Колбасова Т.В. (Ростов). Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. с.231.

Колбасова Т.В. (Ростов). Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. с.231.

В последнее время все более пристальное внимание исследователей и историков искусства привлекает портрет духовных деятелей, который имел широкое распространение в России в XVIII-XIX вв. Одной из важных проблем в изучении этой темы является история бытования духовного портрета. Владельцами галерей портретов архиереев, архимандритов, патриархов были крупные монастыри. Монастырские портретные галереи принадлежат к числу мало изученных памятников русской культуры XVIII-XIX вв. В Ростове обширная портретная галерея была в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре после закрытия монастыря поступившая в Ростовский музей. Цель данной публикации – попытка реконструировать галерею на основе архивных данных, книг поступлений Ростовского музея. Выделить комплексы произведений, объединенные смысловыми связями, и раскрыть историко-идеологический смысл галереи.

В 1757 г., после канонизации почитаемого в среде русского аристократического общества св. Димитрия Ростовского, Спасо-Яковлевский монастырь, где были обретены его мощи, занял особое место среди русских обителей. Именно в это время в монастыре начинает складываться портретная галерея. Упоминание о ней встречается во всех изданиях, посвященных монастырю, вышедших в свет в XIX и начале XX в.1 Однако наиболее раннее, и наиболее подробное описание содержится в рукописи конца 1840-х гг., посвященной Спасо-Яковлевскому монастырю из собрания Ростовского музея. К этому времени галерея уже сформировалась. Она располагалась в настоятельских покоях. «Внутренняя отделка настоятельских келлий не великолепна, но величественна, – пишет неизвестный автор рукописи. – Обширный зал, где бывает торжественный прием братии и посетителей украшен изображениями венценосных монархов, великих святителей церкви и знаменитых благодетелей обители. На первом месте стоят бюсты их императорских величеств: Государя императора Николая Павловича и Государыни императрицы Александры Федоровны; над бюстами на стене помещены портреты в Бозе почивших: Государя императора Александра Павловича и Государыни императрицы Елисаветы Алексеевны; на правой стороне Государя императора Павла Петровича и супруги его императрицы Марии Федоровны. Далее портреты графа Шереметева, графа Орлова, генерала Полторацкого, кои усердием своим много способствовали ко благу обители. На левой стороне портрет Государыни императрицы Екатерины II и преосвященного митрополита Рязанского Стефана Яворского, к которому Святитель Димитрий питал столь искреннюю любовь и уважение, что одного Его считал для себя вместо тысячи других, ему одному поверял заветные свои тайны, и за три года до кончины вручил духовное свое завещание. Задняя стена украшена изображениями митрополитов: Михаила, Гавриила, Платона, Серафима и других знаменитых пастырей церкви. В небольшой гостиной любопытный взор найдет верное изображение св. Димитрия и в круге его как бы беседующих с ним, тех лиц, с которыми он был связан в жизни самыми короткими и благочестивыми узами. По левую сторону ближайшее место к Святителю Димитрию занимает Черниговский Архиепископ Лазарь Баранович, который при посвящении Святителя Димитрия в игумена, как бы провидя в нем будущаго святителя, сказал: да благословит вас Господь Бог не только игуменством, но по имени Димитрия желаю вам и Митры: Димитрей де получит Митру. Лицем к лицу Святителя находится митрополит Киевский Варлаам Ясинский, в бытность коего Архимандритом Киевской Лавры, св. Димитрий жил в сей обители, и по его поручению собирал жития Святых, а в последствии, когда Ясинский сделался Митрополитом, принял от него и рукоположение в архимандрита Черниговского Елецкого монастыря.

В других комнатах настоятельских келлий обращаю на себя внимание: портрет Саввы Григорьевича Туптало, Киевского Сотника, отца св. Димитрия; он изображен в половину роста, на холсте; так же портреты некоторых настоятелей обители и известного благочестивою жизнию и подвигами в сем мо-ре гробового Иеромонаха Амфилохия»2.

Как явствует из описания, галерею составляли прижизненное изображение св. Димитрия, сохраняющее подлинные портретные черты святого, портреты главных его сподвижников и друзей; государей императоров и императриц; выдающихся деятелей русской церкви; благотворителей обители и архимандритов монастыря.

Вероятно, самым ранним по времени появления в монастырской портретной галерее можно считать прижизненный портрет св. Димитрия Ростовского (кат. № 1, илл. 1). А.А. Титов опубликовал этот портрет в 1890 г., и при этом отметил, что в монастырь портрет поступил из архиерейского дома3. В 1884 г. он был передан в музей церковных древностей вместе с портретами «Родителя Его Саввы Туптало, Святителя Митрофана Воронежского и митрополита Стефана Яворского. Ставленой грамотой, подписанной Святителем Димитрием и слюдяным фонарем»4. В 1934 г. портрет был передан в Ивановский областной музей. В настоящее время хранится в Палехском музее.

Портреты главных сподвижников св. Димитрия Ростовского Лазаря Барановича и митрополита Варлаама Ясинского не сохранились. Судя по описаниям, они были одного размера, поясные, в трехчетвертном повороте вправо, в полном архиерейском облачении.

Значительную группу в галерее составляли портреты императоров и императриц. Первым появился в монастыре портрет императрицы Екатерины II, что может служить и косвенным свидетельством начала формирования галереи, которое можно отнести ко времени царствования императрицы Екатерины II. Доказательством этому служит «Опись казенного имущества монастыря 1774 года», где значатся лишь два портрета: «Первый Ее Императорского Величества Благочестивейшего Величия Государыни императрицы Екатерины Алексеевны в раме. Второй Его Императорского Высочества Благовернейшего государя цесаревича и великого князя Петра Петрович без рамы»5.

Екатерина II присутствовала в 1763 г. на переложении мощей св. Димитрия Ростовского в новоустроенную императрицей Елизаветой Петровной раку. Она лично пожертвовала покровы на раку св. Димитрия и св. Иакова6. К сожалению, портрет не сохранился. Судить о нем можно только по описанию в инвентарной книге музея (кат. № 47, 48).

Задняя стена большого зала настоятельских келий была украшена изображениями митрополитов: Михаила, Гавриила, Платона, Серафима и других знаменитых пастырей церкви. Прежде всего, следует отметить портреты митрополитов присутствующих на переложении мощей св. Димитрия – ростовского митрополита Афанасия (Вольховского) (кат. № 34) и Гавриила (кат. № 39). Митрополит Гавриил (илл. 2) изображен в митре, мантии и большом омофоре, в правой руке жезл с сулоком. На груди – панагия, крест, орден св. Андрея Первозванного. Гавриил первым из духовных лиц стал Кавалером орденов св. Андрея Первозванного и св. Александра Невского. Он был почетным членом Академии наук, знаменитым проповедником и писателем. «Пастырь, отличавшийся апостольским мужеством, любовию к правде, и мудростию в совете; его мудрая любовь одушевляла и поддерживала советами и распоряжениями русское монашество, потрясенное переменами того времени; он послал способных миссионеров для проповедания св. веры в Америке; он испросил у имп. Павла освобождение духовенству от телесного наказания», – писал архиепископ Филарет (Гумилевский)7. В книге поступлений портрет был записан как портрет митрополита Исидора (?). Однако, сравнение данного произведения с известным портретом митрополита Исидора заставило усомниться в правильности этого. Сравнение с известными портретами Гавриила выявило сходство и помогло в определении изображенного на портрете преосвященного.

Сохранились и поступившие в музей из монастырской галереи портреты выдающихся деятелей русской церкви Платона (Левшина) (кат. № 36) и Михаила (Десницкого) кисти Ю. Олешкевича (кат. № 37, илл. 3).

Значительную группу в портретной галерее составляли портреты настоятелей монастыря конца XVIII в. «Вообще открытие мощей св. Димитрия – писал А.А. Титов, – породило в то время немало толков и среди высшаго общества, бывшаго тогда под влиянием энциклопедистов, и в особенности среди раскольников. Между тем чудеса совершались почти ежедневно, монастырская летопись наполнялась записями о них, число поклонников новоявленным мощам все увеличивалось. Немало было из них и богатых помещиков, которых привлекал целый ряд образованных малороссиян архимандритов, бывших потом архиереями: Иреней Братанович (1770-1775), впоследствии епископ Вологодский; Феоктист Мочульский (1775-1776), епископ Севский; Амфилохий Леонтович (1777-1786), епископ Переяславский и Бориспольский, и, наконец, знаменитый Авраам Флоринский, образованнейший человек своего времени, оставивший много своих переводов и большую библиотеку, составляющую теперь одно из лучших монастырских книжных собраний»8.

В монастырской галерее было четыре портрета архимандритов из этой блестящей плеяды – Павла (кат. № 6), Феоктиста (кат. № 7), Амфилохия (кат. № 8, 9), Авраамия (Флоринского) (кат. № 10). Судя по кратким описаниям в старых инвентарях, портреты объединяли сходные размеры и композиционная близость. Это поясные изображения на нейтральном фоне в парадном облачении – в мантии, клобуках, с наперсными крестами на груди и жезлами в руке. Все они поступили в музей как произведения неизвестных художников. В настоящее время сохранились лишь два – Павла и Амфилохия (Леонтовича) датируемые концом XVIII века.

Архимандрит Павел (илл. 4) изображен в черном клобуке, мантии с красными скрижалями. На фоне коричневого с растительным орнаментом подризника ясно читается финифтяной архимандричий крест. Подчеркнутая фронтальность композиции произведения, характерная для всего духовного портрета вообще, «носит, – по словам О.С. Евангуловой, – особый смысл и является, прямой апелляцией к иконному опыту… Здесь, заложено стремление вовлечь зрителя в некий значимый ритуал, близкий к ситуации проповеди или даже молитвы»9.

В 1995 г. исследователем ростовской финифти В.И. Борисовой удалось на основе образно стилистического анализа и архивных данных связать портрет архимандрита Павла с именем штатного живописца монастыря А. Мощанского10. Таким образом, портрет приобретает особую ценность, как образец творчества ростовских художников этого периода.

Из двух поступивших в музей портретов Амфилохия сохранился только один, где он изображен уже епископом (илл. 5), в полном архиерейском облачении, в мантии и богатом подризнике. На фоне подробно написанных церковных одеяний выделяется панагия с изображением Спаса нерукотворного. Возможно, портрет был прислан в монастырь самим Амфилохием, после рукоположения его во епископа Переяславского и Бориспольского, что может помочь в более точной датировке портрета – не ранее 1795 г.

Следующую страницу истории монастыря представляют портреты гробового иеромонаха Амфилохия и архимандрита Иннокентия. Их подвижническая жизнь и духовные добродетели снискали славу не только в Ростове, но и далеко за его пределами. «С 1780 г., – писал граф М. Толстой, – началось сорокалетнее служение О. Амфилохия в должности гробового старца при раке св. Димитрия. Слава, следующая за смирением, подобно тени, вскоре сделала его известным не только жителям Ростова и окрестных мест, но и богомольцам со всех краев России, и многие знатные особы считали себе за счастие быть духовными детьми его. В числе их была и графиня А.А. Орлова-Чесменская. Сам император Александр I обратил внимание на смиренного старца, украсил грудь его драгоценным наперсным крестом и удостоит своим посещением его келью»11.

Много сделал для обители архимандрит Иннокентий. В бытность его настоятелем Яковлевский монастырь возведен на степень монастырей первого класса. В 1836 г. освящен вновь построенный храм во имя св. Иакова. В этом же году по указу св. Синода согласно прошению архимандрита Иннокентия монастырю присвоено наименование Спасо-Яковлевский Димитриев. К сожалению, портреты не сохранились. Судить о них можно лишь по кратким описаниям из старой инвентарной книги музея (кат. № 11, 13).

Отдельную группу составляли в галерее портреты крупнейших благотворителей монастыря. Первым, по преданию переданный в монастырь самим графом, был портрет Н.П. Шереметева кисти Н.И. Аргунова12. Особым почитанием у знаменитого вельможи пользовался святитель Димитрий Ростовский. На средства графа в монастыре был возведен собор во имя этого святого.

Крупнейшей благотворительницей монастыря была графиня А.А. Орлова-Чесменская. «14 Июня 1836 г. – свидетельствует монастырская летопись – обитель торжествовала освящение храма во имя св. Иакова. Освящение совершено Преосвященным Филаретом Митрополитом Московским, с архимандритами Донского Московского монастыря Феофаном и Юрьевского Новгородского Фотием. Главною виновницею и распорядительницею сего торжества была Графиня А.А. Орлова-Чесменская, на иждивение которой большею частию сооружен и украшен храм св. Иакова»13. В монастыре хранился миниатюрный портрет графини, в настоящее время известный лишь по описанию (кат. № 16). Вероятно, ею был передан в монастырь портрет отца – А.Г. Орлова-Чесменского, где известный Екатерининский вельможа изображен уже в преклонных годах (кат. №15).

Портрет Ярославского генерал-губернатора К.М. Полторацкого (кат. № 17), вероятно, попадает в монастырскую галерею в период с 1830 по 1842 г. – время его губернаторства. В 1834 г. он ходатайствовал о возведении Спасо-Яковлевского монастыря на высшую степень из второго в первый класс14.

В 1854 г., находившийся на покое в Спасо-Яковлевском монастыре архимандрит Московского Новоспасского Спасо-Преображенского монастыря Аполлос пожертвовал в монастырь свое собрание икон и картин15. Среди подаренных произведений искусства было большое собрание портретов. Можно с достаточной долей уверенности сказать, что из этого собрания происходят портреты русских царей и цариц, десяти российских патриархов, а так же портрет самого архимандрита Аполлоса.

Архимандрит Аполлос получил блестящее образование в Черниговской семинарии и затем в Александро-Невской академии. Будучи архимандритом Новоспасского монастыря он, в короткое время своего управления, «привел в цветущее состояние сей достопамятный монастырь не только возобновлением прежних его зданий, но и разнообразным украшением церквей, сооружением новых приделов»16. И. Снегирев в описании Новоспасского монастыря говоря о настоятельских покоях, отмечает: «Внутренность покоев отличается не пышностью убранства, но собранием портретов Государей Российских и Святителей, как олицетворенною скрижалью истории отечественной Иерархии и Государства. Такими достопримечательными украшениями обитель обязана бывшему Настоятелю Аполлосу»17.

Архимандриту Аполлосу принадлежат исследования по истории русской церкви «Начертания жития и деяний патриарха Никона», «Софийский Новгородский собор»; «Всероссийские патриархи»; поэтому не случайно в его личном собрании хранились портреты российских патриархов и русских царей.

Из шести царских портретов сохранились два: царицы Евдокии Лукьяновны (илл. 6) и царя Федора Алексеевича (кат. № 43), изображенного в царском торжественном облачении. На голове двухъярусная шапка, опушенная мехом и украшенная вверху красным овальным камнем с крестом.

Десять портретов патриархов всероссийских (кат. № 19-29) объединены одними размерами. Вероятно, это была группа одновременно задуманных и принадлежащих одному мастеру полотен. Судя по единственному уцелевшему портрету патриарха Филарета (кат. № 21), можно предположить, что все они восходили к оригиналу из «Титулярника» изд. 1672 г. в посольском приказе по повелению царя Алексея Михайловича. Филарет (илл. 7) изображен в золотистом саккосе, крестчатом омофоре, в митре, увенчанной крестом. На груди панагия. В левой руке раскрыта книга.

Несколько отличается портрет патриарх Никона (кат. № 22). До реставрации (илл. 8) его размеры – 98 х 77. После реставрации (илл. 9) были возвращены первоначальные размеры, размер холста увеличился – 101,5 х 81,5. Вероятно, размеры портрета были уменьшены для того чтобы портрет Никона вписывался в общий ряд портретов патриархов. До реставрации – иконографический тип восходил к портрету патриарха Никона с клиром18.

Высоким художественным уровнем отличается портрет архимандрита Аполлоса (кат. № 18, илл. 10). Он изображен в черном клобуке, мантии с красными скрижалями. В правой руке жезл с парчовым сулоком с вышитыми на нем буквами АА (архимандрит Аполлос), в левой руке четки. На груди архимандричий крест, ордена св. Анны 2 й степени, украшенный императорской короной и св. Владимира 3й степени, полученные соответственно в 1837 и 1840 гг. Прекрасно передана фактура тканей, тщательно прописаны ордена и архимандричий крест. Лицо и руки прекрасно вылеплены. Вероятно, портрет написан художником, получившим хорошую академическую подготовку. В то же время каноничность позы, строгость и простота композиции роднят этот портрет с более ранними, связанными с парсуной.

Таким образом, портретная галерея Спасо-Яковлевского монастыря складывалась постепенно с конца XVIII до середины XIX в. В то же время в ней присутствовали группы одновременно задуманных полотен. Образы людей, представленные в галерее – настоятелей монастыря, преосвященных, императоров и императриц, благотворителей, все вместе олицетворяли расцвет Спасо-Яковлевского монастыря. Поэтому, неслучайно, галерея не получает своего дальнейшего развития во второй половине XIX века. Галерея Спасо-Яковлевского монастыря по своему составу сродни официальным портретным галереям, появившимся в России в это время. Она играет ту же роль увековечивания памяти и прославления.

КАТАЛОГ

Задача данного каталога – попытка реконструкции портретной галереи Спасо-Яковлевского монастыря. Это обусловило его структуру. Он строится по тематическому принципу, в основу которого положены описания галереи XIX в. Однако, сохранившиеся произведения не могут дать полной картины монастырской галереи. Это заставило включить в каталог утраченные произведения. Благодаря старым инвентарным книгам музея, удалось восстановить состав портретной галереи монастыря на начало XX в. В каталожной статье утраченного произведения, помимо общих для всех сведений, указывается старый инвентарный номер, дата и номер документа исключения и дается описание из старой инвентарной книги. В большинстве случаев датировки утраченных портретов не указываются, так как они отсутствуют в старых инвентарях. Все произведения поступили из Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, поэтому в каталоге указывается только время поступления.


1. Неизвестный художник.
Портрет святителя Димитрия Ростовского. Начало XVIII века.
Холст, масло. 83 х 68.
Вверху по сторонам головы святителя: Персона Преосвщена Димитрiя Митрополита Ростовска и Ярославска.
Пост.: 1884.
ИК 84 – 7/ 49. 3161
Передана в Ивановский областной музей по акту от 26 апреля 1934 года.
В 1966 передана в Государственный музей Палехского искусства из Ивановского областного музея. Акт выдачи от 18 марта 1966.
Святитель Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало; 1651-1709) – родился на Украине в семье малороссийского сотника. В 1662 поступил в Киево-Могилянскую Академию. В 1668 принял монашеский постриг. В 1675 рукоположен в сан иеромонаха архиепископом Лазарем (Барановичем). В 1684 – архимандрит Киево-Печерской лавры Варлаам (Ясинский), пригласил Димитрия в Киев и благословил на составление Четьих-Миней. «Труд важнейший, огромнейший, и выполненный с особенным искусством, – писал Макарий Булгаков. – Важнейший по своему предмету, который для многих благочестивых христиан доставляет сладостнейшую духовную пищу; но особенно потому, что до св. Димитрия русские православные не имели на родном языке четий миней… Огромнейший: ибо он стоит своему святому виновнику самых ревностных, подвижнических занятий в течении целых двадцати лет… Святитель соблюл в нем с совершенною точностью все правила каких только должен держаться историк в изображении и сличении матерьялов, в оценке свидетельств и в самом способе изложения. Что же касается до слога наших Четьих Миней; то его должно назвать вообще истинным образцом Славянского красноречия, явившагося здесь на высшей степени совершенства»19. С 1701 – митрополит Тобольский и Сибирский. С 4.01. 1702 – митрополит Ростовский и Ярославский. Умер в 1709 и погребен в Зачатьевском храме Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. В 1752 мощи святителя Димитрия были обретены нетленными. В 1757 причислен к лику святых.
Публикации: Бычков Ф.А. Путеводитель по Ростовскому музею Церковных древностей. Ярославль, 1886. С. 22. Летописец о ростовских архиереях. С примечаниями члена-корреспондента А.А. Титова. СПб, 1890. С. XI. Федорова М.М. Димитрий Ростовский. Иконография в собрании Ростовского музея // СРМ II. Ростов, 1991. С. 54. Братчикова Е.К. Парсуна «Димитрий митрополит Ростовский и Ярославский» // «Труды Отдела древнерусской литературы». XLVI, СПб, 1993. С. 436-440.
Реставрация: 1970. ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря. Реставратор Г.А. Федина, руководитель В.М. Танаев.
«3/4 влево в саккосе, омофоре и митре, на груди крест и панагия на цепях. Правая рука сложена для благословения, в левой жезл. Фон темно-зеленый».
2. Неизвестный художник.
Портрет сотника Саввы Туптало, отца Димитрия Ростовского. XVIII век.
Аналогичный портрет в собрании ГМЗ «Ростовский кремль».
Холст, масло. 82 х 70,5. Овал в прямоугольнике.
По краю овала, заключающего изображение: «Оцъ новоявленнаго чудотворца митрополита ростовского святителя христова Димитрия». Внизу в бандероли надпись: «Сава Туптало бiлъ сотникъ кiевскiи и жилъ въ/ нижномъ кiеве городе отъ рожденiя ста трехъ летъ/ в день богоявленiя господня в третьемъ часу ня/ представился, в тысячя сэмъсотъ третьемъ году/ погрэбэнъ вкiевскомъ кирилловскомъ монастыр в кот=/ оромъ и ктиторомъ былъ отецъ». В центре надпись разрывается картушем с монограммой имени святителя Димитрия – Греческая дельта и греческая сигма.
На правой вертикальной планке подрамника надпись красным карандашом: Сп.
Пост.: 1884.
Ж-428
Туптало Савва – Киевский сотник. Похоронен в Киевском Кирилловом монастыре.
Публикации: Описание Ростовского ставропигиального первоклассного Спасо-Яковлевского-Димитриева монастыря и приписанного к нему Спасского, что на песках. СПб, 1849. C. 34; Бычков Ф.А. Путеводитель по Ростовскому музею церковных древностей. Ярославль, 1886. С. 21-22; Ровинский Д.А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб, 1889. С. 297-298.
  3. Неизвестный художник.
Портрет митрополита Киевского Варлаама (Ясинского).
Холст, масло. 1,02 х 84.
Пост.: 1924.
ИК 924/39. 47081
Искл. Ордер № 2356 от 3 мая 1966
Варлаам (Ясинский; 1637-1707) – ректор Киевской Духовной Академии (1669-1676), позже настоятель Киево-Печерского монастыря 1684-1690. С 1690-1707 – митрополит Киева, Галича и всей Малороссии.
«Поясной 3/4 вправо. Перед столом на котором лежит раскрытая и насколько закрытых книг. В мантии омофоре и митре, в правой руке жезл, левая лежит на раскрытой книге. Фон коричневый. На фоне полка книг. В деревянной оклеенной золотой бумагой раме».
  4. Неизвестный художник.
Портрет митрополита Рязанского Стефана (Яворского)20.
Холст, масло. 83 х 65.
ИК 84 – 7/ 51. 3163
Искл. Ордер № 2356 от 3 мая 1966
Стефан (в миру Симеон Яворский; 1658-1722) – воспитанник, а затем преподаватель и префект Киево-Могилянской коллегии. С 1700 – митрополит Рязанский и Муромский. С 1701 – местоблюститель патриаршего престола. С 1721 – президент Синода. Совершил погребение св. Димитрия.
«Поясной 3/4 вправо. В коричневой мантии и белом с черной опушкой клобуке, на груди овальная панагия. Фон коричневый. В деревянной раме».
  5. Неизвестный художник.
Портрет архиепископа Черниговского Лазаря (Барановича)21.
Холст, масло. 1,02 х 84.
ИК 924/47 47089
Искл. Ордер № 2356 от 3 мая 1966
Лазарь (Баранович; 1620-1693) – ректор Киевской Коллегии, с 1657 архиепископ Черниговский. Св. Димитрий Ростовский назвал его «великим столпом церкви». В Новгород-Северске устроил типографию, которая при его жизни выпустила в свет около 50 книг.
«Поясной 3/4 вправо. В архиерейском облачении перед столом с раскрытой книгой. Правая рука лежит на столе, в левой жезл. Фон коричневый, портрет в овале. В деревянной оклеенной бумагой раме».
Архимандриты Спасо-Яковлевского монастыря
6. Мощанский (Алтынов) (?), Александр Григорьевич. 1745-1824.
Штатный служитель Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. Иконописец, живописец и финифтянщик. Произведения хранятся в ГИМ («Сцены из жизни св. Иосифа» (х. м.); «Образ св. Иоанна Предтечи» (1778. эмаль); «Рождество Богоматери» (1779; эмаль). В ГЭ: «Образ св. Димитрия Ростовского». В ГМЗРК22.
Портрет архимандрита Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Павла. Конец XVIII века.
Холст (дублирован), масло. 89,5 х 72.
Вверху слева: Ростовскаго Яковлевскаго/ Манастыря архимандрiтъ/ Павелъ, Бывы 1765 году./ Преставися 1769 года,/ ноября 17 дня.
Пост.: 1924.
Ж-230
Павел (ок. 1723-1769) – сын священника. В 1749 – пострижен в монашество в Новоторжском Борисоглебском монастыре Новгородской епархии. Ризничий Иеродиакон в Новгородском Архиерейском Доме. С 1758 – архимандрит Новгородского Духова Монастыря и Управитель Новгородского Архиерейского Дома. С 1765 – архимандрит Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. В его бытность заштатный Спасский что на Песках монастырь, причислен к Спасо-Яковлевскому. В 1766 вылиты на церковную монастырскую сумму два колокола. В 1769 был под следствием, по указу Святейшего Синода по болезни уволен от управления монастырем. Погребен при соборной церкви.
Реставрация: 1990 в/о «Союзреставрация».
Литература: Борисова В.И. Новые материалы о ростовском финифтянике Александре Григорьевиче Мощанском. Конец XVIII – начало XIX вв // ИКРЗ. 1995. Ростов, 1996. С. 170.
Примечание: Ранее – Неизвестный художник. Атрибуция В.И. Борисовой.1995.
Изображен благословляющим в черном клобуке, мантии с красными скрижалями с посохом, в коричневом подризнике с растительным орнаментом. На груди крест.
  7. Неизвестный художник.
Портрет архимандрита Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Феоктиста.
Холст, масло. 89 х 70.
ИК 924/51. 47093
Искл. Ордер № 2356 от 3 мая 1966
Феоктист (Мочульский; 1732-1818) – родился на Украине. Первоначальное образование получил в Переяславской семинарии, а высшее в Киевской академии, где и принял монашество. С 1761 – законоучитель в С.-Петербургском сухопутном кадетском корпусе. С 1767 в сане архимандрита в течение семнадцати лет был настоятелем шести монастырей. В июне 1775 переведен в Спасо-Яковлевский монастырь из Киевского Злотоверхо-Михайловского монастыря. В бытность его настоятелем по указу святейшего Синода в 1776 начато каменное строительство (колокольни и ограды), и золочение иконостаса. В августе 1776 переведен архимандритом в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь в новоучрежденную Славено-Херсонскую епархию, и был администратором при Архиепископе Евгении Греке. С 7.01.1784 – епископ Севский, а с 9 февраля 1787 – Архиепископ Белгородский. После разделения этой епархии на Харьковскую и Курскую получил в управление епархию Курскую (с 1799 по 1818).
«Ниже пояса 3/4 влево. В черной рясе, зеленоватой мантии с красными скрижалями и черном клобуке. На груди панагия, в левой руке жезл. Фон темно-коричневый. В крашеной золоченой раме».
  8. Неизвестный художник.
Портрет архимандрита Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Амфилохия.
Холст, масло. 91 х 72.
ИК 924/37. 47079
Искл. Ордер № 2356 от 3 мая 1966
Архимандрит Амфилохий – см. кат. № 9.
«Ниже пояса 3/4 влево. В черной рясе, синей с красными скрижалями мантии и черном клобуке, на груди крест, в правой руке жезл, в левой раскрытая книга. Фон зеленый. В багетной раме».
9. Неизвестный художник.
Портрет епископа Переяславского и Бориспольского Амфилохия. После 1795.
Холст (дублирован), масло. 100 х 74.
На лицевой стороне вверху справа: «Преосщенны Амфiлой, Бывъ/ Архiмандрiтомъ въ Яковлевском/ Манастыре, съ 1776 м года, по 1786/ Год, Переведенъ В киевъ в межигорскiй манастырь. А по упражнений/ в Николаевской, Произведенъ во/ епископа Переяского, 1795/ года, преставися, 1799 года,/ Iюля./. Дня». В правой руке раскрытая книга с надписью: ГДъ просвещенiе/ мое и спаситель мой/ кого убоюся/ паломъ/ кs.
Пост.: 1924.
Ж-224
Амфилохий (Леонтовичь; 1729-1799) – происходит из малороссийского шляхтетсва и до пострижения в монашество находился на службе в бывшей полковой Миргородской и войсковой генеральной малороссийских канцеляриях. В рясофорное монашество пострижен – в 1750 в Киевском Златоверхо-Михайловском монастыре, в полное – в Петербурге в Троице-Сергиевском подворье, архимандритом Афанасием (Вольховским). Ризничий в Тверском Архиерейском Доме. Игумен Малицкого Николаевского монастыря. В 1761 переведен Свято-Троицкую Сергиеву лавру и определен казначеем. С 1770 – игумен Полтавского Крестовоздвиженского монастыря. С 1776 – архимандрит Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. С 1786 – архимандрит Киевского Межигорского монастыря, а по упразднении его, в 1787, назначен настоятелем Киевского Николаевского монастыря. С 1795 – епископ Переяславский и Бориспольский.
Реставрация: 1990-1995 в/о «Союзреставрация». Москва.
Изображен в черном клобуке, голубой мантии с красными скрижалями, зеленом подризнике с растительным орнаментом. На груди панагия с изображением Спаса Нерукотворного. В правой руке – жезл, в левой – раскрытая книга.
  10. Неизвестный художник.
Портрет архимандрита Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Авраама.
Холст, масло. 91 х 72.
ИК 924/36. 47078
Искл. Ордер № 2356 от 3 мая 1966
Авраам (Флоринский; ок. 1722-1797) – родом из малороссийских мещан. Обучался в Киевской Академии, где пострижен в 1753. 1752-1758 – учитель, проповедник и префект Киевской академии. С 1758 – настоятель Виленского Свято-Духова монастыря. 1762 – архимандрит Владимирского Цареконстантиновского монастыря и ректор Владимирской семинарии. В 1773 – переведен в Ростовский Борисоглебский, в 1775 в Ростовский Авраамиев монастырь. В 1776 – вызван в Петербург на череду священнослужения. С 1786 – архимандрит Спасо-Яковлевского монастыря. Будучи в Авраамиевом монастыре, по указу св. Синода, исправлял перевод «Бесед» (изданы в 1664-1665 гг.) свт. Иоанна Златоуста на евангелие от Матфея (М.,1781), и на евангелие от Иоанна (М, 1793). В бытность его настоятелем начато строительство церкови во имя Святителя Димитрия Ростовского (1795). «Муж, совокупивший в себе благочестие и просвещение, чему свидетельствуют оставленная им по духовной, лучшая часть своей библиотеки, разобранная им самим, где и служит драгоценным украшением тамошней библиотеки, а прочие в Киевскую академию и ярославскую семинарию, на разных языках, в числе которых есть много самых лучших Священных древнейших и светских писателей»23.
«Ниже пояса 3/4 влево. В черной рясе мантии и клобуке, на груди крест, правая рука лежит на раскрытой книге, в левой жезл. Фон коричневый».
  11. Неизвестный художник.
Портрет архимандрита Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря Иннокентия.
Холст, масло. 88 х 67.
ИК 924/34. 47076
Искл. Ордер № 2356 от 3 мая 1966
Иннокентий (в миру Иоанн Порецкий; 1771-1847) – сын священника села Поречья Ростовского уезда. Дед и прадед Иннокентия были рукоположены в сан священника святителем Димитрием Ростовским. Окончил Ярославскую семинарию. 1793 – рукоположен в сан иерейский. Служил в церкви села Поречья. Овдовев, вступил в братство Яковлевского монастыря 5 сентября 1813. Жил в келии у гробового иеромонаха Амфилохия. Под его руководством готовился к принятию монашества. 14 сентября 1814 – принял иноческий сан. Был канонархом и ризничим. 11 августа 1818 – архимандрит Спасо-Яковлевского монастыря. 1834 – возведен на степень настоятеля первоклассных ставропигиальных монастырей. Умер 27 февраля 1847 и погребен в Спасо-Яковлевском монастыре в паперти соборного Зачатьевского храма. В бытность его настоятелем Яковлевский монастырь возведен на степень монастырей первого класса. 14 июня 1836 – освящен храм во имя св. Иакова (митрополитом Московским Филаретом) В этом же году по указу св. Синода согласно прошению архимандрита Иннокентия монастырю присвоено наименование Спасо-Яковлевский Димитриев24.
«В багетной раме. В черной с красными источниками мантии и черном клобуке, в правой руке жезл, в левой четки. Фон коричневый».
  12. Неизвестный художник.
Портрет неизвестного архимандрита.
Холст, масло. 88 х 68.
ИК 924/32. 47074
Искл. Ордер № 2356 от 3 мая 1966
«Поясной 3/4 вправо. В багетной раме. В черной рясе, в черной с красными скрижалями мантии и черном клобуке, на груди крест. В правой руке жезл, в левой – четки».
  13. Неизвестный художник.
Портрет гробового иеромонаха Амфилохия.
Холст, масло. 63 х 50.
Пост.: 1924.
ИК 924/6. 45703
Искл. Ордер № 2356 от 3 мая 1966
Амфилохий (в миру Андрей Яковлевич; 1748-1824) – родился в Ростове в семье священника Воскресенской церкви. Его дед был рукоположен в сан священника святителем Димитрием Ростовским. 1765 – определен причетником Ростовской церкви Иоанна Милостивого. 1766 – посвящен в стихарь епископом Ярославским и Ростовским Афанасием (Вольховским). Иконописец и финифтянщик. Диакон церкви великомученицы Параскевы на Всполье в Ярославле. Попал в число художников, отобранных для поновления стенописи Московского Успенского собора (1773). В 1777, овдовев, вступил в братство Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря. 1779 – принял монашеский постриг совершенный архимандритом Амфилохием, который нарек его своим именем. Возобновлял фрески соборной Зачатьевской церкви Спасо-Яковлевского монастыря. В 1780 в Переславском Никольском монастыре произведен в иеромонаха епископом Переславским и Дмитровским Феофилактом. Вскоре назначен смотрителем благочиния, гробовым монахом при мощах святителя Димитрия Ростовского. Назидательная и образцовая жизнь старца была известна далеко за пределами Ростова. В 1818 его посетила императрица Мария Федоровна, 1823 – император Александр I. Похоронен на паперти соборной Зачатьевской церкви.
«Поясной 3/4 влево, в черной монашеской одежде и черном клобуке. На груди два креста, правая рука на груди, в левой посох, лицо худое. Фон темный, зеленоватый. В золоченой раме».
Благотворители
  14. Аргунов Николай Иванович. 1771 – после 1829.
Живописец родился в Петербурге (?). Сын и ученик И.П. Аргунова. Крепостной графа Н.П. Шереметева. В 1793 был направлен в Петербург для усовершенствования в искусстве. С 1797 получил право копировать картины в Эрмитаже. В 1806 руководил выполнением живописных работ в здании Странноприимного дома в Москве. В 1808 отделывал голубую бархатную комнату в Фонтанном доме. В последующие годы писал портреты по частным заказам. В 1816, согласно завещанию Н.П. Шереметева, был освобожден от крепостной зависимости. В том же году получил от Академии Художеств звание «назначенного»; в 1818 – академика за портрет П.С. Рунича (1817. ГРМ).
Портрет графа Николая Петровича Шереметева. 1801-1803 годы.
Холст (дублирован), масло. 67 х 53,5.
Ниже левого плеча авторская подпись: N.Аргуновъ
Пост.: 1924.
Ж-509
Н.П. Шереметев (1759-1809) – действительный тайный советник, обер-камергер, сенатор. Владелец подмосковных усадеб Кусково и Останкино. В Ростовском уезде графу принадлежала Вощажниковская вотчина, полученная его дедом Б.П. Шереметьевым от Петра I за Полтавско