность и отчасти церковную8. Филарет как участник (и невольник) событий Смутного времени при первом и втором самозванцах интересовал авторов в связи с его последующей главенствующей ролью в государстве. Методика анализа повествовательных источников (летописи, хронографы, сказания), а также записок современников (иностранных и отечественных) слабо еще разработана в плане раскрытия духовного облика Филарета. В исторической литературе представлены как бы два лица – Филарет в Смутное время и патриарх Филарет, отец и соправитель царя Михаила Федоровича Романова.

Церковный историк А.П. Смирнов, посвятивший монографию патриарху Филарету, собравший объемный источниковый материал, отказался оценивать поведение своего героя во время Смуты, так он пишет: «Быстрые перемены в жизни и действиях Филарета Никитича в Смутное время загадочны и трудно понять, чем руководился он в тех случаях, когда судьба сталкивала его с двумя самозванцами, ... но Филарету Никитичу привелось быть устроителем Земли Русской вместе с сыном своим Михаилом Федоровичем. Эта деятельность его объясняет нам многое из его раннейшей жизни и прежнего образа действий и дает возможность несколько уяснить его нравственный характер»9. Невозможно не принять суждение киевского историка Е.К. Сташевского: все писавшие о патриархе Филарете «больше описывают, чем определяют», даже когда речь идет о государственном управлении; по его словам, авторы не шли «далее выяснения характера этой бесспорно выдающейся личности»10.

До сих пор не исследована пастырская деятельность Филарета на митрополичьей Кафедре в Ростове с 1606 по октябрь 1608 гг.* Об этом сравнительно небольшом отрезке его жизни сохранились документальные материалы – грамоты, правда, в небольшом числе. Годы, связанные с пребыванием Филарета в Ростове, оказались наиболее тяжелыми для всей страны. С.Ф. Платонов считал это время – царствование Шуйского «сложнейшим моментом в истории Смуты»11. Академик Л.В. Черепнин определяет его «кульминационным пунктом» Смутного времени, когда произошло «... антифеодальное восстание, предводительствуемое Болотниковым. Правительство Шуйского бросило все силы на его подавление. Под Москвой образовался Тушинский лагерь. Усложнилась международная обстановка. Надвигалась открытая агрессия Речи Посполитой и Швеции»12. Летописи, хронографы, сказания создавались уже после мятежных событий, они не отражают духовной напряженности переживаемого момента.

Обратимся к фактам, их датировке, чтобы представить цепь событий и роль в них Филарета Никитича. В конце июня 1605 г. в Москву вступил Лжедмитрий с казачьими и польскими отрядами. Им были освобождены из тюрем и ссылок осужденные правительством Годунова, в их числе и старец Филарет. В Хронографе XVII в. сообщается: «Розстрига, хотя убо к народом во льсти своей показатися, иже он есть царъский сын ... и сего ради благородныя и великославныя от заточения и из темниц изводит ... Тогда же и Филарет, великий старец с сыном своим Михаилом и с братом Иваном Никитичем от Поморъских стран из заточения прииде»13. Возвращение Филарета в Москву состоялось не ранее осени-зимы 1605 г.14 Авторы XIX в. к этому времени относят и поставление Филарета на митрополию в Ростов, где находился еще митрополит Кирилл15. Макарий (Булгаков) пишет: «Когда совершилось посвящение Филарета Никитича на Ростовскую митрополию, с точностию неизвестно, но без сомнения, до мая 1606 г., когда Лжедимитрия не стало»16. С.Ф. Платонов, придерживаясь такого же мнения, относит событие к весне 1606 г., «не во время майского переворота, а еще при власти Самозванца»17 Р.Г. Скрынников, а ранее П.М. Строев посвящение Филарета в сан митрополита определяют маем 1606 г.18

Принятие хиротонии старцем Филаретом в мае 1606 г. представляется реальностью. Поскольку он не был иеромонахом, по каноническим правилам не мог быть сразу же посвящен в митрополиты19. В Хронографе извещается о его поставлении по православному чину: « ...едва священным Собором умолиша и поставиша его митрополитом Ростову граду и Ярославлю»20. Сразу же затем говорится о возведении на Патриаршество Гермогена из митрополитов Казанских, что произошло в начале июня 1606 г.21 Можно только предполагать: Филарет был посвящен на Ростовскую митрополию после майских событий и гибели Лжедмитрия22. Он не мог не знать про готовящийся переворот, организаторами которого были бояре во главе с князьями Шуйскими. Царь Василий Шуйский назначил Филарета главой представительной комиссии в Углич для перенесения тела царевича Дмитрия в Москву. Ему в помощники определен астраханский архиепископ Феодосий, пострадавший от Лжедмитрия. Правительство Шуйского не пользовалось, как известно, доверием народа. Летом – осенью 1606 г. особенно вырос авторитет деятельного патриарха Гермогена как духовного пастыря всей Земли. В его окружение входил митрополит Филарет.

Приезд Филарета в Ростов состоялся в начале осени 1606 г. С ним находился, вероятно и малолетний сын Миша (будущий царь)23. От 30 ноября 1606 г. дошла грамота Филарета Никитича на Устюг Великий в соборный храм Успения протопопу Константину с братией. Грамота «с прописанием», то есть в нее включен текст богомольной грамоты патриарха Гермогена «О молебствии во всех церквах по случаю войны царя Василия Иоанновича с приверженцами второго Самозванца, укрепившимися в селе Коломенском»24. Грамота Гермогена – это воззвание к народу встать за «Святую и Богом любимую» Русь против иноземных врагов, которые хотят ее «не токмо обесчестити, но и конечно разорити, и святыя церкви в римские костелы хотя превратити, и люди Божия погубити»25. Патриарх ставит высокие цели перед народом – защита православия, оборона государства во главе с царем, уберечь отечество и людей от кровопролития. Поощряется и приветствуется героическое сопротивление врагу, – приведен пример подвига, который совершили тверичи во главе с архиепископом Феоктистом (почти безоружными), защитив город от вооруженного неприятеля. По Гермогену, крепкое государство – мирное царство, в котором живут «в мирh и в повинении, и в любви; и боляре б, и князи, и христолюбивое воинъство, и вся православные крестьяня в любви и в повинении ему, Государю»26.

Гермоген многократно обращался к митрополиту называя его любовно сыном («сыну»); наказывает читать его грамоту в соборной церкви несколько раз; списки с нее разослать в монастырские села, приходы епархии. Грамота патриарха написана эмоционально, ярко, несет в себе мощный заряд энергии и воодушевления. Филарет со своей стороны, обращаясь к устюжскому протопопу наказывает поступать так же, как и он сам поступил: «И как к вам ся наша грамота придет, и ты б шел во святую соборную церковь ... и призвал града Устюга и из уhзду архимаритов и игуменов, и попов, и дьяконов, и освященный Собор, и князей, дворян и приказных людей, и детей боярских, и торговых людей, и всех православных крестьян», чтобы читать его грамоту несколько раз («не по один день»)27.

Другая грамота Филарета «с прописанием богомольной грамоты патриарха Ермогена о мятеже в северских и резанских городах, об усердии к престолу тверитян и смолян, о походе служилых людей к Москве… о поражении коломенских мятежников и о молебствии во всех церквах», также как и первая от 30 ноября и оправлена устюжскому протопопу с братией28. По объему она пространнее первой за счет текста патриаршей грамоты. Фактически в ней дается сводка военных действий. Прежде всего бросается в глаза оперативность и организованность действий митрополита Филарета: список с первой патриаршей грамоты и дополнениями от митрополита составлен и отправлен на следующий день по получении; а список со второй патриаршей грамоты и текстом от митрополита Филарета сделаны в тот же день и тотчас отправлены адресату. Подобные митрополичьи грамоты рассылались в соборные церкви по всей епархии.

В заключении следует отметить, митрополит Ростовский Филарет строил пастырское «делание» в форваторе патриотической деятельности патриарха Гермогена в наиболее сложный момент Смутного времени, когда необходимо было собирать силы народные для отпора внешней агрессии и преодолевать «междуусобную

  1. По Амвросию, Ростовскую епископию основал великий князь Киевский и всея Руси Владимир Святославич в конце Х в. – Амвросий (Орнатский), иеромонах. История российской иерархии. М., 1807. Часть I. С. 114; П.М. Строев основание Ростовской кафедры относит к концу XI в., связывая с именем святого Леонтия, убитого язычниками. – Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви (Далее. – Строев. Списки). СПб., 1877. Стб. 329. Ростовских иерархов именовали иногда «наместниками убо Леонтия чюдотворца и прочих по нем святых». – Сказание Авраамия Палицына. Подготовка текста и комментарии О.А. Державиной и Е.В. Колосовой. Под редакцией Л.В.Черепнина М.- Л., 1955. С. 123.
  2. Строев. Списки. Стб. 333.
  3. См. «1599 г. Лhствица о соборных властех, кои были в 107-м году на Соборе у Иева патриярха на Москве». Под общей редакцией М.К. Любарского // ЧОИДР. 1912. Кн. 2. Отд. III. С. 39; Румянцева В.С. Опыт классификации монастырей в России в XVII в.: Вологодская степень // Церковь в истории России. М., 1977. Сборник 1. С. 83-84; Она же. Монастыри и монашество в XVII в. // Монашество и монастыри в России. XI-XX вв. Исторические очерки. Ответственный редактор Н.В. Синицына. М., 2002. С. 167-168.
  4. Строев. Списки. Стб. 6, 331.
  5. Соборное Уложение 1649 года: Текст. Комментарии. Подготовка текста Л.И. Ивиной. Комментарии Г.В. Абрамовича, А.Г. Манькова, Б.Н. Миронова, В.М. Панеяха. Руководитель авторского коллектива А.Г. Маньков. Л., 1987. Приложение. Список рукоприкладств на свитке Соборного Уложения 1649 г. С. 404.
  6. Каптерев Н.Ф. Приезд в Московский Успенский собор Никона патриарха и дело Ростовского митрополита Ионы. М., 1887. С. 277-329 (ГПИБ, оттиск).
  7. О старинном боярском роде Романовых-Захарьиных-Юрьевых см. лит.: Селифонтов Н.Н. Сборник материалов по истории предков царя Михаила Федоровича. Генеалогический и исторический материал по печатным источникам. СПб, 1901. Ч. 1; при царе Борисе Федоровиче Годунове Романовы подверглись опале в 1600-1601 гг.: старший из пяти братьев Федор Никитич, двоюродный брат царевича Дмитрия и царя Федора Ивановича, был насильно пострижен в монахи и до 1605 г. находился в Сийском Антониевом монастыре «за приставом». О причинах опалы Романовых и близких к ним лиц из придворной знати источники не дают точных сведений; в литературе не имеется единомыслия по так называемому «Делу Романовых». – Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI-XVII вв. Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время. 5-е изд. Ответственный редактор чл.-корр. Я.Н. Щапов. Статья Е.В. Чистяковой. М., 1995; Скрынников Р.Г. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII в. Л., 1985; Вовина В.Г. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) // Вопросы истории. М., 1991. № 7-8. С. 53-74; и другие.
  8. См. краткий обзор лит.: П-в. С. Филарет // Русский биографический словарь. Под редакцией А.А. Половцева. СПб., 1901. С. 103; Сташевский Е.К. Очерки по истории царствования Михаила Федоровича. Киев. 1913. Часть 1. С.190-194; Платонов С.Ф. Указ. соч. С. 369-411 (Примечания).
  9. Смирнов А.П. Святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея России // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения (Далее. – ЧОЛДП). М., 1873. Кн. 1. С. 111.
  10. Сташевский Е.К. Указ. соч. С. 190.
  11. Платонов С.Ф. Указ. соч. С. 193.
  12. Академик Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI-XVII вв. М., 1978. С. 156.
  13. Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции. Собрал и издал Андрей Попов (Приложение к Обзору Хронографов русской редакции). М., 1869. С. 193-194.
  14. Автор статьи о патриархе Филарете называет датой его прибытия в столицу 1606 г. – Русский биографический словарь. С. 96.
  15. Ростовский митрополит Кирилл хиротонисан из архимандритов Троице-Сергиева монастыря в марте 1605 г. – Строев. Списки. Стб. 333.
  16. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской церкви. М., 1996. Кн.VI. С.80.
  17. Платонов С.Ф. Указ. соч. Примечания. С. 386.
  18. Строев. Списки. Стб. 333; Скрынников Р.Г. Указ. соч. С. 315.
  19. Неизвестно, когда и где Филарет принял священство. В последней своей книжке Скрынников пишет: «Самозванец побоялся оставить его (Филарета. – В.Р.) в столице и отослал в Троице-Сергиев монастырь, где старец жил до апреля 1606 г. – Скрынников Р.Г. Три Лжедмитрия. М., 2003. С. 234.
  20. Изборник. С. 194.
  21. Строев. Списки. Стб. 6.
  22. Лжедмитрий и патриарх Игнатий могли назначить (или даже нарекли) Филарета в митрополиты, но последний не торопился принимать сан по церковному чину.
  23. А.П. Смирнов указывает на рукопись костромского Богоявленского монастыря: в ней сообщалось о прибытии Филарета в Ростов после обычных поездок в столицу первого февраля 1607 г. «с сыном своим» (ЧОЛДП. 1873. Кн. III. С. 120).
  24. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи, Археографическою экспедициею имп. Академии наук (Далее. – ААЭ). СПб. 1841. Т. 2. № 57. С. 126-129.
  25. ААЭ. Т. 2. № 57. С. 126.
  26. ААЭ. Т. 2. № 57. С. 128.
  27. Там же.
  28. ААЭ. Т. 2. № 58. С. 129-135; см. также грамоту ростовского митрополита Филарета от 8 декабря 1606 г. на Устюг протопопу Константину с братией « с прописанием царской грамоты, о поражении предводителя мятежников Истомы Пашкова под Москвою и о взятии его в плен». ААЭ. Т. 2. С. 135-137; см. грамоту Ростовского митрополита Филарета от 12 июня 1607 г. в Соль Вычегодскую протопопу Благовещенского собора Луке с братией, «с прописанием богомольной грамоты патриарха Ермогена, о молебствии по случаю победы царского боярина князя Голицына над приверженцами втораго Самозванца при рhякh Восмh». – ААЭ. Т. 2. С. 166-168.




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!