Круминг А.А. Подлинные рукописи святого Димитрия Ростовского в собраниях Ростова. с.18-24.

Тема этой работы - поиск подлинных рукописей святого Димитрия Ростовского. Подлинными рукописями я называю:

  1. Автографы сочинений святого Димитрия, то есть рукописи сочинений, целиком написанные его рукою. Целые рукописи-автографы почти не встречаются; чаще попадаются фрагменты черновых рукописей, вложенные вместо закладок самим Димитрием в его книги и бумаги, и только поэтому случайно уцелевшие.
  2. Беловые списки сочинений Димитрия, сделанные по его приказанию его писцами и, как правило, находившиеся в его библиотеке. Обычно (но не всегда) эти беловые списки имеют собственноручные приписки и поправки Димитрия.
  3. Экземпляры прижизненных изданий сочинений Димитрия, находившиеся в его библиотеке.
  4. Переписка и документы Димитрия: его письма, подписанные им документы (в том числе ставленнические грамоты), адресованные Димитрию письма (встречаются очень редко, реже, чем подлинные письма самого Димитрия).
  5. Разные рукописные и печатные книги из библиотеки Димитрия. Печатные книги почти все находятся в РГАДА, рукописи - главным образом в ГИМ и отчасти в РГАДА.
Все считающиеся подлинными рукописи Димитрия по степени их подлинности я делю следующим образом:
  1. Достоверные подлинники, просмотренные мною в оригинале, или известные по точным копиям (факсимильные издания, снимки и т. п.), или, в очень редких случаях, известные по не вызывающим никаких сомнений сообщениям в литературе (например. Пролог издания 1675 - 1677 гг., о котором речь будет ниже).
  2. Правдоподобные подлинники, - известны мне только по сообщениям в литературе; эти сообщения особых сомнений не вызывают, но не проверены.
  3. Сомнительные подлинники, - известны мне только по сообщениям в литературе; эти сообщения представляются мне недостоверными, но решительно опровергнуть их я не мог.
  4. Мнимые подлинники, - просмотренные мною, безусловно не подлинные рукописи, известные в литературе как подлинные.
  5. Рукописные копии, явно снятые с подлинников или очень близкие к ним (эти подлинники могут быть и утеряны).
Я нашел в Ростове только три безусловно подлинные рукописи Димитрия; все они находятся в собрании Ростовского музея:
  1. Рукопись № 597 (из собрания Андрея Титова, № 828). Святой Димитрий Ростовский. "Краткое учение о седми таинствах церковных". Без даты (вероятно, середина 1700-х гг.). Полубеловая рукопись с собственноручной правкой Димитрия; основной текст писан полууставом; с 4°, на 5 листах. Факсимильное издание рукописи: "Краткое учение о седми таинствах церковных Святителя Димитрия Ростовскаго, исправленное собственною его рукою. Издано А.А. Титовым". (Собственность издателя). Москва. В Синодальной Типографии. 1880 года". К подлинной рукописи "Краткого учения" приложено факсимильное издание 1880 г., а также -
  2. Подлинное письмо Димитрия митрополичьему дьяку Михаилу Феоктистовичу (24 декабря 1707 г., Ростов). 2°, 2 страницы. Писарская скоропись; число "24" в дате и подпись - рукою Димитрия.
  3. Рукопись № 314. Святой Димитрий Ростовский. Розыск. Рукопись писана в 1709 г. в Ростове писцами Димитрия. 2°, 305 листов, полуустав и скоропись разных рук. Внизу титульного листа, рукою Димитрия - дата: "1709 года". На верхнем форзаце вкладная запись: "Сия книга дадеся в соборную Апостольскую церковь. [в Ростовский Успенский собор? - А.К.] От трудов блаженныя памяти преосвященнаго Димитрия Митрополита Ростовскаго и Ярославскаго в лето 1709. Месяца октября в 31 день по преставлении его". (Димитрий скончался 28 октября 1709 г.).
  4. Две подлинные рукописи Димитрия, принадлежащие Титову, теперь находятся в петербургской РНБ:
  5. РНБ, собрание А.А. Титова, № 3525. Святой Димитрий Ростовский. Книги Житий Святый (Четьи Минеи). Месяц декабрь. Допечатная редакция. Отрывок: 1 лист (19 декабря, из жития Григория Смиритского). Начало 1690-х гг. 2°. Украинская скоропись. Этот лист - из рукописи РНБ F.1.651- декабрьская Минея; лист должен находиться между л. 253 и 254 целой рукописи. Рукопись замечательна тем, что оригиналом для нее был не печатный текст, а допечатная рукопись Димитрия. К находившемуся у Титова листу приложена рукописная заметка епископа Амфилохия Угличского (датирована 30 ноября 1889 г.), где Амфилохий неверно называет рукопись автографом Димитрия. Вопреки мнению Амфилохия и Титова, рукопись - не автограф; нет в ней и никаких помет или записей рукою Димитрия. Однако рукопись сделана несомненно по заказу Димитрия, для него самого или для какого-то близкого к нему человека.
  6. РНБ, собрание А.А. Титова, № 1301. Святой Димитрий Ростовский. Письмо митрополиту Иову Новгородскому (10 декабря 1706 г., Ростов). Подлинник: текст писан рукою Главного Писца Димитрия (имя писца неизвестно), подпись и дата (по-латыни) - рукою Димитрия. 2°, 2 страницы. К письму приложена фототипия подлинного письма Димитрия Феологу Чудовскому (ноябрь 1702 г.).
  7. Несколько несомненно подлинных рукописей Димитрия в конце XIX века находились в Ростове, но их нынешнее местонахождение мне не известно:
  8. Библиотека Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря (1891 г.). Пролог. [4-е полное издание.] В 2-х томах. Москва, Печатный Двор, март 1675 - январь 1677. 2°. (Источник сведений: Шляпкин (1891), с. 181). Полистная запись Рукою Димитрия (по Шляпкину): "Я иеромонах Димитрии Савичь игумен св. Николы Крупицкого Батуринскаго сию книгу мне в обители Печерской данную даю взамену за ново выданныи Прологи честному господину отцу Василию пресвитерови церкви Воздвижения Креста Господня в замку Батуринском. Року 1688 февраля 25". По словам Шляпкина, Пролог 1675 - 1677 гг. был дан вкладом в Ростовский Спасо- Яковлевский монастырь Н П. Филатовым. Упомянутые в записи Димитрия "ново выданный Прологи", на которые Димитрий обменял Прилог 1675 - 1677 гг. - Пролог последнего тогда московского издания 1685 г., 2 тома в 4-х книгах, в лист. Экземпляр Пролога 1685 г. из библиотеки Димитрия сейчас находится в РГБ (инв. №№ 1287, 1290); на всех четырех книгах одинаковые собственноручные записи Димитрия: "От книг иерея Василия Батуринского замкового бе, ныне же есть иеромонаха Димитрия Савича, житий святых писателя".
  9. Библиотека Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря (1892 г.). Святой Димитрий Ростовский. Книги Житий Святых (Четьи Минеи). Книга 3. Март - май. Киев, тип. Киево-Печерской лавры, январь 1700. 2°. [1], 1 - 647, 647 [ = 648] -676 [ = 677] = [1], 676 [ = 677] л. Титульный лист и л. 1 - 6, внизу - полистная дарственная надпись рукою Димитрия: "Его Царского Пресветлого Величества столникови и полковникови Сумскому, его милости пану Андрею Герасимовичу Кондрат<ъ>еву, дарствует сию книгу, Димитрий Савич Архимандрит Новгородка Северского року 1700: марта 1." Полистная вкладная запись (почерк не Димитрия, московская скоропись, писал, очевидно, какой-то чиновник Димитрия): "От архиереа Ростовскаго Димитриа дана сия книга в девичь Рождества пресвятои Богородицы монастыр[ь] иже в граде Ростове, в лето 1707: декавриа 20:" Собственноручная подпись Димитрия (очевидно, после вкладной записи): "Смиренный Димитрий Митрополит Ростовский и Ярославский". Судя по надписям, Димитрий хотел в 1700 г. послать книгу Сумскому полковнику Андрею Кондратьеву, но по каким-то причинам не отослал ее Кондратьеву, а в 1707 г. подарил книгу Ростовскому женскому монастырю Рождества Богородицы. см. Шляпкин (1891), с. 266. Снимки с надписей: Амфилохий, Летописец (1892), № 20 по "Перечню снимков".
  10. Библиотека Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря (1892 г.). Святой Димитрий Ростовский. Письмо к монаху Феологу Чудовскому, справщику Московского Печатного Двора. Писано в ноябре месяце (год и место не указаны, судя по содержанию - 1702 г., Ростов). Автограф. 2°, 1 страница. Полное факсимиле письма - РНБ, собрание А.А. Титова, № 1301; факсимиле выполнено фототипией; приложено к подлинному письму Димитрия митрополиту Иову Новгородскому от 10 декабря 1706 г, (см. выше № 5). Неполное факсимиле письма - Амфилохий, Летописец (1892), № 12 по "Перечню снимков".
  11. Библиотека Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, № 116 (1892 г.). "Конклюзия", посвященная снятому Димитрию Ростовскому Московской Славяно-Греко-Латинской Академией (поднес Димитрию 26 декабря 1707 г. иеродиакон Стефан Прибылович, преподаватель философии в Академии). На латинском языке, с рисунками. [Москва, Печатный Двор, 1707 (декабрь?)]. Цельногравированное издание, отпечатано на большом куске палевого атласа; размер (по Амфилохию) 13,25 х 17,75 вершков, то есть примерно 59 х 79 см. Неточное факсимиле (текст воспроизведен условно, в виде нечитаемых строк) - Собрание из летописцев: [...] (Рисунки гравированы Н. Рыжевым в Москве). Издание Амфилохия епископа Угличскаго. М., 1890, с. [12]. Латинский текст "Конклюзии" (без рисунков) - Шляпкин (1891), ) с. 42 - 47; славянский перевод, выполненный в 1755 г. и поднесенный митрополиту Арсению Мацеевичу - там же, ) с. 47 - 50. Подробное описание "Конклюзии" см.: Амфилохий, Летописец (1892), с. II - IV. см. там же: Титов (1892), с. 9, № 116.
  12. Ризница Ростовского Спасо-Яковлевского Монастыря и Ростовский Музей (1892 г.). Шесть священнических ставленнических грамот, с собственноручными подписями св. Димитрия; одна из грамот - от 11 января 1708 г. (дата также проставлена рукою Димитрия). Снимки с подписей -Амфилохий, Летописец (1892), № 14 по "Перечню снимков".
  13. Библиотека Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, № 115 (1892 г.). Святой Димитрий Ростовский. "Став" или расписание пошлин, взимаемых в Ростовский митрополичий домовый приказ. 11 января 1708 г., Ростов. Подлинник, писан рукою Главного Писца; подпись (вверху) и дата (внизу) - рукою Димитрия. 2°, 1 страница. В золоченой рамке, под стеклом. Факсимиле "Става" - Амфилохий, Летописец (1892), № 16 по "Перечню снимков". см. также Титов (1892), с. 9, № 115.
  14. В собрании Титова, хранящемся в РНБ, я нашел много мнимых подлинников, которые я не буду здесь перечислять по недостатку места. В печатных каталогах собрания Титова значатся также весьма сомнительные подлинники, которых я в РНБ не нашел. В Ростовском музее я нашел три мнимых подлинника:
  15. Рукопись № 804 (из собрания Спасо-Яковлевского монастыря, № 29 по описанию Титова). Хронограф (так называемая 2-я редакция) - в 169 главах, от сотворения мира до царя Михаила Федоровича; писан якобы рукою св. Димитрия. Начало XVIII в. (дарственная надпись от 20 июля 1731 г.). 4°. 11, 224 л. Мелкая украинская скоропись. На переплетном листе в начале книги - рукою епископа Амфилохия Угличского: "Летописец, писанный рукою святит. Димитрия". Почерк в рукописи - не Димитрия; нет также никаких помет и записей рукою Димитрия. Публикация хронографа по настоящей рукописи - Амфилохий, Летописец (1892). см. также Титов (1892), с. 4, № 29 - "Автограф писан в Украине".
  16. Рукопись № 1153 (из собрания Спасо-Яковлевского монастыря, № 54 по описанию Титова). Святой Димитрий Ростовский. Поучение в 13-ю неделю по Святом Духе; произнесено 22 августа 1708 г. в Московском Успенском соборе; якобы - автограф. 1-я четверть XVIII в. 4°. 15 л. Украинская скоропись (одной руки). В разворот с л. 1 - запись конца XVIII века: "Сия проповедь писана рукою собственною, святаго угодника Божия преосвященнейшаго Димитриа Митрополита Ростовскаго чудотворца: [...]" Переплет XIX века - зеленый марокен, богатое золотое тиснение, золотой обрез. На верхней крышке вытиснено золотом заглавие: "Слово сочиненное и собственноручно писанное Святителем Димитрием Митрополитом Ростовским чудотворцем [...]". Список поучений старый, возможно, даже прижизненный, но писан не рукою Димитрия; нет также никаких собственноручных помет и записей. См. Титов (1892), с. 5, № 54 - "Слово, сочиненное и собственноручно писанное святителем Димитрием митрополитом, Ростовским чудотворцем, [...].
  17. Рукопись № 1290 (из собрания Спасо-Яковлевского монастыря, № 56 по описанию Титова). Святой Димитрий Ростовский. Поучения; якобы - автограф. 7 октября 7222/ 1713. 4°. [1], 128 л. Скоропись двух почерков: 1) первый почерк (л. 1 - 26, 86 - 128) - скоропись украинского типа, та же, что и в отдельном поучении в 13-ю неделю по Святом Духе (см. выше № 13); 2) второй почерк (остальные листы текста и оглавление на ней. л. 1) - скоропись московского типа.
    Рукопись представляет собою отдельно переписанные тетрадки с поучениями, объединенные в одну книгу обладателем второго почерка, написавшим оглавление к рукописи. На л. 73 - помета вторым почерком, относящаяся, очевидно, только к одной из тетрадок: "Преписана в лето 7222: [знак Скорпиона = октября. - А. К.] 7 дня:" Возможно, некоторые из тетрадок были переписаны еще при жизни св. Димитрия. Первый почерк, хотя и украинского типа, но Димитрию не принадлежит; нет никаких помет или записей рукою Димитрия.
    См. Титов (1892), с. 5, № 56 - "Автограф".
  18. Следует упомянуть еще один мнимый подлинник, известный мне по факсимильному изданию епископа Амфилохия:
  19. Библиотека Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, № 67 (1892 г.). Святой Димитрий Ростовский (псевдо- эпиграф?). Стихи на Страсти Христовы; якобы - автограф св. Димитрия. Начало XVIII в. 4°. 8 л. Украинская скоропись (одной руки).
    Факсимильное издание рукописи: "Стихи из Страсти Господни, или Стихи Страстные, сочиненные Св. Димитрием Митрополитом Ростовским. Сообщены Преосвященным Амфилохием, епископов Угличским, викарием Ярославской епархии. Ярославль. Типография Губернскаго Правления. 1889."
    Судя по факсимильному изданию: 1) основной текст рукописи писан не рукою Димитрия; 2) нет никаких помет и записей рукою Дмитрия; 3) автор стихов на первоначальных листах рукописи не указан; 4) почерк как будто тот же, что и в отдельном поучении в 13-ю неделю по Святом Духе (см. выше № 13).
    Титов (1892), с. 6, № 67 - "Стихи страстные св. Димитрия, им сочиненные и писанные собственною его рукою".

Сокращения

Амфилохий, Летописец (1892) - Летописец, списанный св. Димитрием в Украине с готоваго 2-й редакции до 1617 года с его примечаниями по полям, изображением его и с 25-ю номерами снимков его почерка из 30 рукописей и печатных книг ему принадлежащих, и диплома ему поднесеннаго Московскою Духовною Академиею. Издание Амфилохия Епископа Угличскаго. М., 1892.

Титов (1892) - Титов А. Описание рукописей библиотеки Ростовскаго Спасо-Яковлевскаго монастыря. Оттиски из 10 № "Библиографических Записок" [за 1892 г.]. М., 1892.

Шляпкин (1891) - Шляпкин И.А. Св. Димитрий Ростовский и его время. Исследование И.А. Шляпкина. СПб., 1891. (Записки Историко Филологического Факультета Императорскаго С.-Петербурскаго Университета. Часть XXIV).





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!