«Фантазии полет и рук творенье!»: работа музейного реставратора

Риза «Богоматерь Знамение», конец XVIII века: после реставрации
05.10.2022

В июле 2022 года в Борисоглебском филиале Ростовского музея в доме крестьянина Ёлкина была открыта выставка шитья жемчугом, бисером и стеклярусом «Фантазии полет и рук творенье!», на которой в разделе культовые предметы были представлены несколько риз из собрания музея. Ризы – это вышитые оклады икон, которые декорируются жемчужным шитьем, шитьем золотой и серебряной нитью, стразами, а также вышивкой бисером, драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями. Многовековое существование произведений со временем подвержено старению и ветшанию. Хранение их осуществляется не всегда в благоприятных температурно-влажностных условиях, неоднократные переделки и поновления пагубно отражаются на их сохранности. Поэтому предметы шитья подлежат со временем консервации, восстановлению и реставрации.

К нашей выставке произведения культового шитья подготовила к экспонированию реставратор высшей категории Анастасия Николаевна Курнышова, которая занимается реставрацией 20 лет. За последние два года ею приведено в экспозиционное состояние около 30 музейных предметов лицевого шитья и ткачества.

Путь к конечному результату долог и кропотлив. Так, предреставрационные исследования включают визуальное обследование (иногда при помощи микроскопа), проверку стойкости красителей шитья, химико-технологическое исследование волокон тканей и пряденых нитей.

Для каждого предмета шитья предусмотрены индивидуальные реставрационные работы. В самом начале предмет реставрации обязательно обеспыливается, промывается мыльным раствором на вакуумном столе. Для промывки шитье кладется на фильтровальную бумагу, сверху накрывается газовой тканью. Затем губкой на шитье наносится мыльный раствор, который тут же, проходя через шитье, вытягивается вакуумом. Затем идет промывка чистой водой. Такая техника позволяет бережно очистить материал и при этом помогает избежать длительного воздействия влаги на него. После сушки идет очистка шитья, производится укрепление нитей, как утверждает реставратор, большая часть времени тратится на работы по укреплению вышитого полотна, укрепляется всё буквально по ниточке, а затем реставрируется подкладочная ткань. Далее по возможности восполняются утраты жемчуга, перламутра, камней.

Из отреставрированных произведений следует отметить замечательную по художественным достоинствам ризу «Богоматерь Знамение», конец XVIII века, которая была загрязнена, нити бели закрашены бронзовой краской, на полях имела утраты перламутра и стекол.

В процессе реставрации было установлено, что в результате предыдущего поновления венец на ризе был утрачен и прикреплен другой, большего размера. Шитье было промыто, удалена бронзовая краска, укреплены нити фона, нити низок бисера и стекляруса, частично восполнены утраты жемчуга и перламутра. Риза вновь засияла яркими красками.

Еще одна риза «Богоматерь с Младенцем» (?), конца XVIII века, которая имела сильное загрязнение, разрывы шитья, деформацию, многочисленные утраты камней, перламутра. В процессе реставрации проведена водная очистка, устранена деформация, шитье укреплено шелковой нитью, частично восполнены утраты перламутра аналогичным по времени и размеру. В результате проведенных работ риза приобрела прежнюю форму, одежды Богоматери засияли перламутром с вкраплениями голубого бисера.

Мы благодарны реставратору за тщательно проведенную работу, за возвращение музейным предметам экспозиционный вид и целостность эстетического восприятия!

Автор:  Марина Ходосова

Галерея

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!