В коллекции Ростовского музея находится около четырехсот полотенец. В основном это предметы местного происхождения, они созданы местными мастерицами, но есть и привозные – с юга и севера России.
Полотенца были известны людям со времен Киевской Руси. Первые полотенца начали делать из льна. У славян лен считался основной тканью, он обладает хорошими бактерицидными свойствами - ни бактерии, ни грибки на нем не живут. Он прекрасно впитывает влагу и быстро сохнет. Все эти плюсы и сделали лен популярным тысячи лет назад, и эта практика оставалась незыблемой в течение десятков веков.
Именно из льна делали самое известное славянское полотенце – рушник. Классический рушник имел в ширину 40 сантиметров, в длину – 3 метра. А вот куски льняной ткани для вытирания лица, рук, посуды именовали утирками или утиральниками. Рушник же для таких целей не предназначался. Он выполнял функции культовой вещи.
В зависимости от предназначения рушники были разными.
Подорожный – его брали в путь купцы и паломники.
Родильный – в который заворачивали новорожденное дитя.
Крестильный – им вытирали младенца после купели.
Свадебный – применявшийся на свадьбах.
Похоронный.
Хлебосольный – его используют и в наши дни. Именно на таком полотенце-рушнике выносят хлеб с солью при встрече дорогих гостей.
Полотенца украшали разнообразной вышивкой. В такой технике изображали птиц, зверей, сказочных животных, а также кресты, растения, геометрические фигуры.
До XVIII века узоры на рушниках имели сакральный смысл. Но постепенно такой смысл стал теряться, ему на смену пришли обычные узоры. Они не несли в себе никакой обрядовой составляющей, а только радовали людей разнообразием фигур и расцветкой. В наши дни красоте полотенец уделяется большое внимание, так как именно эстетическое наслаждение выходит на первый план.
На фото: хранящиеся в музейной коллекции тканей:
полотенце (конец XIX века). Его концы украшены ручным кружевом с разноцветным орнаментом и вышитой надписью;
полотенце (XIX век), концы которого вышиты строчкой по перевити. Орнамент состоит из стилизованных крупных цветов с листьями и бутонами;
полотенце (XIX век), на концах – вышивка крестом с орнаментом из стилизованных красных и черных цветов и зооморфных красных фигурок; инициалы красным: «МН»;
рушник (начало ХХ века), на концах – по три полосы браного ткачества красного цвета; к концам пришиты зубчатые полосы белого льняного коклюшечного кружева.