Кустарные промыслы Борисоглебских слобод: окраска тканей

Манера, вторая половина XIX века. Поступила в Ростовский музей из собрания Б.Н. Эдинга
11.10.2022

В конце XIX века на территории нынешнего Борисоглебского района существовало весьма интересное кустарное производство - набивка по холсту, окрашивание пряжи и тканей. Базировался этот промысел в селах Верзино и Покровское (в первом жили два ремесленника, во втором - один, годичный заработок каждого из них не превышал 17 рублей); в Борисоглебских слободах (7 ремесленников с заработком каждого в год от 80 до 150 рублей),  в селе Давыдове (2 ремесленника, выручавшие в год по 100 рублей) и деревне Жадимирово (3 мастера, годичная выручка каждого тоже 100 рублей) Ивановской волости.
Документ 1866 года называет еще один пункт бытования красильного промысла - деревню Свагуново, где владельцем мастерской был Михаил Андрианов. В том же источнике сообщается, что в с. Верзине красильным заведением владел Афанасий Трофимов, в д. Березники - Савелий Алексеев, в Борисоглебских слободах красильные мастерские мели Алексей Кочарсков (Кочарский), Александр Матвеевский, Михаил Серов, Иван Серов и Марья Серова.
В селах Березниковской волости, как пишет А.А. Титов, промысел возник в 1850-1860 годы, в селениях Ивановской волости - в 1840 году, о времени возникновения промысла в Борисоглебских слободах сведений нет.
Разнились эти центры кустарного промысла и по рынкам сбыта продукции. В Верзине и Покровском мастера красили холсты и пряжу по заказам, потому, вероятно, и выручка у них была столь незначительна. То есть производство это являлось здесь мелким ремеслом, и особой перспективы у него не было. Тем более что изделиям этих кустарей серьезную конкуренцию составляли фабричные ситцы, другие ткани.
Ремесленники-красильщики Борисоглебских слобод, производившие окраску пряжи и набивку тканей, поставляли свою продукцию на рынки своего села и окрестных торговых сел Вощажникова и Давыдова, а также Ростова. Те же рынки сбыта были и для мастеров из Ивановской волости, производивших набивку по холсту и окраску тканей.
Сейчас, наверное, многие уже и не представляют, что это был за промысел - набивка (или набойка) тканей, существовавший наряду со сплошной окраской тканей всего 80-90 лет назад.
А.А. Титов утверждал, что "все приемы производства были, конечно, занесены в нашу местность извне кем либо из мастеров живших на красильной фабрике и затем путем ученичества распространилось по различным местностям уезда...".
Цвета, в которые в кустарных мастерских велось окрашивание пряжи и холстов, были самые различные. Однако, как отмечал А.А. Титов, "большинство наших кустарей занимаются крашением пряжи и холстин в синий цвет", используя в качестве сырья такой известный краситель, как индиго (из растения индигофера), а в качестве протравы - железный купорос.
Для окрашивания тканей в красный цвет использовали тоже растительное сырье - корни марены красильной. Разным соотношением составных частей красильного раствора добивались различных оттенков основных цветов. Материалы для производства окрашенных тканей и пряжи мастера закупали обычно в уездном центре - в Ростове.
Как уже говорилось, использовали местные красильщики такой распространенный в России способ оформления тканей, как набивка или набойка - печатание на полотнищах ткани определенных узоров при помощи специальных досок.
Применялось несколько способов нанесения на ткань узоров. Во-первых, могли набивать на ткань протравитель, а затем, просушив ее, опускать в краситель - окрашенными оказывались те участки, где краска вступала в реакцию с протравителем. Во-вторых, белый рисунок вытравливали хлорными соединениями на уже выкрашенных тканях. Наконец, в-третьих, набивали на белую ткань узор из смолы, жиров, каких-либо иных веществ, не растворяющихся водой; такая ткань, попав в краситель, окрашивалась только там, где не был нанесен защитный состав. После этого оставалось лишь снять с ткани защитный состав. Иногда применялась вариация этого способа - когда узор наносили средством, нейтрализующим протравитель.
Набивка производилась большей частью вручную: кустари накладывали на ткань доски (на которых были вырезаны узоры, иногда узор составляли медные полосы, врезанные в доску ребром), смоченные защитным, например, раствором, и, ударяя по ним колотушкой, отпечатывали на холсте узор. Затем ткань погружали в краску.
Уже в 1880-е годы ручной способ набивки тканей начал сменяться механическим. В это время в деревне Жадимирово существовала единственная в Ростовском уезде красильная мастерская (владельцем ее был крестьянин Озеров), где печать рисунка на ткани осуществлялась "при помощи вала, помещенного в особый снаряд, известный под названием перротины".
В 1892 г. в Борисоглебских слободах имелось красильное набоечное заведение, владел которым Иван Александрович Серов, работавший в мастерской вместе с двумя сыновьями. Мастерская располагалась при жилом доме. Такую же кустарную мастерскую содержал, работая там вместе с женой, крестьянин Борисоглебских слобод Александр Иванович Матвеевский. Вдвоем с наемным работником трудился в красильном заведении его хозяин Михаил Алексеевич Серов. Мария Серова для работы в мастерской при доме держала двух работников. Лишь у Алексея Кочарского мастерская была расположена в особом строении. Хозяин, два его сына и наемный работник делали там набойку, красили пряжу.
Подробное описание оснащения кустарной красильной мастерской дает документ 1910 года, рассказывающий об одном из крупнейших красильных заведений края - красильном заведении крестьянина деревни Жадимирово Константина Федоровича Озерова. 3-4 месяца в году работала семья Озерова, занимаясь “крашением одежи”. Оборудование составляли “медный котел на 15 вед. и 2 чугунных в кирпичной кладке”, “чан деревянный емкостью  на 40 ведер, ковшей деревянных 3, утюгов чугунных простых 5, рамок для сушки двухсторонних обтянутых солдатским сукном”.
Можно предположить, что к 1910-м годам, если не раньше, красильные мастерские в большинстве названных селений уже исчезли: в книгах, куда записывали промысловые свидетельства и билеты, ни за 1916, ни за 1911 год мне не удалось найти ни одного упоминания о кустарях, занимавшихся бы окраской пряжи и тканей. Лишь в "Книге для записи выданных промысловых и сословных свидетельств и безплатных промысловых свидетельств на 1919 год" значится красильня в Борисоглебских слободах (которая, видимо, в 1911 и в 1916 годы имела перерывы в работе).
Но и этой мастерской оставалось недолго существовать. В "Сведениях о подсобных промыслах", поданных в Борисоглебский волисполком к концу 1924 года, красильщики уже не значились.
Впрочем, и очевидно было, что красильные мастерские, даже жадимировская механизированная, обречены. Их продукцию сменяли, вытесняя с рынка, дешевые ткани крупных льно- и хлопчатобумажных фабрик.

Автор:  Любовь Мельник

Галерея

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!