«Фантазии полет и рук творенье!»: предисловие к выставке в Доме крестьянина Елкина

«Фантазии полет и рук творенье!»: предисловие к выставке в Доме крестьянина Елкина
09.08.2022

История появления бисера связана с возникновением стеклоделия. Слово «бисер» в русском языке исстари означало жемчуг, и только позднее – мелкое стеклянное изделие различного размера и формы с отверстием для нити. С давних пор и то, и другое использовалось как украшение в декоративных целях.

Производство стеклянного бисера было налажено еще в Древнем Египте и Сирии, затем распространилось и на Римскую империю. В I веке до нашей эры в Александрии изобрели способ выдувания различных предметов из стекла с помощью тростниковой или металлической трубки. После падения Рима производство бисера развивалось в Византии, затем, с XII века, эта отрасль получила распространение и в Венеции.

На Руси более ценились жемчуг, серебро и различные металлические украшения. Интерес к стеклянному бисеру проявился лишь в ХVII столетии. Две попытки завести на Руси бисерное дело, предпринятые в 1676 и 1724 годах, успехом не увенчались. И только в 1754 году возникла фабрика по производству бисера, стекляруса, стекла для мозаики. Но интерес русских модниц к бисеру постепенно возрастал, поэтому эти изделия еще долгое время продолжали завозить в Россию из Европы.

Для многих народов России элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национальных одежд. В северных и центральных губерниях основу женского костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник. Разнообразием и богатством отделки выделялись головные уборы. Кокошники украшали мелким речным жемчугом, золотым шитьем, стеклами в металлических оправах.

Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. При декорировании жемчужины, как правило, укладывались либо поверх пришитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения. Очелья головных уборов украшались ажурными сетками или зубцами, выполненными из жемчуга или рубленого перламутра. Обязательным дополнением к женскому костюму северных и центральных губерний России были серьги, изготовленные из речного жемчуга. Они имели латунную основу, которая оплеталась очень мелкими жемчужинами, нанизанными на конский волос. Серьги украшались ажурными жемчужными подвесками в виде сложенных вдвое полосок, бантов, корзиночек с цветами, звезд, розеток, желудей с дубовыми листьями, а также цветными стеклами, бирюзой.

С середины XVIII века в народном костюме наряду с жемчугом стали использовать и стеклянный бисер. Приемы работы с ним практически не отличались от традиционных техник жемчужного шитья. Так появилось бисерное рукоделие. Женщины всех сословий пробовали свои силы в этом вышивании. Красивые вышивки из тончайшего бисера украшали не только одежду, но и другие предметы: кошельки, сумочки, картины, предметы быта.

Для бисерных вышивок использовались «рисунки для шитья бисером». Создавались они в разных техниках. В первой половине XIX века, в основном, в технике гравюры на меди. Это были разбитые на клеточки рисунки, раскрашенные акварельными красками или гуашью от руки. Условные обозначения – черточки, кружки, точки – для каждого оттенка цвета были свои, отпечатанные на разграфленной бумаге. Применялись такие рисунки для вышивания бисером и цветными нитями, а также для вязания крючком и спицами. Издательства, выпускавшие подобные рисунки, находились в Берлине, Дрездене, Нюрнберге, Вене, Париже и других европейских городах.

Для бисерных вышивок существовали очень тонкие иглы, для низания использовали щетину и конский волос. Низание сохранялось в народном бисерном искусстве без особых изменений на протяжении XIX – начала XX века. В работах горожан наблюдалось изменение в применяемой технике: нити переплетались не внутри бусин, а у их отверстий, поэтому все бусины располагались в одном направлении.

Для так называемых «тканых» полос употреблялась рамка с параллельно натянутыми нитями. Нитка с нанизанным бисером накладывалась на нити основы так, что между ними помещалась одна бусина. Затем эта рабочая нитка, уже без бисера, шла в обратном направлении, продергиваясь сквозь каждую бисерину и огибая нити основы с изнанки. Бусины при этом ложились строгими рядами, боковой стороной к зрителю.
* * *

Коллекция бисера и стекляруса в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» формировалась с начала основания музея в 1883 году. Она насчитывает более 200 произведений XVIII–XX веков. В ее основе вещи, подаренные Музею церковных древностей знаменитыми ростовцами – краеведом А.А. Титовым и купцом-меценатом А.Л. Кекиным. Значительное число предметов бисерного шитья поступило от других дарителей, а также из церквей и монастырей Ростова после ликвидации последних. Большое число работ из бисера и стекляруса музеем было закуплено у антикваров А.А. Молодцыгина, Е.П. Масленниковой, Н.Ф. Дубровина, М.Г. Снегирева, П.М. Парфенова и др.

Автор:  Марина Ходосова

Галерея