МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ: кокошники

МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ: кокошники
19.03.2024

Кокошник — это старинный головной убор, символ русского национального костюма. Название происходит от древнерусского слова «кокошь» («курица», «наседка»). Их делали специальные мастерицы, «кокошницы». 

Поначалу их носили женщины всех слоев населения (с давних времен считалось, что, выйдя замуж, нужно покрывать голову и прятать волосы). Однако после реформ Петра I кокошники остались только в традиционном костюме — крестьянском, мещанском и купеческом. 

Форм кокошника было очень много. Наиболее известной считается форма шапочки с плоским или выпуклым дном, к которой крепился высокий гребень в виде треугольника или полумесяца. Основу такого гребня делали из плотной бумаги или проклеенного холста, обтягивали его дорогой тканью – бархатом или штофом, украшали позументом, вышивали золотыми или серебряными нитями. 

Вышивку выполняли «вприкреп» и «в прокол». При шитье «вприкреп» золотую нить полностью располагали на поверхности основы, закрепляя короткими стежками-прикрепками шелковой ниткой. При шитье «в прокол» золотую нить протягивали через основу, используя другую, чаще шелковую нить. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. Часто вышивкой золотыми нитками покрывалась и затылочная часть. Сзади кокошник фиксировался с помощью лент. Поверх кокошников иногда носили платок, или убрус – плотное покрывало, украшенное вышивкой закалывая его под подбородком.

Даже в бедных семьях стремились обзавестись нарядным головным убором, который бережно передавался от поколения к поколению. В повседневной жизни кокошники не носили, приберегая для торжественных случаев.

В Ростовском музее есть несколько кокошников. На ил. 1 – остроконечный кокошник (ГМЗРК. Т-2942; техника, материалы: бархат, парча, холст, позумент, нить золотная, шитье «в прикреп», «шитье по настилу»; размеры: 32 х 42 см). Лицевая его сторона выполнена на твердой основе, из малиновой парчи, на которой в два ряда нашиты широкие полосы золотного позумента с растительным орнаментом, верхняя сторона полос – городчатая. Между полосами в центре вышита декоративная розетка. Подкладка из светлого холста. Оборотная сторона – малинового бархата, с симметричным узором из стилизованных растительных побегов и птиц.Этот кокошник датирован концом XVIII века. Он поступил в музей в 1894 году от Е.П. Маслениковой. В 1988 году отреставрирован реставратором Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря Т.А. Горошко.

Второй кокошник (ил. 2) – цилиндрической формы (ГМЗРК. Т-488; техника, материалы: бархат, холст, нить золотная, стекла в кастах, бить, перламутр битый, «шитье в прикреп», шов «в раскол», низание на конский волос; размеры: 18 х 16,5 см, высота очелья без поднизи – 14 см). Очелье – на твердой основе, с выступающими височными частями, затылочная часть также на твердой основе. Шит из малинового бархата с вышивкой золотными нитями. Орнамент вышивки на околыше: в верхней части волнообразный стебель с фигурными листьями, бутонами, птицами. Ниже, по фольге, беспрерывный стебель образует многочисленные завитки, цветочные розетки. Вышивка дополнена битью, цветным стеклом в запонах. По очелью – поднизь из светлого перламутра и желтого бисера. Орнамент вышивки на затылочной части: в центре вазон с отходящими от него стеблями, завитками, листьями, на ветвях – симметричные птицы. Подкладка светлого ситца с мелким растительным орнаментом. Кокошник датирован началом XIX века.  В музей он поступил от М.Я. Пораделова в 1901 году.

Автор:  Марина Ходосова

Галерея

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!