Музей «Ростовский кремль» приступил к созданию уникального каталога церковных колоколов

Музей «Ростовский кремль» приступил к созданию уникального каталога церковных колоколов
10.06.2020

Как живет и чем занимается закрытый для посетителей в условиях пандемии музей-заповедник «Ростовский кремль»? На этот вопрос можно ответить однозначно: музейные сотрудники продолжают вести большую научную и просветительскую работу. В настоящее время музей приступил к подготовке каталога церковных колоколов. Эта работа во многом уникальна. И не только потому, что предстоит подробно описать около 80 колоколов, находящихся в фондах музея. Сложность и уникальность – в тех подходах к этой масштабной работе, которые наметил музей.

– После первой растерянности, когда музеи были закрыты по всему миру, мы поняли, что наступило благословенное время для научной работы, – рассказывает директор музея-заповедника Наталия Каровская. – Сейчас мы можем попробовать воплотить те идеи и мечты, которые у нас были – это создание больших полноценных электронных каталогов коллекций, где можно было бы почитать, увидеть и узнать все о предмете. Одна из коллекций, которую мы выбрали для создания каталога – колокольная. Она для нас очень важна, потому что колокола, колокольный звон – это бренд Ростова. По каждому колоколу будет сделана целая галерея фотоснимков. Конечно, со временем это будут и печатные версии каталогов, которые очень любят наши посетители.

Ростовские звоны – уникальное явление российской и мировой культуры. Между тем, музейная коллекция церковных колоколов, в которую входят и колокола знаменитой звонницы Успенского собора, никогда полностью не была представлена в каталогах.

– Коллекцию церковных колоколов в музее начали собирать с 80-х годов ХХ века. Сейчас в основном фонде насчитывается порядка 80 колоколов. Самый старый в коллекции – 1658 года, самый молодой – был отлит в 1998 году, – рассказывает Василий Садовников, руководитель музейного Центра колокольного искусства и составитель каталога. – Электронный каталог церковных колоколов, над которым мы сейчас работаем, планируется разместить на сайте нашего Центра, а затем будет подготовлено и печатное издание. Думаю, каталог окажется востребованным как кампанологами – специалистами в этой сфере, так и широкой аудиторией – ведь столько интересной исторической информации здесь можно будет почерпнуть.

Сегодня работа над колокольным каталогом ведется в трех направлениях. Первое – это фотосъемка. Колокол очень сложный предмет для фотофиксации: у него четыре, как у храма, фасада, есть верх и очень интересная внутренняя часть, которую тоже нужно показать зрителю. У каждого колокола имеются свои особенности: декоры, надписи, иконы и даже дефекты – все это очень важно для научной фиксации.

– При подготовке к съемке колоколов мы столкнулись с множеством трудностей. Прежде всего, это отсутствие выработанных четких подходов и ясного понимания, как и с каких ракурсов снимать объект, – рассказывает о проекте фотограф Вячеслав Иванов. – Одной из первостепенных задач стало знакомство с опытом коллег. Мы изучали подобные каталоги и снимки, предоставленные отечественными и зарубежными музеями, и убедились, что подход к фотосъемке колоколов зачастую хаотичен. В большинстве случаев тяжеловесные колокола фотографируют на местах их непосредственного нахождения: на улице, в экспозиции, в фондах, без использования специальных осветительных приборов, нередко искажая форму объекта, не выявляя его особенностей. Реализация же качественной фотосъемки практически невозможна без перемещения колокола в студию, использования специального оборудования для их подъема, наклона и т. д. Здесь, на территории колокольного центра Ростовского кремля, нам удалось, по сути, создать фотостудию, при этом мы опирались на профессиональные советы наших зарубежных коллег. Надеюсь, что подобный опыт, на основе которого мы разработаем специальную методику съемки колокола, будет учтен нашими коллегами, и не только в России.

Второе направление работы над каталогом – сугубо музейное, исследовательское: это подробное описание каждого колокола, раскрытие истории его создания, его особенностей. Третье направление – то, что никогда еще не был реализовано в каталожных описаниях. Речь идет о записи голоса колоколов и анализ спектра колокольного звука. Таким образом, электронная версия каталога церковных колоколов окажется наиболее полной. Понятно, что в печатном издании подобные параметры исследований отразить уже не удастся.

В работе над колокольным каталогом трудятся не только специалисты музея «Ростовский кремль». В числе консультантов – известные в нашей стране и за рубежом кампанологи, музыканты: иеродиакон Роман (Огрызков) – старший звонарь Московского Данилова монастыря, Джеффри Боссин (Jeffrey Bossin) – карильонист и кампанолог из Берлина (Германия), Лоуренс Либин (Laurence Libin) – главный редактор словаря музыкальных инструментов Grove (Oxford University Press), Мэттью Хилл (Matthew Hill) – один из самых известных каталогизаторов музыкальных инструментов (США).

– Для нас очень важно участие в создании каталога зарубежных коллег и консультантов, потому что кампаналогия как наука сегодня более развита за рубежом. В чем-то мы будем у них учиться, а в чем-то – искать свой путь. Предстоит большая научно-исследовательская музейная работа. Полагаю, это будет интересно не только тем, кто увлекается колоколами и звонами, а абсолютно всем, кто любит старину и русскую культуру, – говорит директор музея-заповедника «Ростовский кремль» Наталия Каровская.


Галерея

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!