А.Е. Виденеева (Ростов). О первых годах правления митрополита Арсения на Ростовской кафедре. с.120.

В августе 2000 г. Русский архиерейский собор утвердил канонизацию ростовского митрополита Арсения. Период его правления в Ростове приходится на середину XVIII в., он был поставлен во главе Ростовской епархии в 1742 г., а спустя двадцать лет, в 1763 г., попав в опалу, лишился и кафедры, и сана. Поскольку рамки небольшого сообщения не позволяют всесторонне охватить многообразную и разностороннюю деятельность митрополита Арсения по управлению Ростовской епархией, в настоящей работе мы рассмотрим его первые шаги в качестве ростовского архиерея и отметим начальные преобразования и реформы, задуманные и осуществленные им в Ростове.

Ростовский период жизни митрополита Арсения нашел достойное отражение в литературе. Создателем наиболее известной биографии этого архиерея в дореволюционной историографии является М.С. Попов1. В своей книге деятельности митрополита Арсения по управлению Ростовской епархией автор посвятил несколько глав, в которых основное внимание уделил отношению владыки к состоянию духовенства, заботе о церковном благочинии и нравственном состоянии паствы, борьбе с расколом и защите имущественных прав церкви. Следует отметить, что М.С. Попов дал весьма точную и образную оценку деятельности митрополита Арсения: «новый митрополит ростовский начал свое служение в Ростове с изумительным рвением и в продолжение двадцати лет проводил с неослабевающей настойчивостью свои убеждения»2. Во второй половине XIX – начале XX вв. о ростовском митрополите Арсении писали Г. Мстиславский, В. Иконников, Н.И. Барсов, А.А. Титов3 и ряд других авторов. Недавняя канонизация митрополита Арсения способствовала активному привлечению внимания исследователей к личности этого незаурядного человека. Из последних изданий следует отметить историко-религиозный очерк епископа Диомида, опубликованный в 2001 г.4

Источниками для настоящей работы послужили документы, отложившиеся в фонде Ростовской духовной консистории РФ ГАЯО: указы и распоряжения митрополита, предоставляемые ему отчеты и подаваемые на его имя доношения. Важно подчеркнуть, что некоторые источники, имеющие прямое отношение к данной теме, еще во второй половине XIX в. были опубликованы на страницах Ярославских неофициальных ведомостей.

В мае 1742 г. митрополит Арсений был переведен из Тобольской епархии на Ростовскую кафедру и введен в состав членов Синода5. 31 мая он отправил в Ростов указ о своем утверждении в качестве Ростовского архиерея, адресовав его управителям архиерейского дома – казначею и эконому. Митрополит Арсений требовал «опубликовать» этот указ, то есть зачитать его при собрании народа в кафедральном храме епархии – Ростовском Успенском соборе и «отправить молебен о здравии Ея Императорскаго Величества и нашего архиерейства», а для ведома разослать указы во все церкви Ростовской епархии, с тем, чтобы «за наше архиерейство Бога молить и по чиноположению на проскомидиях, и на ектениях, и на многолетиях имя нашего архиерейства вспоминать всегда неотменно». Благодарственный молебен в честь нового архиерея был отправлен в Ростове 4 июня 1742 г.6

В Ростов из Тобольска митрополит Арсений направлялся через Москву, где был намерен задержаться на некоторое время. В конце мая того же 1742 г. он вызывает в Москву из Ростовского архиерейского дома казначея иеродиакона Феофилакта с требованием взять с собой «приличное число денежной казны на росход и на пропитание харчевых всяких припасов безскудостно…, также и служителей сколько принадлежит». Владыка приказывал привести священно-церковнослужителей с ризницей, двух искусных поваров и приспешника, умелого портного, кучеров и конюхов, приказных служителей, да архиерейских дворян, которых он намеревался использовать «для услуг и посылок». Из Ростова также ожидалась «карета с цугом хороших лошадей». Примечательно, что наряду с деньгами и припасами, митрополит Арсений распорядился прислать к нему «окладные книги всем домовым служителям», чтобы заблаговременно получить точное представление о составе архиерейских служащих и размере их жалованья7.

По данным Летописца о Ростовских архиереях, в Ростов митрополит Арсений прибыл в конце декабря 1742 г., накануне празднования Рождества Христова8. Здесь его ожидал обширный архиерейский дом. При кафедральном соборе и домовых церквях состояло более 70 священно-церковнослужителей, резиденцию обслуживали более двухсот светских работников, в архиерейской казне числилось около двух с половиной тысяч рублей9.

1 января 1743 г. митрополит Арсений утвердил новый штат для архиерейского дома, который он «соблаговолил по собоперсональному своему разсмотрению сочинить». В штатном расписании были названы должности светских домовых служителей и приказных служащих ростовских церковно-административных учреждений, а также четко определены размеры заработной платы. Строго подтверждалось, что право на изменение штата, под чем подразумевалось упразднение каких-либо должностей или ввод новых, имел только архиерей. Кандидаты на замещение служительских вакансий вводились в штат только после архиерейского одобрения и утверждения. Проявление самоуправства со стороны архиерейских подчиненных грозило суровой расправой: «А ежели кто дерзнет представлять не по силе сего нашего определения, тот штрафован будет не легко жесточайшим штрафованием»10.

Интересно отметить, что размеры служительских окладов митрополит Арсений рассчитывал с математической точностью. К примеру, управитель духовной консистории получал 20 руб. и, соответственно этому, по 20 четвертей ржи и овса. Каждому из канцеляристов выделялась ровно половина управительского оклада, подканцеляристы получали треть оклада управителя, а копиисты четверть. Приставы и сторожа довольствовались десятой частью управительского оклада – двумя рублями и двумя четвертями ржи и овса.

В апреле 1743 г. в Ростовском архиерейском доме произошла замена эконома. Прежний эконом игумен Иосиф получил отставку, а его место занял архимандрит Иосиф, бывший ранее настоятелем Ярославского Толгского монастыря, который был переведен Ярославля в Ростов и встал во главе Авраамиевского монастыря. Новый эконом принял под свою ответственность все имущество Ростовского архиерейского дома, в связи с чем было произведено его тщательное описание11. Опись 1743 г. сохранилась и позволяет составить довольно полное представление о состоянии Ростовской архиерейской резиденции начального периода правления митрополита Арсения.

Вскоре после своего прибытия на Ростовскую кафедру, митрополит Арсений реформировал систему епархиального управления. По его указу путем объединения двух самостоятельных учреждений, действовавших при архиерейском доме – Экономической канцелярии и Казенной канцелярии, была образована единая Канцелярия экономического и казначейского правления. 27 февраля 1743 г. владыка обнародовал разработанную им особую должностную инструкцию для служащих данного учреждения12.

Большое внимание митрополит Арсений уделял состоянию приходского духовенства своей епархии. По данным М.С. Попова, уже в первый год своего пребывания на Ростовской кафедре он успел не только осмотреть и «освидетельствовать» все церкви в кафедральном городе – в Ростове, но посетить и ярославские храмы13. Архиереем были разработаны подробные и обстоятельные инструкции заказным старостам поповским, которые следили за состоянием приходских храмов, поведением духовенства и благочинием прихожан14.

Заботился владыка и об образовании духовенства. Как отмечал М.С. Попов, митрополит Арсений в 1747 г. перевел ростовскую славяно-латинскую школу в Ярославль и объединил с ярославской славяно-российской грамматической школой. На основе слияния двух школ возникла семинария – единое духовное учебное заведение, готовящее кадры священнослужителей для нужд епархии15.

В мае 1745 г. митрополит Арсений, основываясь на требованиях Духовного регламента, отдал распоряжение о введении в монастырях своей епархии общежитийного устава и учреждении общей трапезы. Данное нововведение было призвано упорядочить уклад монастырской жизни, регламентировать расходы и упрочить дисциплину16.

Летом 1743 г. архиереем был установлен крестный ход из Ростовского Успенского собора в Ярославль с одной из главных святынь кафедрального храма – иконой Владимирской Богоматери, осуществляемый 2 июля. Кроме того, по воле владыки появился новый крестный ход в самом Ярославле – 3 июля, в день памяти ярославских князей Василия и Константина, их мощи обносились вокруг старинного центра Ярославля – рубленого города17.

Уместно упомянуть некоторые из многочисленных распоряжений митрополита Арсения, свидетельствующих о его деятельном участии в управлении епархией:
1744 г., 15 июня. Указ о запрещении носить иконы из монастырей и приходских церквей в дома обывателей18.
1744 г., 30 июня. Указ о штрафовании священно-церковнослужителей «за укрывательство детей от школьного учения»19.
1744 г., 23 августа. Указ от обязанности сельских священников наблюдать за сохранностью икон в своих храмах20.
1745 г., 20 июня. Указ настоятелям монастырей и приходским священникам о запрещении в храмах епархии «службы церковные и молебны двоегласно и многогласно петь»21.
1745 г., 23 декабря. Указ настоятелям монастырей о запрещении без разрешения архиерея принимать бельцов и белиц с обещанием пострижения22.
1746 г., 19 сентября. Указ, предписывающий священникам обучать своих прихожан Символу веры и основным молитвам и призывать их посещать храмы в праздничные и воскресные дни23.
1747 г., 29 сентября. Указ о необходимости монашествующим и священнослужителям исповедываться и принимать причастие не менее четырех раз в год24.

Итак, митрополита Арсения без преувеличения можно назвать наиболее энергичным и деятельным церковным реформатором Ростовской епархии XVIII столетия. Составление нового штата служащих архиерейского дома и приказных служителей; реформирование церковно-административного аппарата; разработка должностных обязанностей для различных категорий лиц, занятых в системе епархиального управления; изменения в сфере церковного образования; введение в монастырях общежитийного устава; многочисленные и разнообразные распоряжения в области церковного благочиния – это далеко не полный перечень преобразований, которые ростовский архиерей успел осуществить на протяжении первых лет своего пребывания в Ростове.

Во всей деятельности митрополита Арсения, явно прослеживалось его намерение быть в курсе всех значимых дел и событий, связанных с церковной сферой, принимать живое, непосредственное участие в разрешении разнообразных проблем, оставаться настоящим хозяином своей епархии. В отдельных указах, выходивших из-под пера митрополита Арсения, об этом утверждается напрямую. Так, в его распоряжении от 31 мая 1742 г., адресованном к управителям Ростовской архиерейской резиденции, говорится о желании владыки «быть о всем достоверно известны и старание иметь к лучшему поправлению епархии и дому нашего»25.

  1. Попов М.С. Арсений Мациевич, митрополит Ростовский и Ярославский. СПб., 1905.
  2. Там же. С. 16-17.
  3. Мстиславский Г. А. Мациевич // «Современная летопись». 1862, № 32; Иконников В. А. Мациевич // «Русская старина». 1879; Барсов Н.И. Арсений Мациевич // «Русская старина». 1876. Т. XV; Титов А.А. Летописец о Ростовских архиереях. СПб., 1890. Примечания. С. 47-53.
  4. Диомид, епископ. Митрополит Арсений (Мациевич). М., 2001.
  5. Титов А.А. Летописец о Ростовских архиереях…С. 18.
  6. РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 46. Л. 1-1об., 3.
  7. РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 46. Л. 1об.
  8. Титов А.А. Летописец о Ростовских архиереях… С. 18.
  9. РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 416. Л. 9-9об.
  10. ЯЕВ. 1868. Неоф. ч. С. 216-218.
  11. ЯАХМЗ-15268 (Р-515). Л. 1-1об.
  12. ЯЕВ. 1868. Неоф. ч. С. 226-231.
  13. Попов М.С. Арсений Мациевич… С. 17; РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 951. Л. 1-22.
  14. Попов М.С. Арсений Мациевич... С. 17; ЯЕВ. 1868. Неоф. ч. № 30-31. С. 255-258, 262-266.
  15. Попов М.С. Арсений Мациевич... С. 41-42.
  16. РНБ. Ф. Новгородская духовная семинария. Д. 6835. Л. 117; РФ ГАЯО. Ф. 190. Оп. 1. Д. 1. Л. 392-393.
  17. Титов А.А. Летописец о Ростовских архиереях. С. 18.
  18. ЯЕВ. 1890. Неоф. ч. С. 199-201.
  19. Там же. С. 201-203.
  20. Там же. С. 253-255.
  21. РФ ГАЯО. Ф. 190. Оп. 1. Д. 1. Л. 216-216об.
  22. Там же. Л. 232об.-233.
  23. ГМЗРК. Р-275. Л. 73.
  24. РФ ГАЯО. Ф. 190. Оп. 1. Д. 1. Л. 303-304.
  25. РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 46. Л. 1об.

Приложение

1745 г., 6 мая. Указ митрополита Арсения об учреждении в монастырях Ростовской епархии общей трапезы, отправленный 18 мая из духовной консистории в Рождественский монастырь.

Л. 392.

«Указ Святейшаго Правительствующаго Синода члена Великаго господина Преосвященнаго Арсения митрополита Ростовскаго и Ярославскаго из домовой Его Преосвященства Ростовской консистории в Ростовской Рожественской девич монастырь игуменьи Евдоксии с сестрами.

Сего мая 6 дня Его Архипастырство Великий господин Преосвященный Арсений митрополит Ростовский и Ярославский, имея разсуждение о сем, что в епархии Его Преосвященства во многих монастырях общей трапезы братии не имеется, а доволствуются каждой монах пищею особливо по келиям своим, и многия монахи от слабости настоятелей в худых рубищах ходят, а определенное им денежное жалованье и доходы они, настоятели, им самим отдают, а они ис того жалованья на одежду и обувь мало употребляют, а по болшей части, употребляют на пропойство и на снабдение родственников своих, от чего монашеству не без зазрения имеется. А в Духовном регламенте, в прибавлении о житии монахов, на листу 34 на обороте в правилах начертано тако: а именно в 24: Братии и всем настоятелем (иметь) общия трапезы, собственно по своим кельям не ясти, кроме сущия немощи или иныя благословныя вины; в 25: Пища, и питие, и одеяние всем в равенстве да будет, аще бо не тако, что всяк тщатися

Л. 392 об.

будет красти лишних ради пищи, и пития, и одеяния; обаче во одежде различать, иная алтарным, а иная по разсмотрению служебным. Того ради повелел отныне во всех епархии Его Преосвященства монастырях братии общую иметь трапезу; ежели каковыя где будут от христолюбцов подаяния на раздел братии, то как тех доходов, так и жалованья отнюдь им не выдавать, и на свою персону настоятелем не употреблять, а употреблять те денги на одежду по силе показанного в Духовном регламенте 25 правиле неотменно, и в том иметь о них настоятелем крепкое смотрение и попечение, ежель же сверх того снабдения от тех доходов и от жалованья оставаться будет что в излишестве, то ис того числа давать по рассмотрению настоятелей тем, которые житие препровождают добропорядочное, а которые упиваются, или другие какие делают шалости, или же полученное им послушание не весма тщательно и радетелно исправляют, таковым отнюдь, кроме одежды, не давать. И о том ко всем епархии Его Преосвященства монастырским настоятелем послать указы.

И во исполнение онаго указного Его Преосвященства повеления в реченной консистории определено о действителном

Л. 393.

вышеявленнаго исполнения епархии Его Преосвященства во все мужския и женския девичьи монастыри и пустыни, в состоящия по Ростову из реченной консистории, а протчих городов из духовных правлениев указы послать немедленно, и Ростовскаго Рожественского девич монастыря игуменьи Евдоксии с сестрами о том ведать и чинить по сему Его Преосвященнаго митрополита указу.

Архимандрит Иосиф Богоявленский
Иринарх Игумен Троицкий
Правящий секретарскую должность канцелярист Иаков Ильин
Канцелярист Иван Курохтанский
Маия 18 дня 1745 года».

РФ ГАЯО. Ф. 190. Оп. 1. Д. 1. Л. 392-393.





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!