Священник А. Парфёнов (Ростов). К истории Ростовского Петровского монастыря в XX веке. с.193.

Часть 1. До революции

Ростовский Петровский монастырь в начале ХХ века был живописной обителью, стоявшей на пустом пространстве среди лугов и огородов. За это монастырь назывался «Петровский на Поле». Монастырь находится на северо-восточном конце города, по направлению к Ярославлю, за Богоявленским Авраамиевым монастырем. Согласно житию крещеного татарского царевича Петра, он был основан в конце XIII века на месте явления святых апостолов Петра и Павла. В середине архитектурного ансамбля стоял собор во имя апостолов Петра и Павла, 1684 года постройки, с приделом внутри (за иконостасом) преподобного Петра Царевича. В этом соборе находились святыни монастыря, то есть объекты особого религиозного поклонения. Святыня привлекает в монастырь паломников, а самим монахам служит духовной опорой, которая привязывает их к этому месту. Поэтому монастырь со святыней гораздо значимей в глазах паломников и монахов. В то время, в соборе Петра и Павла находилась как святыня гробница преподобного Петра, Царевича Ордынского. На украшенном постаменте стояла серебряная с позолотой рака. Постамент и раку венчала вырезанная из дерева позолоченная сень. Рака была пуста, так как мощи святого находились под спудом, однако гробница, несомненно, подражала гробницам святых, чьи мощи находятся на вскрытии. Как святыни почитались в соборе иконы Смоленской Божией Матери, святого Николая Чудотворца и святого великомученика Димитрия. Считалось, что иконы были приобретены преподобным Петром Царевичем при основании монастыря. Они помещались у правого столба в особом вызолоченном киоте и в сребро-позлащенных ризах, недалеко от гробницы Петра Царевича. Рядом с собором Петра и Павла имелась теплая двухэтажная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы (1690 г.), с приделом в трапезной во имя Трех святителей. Храмы и настоятельский корпус окружали стены с башнями. В стене стояла высокая красивая колокольня, а за стенами только один ряд маленьких деревянных домиков древней Петровской слободы1. Этот архитектурный ансамбль складывался в камне в течении XVII-XIX веков2, и к времени перед революцией обладал полным набором необходимых в таком комплексе зданий. Разве что не было братского корпуса, так как братия располагалась в больших и пригодных для жилья угловых башнях. Все постройки оштукатурены и побелены, а крыши на них покрашены, в основном медянкой. Монастырь числился «заштатным», то есть не получавшим из казны ни копейки денег. Находился он в удаленном загородном месте. Как удавалось братии жить и поддерживать в должном порядке здания обители? Постараемся ответить на этот вопрос. Необходимо присмотреться к постройкам монастыря, находившимся вне четырехугольника его стен. Приходно-расходная книга обители рассказывает: «При Московско-Ярославском шоссе, на второй версте от города Ростова, в полуверсте от монастыря, находится каменная часовня с теплою комнатою для сторожа. При ней водокачка и водопой для лошадей. С западной стороны, близ монастыря находится деревянная гостиница и при ней скотный двор. При лесной роще находится деревянный дом для сторожа. В городе Москве имеется подворье, в Таганке, на углу Земляного вала и Большого Дровяного переулка, состоящее и четырех отдельных каменных домов, крытых железом, из которых один трехэтажный, две двух-этажные (один из них с подвалом и один одноэтажный, этот последний очень ветх). Дома сдаются под квартиры. Ко всем квартирам имеются погреба и сараи. Во всем подворьи устроены водопровод и канализация, а в главном доме и духовое отопление, проведен и электрический кабель»3.

Поскольку святыни монастыря почитались самими монахами средоточием жизни обители, то достойно внимания, как их присутствие отражалось в жизни ее насельников и паломников. В 1910 году в монастырской летописи, от святынь Петровского монастыря записаны происходящие чудеса, в том числе от мощей Преподобного Петра. «В последнее время во времена неверия и разврата, Господу угодно было выручить нашу обитель благодатными чудесами. Здесь описываются вкратце самые чудеса, а подробности будут по возможности обследованы и переданы печати.

  1. У раки преподобного Петра Царевича исцелилась девица Клавдия из деревни Новоселок, привезенная после 6-летнего расслабления и сама возшедшая по ступенькам в храм Петра и Павла, наружное описание храма она видела во сне;
  2. У Преподобного же исцелился человек немой из-за озера Неро, о котором свидетельствует старец монах Ананий;
  3. У раки Преподобного исцелилась девочка, страдавшая падучей болезнью, проживающая у <неразборчиво> в Ростове. Девочка слышала голос призывающий к святому «из татар». Потом умиленно было видеть, как детка сидела, прижимаясь к раке, осияемая улыбкой;
  4. У образа исцелилась старуха на костылях из-за озера «Неро» и костыли ей больше не понадобились. «Слава Богу, благодателю нашему, во веки веков 1911 год»4.

Еще чудо: 9 января дал письменное показание крестьянин Павел Григорьевич Петруков об исцелении у него при раке преподобного Петра царевича больной ноги, которую предстояло ампутировать. Подлинник показания отослан в Редакцию Церковных ведомостей от Января 1911 года за № 9. Было записано удивительное чудо исцеления крестьянки Вятской губернии Сарапульского уезда Ксении Григорьевны Богатыревой, занявшее в рукописи несколько страниц. У этой девушки отнялись ноги. В ее приходе находилась икона преподобного Петра. После молебна перед этой иконой Ксения получила облегчение. Она рассказала, как ночью на 21 сентября 1909 года ей явился «св. угодник Петр Царевич вместе с преподобным Авраамием ростовским (которые по моему вопросу назвали себя по именам). Преп. Петр взял меня за руки и сказал: – Когда получишь исцеление, тогда иди со миром ко мне в Ростов»5. В конце концов девушка прибыла в Ростов и рассказала потрясенным монахам о совершившемся исцелении. Здесь примечательно явление преподобного Авраамия Ростовского вместе со святым Царевичем Петром. В этой же рукописном блоке имеется любопытная запись. «Мещанка города Ростова Дарья Петровна Родионова заявила, что месяца три тому назад она заболела глазами, сделалась резь, и она перестала видеть. Проболев недолго она стала просить помощи у Господа, чтобы он исцелил ее от болезни, в виду того, что у нее пятеро детей, а она служит сама на фабрике. Затем она стала прилечивать глаза водой, что у колодца при часовне преподобного Петра царевича и получила исцеление в тот же день. Сейчас она здорова. За свою мать расписалась Ольга Николаевна Иванова»6. Мы видим здесь, как обыкновенная вода из водокачки при дороге приобрела целебную силу. В этой же рукописной книге «для записок случающихся достопамятностей в Ростовском Петровском монастыре» записано чудо послужившее к усиленному почитанию привезенной с Афона иконы Божией Матери «Скоропослушница». «Милостию Царицы Небесной, образ коей именуемый «Скоропослушница» находится у нас, исцелел от чахотки крестьянин села и Николо-Перевоз Теленков, Чудо было поразительное. Теленков приехал с женой больным и привез с собой лампадку, прося привесить ее к образу Божией Матери, и пожертвовал деньги на масло для возжигания при акафистном пении по воскресным дням. Лампадка была привешена (она и сейчас у образа...) и уже в следующее воскресенье Теленков приехал со всем семейством благодарить «Скоропослушницу» совершенно здоровым»7. С этой поры изображение иконы Божией Матери «Скоропослушницы» и упоминание о чудотворном образе становится обязательным в книжечках о Петровском монастыре. Сама икона занимает достойное место в соборе Петра и Павла, «у левого столба в позлащенном киоте»8.

Как уже говорилось, ростовский Петровский монастырь не получал средств из казны, однако ежемесячно подводил финансовые итоги в приходно-расходной книге. В образцовом для статистики 1913 году деньги распределялись следующим образом. Приход московского подворья:
«За московские квартиры – 7.800
За дровяной склад – 630
Кружечный сбор – 54»9.

Впрочем, это только приход денег с подворья, коммунальные расходы и зарплаты по подворью были столь велики, что чистая прибыль от него составляя, в среднем, 1.500 рублей. Отчетная документация по подворью велась отдельно от приходно-расходной книги самого монастыря. В самом же Ростове, «От 1912 года осталось наличными 76.60.

  1. В 1913 году поступило процентов с монастырского капитала – 679.58
  2. Доход от продажи свеч – 361.63
  3. Кружечный и кошельковый сбор – 133.23
  4. Арендных за землю – 520
  5. От продажи духовно–нравственной книжек и образков–18.57
  6. От часовни, что при Ярославском шоссе – 111.76
  7. Доход от скотного двора – 71.87
  8. За доход от могил – 21
  9. От продажи просфор –49.30
  10. Продано досок – 1.60
  11. Поступило пожертвований – 27.49
  12. От бывшего настоятеля игумена Птоломея, не записанных раннее на приход – 584.65
  13. От Московского подворья в возмещение процентов – 1234
  14. Доход от конного двора – 9
  15. На вечное поминовение – 49.75
  16. От продажи овощей – 53.20
  17. Поступило процентов с бумаг 410(билетами)
    Итого: – 4003.17
    Бумагами – 40.700».
    10

Расходы Петровского монастыря в 1913 году:

  1. «На покупку красного вина, свеч, деревянного масла, ладона – 335.36
  2. На трапезу – 810.35
  3. На хозяйство монастыря – 304.34
  4. На письмоводство и выписку журналов – 40.76
  5. На покупку лошадей и содержание скотного двора – 406.26
  6. На жалование певчим и вольнонаемным служащим – 996.20
  7. На отопление – 173.80
  8. На медицинские медикаменты – 21.22
  9. На ризницу и починку церковной утвари – 126.54
  10. На покупку артоса – 3
  11. На страховку и покупку выигрышных билетов – 15.70
  12. На разъезды по монастырским делам – 24.93
  13. На скотный двор – 87.93
  14. На покупку процентных бумаг – 224.30
  15. На освещение – 41.89
  16. На ремонт – 312
    Итого: – 3927.87»11.

Как видим расходы обители, догоняют ее доходы. Это и понятно, в случае больших, чем доходы расходов руководству монастыря просто неоткуда взять денег, их никто не даст. Поэтому настоятель и казначей обители ведут хозяйство так, чтобы расходы были, хотя бы немного ниже доходных статей. Как представляется из приходно-расходной книги монастыря, самым доходным для обители был капиталистический способ ведения хозяйства, например извлечение процентов и другая игра с ценными бумагами. К этому же капиталистическому образу хозяйства вполне можно отнести арендную плату за землю и доходы от водокачки-часовни при Ярославском шоссе. Эта форма экономики оставляет далеко позади традиционные церковные доходы, и тем паче сельское хозяйство, которым монастырь почти не занимается. К традиционно церковной форме хозяйства справедливо относятся: доход от продажи свеч и кружечный сбор, продажа литературы, образков и просфор, также пожертвования, в том числе на «вечное поминовение», плата за место для могилы. От времен аграрной экономики обители преподобного Петра досталась пожни и другие, мало пригодные, угодья. Вот, например, описание такого наследия, своего рода раритета. «Водяная мельница находится в Ростовском уезде в селе Внукове, на реке Могзе поступила во владение Петровского монастыря совместно с Белогостицким монастырем по Высочайшему указу от18 декабря 1797 года из казенных оброчных статей. Оба монастыря пользуются мельницей пополам, хотя мельница в общем сильно обветшала»12. Результат сравнения долевого участия разных типов хозяйствования в экономике обители: с/х - 4%, религиозное - 20%, капиталистическое - 76%.

О разнообразии поиска денежных средств для содержания монастыря красноречиво свидетельствует следующий документ, найденный среди листов приходно-расходной книги. Это отпечатанное типографским образом письмо, в котором, только оставлено пустое место для заполнения имени адресата. Вот его содержание:

Боголюбивейш… Благотворитель…


Мир вам!
Благословение Божие и Пречистыя Богоматери, предстательством Св.Апостол Петра и Павла и Преп. Петра Царевича, да будет с Вами во веки.

Ростовский Петровский монастырь, основанный в 1254 году Преподобным Петром Царевичем Ордынским, ныне почивающим в нем мощами под спудом, богатый древними историческими событиями, по ограниченности своих материальных средств находится в крайне тяжелом положении. Бедственное состояние Обители, за последнее время, еще более увеличилось ввиду дороговизны жизни вообще и за отсутствием леса для отопления монастыря, да кроме того Обитель сия находится за чертою города и не имееть удобнаго пути сообщения и зачастую лишает Богомольцев возможности поклониться мощам Преподобнаго Петра Царевича. На последнее обстоятельство обращено особое внимание и изыскиваются средства к устройству от города удобнаго пути. По сему, заботясь о благоустройстве Св. Обители и поддержании пришедших в ветхость Св. Храмов – памятников старины, я покорнейше обращаюсь к Вашему усердию, в надежде, что Промысл Божий, отечески пекущийся о всех, внушить Вашему сострадательному сердцу принять участие – оказать посильную помощь Св. Обители в нуждах ея. Всякое приношение Ваше будет принято с величайшею благодарностию и Св. Обитель не престанет возносить молитвы о здравии и спасении Вашем, твердо веря, что Св. Преподобный Петр Царевич, по молитвам ея, своим предстательством испросит у Господа милости для доброхотных дателей на его Обитель.
Поручая Вас и себя милости Божией, всеблагому Покрову Владычицы мира и предстательству Преп. Петра Царевича,– остаемся смиренные Ваши богомольцы.
Настоятель Иеромонах Григорий с братиею.
191…г. «…»……………..

Гор. Ростов-Ярославский,
Петровский монастырь13.

Несмотря на экономические трудности иноки Петровской обители мужественно продолжали нести свой подвиг. Вот последняя перепись насельников монастыря. Настоятель иеромонах Григорий (Алексеев), 42 года. Иеромонах Пантелеимон (Папирков). Иеромонах Феодосий (Подопригора), 70 лет. 46 лет. Иеромонах Герман (Михайлов), 59 лет. Иеромонах Симеон (Филиппов), 45 лет. Иеродиакон Леонтий (Каверин), 54 года. Иеродиакон Пимен (Улаев), 60 лет. Схимонах Александр, 88 лет. Монах Марк (Хрулев), 48 лет. Монах Анастасий (Королев). Монах Иоасаф (Журавлев), 31 год. Послушники Григорий Еделькин, 29 лет, и Михаил Ребро, 43 года14. Здесь как бы остановилось время, и жизнь обители идет так же, как и прежде. Монастырский летописец пишет: «1915 год. 24 апреля скончался, а 28 погребен в монастыре юродивый странник инок Василий, оставивший после себя тяжелые вериги, которые хранятся в обители.

21 декабря скончался схимник Александр и 23 погребен на правую сторону собора 85 лет от роду».

Прошла февральская революция, и радостная рука летописца записывает известие о состоявшемся в Москве Поместном Соборе Русской церкви. Последние строки летописи достойно венчают этот многолетний труд. Инок смиренно отмечает: «25 августа был вызван к Преосвященному об освобождении нашего под женский Пюхтицкий монастырь Эстляндской губ.

6 сентября пришел Указ из Консистории о назначении по разным монастырям здешнию братию».

Это последняя запись «книги для записок случающихся достопамятностей в Ростовском Петровском монастыре». Вместе со страницей монастырской летописи закончилась целая эпоха в истории Ростовского Петровского монастыря.

Документов освещающих после революционную историю Петровского монастыря сохранилось не много. В 1919 году в документе городского архива, озаглавленном, «сведения о монастырях Ростовского уезда, их хозяйствах и капиталах», сказано, что братии осталось после 25 октября 1917 «1 человек». Это служащий священник. В постройках монастыря живут монахини Пюхтицкого монастыря, «37 человек». После событий 1919-20 годов, окончания и признания независимости Эстонии, следует предположить отъезд сестер в родной Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь в Эстонии. О том, покидали ли сестры монастырь после революции, были ли репрессированы в период гражданской войны, ничего нельзя сказать за отсутствием данных. Несмотря на довольно краткое пребывание сестры Пюхтицкой обители оставили по себе своеобразный памятник своего пребывания в Петровской слободе. Дело в том, что в окрестностях бывшего Петровского монастыря и в наше время можно встретить выложенные на манер стога дровяные поленницы. Нигде в Ростове такие поленницы не встречаются. Без сомнения местные жители научились этому у монахинь Пюхтицкого монастыря, где такая манера складывать дрова используется до сих пор, как впрочем, и в других местах Эстонии и в Псковской области.

12 мая 1921 года церковная община принимает от Ростовского уездного Совдепа в бессрочное пользование Петровский монастырь с богослужебными предметами15. Устав Ростовской Петровской общины, или «общества», был зарегистрирован и утвержден 31 октября 1923 года. Как было сказано в этом документе: «Ростовское Петровское общество имеет целью чуждое какой-бы то ни было политики духовное объединение граждан православного исповедания, в районе Петровской церкве г. Ростова»16. Председатель церковного совета – И. Синицын. Священнослужители: Архимандрит Симеон, иеромонахи Дионисий и Феоктист, и иеродиакон Серафим. Заслуживает внимания краткая характеристика о. Симеона из клировой ведомости Петровского монастыря за 1915 год. В то время ему было 43 года. Происходил из мещан г. Киева, в миру Дмитрий Филиппов, был холост. 17 апреля 1912 года, резолюцией Преосвященного Иосифа, епископа Углического определен указным послушником Ростовского Петровского монастыря. Пострижен в монашество 10 марта 1911 года. Рукоположен во иеродиакона 24 марта 1913 года, в сан иеромонаха посвящен 15 июня 1914 года. Клировая ведомость, в лице настоятеля, отмечает, что о. Симеон «очень хороших качеств, к послушанию способен»17. Остальные иноки также, вероятно из бывшей братии Петровской монастыря.

Для материальной поддержки, 12 июня 1925 года «Петровская Церковно-приходская община» просит власти разрешить крестный ход с чудотворной иконой «Скоропослушницы» и иконой Царевича Петра по Карашской и Ильинской волостям Ростовского уезда18. Летом-осенью 1928 года происходят следующие события. Властям удается «освободить совершенно от совершения культовых обрядов здания б. Петровского монастыря», а община как не способная «содержать находящиеся в ее пользовании церкви», вливается в Авраамиевскую общину. При закрытии последней, священнослужители Авраамиева монастыря, во главе с архимандритом Сергием (Озеровым), переходят к общине городского Успенского собора. Архимандрит Симеон, последний настоятель Петровского монастыря, остается на месте и проживает на первом этаже бывшего Введенского храма Богоявленского монастыря, в то время, как на втором этаже, в бывшем храмовом помещении начал действовать детский сад. Старожил этих мест, Грачева рассказывает, как о. Симеон встречал детей в проезде святых ворот Авраамиева монастыря и одаривал их гостинцами. Впоследствии он был репрессирован19. В настоящее время неизвестна, последующая за арестом, судьба о. Симеона.

Древний Петровский монастырь умирал медленно, не сразу. Неизвестно проходили ли богослужения в храмах бывшей обители в период между слитием общин в конце 1928 и концом следующего года, когда был закрыт Авраамиев монастырь. Скорее всего, в это время, музейные замки на зданиях обители сменили на замки городской администрации21. После закрытия богослужений в Петровском монастыре был разрушен, по воспоминаниям старожилов, в течении зимних месяцев, памятник XVII века – собор апостолов Петра и Павла. Понятно, что за это время вся утварь была из него вынесена. Согласно документам, из всех, веками скапливавшихся богатств, церковной общине достались всего 6 икон. В архивных фондах, сохранилась некоторая переписка по поводу разборки собора Петра и Павла в декабре 1932 года»22.

История Петровского монастыря в советскую эпоху малоинтересна. С годами, он все больше теряет черты своего прежнего облика. Разрушена трехъярусная колокольня, бывшая прекрасным высотным ориентиром этого места. Утрачена арка въездных ворот, также и ограда монастыря, за исключением малого фрагмента, включенного в жилую постройку. Общеизвестно, что в бывшем теплом храме помещался цех по разливу газированной воды, называвшийся в народе «Пивзавод».

В наше время Ростовский Петровский монастырь представляет собой сравнительно благополучный комплекс построек с точки зрения сохранности архитектуры и износа сооружений. По углам бывшего четырех угольника стен стоят башни, одна из них пустует, а другие три, а также бывший настоятельский корпус используются под жилье. Чрезвычайный интерес представляет территория предприятия “Агропром Сервис”, которая занимает ядро монастырских построек – б. теплый двухэтажный храм Похвалы Пресвятой Богородицы (1690г.) и землю на которой стоял собор апостолов Петра и Павла (1684 г.). Эта территория огорожена и охраняется, руководство предприятия положительно настроено на церковное использование принадлежащих ему помещений и вполне корректно. Бывший храм Похвалы Пресвятой Богородицы сейчас пустует, хотя целиком сохранился, то есть имеет крышу, остекленные окна, отопление, полы и прочее. 13 июля 1999 года, по благословению благочинного Ростовского округа, протоиерея Владимира Сачивко, на территории предприятия “Агропром Сервис”, был установлен памятный крест, посвященный преподобному Петру, Царевичу Ордынскому. Для креста, ростовским художником по финифти Валерием Суховым, был написан образ Петра Царевича в преподобнических ризах. В декабре 2000 года начался процесс передачи зданий ансамбля бывшего Петровского монастыря Ярославской епархии Русской Православной Церкви. Все остальное выходит за хронологические рамки данного исследования. Автор надеется, что эта работа привлечет внимание общества к древней святыне – Ростовскому Петровскому монастырю.

  1. Священник Николай Чуфаровский Ростовский Петровский монастырь и его основатель Преподобный Петр царевич. Ярославль, 1891. Также РФГАЯО Ф. 224. Оп. 1. ед.хр. 75. Л. 1,об
  2. Мельник А.Г. Ансамбль Ростовского Петровского монастыря // Памятники культуры Новые открытия 1989.М., 1990.
  3. РФГАЯО Ф. 224. Оп. 1. ед.хр. 75. Л. 1,об.
  4. ГМЗРК Р-455 Л.81, об.
  5. ГМЗРК Р-455 Л.82-82,об.-82.
  6. ГМЗРК Р-455 Л. 84.
  7. ГМЗРК Р-455. Л.83.
  8. Иеромонах Валентин (Ляхоцкий) Преподобный Петр царевич и основанный им Ростовский Петровский монастырь. Ростов, 1912. С. 19.
  9. РФГАЯО Ф. 224. Оп. 1. ед.хр. 77. Л. 19, об.
  10. РФГАЯО Ф. 224. Оп. 1. ед.хр. 77. Л. 15, об.
  11. РФГАЯО Ф. 224. Оп. 1. ед.хр. 77. Л. 16.
  12. РФГАЯО Ф. 224. Оп. 1. ед.хр. 75. Л.2.
  13. Там же.
  14. РФГАЯО Ф. 224. Оп. 1. ед.хр. 78. Л. 7, об.
  15. РФГАЯО Ф.140. Оп. 3. ед.хр. 45. Л. 44.
  16. РФГАЯО Ф.140. Оп. 3. ед.хр. 45. Л. 2.
  17. РФГАЯО Ф.144 Оп. 1. ед.хр. 75. Л,6, об.
  18. РФГАЯО Ф.140. Оп. 3. ед.хр. 45. Л. 19.
  19. Педько Е.В. К истории Авраамиева монастыря в 1915-1929 гг. ИКРЗ 199. Ростов, 2000. С. 79.
  20. ГМЗРК Р-928 Л.5, об.
  21. Эти замки, можно сказать, висят там и до сих пор.
  22. РФ ГАЯО, Ф,Р-9,Оп.1.Д.181.




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!