Пушков В.П., Пушков Л.В. (Москва) Книжные покупки представителей Ростово-Ярославской земли в лавке Московского печатного двора в 1636/37 г. c. 147.

Православная книга – богослужебная, историко-биографическая, учебная – играла ведущую роль в обеспечении единства ментальности и идеологии русского общества периода средневековья, а после возникновения в 1564 г. первой отечественной типографии постоянно возрастают ее доступность и культурно-просветительское значение. Практически до начала XVIII в. Московский печатный двор (МПД) оставался монополистом в сфере производства печатных книг. Разнообразные аспекты деятельности этой крупнейшей государственной мануфактуры (политико-идеологический, редакционно-издательский, производственный, коммерческий) отражены в многочисленных документах Приказа книгопечатного дела (См.: Российский государственный архив древних актов. Фонд 1182. Опись 1). Так, в них описаны интересные формы централизованного развоза придворными «трубниками» и «мастерами» МПД тысяч книг в десятки городов страны, а также передачи их в многочисленные торговые ряды столицы для последующей реализации (1620-е – начало 1630-х гг.). Однако совершенно уникальной, не имеющей аналогов не только в отечественной, но и в европейской истории культуры, следует признать информацию, заключенную в «приходных книгах» лавки Московского печатного двора на Никольской улице, в которых регистрировался ход розничных продаж его изданий. Этот бесценный источник, охватывая целую треть века (с 1632 по 1665 г.), содержит десятки тысяч персонифицированных записей об актах продажи с указанием имени, фамилии (или патронима), отчества (для верхов общества), сословной принадлежности, места жительства (иногда с точностью до улицы) и места работы покупателя (церкви, приказы, торговые ряды и т.д.), не говоря уже о названиях и ценах купленных книг1. При этом наиболее подробно целовальники Московского печатного двора заносили в «приходные книги» сведения об иногородних покупателях (возможно, чтобы облегчить провоз купленных книг через уездные таможни). Нередко фиксировались не только город и уезд, но и названия станов, волостей, сел и церквей.

Подобный исторический источник как по количеству, так и по качеству содержащейся в нем информации позволяет не только описать персональный и социальный состав и географию книжного рынка того времени, но и разработать целый ряд других вопросов: о роли печатной книги в жизни общества, о формировании национальной интеллектуальной элиты, о функционировании рыночных механизмов, о складывании семейных и корпоративных библиотек.

Большой объем однородной информации позволил коллективу Археографической лаборатории Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова приступить к созданию электронной базы данных по индивидуальным продажам книг. Первым шагом в этом направлении стала электронная таблица, отразившая продажи 7145 (1636/37) г. по 29-му делу архива Приказа книгопечатного дела. Электронная таблица реализована в СУБД Excell и содержит 20 полей, полностью передающих содержание источника. Ее форма позволяет оперативно получить и исследовать любую группировку всего исходного материала, в том числе, разумеется, по любому уезду и городу2.

Всего по БД «Книжный рынок Москвы 1636/37 г.» было выявлено 479 индивидуальных иногородних покупателей. Это 27,1 % от всего их контингента в 1769 человек. Они представляли 81 город и уезд и за 577 посещений лавки на Никольской улице приобрели 767 экземпляров книг 9 наименований. Суммарный объем их покупок составил 19,1 % от общей емкости рынка в этот год (4010 экз.), причем три четверти всех иногородних покупателей было представлено духовенством. По регионам страны спрос на книги был распределен крайне неравномерно. Две трети его создавали представители 20 уездов, среди которых на первом месте стоит Нижний Новгород с уездом, 29 уроженцев которого за 34 посещения лавки купили 44 книги. В лидирующую группу входит также Ярославль – 22 человека купили 32 экземпляра. Помимо него, 10 покупателей из Переславля-Залесского приобрели 19 книг, и 8 ростовцев – 13. В общей сложности 40 представителей Ростово-Ярославской земли в результате 51 акта покупки приобрели 64 книги. В среднем на одну покупку приходилось 1,25 экз., а на одного индивидуального покупателя – 1,6 экз. Цифры убедительно подтверждают ведущую роль Ярославля как крупнейшего экономического и культурного центра страны в то время.

Книги, приобретенные этими людьми, были следующими: Евангелие напрестольное – 22 экз., Требник – 13, Псалтырь со следованием – 9, Канонник – 8, Триодь постная – 5, Минея декабрьская и Устав – по 3 и 1 экземпляр Триоди цветной. Как видно, спрос на разные издания был крайне неоднороден, и можно отметить, что наибольшим он был на книги, непосредственно необходимые для повседневных церковных служб. Также неравномерным оказывается и соотношение количества книг, купленных жителями городов и людьми, отмеченными как представители уездов. Если в Ростове Великом и Ростовском уезде их было почти поровну – 7 и 6, то в Переславле-Залесском все покупки были сделаны исключительно в город, а в Ярославле 4 книги сельских жителей приходились на 28 у горожан.

Интересна сезонность книжных покупок, половина из которых (25 из 50) приходится на осеннее время. В сентябре было 13 посещений лавки, в октябре – 11 и в ноябре – 4. Зимой также регулярно приезжали в столицу за духовной пищей: 4 раза в декабре, один – в январе и 6 в феврале. Весной книги покупали только в марте, но при этом 8 раз, а летом дважды в июне и четыре раза в августе. Естественными предположениями о причинах такого затухания книжного рынка к концу года являются сезонные сельскохозяйственные работы и состояние дорог.

В отношении сословной принадлежности книжные покупатели Ростово-Ярославской земли были представлены преимущественно белым и черным духовенством: митрополит, семь архимандритов и игуменов, монастырский «строитель», два келаря, 19 священников и 2 дьякона – всего 32 человека. Самым именитым покупателем был митрополит Ростовский Варлаам, который 23 сентября и 1 декабря приобрел Триоди постную и цветную. Больше других приходили в лавку монастырские власти. Архимандрит Горицкого Переславль-Залесского монастыря Иов купил 5 и 6 октября и 23 февраля по два экземпляра Канонника, Требника и Евангелия, в результате чего он стал самым активным покупателем, увезя с собой 6 книг. 6 октября его сопровождал келарь того же монастыря Авраамий Подлесов, который побывал в лавке также 11 сентября и 6 марта (но его фамилия была записана в приходной книге только один раз 6 октября). Интересно, что в те же дни те же книги (Устав и Канонник) в лавке МПД приобретал дьякон Ильинской церкви в Ярославле Кондратий. Не вызывает сомнений, что двое духовных лиц вместе приезжали в Москву и приходили на Никольскую улицу, но мы не можем уверенно сказать, покупали ли они каждый по книге или на них двоих записывался один и тот же экземпляр. Помимо этого, 23 февраля архимандрит Иов приходил в лавку с келарем Андреем, и, скорее всего, за ним скрывается тот же Авраамий, чье имя было искажено при переписке документов.

Дважды появлялись на печатном дворе игумены Никитского монастыря (в Переславле-Залесском) Пимин и Борисоглебского монастыря (в Ростовском уезде) Корнилий. Помимо них, в книжной лавке появлялись архимандрит Данилова монастыря Макарий, игумен ростовского Никольского монастыря Пафнутий, игумен Афанасьевского монастыря Исайя «с братиею», архимандрит Никандр (название монастыря не указано), а также Антоний – строитель Спасского монастыря в Ярославле.

Также довольно широко было представлено белое духовенство. Из Ярославля, помимо упомянутого выше дьякона Кондратия, приезжали: попы Аникей и Симеон из Покровской церкви, Иван из Воздвиженской, Иван из Успенского собора, Игнатий из Казанской церкви, Михаил из Леонтьевской церкви «на посаде», Федор из Вознесенской (приходил в лавку вместе с дьяконом Никифором). Из уезда были попы Григорий из Никольской церкви и Кирилл из Успенской (точное место расположения этих церквей мы назвать не можем), а также Троицкой церкви «Служена стана» Иван, причем он делал покупки два раза.

Из Ростова за книгами приезжали попы Предтеченской церкви Василий и Воскресенской церкви «на посаде» Тихон, а из уезда – попы Иван села Егорьевского, Предтеченской церкви Михаил и Архангельской церкви Лаврентий из села Савинского.

Из жителей Переславля-Залесского книги покупали попы Введенской церкви Афанасий, Предтеченской церкви в Ямской слободе Захарий и протопоп Успенского собора Самсон «з братьей».

Только два священника – Тихон и Лаврентий из Ростова – покупали по две книги, причем в обоих случаях евангелия.

Светские покупатели были только из Ярославля, что явно неслучайно. Это торговые люди Иван Артамонов (он купил 4 книги) и Молчан Кузмин, посадский человек Иван Куряков, стряпчий Спасского монастыря Василий Плеснинский и «ярославцы» (видимо, уездные дворяне) Яким Иванов сын Родищев и Иван Третьяков.

Среди всех покупателей максимальную разовую покупку продемонстрировал игумен Афанасьева монастыря в Ярославле Исайя, который в воскресенье 6 августа 1637 г. «з братьею» заплатил за 5 Евангелий напрестольных.


В последние годы благодаря программе «Московский университет – российской провинции», которая успешно реализуется совместными усилиями университетских археографов и региональных специалистов, происходит качественный прорыв в формировании источниковой базы по истории распространения и бытования кириллических старопечатных изданий XVI – XVII вв.3 Такое достижение обусловлено высоким профессиональным уровнем авторов-составителей, положивших во главу угла методику поэкземплярного описания каждого издания4. Результаты их усилий позволяют (в основном по разнообразным записям в книгах) проследить судьбу каждого экземпляра – траекторию его движения в пространстве и времени, а по их совокупности – построить модель социо-коммуникативного поля отдельного старопечатного издания и всей традиционной книжности в целом.

Покажем, какие новые исследовательские задачи могут решаться с помощью электронной базы данных «Книжный рынок Москвы 1636/37 г.» и каталога «Кириллические издания Ростово-Ярославской земли. 1493–1652 гг.» (далее: «Каталог»).

Во-первых, показательно полное совпадение набора дошедших до наших дней и попавших в научное описание изданий с теми, которые покупались в 1636/37 г. представителями этой земли в лавке Московского печатного двора на Никольской улице (как правило, печатные книги в основном раскупались в год своего выхода в свет). Не менее характерен и тот факт, что единственная книга из выпущенных в этот год, которую не приобретал данный контингент покупателей – Трефологион – отсутствует и в «Каталоге»! Таким образом, подтверждаются как ведущая роль лавки МПД в распространении духовной литературы по всей стране, так и репрезентативность собранной в «Каталоге» информации. В нем зафиксировано 29 экземпляров изданий, продававшихся в 1636/37 г., притом что по данным БД «Книжный рынок Москвы» представители Ростово-Ярославской земли в этом году купили 64 экземпляра книг, так что формально можно предположить, что до наших дней дошло 45 % этой литературы. Любопытно соотношение проданных и сохранившихся экземпляров по отдельным изданиям. Так, больше всего было куплено и дошло до нас напрестольных евангелий (22 и 10 экз. соответственно, т.е. примерно половина), тогда как из 9 проданных Псалтырей с восследованием сохранилось лишь 2, а из 13 Требников и 8 Канонников дошло лишь по одному экземпляру.

Однозначно идентифицировать книги, проданные в лавке МПД, среди описанных в «Каталоге» могли бы позволить записи на них покупателей и владельцев, но, к сожалению, такие прямые доказательства для книг, купленных в 1636/37 г., в «Каталоге» отсутствуют. Тем не менее, два человека из зафиксированных в БД «Книжный рынок Москвы» оставили свои записи на каталогизированных экземплярах. Это митрополит Ростовский и Ярославский Варлаам и Антоний Ельчанинов – строитель Спасского монастыря в Ярославле. Первому принадлежит целый ряд записей, в том числе вкладная 1636 г. на московское евангелие 1628 г., а второму – лишь одна вкладная запись без датировки5.

Данные электронной БД и «Каталога» позволяют выявить те экземпляры интересующих нас изданий, которые были приобретены не представителями Ростово-Ярославской земли, но впоследствии там оказались и были учтены в «Каталоге». Так, 22 марта и 14 июня 1637 г. московские дворяне отец и сын Колтовские купили в лавке МПД три Евангелия напрестольных и, видимо, на всех сделали владельческую запись: «Сия книга глаголемая Ивана Никитича Колтовскова и сына ево Федора Ивановича Колтовскова». Каким-то образом одна из этих книг очутилась в Воскресенской церкви села Блудова Жарской волости Ярославского уезда (возможно, там было одно из их поместий)6.

Такое же евангелие 12 июня 1637 г. приобрел и князь Борис Григорьевич Вяземский, но через 7 лет, в 1644 г., «по своему обещанию и по своих родителех в век неподвижной» вложил ее в церковь Георгия Великомученика «в приходе своем на устье Ити реки» (по поручению князя запись сделал священник данного прихода Алексей Григорьев сын Злобин)7.

4 февраля 1637 г. в Москве покупает Минею декабрьскую торговый человек Богдан Орефьев, а 5 июня 1642 г. он приобретает такую же книгу в Переславле-Рязанском у попа Пречистенской церкви Семиона Иванова8. Ознакомление с этим сюжетом ставит перед нами массу вопросов: зачем Богдану Орефьеву понадобилось покупать именно эту книгу, причем во второй раз, являлся ли он специалистом в букинистической торговле, где был его родной дом, как книга попала в Даниловский район Ярославской области, почему поп Семион решил расстаться с дефицитным печатным изданием и, главное, – почему уже по совершении сделки он «подписал своей рукою» эту книгу, раскрыв тем самым перед нами ее судьбу? Возможно, на часть из этих загадок могла бы пролить свет (или же породить новые) пространная запись на первых листах этой книги, если бы кому-то удалось разобрать ее остатки…

Считаем необходимым упомянуть судьбу одного зкземпляра евангелия, который был куплен в 1640 г. большой группой крестьян (более 20 человек с «суседи») двух деревень – Клинина и Мартынова – «на престол» церкви Георгия страстотерпца и Николая чудотворца (на территории современного села Юрьевец Мышкинского района Ярославской области). Весьма показательна следующая фраза из пространной записи прихожан: «…от престолу никаким измышлением не отнашиват, ни продат, ни заменит, ни татбою не выкрасть. И хто тое Евангелие коею статею измыслит, и ево судит Бог на втором пришествие»9. Подобные записи не единичны, они хорошо иллюстрируют определенный демократизм книжного рынка, соборность духовной книги.

Разного типа и времени записи на продававшихся в 1636/37 г. в лавке МПД на Никольской улице и купленных тогда же или через несколько лет представителями Ростово-Ярославской земли имеются на 26 из 31 попавшего в «Каталог» экземпляра, т.е. в 84% случаев! Перефразируя известные слова А.И. Герцена, можно сказать, что каждая запись – это эстафета, диалог между поколениями, вскрывающий огромный пласт местной истории, который еще только ждет своего исследователя…

  1. Подробнее см.: Поздеева И.В., Пушков В.П., Дадыкин А.В. Документы Архива Приказа книгопечатного дела как исторический источник. Краткая история изучения архива // Они же. Московский Печатный двор – факт и фактор русской культуры. 1618–1652. М.: «Мосгорархив», 2001. С. 50–73.
  2. См.: Пушков В.П., Пушков Л.В. Опыт построения базы данных «Книжный рынок Москвы 1636/37 г.» (по данным Архива Приказа книгопечатного дела) // Федоровские чтения 2005 г. М.: «Наука», 2005. С. 356–368. Разработку книжных покупок представителей Коломенского уезда см.: Они же. Книжные покупки коломенцев в лавке Московского печатного двора в 1636/37 году (по Архиву Приказа книгопечатного дела) // История и культура Подмосковья: проблемы изучения и преподавания. Сб. материалов Второй областной научно-практической конференции (Коломна, 19 мая 2005 г.). Коломна, 2005. С. 182–184.
  3. См.: Гадалова Г.С., Перелевская Е.В., Цветкова Т.В. Кириллические издания в хранилищах Тверской земли (16 век – 1725 год): Каталог / Под ред. И.В. Поздеевой. Тверь, 2002; Кириллические издания 16–17 вв. в государственных хранилищах Пермской области / Под ред. И.В. Поздеевой. Пермь, 2004; Кириллические издания Ростово-Ярославской земли. 1493–1652 гг.: Каталог / Под ред. И.В. Поздеевой. Ярославль; Ростов, 2004. (Далее: Каталог.)
  4. Подробнее об огромном потенциале книги как массового исторического источника и методике поэкземплярного описания см.: Поздеева И.В. Богатство духовное // Каталог. С. 7–22.
  5. Каталог. № 174, 181.
  6. Каталог. №309.
  7. Каталог. № 312.
  8. Каталог. № 300.
  9. Каталог. № 313.




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!