НОВАЯ ВЫСТАВКА в «Ростовском кремле»: «У истоков Художественного театра: "Царь Федор Иоаннович”»

НОВАЯ ВЫСТАВКА в «Ростовском кремле»: «У истоков Художественного театра: "Царь Федор Иоаннович”»
11.07.2024

Выставка посвящена значимому событию в истории российского театрального искусства: постановке в Московском художественном театре в 1898 году трагедии А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович».

В выставке участвуют два музея: Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» и Музей Московского художественного академического театра. Музей МХАТ привез в Ростов предметы первой постановки, которой в 1898 году открылся театр: эскизы к спектаклю, бутафорию, костюмы. Из собрания Ростовского музея экспонируются предметы, которые москвичи исследовали в ходе своей экспедиции, а также сохранившиеся в архиве музея документальные свидетельства той поездки.

Работая над подготовкой этого спектакля, основатели театра К.С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, стремясь достичь максимального правдоподобия сценического действа, предприняли этнографическую экспедицию в старинные русские города. В том числе – в основанный в 1883 году в Ростовском кремле Музей церковных древностей. В этой поездке К.С. Станиславский, художник В.А. Симов, костюмеры и артисты изучали старинные наряды и предметы быта.

Директор Музея МХАТ Софья Грачева, рассказывая о работе над выставкой, отметила: 

«Даже тот, кто не знаком с жизнью и творчеством К.С. Станиславского, наверняка слышал его фразу “Не верю”. Эту фразу не стоит рассматривать отдельно, вырвано из контекста, потому что она в целом отражает философию Константина Сергеевича относительно всего сценического действия – будь то игра актеров или антураж спектакля. Станиславский требовал правдивости в постановках, в том числе и в реквизите. Конечно, не все предметы на сцене могли быть оригинальными. Например, царский трон, задействованный в спектакле – это искусная репродукция оригинального трона, который находится в Оружейной палате. Константина Сергеевича можно было увидеть на блошиных рынках, развалах и барахолках. Там он становился страстным охотником до подлинных предметов быта и действительно находил нередко настоящие сокровища, такой у него был дар искателя. Ростов же стал для него отправной точкой на непростом пути поиска правды жизни».

 Выставка открыта в Конюшенном дворе Ростовского кремля, ее посещение включено в маршрут по выставке «Русская живопись XVIII – начала XX века».

Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!