Джанни Ди Матео: Культура и музеи на втором этапе борьбы с коронавирусом

Джанни Ди Матео: Культура и музеи на втором этапе борьбы с коронавирусом
18.05.2020

Профессор Джанни Ди Маттео – один из ведущих профессионалов в области индустрии дизайна и музейного дела современной Италии, преподаватель Академии дизайна «Абадир» на Сицилии.

В августе 2019 г. по приглашению музея «Ростовский кремль» двенадцать студентов и выпускников этой академии во главе со своим профессором стали участниками международной арт-резиденции «Диалог с “Зеленой полосой”». Почти две недели напряженной творческой работы молодых итальянских дизайнеров в музее, общения с музейными специалистами разных направлений положили начало не только долговременным проектам по воплощению замечательных дизайнерских идей в пространстве нашего музея, но и настоящей человеческой дружбе. Не случайно сами итальянские участники арт-резиденции назвали свою группу русским словом «Союз» («Soyuz»).

Сегодня в непростое для всего мира время, в том числе и для музейного сообщества и его институций, «Ростовский кремль» находится в постоянном диалоге со своими итальянскими коллегами – мы поддерживаем друг друга и строим совместные планы на будущее. После вспышки коронавирусной эпидемии и последующего постепенного выхода из самоизоляции музеи ожидает не менее сложный в психологическом и функциональном плане период. О своем видении этого процесса в Италии Джанни Ди Маттео на днях поделился в интервью интернет-порталу Libero Pensiero. Публикуя текст этого интервью на русском языке, уверены, что мысли и идеи нашего итальянского коллеги окажутся небезынтересными для представителей музейного сообщества в России.

Благодарим за перевод интервью Ирину Боченкову (Верона, Италия) – прекрасного друга и партнера «Ростовского кремля», и также участницы итальянской арт-резиденции в августе 2019 года.  

Культура и музеи на втором этапе борьбы с коронавирусом: интервью Джанни Ди Матео. 

О том, что происходит в сфере культуры и музейной жизни в этот период, и о том, чего нам ожидать на втором этапе, мы решили поговорить с Джанни Ди Маттео, архитектором, директором Сети музеев и природных памятников «Беличина», доцентом, преподавателем социологии культурных процессов в «Абадир» – Академии дизайна и визуальных искусств в Катании. 


Ситуация с коронавирусом высветила проблемы многих секторов, от здравоохранения до трудовой занятости, поставив под удар и культуру, которая в этот период предложила доступ к своим сокровищам, используя цифровые технологии. На втором этапе сдерживания пандемии планируется возобновить работу музеев с соблюдением норм социальной дистанции и ограничением количества посетителей: каково Ваше мнение на этот счет?

С 18 мая – символически это совпадает с Международным днем музеев – учреждения культуры должны начать работу, соблюдая непростой баланс между осторожностью и необходимостью, поскольку признано, что культура – это необходимость, а музеи, как сказал Андреа Бручати, директор частных структур Вилла Адриана и Вилла д'Эсте в Тиволи, ведают благополучием нации, о чем нередко забывается, хотя согласно закону музеи являются учреждениями, предоставляющими жизненно важные услуги. Наконец, мы открываемся: мы еще не знаем, как, но есть основные принципы, установленные Ассоциацией «Конфкультура»* и ICOM, представляющим международное сообщество музеев, который призвал политиков и лиц, принимающих решения, срочно выделить средства для спасения музеев, финансирование которых по остаточному принципу заметно в Италии больше, чем в любой другой европейской стране. Крупные музейные центры, имеющие большие площади, бюджет и управленческие возможности, уже готовятся, а небольшие музеи, на которых ограничение количества посетителей в целом скажется меньше, все-таки больше рискуют остаться закрытыми из-за плохого руководства и отсутствия квалифицированного персонала, а также из-за нехватки средств, необходимых для выполнения всех требований безопасности.

Конечно, в период отмены карантинных мер и ослабления социальных ограничений в Италии еще рано думать о регулярном туристическом потоке. Культура помогла нашей стране подняться, особенно в период экономического кризиса, а сегодня именно культура взывает государство о помощи. Вы обеспокоены падением туристического потока и последствиями этого для культуры?

Куда больше, чем последствия эпидемии, меня беспокоят постоянные разговоры о контроле и пост-эпидемический страх; меня беспокоит локдаун воображения и творчества – источников энтузиазма и уверенности. Когда нависают темные тучи и все становится серым, нужно подняться над ними, чтобы увидеть солнце.

С конца февраля по сегодняшний день опубликовано множество статистических отчетов о кризисе в туристической отрасли. Они постоянно обновляются, но одно можно сказать наверняка: все они демонстрируют беспрецедентно огромные цифры в этой сфере. Данные Demoskopika оценивают, например, потери в туризме около миллиарда евро в Кампании и около 700000 евро на Сицилии. Это системный кризис, который затрагивает не только туристическую отрасль, но и связанную с ней богато разветвленную сеть культурных и творческих явлений и событий. На европейском уровне говорится о своего роде новом «Плане Маршалла» для экономики, но аналогичный план необходим также для туризма и культуры.

Как бы мы поступили, если бы Европа и наше государство нуждались в помощи культуры на этом втором этапе? На правительственном уровне создана междисциплинарная оперативная группа, где есть специалисты всех (или почти всех) экономических и социальных областей для подготовки второго этапа борьбы с коронавирусом. Рафаэле Джаннителли в «Artribune» заметил, что в этой супергруппе не хватает второстепенных экспертов, представителей синтетического, творческого, интуитивного мышления – художников и архитекторов. Добавляю от себя: и дизайнеров, экспертов по стратегии и теории игр и, возможно, даже молодых гейм-дизайнеров, разработчиков игр. Мы действуем так – по словам Джаннителли – как если бы Федерико да Монтефельтро, герцог Урбинский, обратился не к Франческо Ди Джорджо, не к Лучано Лаурана или к Пьеро делла Франческа, а к одному лишь венецианскому банкиру.

Цитируя казуистическую шутку Нассима Николаса Талеба, экономист может счесть, что обслуживание двух почек или двух легких потребует слишком больших издержек. Талеб – создатель теории о «Черных лебедях», значимых событиях, непредсказуемых и неожиданных, отличающихся тем, что они имеют огромные последствия. Крайне важно привлекать тех, кто умеет понимать возможные сценарии будущего и находить при необходимости нетрадиционные решения. Дизайнеры услуг могут разрабатывать короткие сценарии, ориентированные на поведение пользователей, определяя временную последовательность, создавая storyboard, раскадровку, как это делается в кино, в театре, в комиксах.

Кто-то воспринимает сегодняшнюю ситуацию как возможность. Во-первых, стать лучше – об этом нас просит и это подтверждает природа. Чрезвычайная ситуация заставила нас увидеть многие проблемы, подчеркнула нестабильность, на первый план выдвинула прекариат**, о котором мы и так знали: достаточно подумать о ситуации, в которой оказались художники, музыканты, представители зрелищных искусств. Таким образом, сама собой возникает потребность в осмыслении контрактных обязательств в отношении всех, занятых в сфере культуры, начиная со второго этапа.

Природа не думает и не просит, природа неустанно действует сама, если человек прекращает свои неуклюжие манипуляции – достаточно посмотреть, как вновь оживает даже Чернобыль. В соревновании человека и природы побеждает природа, всегда, даже когда мы ставим ее на грань уничтожения, потому что первыми погибнем мы; нужно быть не лучше, а осознаннее. Такое же осознание должно созреть и в отношении экосистемы Искусства и ее нужд. На официальном сайте Европейской комиссии есть страница «Ответ коронавирусу»: среди упомянутых там пунктов нет ясно обозначенного раздела «Культура», ответы на интересующие вас вопросы вы должны искать в других разделах. То же самое в указе Cura Italia***, который, помимо пресловутых 600 евро, предусматривает несколько важных, но абсолютно недостаточных мер для поддержки «в том числе» сферы культуры и туризма.

Проблема эта структурная, и она касается незащищенной категории, которая не может доказать свои профессиональные навыки. В первую очередь это молодые художники, музыканты, артисты. У них нет никакой социальной защиты и защиты оплаты труда. Они в основном самозанятые или фрилансеры с краткосрочными контрактами, неопределенными перспективами и нерегулярными заработками, часто это единовременные выплаты гонораров.

Что касается музеев, у них в бюджете должна быть статья расходов, направленных на приобретение произведений молодых итальянских талантов. Это то, что на Сицилии сделал Людовико Коррао после землетрясения 1968 года; делал Антонио Прести, начиная с 1982 года создававший «Fiumara d'Arte», а с 2010 года – Андреа Бартоли и Флоринда Сайева, организовавшие «Farm Cultural Park» в Фаваре. Этот независимый инновационный культурный центр расположен неподалеку от Долины Храмов в Агридженто и теперь он известен во всем мире.

И в заключение. Италия обратилась в ЕС: «Призываем Европейскую комиссию и государства-члены действовать быстро и скоординировано и сделать все возможное, чтобы смягчить негативные последствия кризиса COVID-19 в области культуры и творчества». Считаете ли вы, что Европа справится с этой проблемой, в первую очередь, опираясь на творческий подход, и, вглядываясь в грядущее с надеждой, что вы пожелаете Сицилии на этом втором этапе и в будущем?

Губернатор региона Сицилия цитирует статью 31 «Особого статуса»****, которая никогда не применялась, но которая позволила бы ему, если глава государства затянул бы с принятием неотложных мер, прибегнуть к помощи полиции и армии для ввода чрезвычайного положения по охране общественного порядка, здравоохранения или безопасности территории. Если ситуация со здравоохранением на Сицилии, к счастью, уже под контролем, можно подумать, что армия нужна для силового подавления возможных социальных всплесков, вызванных ужесточением экономического кризиса в будущем. Однако я надеюсь, что на втором этапе мы все же сосредоточимся на том, чтобы воспользоваться возможностью создать soft economy,то есть «мягкую экономику», которая начнется с культуры, делая акцент на качестве, валоризации нашего общества и территорий; начнется с туризма, который, как ожидается, будет не столько внешним, интернациональным, сколько внутренним, неторопливым. В этих условиях музеи, а также искусство в целом, должны уходить как можно дальше от своих привычных насиженных мест, захватывая открытые площадки городов и поселков: наш климат позволяет это делать на протяжении многих месяцев, а дистанционная форма управления обеспечивает возможность это активно внедрять.

Парадокс состоит в том, что глобальный вирус ставит нас в рамки местного и персонального, блокирует физический контакт, но может усилить контакт эмоциональный. Вспоминается знаменитый перформанс Марины Абрамович «В присутствии художника» (The artist is present) в MoМА в Нью-Йорке в 2010 году. Она сидела за столом, отделяющем ее от стула напротив, на который мог сесть любой и посмотреть ей в глаза. Нынешняя ситуация побуждает нас смотреть в глаза близкому незнакомцу. Это напрямую относится и к нашему культурному и природному наследию, но этот потенциал Европа также должна использовать с большей открытостью.

Снова цитируя Талеба: «Ветер гасит свечу и разжигает огонь. Точно так же дело обстоит со случайностью, неопределенностью, хаосом: каждый из нас желал бы не прятаться от них, а извлекать из них пользу. Иными словами, стать пламенем, жаждущим ветра». Если в Европе мы станем все вместе дуть в одном направлении, мы сможем сказать: «Будь я огнем, заполыхал бы мир». Это слова Чекко Анджольери, который, как известно, будучи сыном банкира, умер по уши в долгах. Но ведь мы больше вспоминаем поэта и его сонеты, чем его предприимчивого отца.

 

Примечания:

* «Конфкультура» – ассоциация музейных работников и услуг, находится в Риме.

** Прекариат – класс социально неустроенных людей, не имеющих полной гарантированной занятости.

*** Cura Italia – Государственное постановление правительства Италии от 17 марта 2020 г. о порядке выделения помощи и мерах поддержки частных лиц и организаций в период эпидемии коронавируса.

**** «Особый статус» – пять регионов Италии, среди которых Сицилия, имеют особый статус, дающий этим регионам определенные права автономии.


© Бруна Ди Дио

© Перевод и примечания Ирины Боченковой


Галерея

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!