Выставка «Птичий базар»

11.03.2019

Птицы всегда вызывали у человека восхищение способностью парить в воздухе, подниматься к небу и солнцу. Птицам поэтому часто приписывались магические, символические свойства. Они олицетворяли природу, счастье, свободу и благополучие. Люди верили, что пернатые сотворили землю; что они посредники между человеком и Богом, миром живых и мертвых, что облик птицы принимает человеческая душа.
Именно поэтому изображения птиц – традиционные в прикладном искусстве. Изображения птиц, скульптурные и расписные, распространены в искусстве фарфора. Ими в Европе с середины XVIII века украшали сервизы на фарфоровой мануфактуре в Севре (Франция) и в Мейсене (Германия). Причем птиц выписывали с такой орнитологической точностью, что можно было использовать в качестве иллюстраций для их изучения. Любили писать птиц и на других заводах Европы. Эти традиции развивались в отечественных фарфоровых изделиях, а сокол даже стал эмблемой Дулевского фарфорового завода.
Особое место занимают птицы в русском народном искусстве. Верили, что своим громким криком птицы прогоняют с земли русской мрак и стужу, несут «тепло летушко». Чтобы она скорей пришла с теплом, доброй погодой и богатым урожаем, исполняли специальные песни-заклички:
Жаворонушки, наши матушки,
Прилетите к нам, принесите нам,
Весну красную, лету теплыю…
Наиболее любимы птицы были на Русском Севере. Здесь в каждой избе висели под потолком щепные птицы. От движения воздуха они начинали кружиться, словно паря в небе. Такие фигурки символизировали семейный очаг, способствовали спокойствию и счастью дома, оберегали семейство, поэтому ещё одно их название - птица счастья.
Птица – частый сюжет росписей северных прялок, на которых она символизирует рай, райские кущи, поэтому нередко изображается как птица Сирин (птица с девичьем лицом). В виде водоплавающих птиц резали на Руси солонки и ковши. Птиц изображали и в игрушках, которые возникали первоначально совсем не для забавы: обобщенные условные фигурки птиц имели магический, заклинательный смысл. Так, игрушки глиняные чаще были свистульками. По древним поверьям, свист и вообще шум был способен отгонять злые силы, но, в то же время, свист напоминал пение птиц.
Испокон веков славилась русская земля искусством мастериц-рукодельниц. Все русские женщины умели прясть, ткать, вышивать. Скатерти, покрывала, полотенца, одежда – всё это украшалось вышитым или тканым орнаментом. Один из наиболее любимых его мотивов - орнамент с птицами. На вышивках пернатые отличаются от своих природных собратьев условностью, декоративностью и стилизованностью. Расположение двух птиц по сторонам дерева, ветки или листа означало начало жизни, символизировало добро и счастье, свет, тепло и урожай. Полотенца с таким орнаментом дарили новобрачным, подвешивали в красном углу избы.
Кроме реальных птиц – жаворонка, голубя, лебедя распространены были в русском фольклоре и сказочные птицы. Наиболее известная в мире русской народной фантазии – Жар-птица. Верили, что обитает она в прекрасном райском саду в золотой клетке, из которой вылетает лишь по ночам. Ее золотые перья способны светить во тьме. Питается Жар-птица золотыми яблоками, что дают ей вечную молодость, красоту и бессмертие. Возможно, поэтому за ней охотились сказочные герои, а музыканты и художники воспевали ее в своих произведениях.
Образу птицы, занимающему одно из центральных мест в украшении предметов быта и фарфора, и посвящена эта выставка.
Ирина Зубец.