Ростовский кремль. Фотоувеличение: выставка в Музейной гостиной

01.04.2022

Я фотографирую с детства, кажется, лет с десяти. С тех пор, как по случаю обычного для того времени события – принятия в пионеры – родители подарили мне фотоаппарат «Смена». Такой небольшой, компактный, но самый настоящий! Было это в социалистической Чехословакии, где мы тогда жили в военном городке. Странно, но от того времени в моем «детском» альбоме сохранилось лишь несколько фотографий, снятых этой камерой. И все они были сделаны в Праге, в самом ее сердце – на знаменитой Староместской площади. 

На одном из снимков, в укромном уголке этой площади, запечатлена еще совсем молодая мама с ее подругой, на остальных – фрагменты старинной Староместской ратуши. Мне почему-то было важно рассмотреть и сохранить в памяти кусочки этой дивной архитектуры – готическую башню с курантами «Орлой», великолепное ренессансное окно, украшенное сверху гербом чешской столицы, а еще выше – латинским девизом «Прага – глава королевства». Это были мои первые фотографические опыты.    

Уже потом, десятилетия спустя, я разглядел в этих снимках свой пробуждавшийся интерес к истории как таковой и ее огромному разнообразию свидетельств – памятникам старины. Причем, интересовала именно их детализация, разложение на фрагменты, что, в общем-то, сродни методу источниковедения – специальной исторической дисциплины, занимающейся «критикой» источников. 

Став профессиональным историком, я всегда исповедовал именно такой подход, основанный на отыскании и изучении письменных свидетельств минувших эпох, реконструкции по разрозненной информации источников исторической картины мира. Важно понимать, что источником тут может выступать, как вдохновляюще наставлял мой незабвенный учитель Сигурд Оттович Шмидт (1922–2013), «все то, что источает информацию, полезную для историка». Выходит, что детское любопытство обернулось профессией. Но и профессия, как продолжение натуры, проявилась методом в фотографии.

Осознание того, что любительская фотография «для себя», сделанная на память о достопримечательном месте или объекте, может быть интересна и другим зрителям как плод творчества, пришла в начале нулевых в Сербии. Тогда мне довелось часто бывать в Белграде, куда привел исследовательский проект, посвященный истории русской эмиграции. Почти случайная встреча с мэтром югославской фотографии, вице-президентом Всемирного совета профессиональных фотографов Николой Радошевичем (1926–2013) позволила увидеть собственные работы о Белграде в новом свете. 

Вспоминаю, как пожилой профессор с любопытством рассматривал мою пленочную «мыльницу» (уже не «Смену», конечно), и даже заглядывал в ее «таинственные» недра, с улыбкой приговаривая: «У вас есть свой особый взгляд…». Вдохновляющим было и то, что выдающийся профессионал вызвался участвовать в открытии двух моих фотовыставок, состоявшихся в белградском «Русском доме» (2003, 2004), и отобрал несколько снимков для своего мирового выставочного проекта «Белград в мире – мир в Белграде». 

Так исследовательский подход в изучении объекта (того же исторического источника, памятника) посредством видоискателя фотоаппарата или смартфона, по всей видимости, закрепился в методе. Мне бесконечно интересно наблюдать в этом «фотоувеличении» за жизнью памятника и замечать, как меняется его образ в зависимости от сезона или времени суток, состояния природы, освещения, да и от своего собственного внутреннего состояния и видения. И наполняться новыми эмоциями и знаниями – открывать неизведанное, удивляться, восхищаться или печалиться, – пребывая в непрестанном «диалоге» с историческим объектом. Как историка меня особенно занимает мысль, что схожие переживания и чувства от соприкосновения вот с этим конкретным памятником испытывал и человек в далеком прошлом. С той лишь только разницей, что запечатлевать вдохновляющие мгновения и захватывающие страницы его «биографии» на фотокамеру он не мог. Ее попросту еще не изобрели. 

Фотоувеличение – это не только приближение, источниковедческая детализация объекта как исследовательская процедура. Это и любование им самим и его фрагментами в самом прямом – антониониевском смысле и духе. Любовь к итальянскому кинематографу и, прежде всего, к картинам Микеланджело Антониони, которые завораживают не столько своими загадочными сюжетами, сколько внутренней красотой и волшебным светом в идеальном кадре, надеюсь, настроила мой окуляр на способ виденья прекрасного. Он особенно чувствителен, когда «пейзажем души» в объективе возникает величественный и неповторимый Ростовский кремль.

* * *

Все фотографии, представленные на выставке, были сняты смартфоном со встроенной камерой. Современные технологии позволяют фиксировать ускользающую действительность «здесь и сейчас». Еще в недалеком прошлом – было иначе. В напоминание о большой истории фотоаппарата и традиций фотосъемки мы дополнили выставку с видами Ростовского кремля образцами фотографической техники из собрания Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль».

* * *

ЯРОСЛАВ ЕВГЕНЬЕВИЧ СМИРНОВ – историк, музейный работник. 

Диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук защитил в Российском государственном гуманитарном университете по теме «Купец-историк А.А. Титов в контексте истории культуры российской провинции последней трети XIX – начала XX века» (2014). Возвращая из исторического небытия имя замечательного купца, одного из основателей музея в Ростовском кремле (1883), посвятил герою своих изысканий десятки публикаций, среди которых монография «Андрей Александрович Титов (1844–1911)» (2001) и одноименная книга-альбом (2015) в популярной серии «Люди земли Ярославской». 

Сфера научных интересов – археография, источниковедение, биографика в преломлении изучения истории отечественной культуры и исторического знания, региональной идентичности. Автор более 300 популярных и научных статей, документальных публикаций, в том числе книг «Угличский летописец» (1996), «Жизнь и приключения ярославцев в обеих столицах Российской империи» (2002, 2010), «Ярославская губерния в начале XIX века. Материалы историко-статистических описаний» (2008), «Алексей Петрович Мельгунов» (2011), «Ярославский характер» (2013, 2018), «Ярославль и Ростов Великий глазами балканского путешественника» (2018) и др. 

На протяжении двадцати лет являлся ведущим научным сотрудником Государственного архива Ярославской области, где был одним из основателей и редакторов исторического журнала «Ярославская старина». С 2015 года возглавляет редакционно-издательский отдел Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль».  

Полагает, что фотографией занимается любительски. Это не помешало ему в начале 2000-х годов получить признание ряда профессиональных организаций фотохудожников Сербии, где он нередко бывал в научных командировках. Вот и альбом о Ростовском кремле был снят на камеру обычного смартфона. 

АВТОРСКИЕ ВЫСТАВКИ

“Београд очима руског научника” («Белград глазами русского ученого»), Русский дом (Белград, Сербия), 2003 

«Славянские отголоски. Белград: взгляд из России», Ярославский художественный музей, 2004 

“Руски мирис снега…” («Русский запах снега...»), Русский дом (Белград, Сербия), 2004 

 «Власть соловецкая», Ярославская областная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова, 2006

 “Silenzio innevato” («Заснеженная тишина»), Associazione Centro di lingua e cultura russa (Верона, Италия), 2020 

«Ростовский кремль. Фотоувеличение», Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», 2022 

УЧАСТНИК ВЫСТАВОК

“Beograd u svetu – svet u Beogradu. Međunarodni festival fotografije” («Белград в мире – мир в Белграде. Международный фестиваль фотографии»), галерея «Прогресс», Белград, Сербия, 2004  

“Великани фотографске уметности Европе и света” («Великие фотографы Европы и мира»), галерея «Прогресс», Белград, Сербия, 2011

ПРИЗНАНИЕ

Почетный член Союза независимых фотохудожников Сербии (USUF Srbije), 2003

Почетный и действительный член Ассоциации независимых профессиональных фотографов Юго-Восточной Европы (Association of Independent Professional Photographers of South East Europe), 2004, 2005


Автор:  Ярослав Смирнов
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!