Об истории одного неизвестного произведения финифтяника Скрипкина

Об истории одного неизвестного произведения финифтяника Скрипкина
04.12.2020

Сегодня многие, избавляясь, как им кажется, от ненужного в своем доме, порой лишают себя весьма интересных и ценных вещей, что и произошло с финифтяной работой мастера Скрипкина. Очевидно, бывший хозяин, решив избавиться от ненужной ему вещи, отнес ее на мусорную свалку, где позже она и была найдена. В скором времени произведение пополнило коллекцию финифти Ростовского музея.

Счастливо найденная финифтяная пластина прямоугольной формы (15,8 х 20 см) не имеет обрамления, на лицевой стороне на переднем плане изображен водоем (пруд или река). Вдали – деревья, кусты зелено-желтого и коричневого цвета, деревянный одноэтажный дом. Особый интерес вызывает исполненная в нижнем правом углу черной краской неприметная на первый взгляд курсивная авторская подпись без инициалов: «Скрипкин.».

Несмотря на то, что работа имеет авторскую подпись, имя мастера требует уточнения. На сегодняшний день с такой фамилией, но с разными инициалами известны два мастера, которые работали приблизительно в один период (конец 1930-х – начало 1950-х гг.). Так, в фондах Ростовского музея хранится подписная работа под названием «Солдаты революции» датируемая 1940-ми гг. с авторской подписью: «Скрипкин. В.».

Финифтяная пластина выполнена на «толстой» меди – вероятно, автор использовал ее в связи с отсутствием другого материала, поэтому по всей ее поверхности заметны производственные дефекты эмали, на обороте – свищи, под которыми окислилась медь, а на поверхности – еще и царапины по эмали. Опытный художник-эмальер Александр Геннадьевич Алексеев, посвятивший немалое количество времени изучению технологического процесса эмальерного искусства, считает, что такая работа, как правило, обречена: «Обжигать ее очень трудно». Медь – материал теплопроводный, нагревается быстро, а эмаль находится в хрупком состоянии, поэтому ее начинает «растаскивать», создается напряжение между двумя материалами, и как следствие – появляются трещины (возможно, не сразу). Еще одна причина такого результата – это пониженная или наоборот повышенная температура в печи при обжиге. При этом, несмотря на производственные дефекты, что тоже является характерной приметой времени, она находится в удивительно хорошей сохранности. Значительные, не характерные для того периода размеры пластины также делают ее интересной для дальнейшего изучения.

Кроме всего прочего, в коллекции ростовской финифти как дореволюционного, так и советского периода первой половины – середины XX века тема пейзажа представлена малым количеством образцов. Безусловно, еще одно авторское произведение, выполненное в этой тематике, существенно дополнило ее.


Елена Артемичева



Галерея