Подлинники и подделки. О ситуации с украденными из музея «Ростовский кремль» произведениями Казимира Малевича и Любови Поповой

Подлинники и подделки. О ситуации с украденными из музея «Ростовский кремль» произведениями Казимира Малевича и Любови Поповой
01.10.2020

С.В. Сазонов,
заместитель директора
Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» по научной работе  

В связи с открывшейся в Музее Людвига выставкой подлинных и поддельных произведений русского авангарда из собрания музея неоднократно упоминается аналогичное событие в Музее «Ростовский кремль».

Вот краткая справка.

В ноябре 2018 г. в Музее «Ростовский кремль» (ГМЗРК) открылась выставка работ художников русского авангарда из коллекции музея. Открытие выставки приурочено к 100-летию со дня смерти Ольги Розановой, чье выдающееся произведение «Зеленая полоса» находится в собрании музея. На выставке впервые была представлена вся коллекция – 29 живописных работ, 11 графических работ, 2 скульптуры, 9 т.н. «военных лубков».

Выставка называется «Хвост кометы» в память об утраченной в 1930 г. работе Ольги Розановой.

Концепция отбора работ для коллекции Ростовского музея была сформулирована другой знаменитой «амазонкой авангарда» - Любовью Поповой. Соответственно, эта коллекция отличается цельностью и продуманностью, и, в отличие от многих других собраний, не является случайным набором предметов. Это обстоятельство существенно повышает значение коллекции, делает ее своего рода памятником эпохи и связанным с именем Любови Поповой мемориальным памятником.

Коллекция поступила в Ростовский музей в 1922 г. из Музейного бюро НАРКОМПРОСа. Все документы, с этим связанные, в том числе с упоминанием украденных работ, в музее имеются.

Идея выставки принадлежит Наталии Каровской. Кураторами выставки являются Юрий Аввакумов, Елена Баснер, Сергей Сазонов.

Наряду с подлинниками в соседнем зале представлена коллекция поддельных произведений русского авангарда – 5 живописных работ и 3 графические работы. Документация, связанная с подделками, была опубликована музеем в Интернет

Вероятно, это если не первая, то одна из первых в мире выставок русского авангарда, показывающих как подлинники, так и атрибутированные подделки с документацией. Выставке сопутствовал Круглый стол ведущих специалистов по этой теме.

Подделки поступили в музей из двух источников.

3 живописные работы и 3 графические работы подарены в качестве подлинников Н.Д. Лобановым-Ростовским в 2014 и в 2016 гг. Взамен даритель требовал создания его мемориального музея с апартаментами для проживания.

Полицейское расследование установило, что в музей изначально попали поддельные предметы. Есть основания полагать: даритель знал, что передает подделки.

В связи с казусом Лобанова-Ростовского музей провел полную экспертизу своей коллекции. Были выявлены две поддельные работы. «Самовар», приписываемый К. Малевичу и «Беспредметная композиция», приписываемая Л. Поповой. Таким образом, нашли подтверждение выводы ряда исследователей о том, что данные работы были подменены подделками, а подлинники в настоящее время находятся в зарубежных музеях.

Исследования С.В. Сазонова показали, что кража произошла в период со второй половины 1950-х гг. по начало 1970-х. Ссылка 1 / Ссылка 2

 

«Самовар» К. Малевича, по данным МоМА, в 1972 г. был продан на аукционе Сотбис в Лондоне. В 1983 г. поступил в Музей современного искусства в Нью-Йорке (MоMA), где числится под номером 1041.1983. На сайте музея прямо указывается, что этот предмет происходит из коллекции ГМЗ «Ростовский кремль». 

Работа, аналогичная поддельной «Беспредметной композиции» Л. Поповой из Ростовского музея, имеется в коллекции Г. Костаки, находящейся сейчас в Государственном музее современного искусства Греции (г. Салоники), под номером CC-0755/L.Popova-/180.78-76. Очевидно, что она была приобретена Г. Костаки не позднее середины 1970-х гг. и официально вывезена из СССР в составе коллекции в 1977 г. Есть основания полагать, что эта работа участвовала в составе работ из собрания Костаки в выставке Л. Поповой, проходившей в 1972 г. в Курчатовском институте. Работа также представлена на официальном сайте музея с названием «Живописная архитектоника». 

Наличие в двух зарубежных музеях предметов, являющихся точными аналогами двух работ из Ростовского музея, отмечалось исследователями.

В статье 1991 г. С. Джафарова высказала обоснованное предположение, что в Ростовском музее находятся подделки, а в зарубежных музеях - подлинники. По предположению Джафаровой, для подмены были выбраны три работы: «Самовар» Малевича, «Беспредметная композиция» Л. Поповой и «Зеленая полоса» О. Розановой. Подделки были изготовлены, две работы подменили. Третью подменить не удалось. В последующем третья работа (подделка «Зеленой полосы» О. Розановой) И.В. Качуриным была передана Г.Д. Костаки как подлинная.

Независимо от С. Джафаровой к выводу о том, что принадлежащая Костаки «Зеленая полоса» является копией работы из Ростовского музея, пришел в 1991 г. А. Наков.

В 1996 г. это мнение было поддержано К. Акиншей и др. авторами в статье в американском журнале Арт-ньюс.

Однако в 1997 г. в том же журнале было опубликовано письмо академика Д. Сарабьянова, в котором он категорически отрицал такую возможность, назвал это «фантазиями», и настаивал, что это просто авторские варианты одной темы и все предметы в ростовском музее подлинные. Здесь же он утверждает, что помнит «Зеленую полосу» в составе коллекции Костаки с самого начала коллекции во второй половине 1950-х гг., и это безусловно подлинник.

Безапелляционное и бездоказательное утверждение Д. Сарабьянова о том, что в Ростовском музее каким-то образом оказались сразу три «авторских варианта» произведений разных художников не выдерживает никакой критики. Это абсурд, конечно.

Однако публикация Д. Сарабьянова «закрыла» эту тему в отечественной историографии. Можно сказать, что в дальнейшем сам факт существования такой дискуссии замалчивался. В частности, на нее не ссылается даже вышедшая в 2013 - 2014 гг. под научным руководством А. Сарабьянова фундаментальная Энциклопедия русского авангарда, где имеется специальная статья, посвященная коллекции авангарда ГМЗРК. Статья написана сотрудницей ГМЗРК (теперь – бывшей) Е.В. Ким. Впрочем, здесь же, в качестве подлинников, упоминаются и полученные от Н.Д. Лобанова подделки.

Между тем эта дискуссия имела ключевое значение для истории коллекции авангарда ГМЗРК, поднимала важнейшие вопросы подлинности входящих в нее предметов. К сожалению, эти вопросы не были подняты и теми сотрудниками музея, которые занимались этой тематикой. В частности – заведующей отделом «Картинная галерея» Т.В. Колбасовой, научным сотрудником Р.Ф. Алитовой (в настоящее время в музее не работает) и научным сотрудником Е.В. Ким (в настоящее время в музее не работает).

Администрация ГМЗРК не была поставлена в известность о существовании обоснованных сомнений в подлинности этих двух предметов, и узнала об этом только в начале 2017 г. от сторонних специалистов.

После того, как факт наличия поддельных предметов был установлен, С.В. Сазонов осенью 2017 г. сообщил об этом Катерине Костаки с предложением вместе разобраться в сложившейся ситуации. Музей «Ростовский кремль» в 2018 г. официально обратился в МоМА и в MOMus с предложением провести детальное исследование имеющихся у них предметов на основе межмузейного диалога и открытости.

Однако МоМА никак не отреагировал на это предложение. Впоследствии, отвечая на вопросы журналистов, в МоМА сообщили, что наше письмо было потеряно. Музей «Ростовский кремль» написал повторное письмо. Однако ответ так и не поступил.

MOMus официально отказался вести какие-либо переговоры с ГМЗРК до тех пор, пока Ростовский музей настаивает на возможной принадлежности работы Л. Поповой к своей коллекции. Нет необходимости говорить о том, что это странное и абсурдное требование. Именно совместное исследование этого вопроса и составляет суть наших предложений.

В феврале 2018 г. ГМЗРК обратился в ОМВД России по Ростовскому району с заявлением о хищении культурных ценностей в музее. Факт хищения культурных ценностей 2 апреля 2018 года также зарегистрирован в базе похищенных, пропавших и утраченных культурных ценностей Минкультуры России.

В настоящее время следователем по особо важным делам УМВД России по Ярославской области возбуждено уголовное дело №11901780018000184. Проведены дополнительные судебно-криминалистические экспертизы специалистами Русского музея. Представителем потерпевшей стороны в этом деле является С.В. Сазонов.

Материалы дела переданы органам внутренних дел США и Греции. МК РФ и МИД РФ ведут переговоры по этому вопросу с посольствами США и Греции. В переговорах участвуют также посольства РФ в этих странах.

Музей «Ростовский кремль» уверен, что проблема возвращения похищенных предметов в конце концов будет разрешена. Утрата этих предметов нарушает цельность нашей коллекции русского авангарда, которая, как указывалось выше, сама по себе является памятником эпохи и мемориальным памятником, отражает взгляды и оценки Любови Поповой.

Символично, что украденным оказалось и принадлежащее музею одно из лучших произведений этой художницы. Связь Любови Поповой с Ростовским музеем была очень тесной. В 1918 и 1919 гг. она проживала в Ростове, была замужем за сотрудником Ростовского музея Борисом фон Эдингом, родила здесь сына и носила фамилию мужа. После смерти мужа – вновь возвратилась в Москву.

Возвращение утраченных предметов и восстановление цельности коллекции – это и дань памяти выдающейся художнице и нашей коллеге, эту коллекцию сформировавшей.

Выставка «Хвост кометы» работает с 2018 г. постоянно.

На фото – зал подделок.

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!