Стенные росписи Ростовского кремля представляют, по общему мнению историков русского искусства, классические образцы русской монументальной живописи XVII века. Фресками украшены три церкви на митрополичьем дворе: церковь Воскресения расписана около 1670 года, церковь Спаса на Сенях – в 1675 году, а церковь Иоанна Богослова – в 1683 году. По заказам ростовского митрополита Ионы работали знаменитые художники своей эпохи – Севастьян Дмитриев, Дмитрий Григорьев Плеханов, Федор Карпов, Гурий Никитин и Сила Савин, стоявшие во главе артелей иконописцев Ярославля и Костромы.
Рассмотреть, изучить и повторить их художественные и технические приемы – задача художников нашего времени, особенно студентов, постигающих основы монументального искусства.
Уже не один десяток лет в Ростов приезжают на летнюю практику студенты факультета монументальной живописи Государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова (Москва). Как основоположника ростовских практик в институте помнят Вячеслава Николаевича Забелина (1935–2001), возродившего в русской живописи жанр церковного интерьера. Первая практика студентов-монументалистов прошла в 1983 году под руководством известного художника и педагога Евгения Николаевича Максимова. Им разработана и методика проведения копийной практики, которой и поныне следуют преподаватели. Долгие годы руководил практикой студентов Сергей Александрович Гавриляченко, а теперь – Мария Ильинична Пак и Андрей Владимирович Ремнев.
Стенные росписи XVII века отличает такое обилие сюжетов и персонажей, что человек современной эпохи зачастую теряется в них, воспринимая роспись как огромный многоцветный ковер. Необходимо время, чтобы после первого потрясающего впечатления зритель мог обратить внимание на детали. Но именно времени, как правило, и недостает современному посетителю, осматривающему ростовские фрески в составе группы туристов. Выставка дает возможность зрителю рассмотреть фрагменты росписей, которые при экскурсионном осмотре памятников неудобны или совсем недоступны для обозрения. При этом на учебных студенческих копиях в полную силу звучат краски, которые на подлинных фресках сильно приглушило время.
На выставке представлены студенческие работы, выполненные в течение 2010–2020-х годов в церквах Ростовского кремля и соборе Зачатия святой Анны ростовского Спасо-Яковлевского монастыря.