«Музейный пленэр» в Ростовском кремле

«Музейный пленэр» в Ростовском кремле
18.10.2022

Виды Ростова и его архиерейского дома, позже названного кремлем, появились на иконах и фресках еще в Средние века. Особый интерес величественная архитектура Ростовского кремля вызывала у мастеров конца XIX – начала ХХ века, когда в Ростове побывали с творческими целями практически все ведущие русские художники. И с годами этот интерес только нарастал. Художники с этюдниками – неотъемлемая часть ростовского пейзажа, а живописные и графические виды города поступают и хранятся в фондах музея и регулярно экспонируются в самом кремле на самого разного рода выставках.

Тем не менее, открывшаяся 19 октября выставка «Музейный пленэр», на которой собраны преимущественно виды Ростовского кремля, отличается от всех здесь ранее бывших. Дело в том, что на ней, в основном, показаны этюды, выполненные сотрудниками музея, то есть теми, кто каждый день приходит сюда на работу и для которых кремль в какой-то степени проза жизни. С июля по сентябрь нынешнего года сотрудники музея, реставраторы, после окончания рабочего дня не спешили домой, а вставали с кистями и красками или карандашами за этюдники. Именно поэтому в их работах чаще всего запечатлен вечерний кремль. Тепло раннего лета сменялась июльский жарой и яркими красками осени, а музейный пленэр продолжался, к сотрудникам музея присоединялись ростовские художники. Теперь плоды их трудов представлены в одном из залов Конюшенного двора на выставке «Музейный пленэр».

О «Музейном пленэре» беседуем с директором Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» Александром Филяевым, инициатором и организатором проекта.

Александр Евгеньевич, как появилась идея проведения «Музейного пленэра»? Очевидно, решающую роль сыграло Ваше художественное образование?

Я получил академическое образование, окончил художественную школу, художественное училище и, уже после службы в армии, Строгановский институт. Жизнь складывалась по-разному, я занимался архитектурой, проектированием зданий, строительством, реставрацией, был чиновником, иногда по нескольку лет не раскрывал этюдник. Но как-то с дочерью, которая училась тогда в художественной школе, я пришел в специализированный магазин и почувствовал запах краски, масел, растворителей. У меня бешенно заколотилось сердце, в висках застучало, и я понял, что мне необходимо вернуться к живописи. Видимо, художественное начало в человеке неизбывно. Кстати, одним из поводов, почему я принял решение прийти работать в Ростовский музей, было желание изображать кремль. Вот, мечтал, куплю себе соломенную шляпу, и буду, как Клод Моне, писать кувшинки в кремлевских прудах.

Однако, музейные пленэры состоялись лишь на втором году Вашей работы директором музея?

Конечно, первый год работы в кремле было не до пленэров. И хотя этюдник я всё-таки привез, он долгое время находился у меня в кабинете без дела. Лишь в конце июня нынешнего года на одном из совещаний я предложил коллегам, прежде всего имеющим художественное образование реставраторам, вечерами поработать над этюдами. И они меня поддержали, за что я им благодарен. Начиная с июля каждую среду, за редкими исключениями, связанными с моими командировками, мы работали на пленэре. Расставались уже затемно.

Разумеется, для этого необходимо было преодолеть силу инерции и обычную лень – ведь приходилось после рабочего дня, вместо того, чтобы идти домой отдыхать, как бы заступать на вторую смену.

И кувшинки в пруду Митрополичьего сада я всё-таки написал, хотя соломенной шляпой так и не обзавелся.

Что дала Вам совместная творческая работа с сотрудниками, не связанная в данном случае рамками служебных отношений?

Любая позитивная деятельность сплачивает коллектив, что, безусловно, на пользу дела. Кроме того, создание этюдов – это своего рода изучение кремля, постижение его архитектуры, что также всем нам необходимо. Особенно важны пленэры реставраторам – для выработки твердости руки, точности глаза. Ведь известно, что выдающиеся реставраторы были и хорошими живописцами.

Да, мы работали вместе, но каждый из участников пленэра выбирал свой мотив, а после окончания сеансов мы обсуждали, но не критиковали созданное, а в заключении делали совместную фотографию.

К проекту «Музейный пленэр» присоединились и ростовские художники?

Я рад, что наша инициатива нашла отклик и у ростовских живописцев, как тех, кого по праву считают классиками современного ростовского искусства – таких, как Владимир Золотайкин, так и молодых его представителей, это Иван и Надежда Смирновы. Сейчас их этюды, наряду с работами сотрудников музея, также можно увидеть на выставке.

Поговорим о Ваших произведениях, можно не сомневаться, что они вызовут наибольший интерес у публики. На выставке Вы представили 11 архитектурных пейзажей внутри и вне кремля, а также церковь Иоанна Богослова на Ишне – тоже, как и кремль, постройка времен митрополита Ионы III. Как Вы выбирали тот или иной мотив, находили ту или иную точку зрения, с которой писали пейзаж?

Всякий раз это было по-разному. Иногда такой мотив определялся буквально между совещаниями. Так, например, этой осенью я увидел и был поражен яркостью красок пейзажа у «Дома на погребах» и Иерарших палат. Я постарался передать это свое впечатление на этюде, который сейчас экспонируется на выставке.

Ваши работы довольно велики для этюдов, что свидетельствует о профессионализме исполнения. Вы с большим мастерством и энергией передаете сложную гармонию ионинской архитектуры.

Ценность пленэрных произведений в том, что они передают мимолетное состояние, которое уже никогда не повторится и никогда никем не будет запечатлено. Помню, как начался проливной дождь, когда я работал над изображением висячей галереи перед Княжьими теремами. Мне пришлось прятаться у колодца с навесом, но я закончил этюд с уголком кремля, так напоминающего мне классические мотивы итальянской архитектуры. Здесь я использовал пастозную манеру письма с нанесением орнаментов черенком кисти. А церковь Воскресения со стороны Соборной площади я писал с помощью тонких лессировок, практически сфумато, что, как мне думается, более уместно для передачи атмосферы жаркого летнего вечера. Так, в каждом конкретном случае я использовал ту или иную манеру письма для наиболее точного отражения памятников в определенном состоянии природы.

Мне хотелось бы, чтобы посетители нашей выставки обратили внимание на то, что белые стены кремлевских построек выглядят совсем не белыми в то или иное время года и суток. Так, однажды летним вечером церковь Иоанна Богослова и прилегающие к ней стены воспринимались зеленоватыми на фоне предзакатного неба, что я и попытался передать в одном из своих этюдов.

Каковы перспективы «Музейного пленэра»?

Надеюсь, что настоящей выставкой «Музейный пленэр» не ограничится. Ведь пленэрные этюды можно писать и зимой, хотя это и сложнее. Проект может быть продолжен и в следующем году, возможно, с уточнением темы, над чем мы сейчас работаем.

Большое спасибо за интересный и содержательный разговор. Было важно узнать, что Ростовский кремль для Вас не просто «объект культурного наследия федерального значения», на поддержание которого необходимо добывать средства, а, прежде всего, неотъемлемая часть русской культуры, требующая постижения и сохранения. Желаем «Музейному пленэру» успеха как у творцов, так и у публики.

Вход на выставку свободный.

Автор:  Елена Ким
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!