Илья Гольберг. Райгород. Ростов 1960-х. Фотография

Илья Ефимович Гольберг. Автопортрет.
07.02.2022
Илья Ефимович Гольберг (1933–2022) родился 3 декабря 1933 г. в Москве; родители: мать – Надежда Павловна Гольберг-Дорош (1911–2000), окончила Московский педагогический институт, преподаватель физики в средней школе; отец – Ефим Яковлевич Дорош (1908–1972), известный советский писатель, автор прозаических произведений – «Деревенский дневник» (1958), «Дождь пополам с солнцем» (1965) и др., член редколлегий журналов «Знамя», «Москва», «Новый мир».
В 1953 г. впервые с родителями побывал в Ростове и Ростовском кремле – еще до смерча, обрушившегося на город и кремль 24 августа.
В 1954–1957 гг. – служил в авиационном полку Северного флота, оператор радиолокационной станции, занимался аэрофотосъемкой – фотографировал побережье Арктики – от Гренландии до Таймыра.
В 1958–1964 гг. – учился в Московском Авиационном институте (МАИ) по специальности «радио».
В марте 1963 г. – один из участников фотосъемки в Ростовском кремле записи возобновленных колокольных звонов; в это время жил в «Башне Баниге» – у Владимира Сергеевича Баниге (1905–1973), руководившего в музее реставрационными работами.
В 1964–1975 гг. – работал в Радиотехническом институте Академии наук СССР – на должностях от старшего лаборанта до ведущего инженера; в 1975–1995 гг. – начальник лаборатории в Научно-исследовательском институте радиофизики имени академика А. А. Расплетина (НИИРФ).
В 1967 г. в издательстве «Советский художник» вышел альбом «Ростовский кремль» с его фотографиями и предисловием Е. Я. Дороша.
1986 г. – лауреат Государственной премии СССР за участие в разработке и запуске радиолокационных объектов ПРО г. Москвы.
1992 г. – заслуженный конструктор Российской Федерации.
Фотографировал в мастерских известных художников Т. А. Мавриной, Б. Г. Биргера, с которыми дружил; фоторепродукции вошли в альбомы разных лет этих мастеров.
В молодые годы часто бывал и отдыхал в Ростове и его округе, ставших для него и его родителей родными местами; много путешествовал по Северу России: Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Каргополь, Онега, Кострома и Костромская область – отовсюду привозил фотозарисовки, часть из которых увидела свет в фотоальбомах (Косточкин В. В. «Древнерусские города». М.: «Искусство», 1971; «Кенозерье. Северная симфония». М.: «ГеоФото», 2017).
Жил и творчески трудился в Москве – был активным публикатором своих фотографий в социальной сети Фейсбук.
Скончался 1 января 2022 г.
Райгород, райцентр — так обычно в советскую эпоху называли небольшие городки, некогда уездные центры провинциальной России, каковых на просторах бывшего Советского Союза были тысячи. Каждый со своим лицом — историей и историями, людьми, их повседневными заботами и переживаниями, радостями и горестями — укладом. Здесь протекала своя неспешная жизнь, иногда сменяемая ритмом внезапных вспышек — событий местного или государственного разлива, волны которого неизбежно сюда докатывались, откликаясь малозаметными или судьбоносными поворотами и переменами на местной почве. Это новое в целом становилось плотью народной жизни в провинции.
Райгород — это имя, псевдоним Ростова Великого в «Деревенском дневнике» (1958) Ефима Дороша, знаменитого в советское время литератора, избравшего для своего творчества «деревенскую тему» и тему жизни простого человека в провинциальной России, в райцентре. Для этого он, по выражению академика Д. С. Лихачева, воспитал в себе «писательскую оседлость».
Как писал Дмитрий Сергеевич, «Дорош осуществил то, что решил. Он выбрал себе древний край русского земледелия — место под Ростовом Великим, и не только постоянно наезжал туда, но и подолгу жил там — все в одном селе и рядом, в Ростове… Тысячелетнее прошлое тех мест, где он жил, было для него символом постоянства жизни. Главный вопрос для него состоит не только в том — как было, но и в том, как это прошлое живет сейчас, как оно отражается в современности, как его изучают, берегут, понимают».
Илья Гольберг — сын Ефима Дороша. С юных лет он присоединился к отцу в его открытиях Ростова, который стал ему родным, а все персонажи писательского «дневника» — родными и близкими людьми. Один из них — Владимир Сергеевич Баниге, выдающийся архитектор-реставратор, спасший Ростовский кремль после разрушительного урагана 1953 года. На глазах отца и сына, на фоне ростовской обыденности и будней, в течение «баниговского» десятилетия происходило чудо — возрождение жемчужины русского средневекового зодчества. Немало В. С. Баниге способствовал и возрождению знаменитых ростовских звонов, впервые за долгие десятилетия огласивших кремлевскую округу в марте 1963 года.
Страсть всей жизни Ильи Гольберга — фотография. Подобно отцу, запечатлевшему «Райгород» — Ростов Великий на страницах своих произведений, Илья Ефимович открыл свой способ фиксации жизни, ее простых или ярких проявлений — фотолетопись. Десятки сохранившихся фотографий Ростова и Ростовского кремля рисуют древний город и его главное достояние, бесценное национальное историко-культурное наследие, в середине XX века. Серия снимков Ростовского кремля, рождению которых немало способствовал В. С. Баниге, в 1967 году украсила одноименный фотоальбом, предисловие к которому написал Е. Я. Дорош. Многие фотографии, не вошедшие в то столичное издание, открывшее преображенный Ростовский кремль, представлены здесь, на авторской выставке фотохудожника.
Фотографии Ильи Гольберга — удивительный фотодокумент, по которому можно изучать давно исчезнувшую эпоху советских райгородов. Здесь свой микромир, ритм повседневности, обаяние времени и фактов. Его фотографии — прекрасный исторический источник — невыдуманный фототекст, благодаря которому современному зрителю открывается нравственный подвиг спасения нашего общего наследия — Ростовского кремля. Как не раз демонстрировала история — наследия очень хрупкого.


Галерея