МУЗЕЙНЫЕ ВЫСТАВКИ: «Фрески Ростова Великого в копиях студентов МГАХИ им. В.И. Сурикова»

МУЗЕЙНЫЕ ВЫСТАВКИ: «Фрески Ростова Великого в копиях студентов МГАХИ им. В.И. Сурикова»
29.10.2024

Стенные росписи Ростовского кремля представляют, по общему мнению историков русского искусства, классические образцы русской монументальной живописи XVII века. Фресками украшены три церкви на митрополичьем дворе: церковь Воскресения расписана около 1670 года, церковь Спаса на Сенях – в 1675 году, а церковь Иоанна Богослова – в 1683 году. По заказам ростовского митрополита Ионы работали знаменитые художники своей эпохи – Севастьян Дмитриев, Дмитрий Григорьев Плеханов, Федор Карпов, Гурий Никитин и Сила Савин, стоявшие во главе артелей иконописцев Ярославля и Костромы.

Рассмотреть, изучить и повторить их художественные и технические приемы – задача художников нашего времени, особенно студентов, постигающих основы монументального искусства.

Уже не один десяток лет в Ростов приезжают на летнюю практику студенты факультета монументальной живописи Государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова (Москва). Как основоположника ростовских практик в институте помнят Вячеслава Николаевича Забелина (1935–2001), возродившего в русской живописи жанр церковного интерьера. Первая практика студентов-монументалистов прошла в 1983 году под руководством известного художника и педагога Евгения Николаевича Максимова. Им разработана и методика проведения копийной практики, которой и поныне следуют преподаватели. Долгие годы руководил практикой студентов Сергей Александрович Гавриляченко, а теперь – Мария Ильинична Пак и Андрей Владимирович Ремнев.

Стенные росписи XVII века отличает такое обилие сюжетов и персонажей, что человек современной эпохи зачастую теряется в них, воспринимая роспись как огромный многоцветный ковер. Необходимо время, чтобы после первого потрясающего впечатления зритель мог обратить внимание на детали. Но именно времени, как правило, и недостает современному посетителю, осматривающему ростовские фрески в составе группы туристов. Выставка дает возможность зрителю рассмотреть фрагменты росписей, которые при экскурсионном осмотре памятников неудобны или совсем недоступны для обозрения. При этом на учебных студенческих копиях в полную силу звучат краски, которые на подлинных фресках сильно приглушило время.

На выставке представлены студенческие работы, выполненные в течение 2010–2020-х годов в церквах Ростовского кремля и соборе Зачатия святой Анны ростовского Спасо-Яковлевского монастыря.

Автор:  Татьяна Никитина
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!