Ермолова В.Б. (Ростов) История комплектования коллекции фарфора и фаянса ГМЗ «Ростовский кремль». c.174.

Среди разнообразных коллекций ГМЗ «Ростовский кремль» особое место занимает и коллекция фарфоровых и фаянсовых изделий XVIII –XX вв. зарубежного и отечественного производства.

В данной работе рассмотрен процесс комплектования коллекции фарфора и фаянса в Государственном музее-заповеднике «Ростовский кремль» за 120-летний период его существования с 1883 г. по 2003 г. Особое внимание уделено источникам поступлений и именам сдатчиков. Анализ проведен по Книгам поступлений и по актам поступлений ГМЗ «Ростовский кремль» за данный период.

Коллекция фарфора и фаянса насчитывает в настоящий момент более 1,5 тысяч экспонатов и показывает разнообразие фарфоровой и фаянсовой продукции художественной промышленности России и зарубежных стран (рис. 1).

Коллекционированием фарфоровых и фаянсовых изделий увлекались многие собиратели и коллекционеры. Всегда был велик интерес не только к старинному фарфору и фаянсу, но также и к высоко художественным современным изделиям из этих материалов. Долгое время фарфор и фаянс относились к дорогим драгоценным материалам, их хранили, передавали по наследству и дарили в качестве ценных подарков.

В первые годы существования Ростовского музея церковных древностей изделиям русских и иностранных фарфоровых и фаянсовых фабрик не уделялось столь большого внимания. Так, например, за первое десятилетие в книгах поступлений было зафиксировано 24 предмета рассматриваемой музейной коллекции.

Первым изделием из фарфора, поступившим в музей, является ваза в форме кубка Императорского фарфорового завода, созданная в период с 1855 по 1881 г. По коричневому фону тулова выполнены полихромные букеты, бабочки, стрекоза и пчела. Это изделие, выполненное незадолго до основания музея, подарил Алексей Леонтьевич Кекин в 1884-1887 гг., известный житель Ростова и благотворитель. А.Л. Кекин посчитал, что эта ваза достойна нахождения в музейном хранении. В настоящее время этот экспонат находится на хранении в Борисоглебском музее, филиале ГМЗРК1 (рис. 2).

Среди первых дарителей можно также назвать Михаила Сергеевича Новикова из Романово-Борисоглебска Ярославской губернии, который подарил в музей 1 штоф XVIII в. из фарфора, изготовленный в Японии, в виде усеченной перевернутой пирамиды с росписью кобальтом по светло-голубому фону на четырех гладких гранях в виде цветов и карликовых деревьев2. А.С. Тимонова передает в дар блюдце с пейзажной росписью на зеркале завода Попова 1-й четв. XIX в.3

Среди первых продавцов можно назвать И.Н. Богословского (1 чернильный прибор завода Попова сер. XIX в.)4, Екатерину Ивановну Победину (2 предмета).

От Е.И. Побединой поступили чашка с блюдцем завода Попова 2-й пол. XIX в. На чашке коричневого цвета с золотым готическим орнаментом в резерве изображен олень, преследуемый собакой5. Эти предметы ранее принадлежали графине Вере Никитичне Паниной. Панины владели землями и лесами в Борисоглебской слободе Ростовского уезда.

У Крашенинникова Федора Семеновича было закуплено 3 предмета, у Семенова Матвея васильевича - 5 предметов, у Тихова Петра Ивановича - 1 предмет, у Иванова Алексея - 4 предмета, у Ожигина Венедикта Петровича - 2 предмета, у Масленниковой Елизаветы Петровны - 4 предмета в 1892 г. и 8 предметов в 1903 г.

Формированием различных коллекций занимались активно Андрей Александрович Титов и Иван Александрович Шляков. Так, например, А.А. Титов часто бывал на Нижегородской ярмарке и общался со многими торговцами старинными вещами, которые имели лавки в Ярославском ряду ярмарки. У Е.П. Масленниковой были закуплены старинные предметы в различные коллекции музея. Нас интересуют не только экспонаты сами по себе, но и их прежнее бытование и их прежние обладатели. Сбор информации о сдатчиках музейных предметов является неотъемлемой частью работы хранителей различных коллекций. По воспоминаниям Петра Ивановича Щукина можно представить портрет купчихи Е.П. Масленниковой: « В Нижегородской ярмарке старьевщики ютились преимущественно в Ярославском ряду.[...] На шоссе близ Ярославского ряда торговала и торгует до сих пор Елизавета Петровна Масленникова из Ярославля, типичная старушка, вдова, родная сестра покойного Николая Петровича Пастухова. В прежнее время лавка Е.П. Масленниковой состояла из двух отделений: мануфактурного и разного старья; теперь мануфактурное отделение закрыто. Елизавета Петровна во время ярмарки продает и покупает пух, меха, шелковые сарафаны, парчовые душегрейки, серебро, золотые вещи, жемчуг, бриллианты и т.д.»6

Несмотря на то, что в конце XIX в. увлечение собирательством и коллекционированием было велико, в Ростовский музей в дореволюционный период (до 1918 г.) поступает незначительное количество изделий из фарфора и фаянса – чуть более двухсот предметов. В основном это были закупки.

Значительное количество фарфоровых статуэток, чайной и столовой посуды куплено у Дмитрия Николаевича Чебоксарова (рис. 3, 4) и у Михаила Павловича Мендрусова. Дары в этот период становления музея были единичными: от Шлякова Ивана Александровича в 1912 г. поступает ваза с крышкой английского завода Давенпорта XIX в., украшенная черными печатными архитектурными пейзажами по розовому фону; О.И. Виллерт в качестве дара предоставляет фарфоровую чашку; даритель сахарницы завода Сипягина остался для нас неизвестным.

В 1913 г. у крестьянина с. Вощажниково Ивана Александровича Титова были закуплены два чайных сервиза, изготовленных во второй половине XIX в.: один – завода А.Г. Попова, состоящий из четырнадцати предметов, другой – завода Храпунова – Нового, включающий в себя шесть чашек с блюдцами, чайник, сахарницу, молочник и полоскательную чашу. Это были первые сервизы в коллекции фарфора, состоявшей до этого из отдельных предметов.

Скульптуру «Балалаечник» завода Попова дарит А.П. Ораевский; это единственное поступление фарфора в 1916 г.

После революции формирование коллекции фарфора и фаянса в музее получает свое продолжение7.

У А.А. Молодцыгина в 1918 г. закупается ряд предметов, а в 1919 г. приобретаются предметы при ликвидации лавки Сенькова, бывшей Молодцыгина (рис. 5, 6, 7). У Е.И. Быковой закупается 12 предметов чайной посуды.

Для изъятия ценностей из национализированных домов была создана комиссия в составе сотрудника Всероссийского отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Н.М. Соловьева, бывшего заведующего подотделом Всероссийского отдела по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Д.А. Ушакова, научного сотрудника Ростовского музея древностей С.А. Волковой, помощника заведующего имением П.А Комарова и бывшего заведующего П.А. Мальгина8.

В результате, с 1919 г. по 1927 г. коллекция Ростовского музея – заповедника пополнилась более чем двумястами произведениями декоративно-прикладного искусства из дворянского имения Леонтьевых в с. Воронино Дубровской волости Ростовского уезда: 176 фарфоровых и фаянсовых изделий поступило в музей из этой усадьбы. Завода Попова – 28 ед., ИФЗ – 14 ед., завода Ауэрбаха – 19 ед., завода Гарднера – 12 ед., завода Корниловых – 32 ед., английский фаянс – 34 ед., Копенгагенского фарфорового завода – 4 ед. и пр.

В имении был обследован двухэтажный барский дом и отобраны для музея картины, книги, различные предметы интерьера и посуда9. Вывоз отобранных ценных вещей из имения производился в несколько этапов. В усадьбе Леонтьевых находились и интересные фарфоровые и фаянсовые предметы отечественного и иностранного производства. Так, например, выделяется чайник на подставке-грелке завода Попова, выполненный в псевдоготическом стиле и украшенный пейзажной росписью с руинами (рис. 8). Два столовых сервиза и некоторые отдельные предметы украшены фамильными гербами владельцев усадьбы и членов их семей. На заводе братьев Корниловых был изготовлен белый фарфоровый заказной столовый сервиз с полихромным гербом Леонтьевых10. На фаянсовом заводе Ауэрбаха изготовлены предметы заказного столового сервиза и три солонки на заводе Териховых и Киселева с монохромным печатным изображением герба дворян Бутурлиных11. Варвара Михайловна Бутурлина (1829-1882) – супруга Леонтьева Михаила Ивановича (1824-1885) – тайного советника, шталмейстера Двора Его Императорского Величества. В Париже, в живописной мастерской Фейе, в 3-ей четверти XIX в. были изготовлены белые фарфоровые чашка с блюдцем, на чашке – надглазурный герб дворян Вырубовых12. Вырубова Елизавета Александровна – жена Сергея Михайловича Леонтьева 1879 г.р., последнего владельца усадьбы. Из этого же имения в числе предметов английского фаянса поступает несколько тарелок и овальное блюдо с кобальтовым печатным рисунком «Водяная лилия»,13 заимствованным из ботанического атласа. Эти изделия выполнены на заводе Джозайи Веджвуда в 1-й четверти XIX в. Рисунок «Водяная лилия» украшал сервиз, выполненный Джозайей Веджвудом II для его сестры Сусанны в 1807 г., которая вышла замуж за доктора Роберта Дарвина. Это были родители Чарльза Дарвина, автора труда «Происхождение видов» (рис. 9).

В 1919 г. поступает 11 предметов через Управление милиции после покойного А. Макалинского, бывшего полковника 3-й Артиллерийской бригады в Ростове.

В этом же году у Дмитрия Ивановича Мальгина закупили чайный сервиз завода Храпунова-Нового, тарелки и чайную посуду.

Из национализированного дома основателя музея Андрея Александровича Титова в 1919-20 гг. поступило несколько предметов чайной, кофейной и столовой посуды. Интересен французский чайный сервиз XIX в., украшенный полихромными букетиками по белому фону, тарелки, сухарница и ваза с веточками шиповника, английский фаянс с эффектным сине-голубым, так называемым «ситцевым» печатным рисунком. На сухарнице с двумя прорезными ручками производства Франции сохранилась бумажная этикетка с текстом: « Магазинъ Море на Кузн[ецком] мосту» // домъ Эйхлер въ Москве // вещи для подарк.// Moscou».

Не довольствуясь только поступлениями из местных усадеб и домов, руководство Ростовского музея в 1921 - 1927 гг. обращается с просьбой в Отдел музеев Главнауки о пополнении коллекции фарфора, бисера, бронзы, кости и тканей для отдела быта, который в 20-е гг. XX в. являлся одним из важнейших в музее14. Коллекция фарфора к этому времени насчитывала около 600 единиц. В основном это были изделия русских частных заводов, фарфор Императорского фарфорового завода был представлен слабо. Мало было и зарубежного фарфора. Из Государственного музейного фонда (ГМФ) в Ростовский музей передача производилась в 1921, 1925, 1927 и 1928 годах. Этот фонд был задуман как общенациональное хранилище художественных сокровищ для последующего планомерного пополнения собраний центральных и провинциальных музеев. Осенью 1918 г. под началом Наркомпроса РСФСР в Москве была открыта Выставка-музей национального музейного фонда. По существу, это была выставка, демонстрировавшая богатства частных художественных собраний. На этикетках были указаны не только наименования сюжетов, имена авторов произведений, заводы-производители, но и имена бывших владельцев, собирателей и коллекционеров. В дальнейшем, под жестким политическим давлением властей устроители выставок и музеев были вынуждены отказаться от этого принципа15.

С одной стороны деятельность Государственного музейного фонда в столь сложный политический период для молодого советского государства заслуживает большого уважения за сохраненные культурные ценности, а с другой – мы не можем сейчас оценить конкретно структуру каждой частной коллекции, интересы того или иного коллекционера, т.к. отдельные предметы искусства были вырваны из своей среды обитания и распределены по различным музеям страны. Надо быть благодарными сотрудникам ГМФ за то, что они в актах передачи, пусть очень скупо, иногда даже не написав иницалы прежних владельцев, оставили нам их фамилии. В 1921-1928 гг. из ГМФ поступило более двухсот предметов из фарфора и фаянса из собраний: Н.Б. Юсупова в С.-Петербурге, Рябушинского, Войткевича, Ромейко-Гурко, Шнауберта, Соллогуба, Третьякова, Волковой, Соколинова, Морозова, Павла Ивановича Харитоненко, Анри Атанаса (Генриха Афанасьевича) Брокара, Английского клуба на Тверской в Москве, где размещалось хранилище Государственного музейного фонда, из центрального хранилища ГМФ, из антикварного магазина Главнауки, из собрания Строгановского училища16 (рис. 10, 11).

Николай Борисович Юсупов (1750-1831) – один из крупнейших российских и европейских коллекционеров своего времени. Крупный политик, был на дипломатической службе в Италии, Франции, Испании, Англии. Директор императорских театров, управляющий Императорским фарфоровым заводом с 1792 г. по 1802 г., шпалерной мануфактурой, дворцовым стекольным заводом, Императорским Эрмитажем. Н.Б. Юсупов начал собирать художественную коллекцию за границей, находясь там на дипломатической службе. Собрание было разнообразно: картинная галерея, рисунки, гравюры и предметы декоративно-прикладного искусства. После смерти Н.Б. Юсупова собрание перешло по наследству его сыну, Борису Николаевичу Юсупову. Живя постоянно в Петербурге, он в 1837 г. перевез в свой особняк на Мойке значительную часть коллекции (ныне Дворец культуры работников просвещения). Юсуповский дворец был одним из самых больших усадебных комплексов Петербурга конца 18 в., выходящий на Садовую улицу и на Фонтанку. Из собрания Юсупова в нашем музее в настоящее время находится 29 предметов17. Это фарфоровые и фаянсовые изделия российского и зарубежного производства XVIII –XIX вв. Н.Б. Юсупов был большим ценителем фарфора. В 1814 г. в с. Архангельском Московской губернии он организовывает свое фарфоровое предприятие, которое существовало как живописная мастерская по росписи белых фарфоровых изделий, закупавшихся во Франции или на заводе Попова. Расписывали изделия крепостные художники. На этом заводе выполнена мелкая тарелка 1826 г. На зеркале изображенная крупная роза с бутонами и листьями, сопровождаемая надписью по-французски:»Rosier Rouillй Fleurs d’anйmone», а на оборотной стороне надпись: «tome 3 р. II.», указывающая источник изображения из Ботанического атласа18.

Из коллекции Н.Б. Юсупова представляет интерес скульптура «Дама с маской», выполненная в 1913 г. на Императорском фарфоровом заводе по модели известного художника К.А. Сомова и изображающая женщину в карнавальном костюме XVIII в. в черном домино на красной подкладке и с черной маской в руке (рис. 12). Скульптура «Пудель» (2-я треть XIX в.) выполнена на заводе Миклашевского А. М. в Черниговской губернии. Редким экземпляром является скульптура « Дама ищущая блох». (Завод Гарднера 1840-1850-е гг.)19

Братья Рябушинские увлекались искусством, собирали коллекции. В инвентарных книгах музея не указаны инициалы Рябушинского, поэтому нужно дать информацию о Рябушинских – коллекционерах. Михаил Павлович Рябушинский (1880 – 1960). В январе 1918 г. в Москве был создан «Союз деятелей художественных хранилищ», в состав которых вошли известные музейные работники и коллекционеры. Главной целью этого объединения являлось спасение частных собраний. Михаил Павлович стал казначеем Союза. Однако сотрудничество с новой властью не состоялось. В 1918 г. Михаил Павлович, как и другие его братья, эмигрировал из Советской России (в семье Рябушинских было 8 братьев и 5 сестер). Николай Павлович Рябушинский (1877 – 1951). Известен как меценат. Собирал старую и новую живопись, но больше его привлекало современное искусство. Степан Павлович Рябушинский (1874 – 1942). Собирать иконы стал с 1905 г. Старообрядец. Одним из первых стал реставрировать иконы. После 1917 г. Степан Павлович Рябушинский эмигрировал. В 1918-1919 гг. его коллекция поступила в ГМФ, откуда в 1924-1928 гг. разошлась по разным музеям. В ГМЗ «Ростовский кремль» на хранении находятся чайник и две скульптуры «Косец» и «Крестьянка» XIX в. завода Гарднера20.

Павел Иванович Харитоненко (1852-1914). Промышленник – сахарозаводчик. В его особняке на Софийской набережной в Москве (ныне посольство Великобритании) располагалась одна из ценнейших частных коллекций изобразительного искусства. Он всю жизнь увлекался искусством, был членом Московского общества любителей художеств, Московского художественного общества, первым председателем Общества друзей Румянцевского музея, почетным членом Академии художеств.

Коллекция Харитоненко в 1922-1925 гг. была разрознена и поделена между Государственной Третьяковской галереей и Румянцевским музеем (западно-европейское искусство). После ликвидации Румянцевского музея вещи из собрания Харитоненко попали в Музей изящных искусств, Государственный музей нового западного искусства, Русский музей, Государственный музейный фонд. Ростовский музей обладает тарелкой XIX в. завода Мезера в Барановке Волынской губернии и чашкой с блюдцем второй половины XIX в. Императорского фарфорового завода21.

Собрание московского предпринимателя-парфюмера Генриха Афанасьевича Брокара (1836-1900) (Брокара Анри Атанаса) было обширным и разнообразным. Его основу составляла картинная галерея с преобладанием западно-европейской живописи XV – XVIII вв. Другая, не менее значительная часть собрания включала в себя разнообразные предметы декоративно-прикладного искусства (свыше 1200 ед.): бронза, стекло, фарфор, майолика, резная кость, резное дерево, старинные костюмы, мебель, оружие, масонские предметы, образцы старинных тканей и художественной вышивки.

Когда особняк собирателя на Мытной улице, 17 оказался переполненным сокровищами искусства, Г.А. Брокар арендовал часть второго этажа в самом центре Верхних торговых рядов на Красной площади (ныне ГУМ) для размещения и публичного осмотра части своей коллекции. 21 марта 1891 г. в торжественной обстановке открылась выставка из собрания Г.А. Брокара, которая представляла по существу настоящий музей, расположенный в самом центре Москвы. Газета «Новости дня» писала: «Можно смело сказать, что после «Эрмитажа» как богатейшего собрания в России вообще, после Третьяковской галереи, совмещающей русскую и новейшую школы, галерея Г.А. Брокара является самой обширной и ценной из доступных обозрению публики частных художественных сокровищниц не только в России, но и в Европе».

В картинной галерее повсюду стояли многочисленные витрины с изделиями из фарфора, скульптурными группами, вазами, веерами, ювелирными украшениями и прочими изделиями. В общей сложности в его музее было представлено для обозрения более 5 тысяч предметов, «целый лабиринт старины и художественных ценностей». Всю экспозицию выстроил сам Г.А. Брокар и решил сделать ее постоянной, внося ежегодно изменения и дополнения оставшимися в особняке около 3 тыс. предметов. Часть коллекции начал продавать еще сам Г.А. Брокар. Коллекцию Г.А. Брокара унаследовала его вдова, Шарлотта Андреевна, которая создала музей имени Брокара. После ее смерти коллекция перешла сыну, Александру Генриховичу, который весьма успешно вел коммерческие дела и тоже увлекался коллекционированием. К собранию отца он добавил произведения древнего искусства (геммы).

После октябрьского переворота Брокар-младший эмигрировал. В покинутом особняке в 1918 г. открылся общедоступный «Музей старины» как отделение Пролетарского музея Замоскворецкого района. В 1924 г. музей был закрыт, а его экспонаты были распределены по различным музеям. В нашем музее сейчас находится 6 предметов из фарфора: тарелка мелкая из сервиза короля Людовика Филиппа, изготовленного для дворца в Фонтенбло Севрской Королевской фарфоровой мануфактуры 1845 –1848, многофигурная скульптура « Праздник « («Аллегоия весны « ( ? ) Мейссенской королевской фарфоровой мануфактуры XIX в. (рис. 13), флакон в виде мужчины в длинном восточном халате иностранного производства (?). 1830-х гг., тарелка мелкая фабрики Чарторийского Ю. (Чарторыжского) в Волынской губернии, 1800 – 1830 гг., чашка с блюдцем в виде розовой раковины завода А.Г. Попова 1840-х гг.22

После разделения различных коллекций, собранных в ГМФ, в наш музей попали в единичных экземплярах предметы известных сервизов: Кабинетского, Яхтинского, Гурьевского, Великого князя Константина Николаевича (ВККН), Пурпурного (Александры Федоровны); большая часть мелкой пластики Мейссенской фарфоровой мануфактуры и других известных заводов. Интересна серия скульптур Мейссенской фарфоровой мануфактуры на мифологические и аллегорические темы: «Юпитер» (рис. 14), «Америка», подсвечник «Бахус и осень»; письменный кобальтовый прибор на подносе с пейзажными мотивами в резервах: чернильница, песочница и колокольчик23.

Нужно отметить, что период с 1919 г. по 1928 г. был наиболее интенсивным в формировании коллекции фарфора и фаянса.

С 1929 г. по 1935 г. были лишь единичные поступления: один-два экспоната в год.

С 1936 г. по 1949 г., в самые тяжелые для страны годы, поступления данной коллекции в книгах поступлений не зафиксированы.

С 1950 г. по 1997 г. поступления в фонд фарфора и фаянса остаются незначительными. Среди наиболее активных сдатчиков можно назвать Крылову Надежду Васильевну, учительницу–пенсионерку из Петровска, благодаря которой коллекция музея пополнилась несколькими предметами чайной посуды заводов Товарищества М.С. Кузнецова.

В 1981 г. через Управление культуры Ярославской области были закуплены авторские работы Ю.М. Львова и Н.И. Исаковой. Четыре фарфоровые скульптуры из серии «художники на пленере» представляют творчество Юрия Михайловича Львова, скульптора из Рыбинска, члена Союза художников России с 1966 г.24 (рис. 15). На шести декоративных тарелках отражен процесс производства фарфоровых изделий25 (рис. 16). Эти работы выполнены Надеждой Ивановной Исаковой, главным художником Первомайского фарфорового завода в п. Песочное Рыбинского района Ярославской области, основанного в 1884 г.

В 1998 г. от Елены Михайловны Тюпаловой, бывшего инженера НИИОГАЗа в п. Семибратово, поступило 35 предметов отечественного и иностранного производства середины ХХ в.. В основном, это мелкая пластика Ленинградского фарфорового завода им. М.В. Ломоносова сер. ХХ в., где интерес представляет изображение литературных персонажей (рис. 17, 18). В единичных экземплярах представлены изделия Дмитровского фарфорового завода (п. Вербилки Московской области) (рис. 19), Дулевского фарфорового завода им. газеты «Правда» (г. Ликино-Дулево Московской обл.), Первомайского фарфорового завода (п. Песочное Рыбинского района Ярославской области), Конаковского ордена Трудового Красного Знамени фаянсового завода им. М.И. Калинина (г. Конаково Тверской (Калининской) обл.) Несколько скульптур фарфоровых заводов в Германии: танцовщица, ангелочки с музыкальными инструментами, лошади и пр.

Среди дарителей выделяются несколько человек: Кривоносова Вера Константиновна (1 тарелка з-да М.С. Кузнецова в 1975 г.), Сергей Лукин (1 предмет в 1973 г.), Фаина Александровна Курчавина (3 предмета в 1971 г.), Курицына Людмила Ивановна (11 предметов в 1999 г.), Геннадий Иванович Тюпалов (1 предмет в 1998 г.), Екатерина Ивановна Жукова (2 чайника кон. XIX - нач. ХХ вв. завода Товарищества М.С. Кузнецова, один – с рекламной надписью «Треугольникъ // экипажныя шины», в 2002 г.).

В 2000-2003 гг. коллекция продолжает формироваться, но в настоящий момент предлагает на закупку в музей в основном предметы мелкой пластики 60-70 гг. ХХ в. (рис. 20). Эти экспонаты дополняют коллекции ИФЗ, заводов Гарднера и М.С. Кузнецова. Посетители с интересом рассматривают и эти изделия, аналоги которых еще в большом количестве находятся в современных жилых интерьерах.

Можно надеяться, что данная коллекция будет пополняться и в последующие годы не только современными, но и более ценными и древними предметами, которые будут украшать экспозиции музея и радовать глаз посетителей.

  1. РЯМЗ КП-10058/139, Д-80.
  2. РЯМЗ КП-365887, К-2249.
  3. РЯМЗ КП-23890, К-1860.
  4. РЯМЗ КП-23882/1-2, К-1852/1-2.
  5. РЯМЗ КП-23889/1-2, К-1859/1-2.
  6. Щукин П.И. Воспоминания. Из истории меценатства. М., 1997. С. 218.
  7. Союз Советских Социалистических Республик. 1917 – 1967. Энциклопедический справочник. Гл. ред. Б.А. Введенский. М., 1967. С. 399.
  8. ГМЗРК А-539. Л. 9.
  9. ГМЗРК А-539. Л.7-8.
  10. Булатов Д.А. Материалы для генеалогии и истории дворянских родов Ростовского уезда Ярославской губернии. 1783-1887 г. Ростов, 1887. С. 29.
    Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, начатый в 1797. [СПб., 1803-1804]Ч. 4 , С. 30.
    ГЕРБ РОДА ЛЕОНТЬЕВЫХ: «В щите, разделенном на четыре части, по середине находится малый щиток, разделенный чертою надвое, в коем изображены: в верхней половине в голубом поле серебряная восьмиугольная звезда и серебряный же полумесяц, рогами вверх обращенный; а в нижней в золотом поле положены крестообразно две стрелы, летящие к нижним углам. В первой и четвертой частях в голубом поле означены по одному негру в природном их одеянии, держащие в правой руке серебряные копья. Во второй и третьей частях в красном поле видны стоящие на задних лапах два золотых льва, коронованные, с поднятыми вверх саблями. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской на нем короной и тремя страусовыми перьями. Намет на щит золотой и серебряный, подложенный голубым и красным. Щит держат два льва».
  11. Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, начатый в 1797. [СПб., 1803-1804].Ч. 2, С. 29-30.
    ГЕРБ РОДА БУТУРЛИНЫХ: «Щит разделен на четыре части, из коих в первой в горностаевом поле изображена княжеская шапка. Во второй части в голубом поле рука с мечом в золотые латы облеченная. В третьей части в золотом поле виден одноглавый орел голубого цвета в короне, с распростертыми крыльями, имеющий в правой лапе меч, а в левой державу. В четвертой части в серебряном поле птица, стоящая на зеленой траве с золотым на носу кольцом. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской на нем короной и тремя страусовыми перьями. Намет на щите голубого и красного цвета подложенный золотом. По сторонам щита поставлены два венгерца при сабле, держащие одной рукой щит, а в другой руке имеют старинный славянский чекан с ручкой темного цвета, в обыкновенном их одеянии; в красной шапке мехом опушенной, в шубах куньего меха, в синем полукафтане, у которого петли по обеим сторонам вышиты золотом, подпоясаны золотым поясом, в красном исподнем платье и желтых венгерских сапогах».
  12. «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи, начатый в 1797. [СПб., 1803-1804]Ч.2. С.79-80. ГЕРБ РОДА ВЫРУБОВЫХ: «В щите, имеющем золотое поле, изображены крестообразно колчан со стрелами и натянутый лук. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской на нем короной и тремя страусовыми перьями. Намет на щите золотой, подложенный красным».
  13. Карякина Т.Б. Английский фаянс с печатным рисунком. Декоративное искусство СССР, 1985, № 2. С. 42-45.
  14. ГМЗРК. А-130. Л.27. А-145. Л.4. А-125. Л. 17.
  15. Фролов А.И. Московские музеи. М., 1999. С. 226, 227.
  16. ГМЗРК. А-73. Л. 1-2, 138, 145,173-174. А-130. Л. 37. А-140. Л. 54.
  17. ГМЗРК. А-130. Л. 37.
  18. Салтыков А.Б. Русская керамика. М., 1952. С.117. Марки российского фарфора и фаянса 1750-1960. Сост. Т.И. Дулькина. М., 2003. С.325. Марки российского фарфора 1744 – 1917. Сост. Р.Р. Мусина. М., 1995.С.66. РЯМЗ КП-16848, К-1063.
  19. РЯМЗ. КП-8171, К-439; РЯМЗ КП-8167, К-434.
  20. РЯМЗ. КП-18036/1-2, К-1186/1-2; РЯМЗ КП-21919, К-1667; РЯМЗ КП-21893, К-1668.
  21. РЯМЗ. КП-19380, К-1405, РЯМЗ КП-19893, К-1543, РЯМЗ КП-19894, К-1544.
  22. Фролов А.И. Московские музеи. М., 1999. С. 38-40, 159-161, 166-176, 180-183. РЯМЗ. КП-16780, К-1045; РЯМЗ. КП-25734, К-1992; РЯМЗ. КП-17340, К-1140, РЯМЗ. КП-16264, К-939; РЯМЗ. КП-15163, К-618; РЯМЗ. КП-23911, К-1869.
  23. ГМЗРК. А-130. Л.37. А-73. Л.1,2,138, 145, 173, 174.
  24. Ярославский союз художников. Альбом. Ярославль, 2003. С.280. РЯМЗ. КП-9290, К-471; РЯМЗ. КП-9291, К-472; РЯМЗ. КП-9286, К-469; РЯМЗ. КП-9287, К-470.
  25. РЯМЗ. КП-8719/1-6, К-458/1-6.




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!