Известно, что Ростов был подвергнут опустошительному разорению в эпоху Смуты начала XVII в. Встает вопрос: какой оказалась судьба архивов большинства ростовских монастырей и Ростовского архиерейского дома в тот период? С большей или меньшей уверенностью ответить на данный вопрос позволяют источники ХVII - начала XVIII вв.
Так, царская жалованная грамота 1614 г. Ростовскому Борисоглебскому монастырю свидетельствует: "И как де приходили в Борисоглебский монастырь литовские люди, и те де литовские люди монастырь разорили, образы окладные ободрали, и казну всякую поймали, и отцев и слуг многих посекли, и прежних государей царей и великих князей всея Русии жалованные грамоты у них поимали, и тое жалованную несудимую грамоту у них взяли"1. О гибели документов Ростовского Петровского монастыря при пожаре монастырской соборной церкви ("а сожгли тес церковь литовские люди") говорит грамота 1645 г.2 По всей видимости, во время захвата Ростова "литовскими людьми" в 1608 г. в огне пожара "владычных хором"3 погиб архив Ростовского архиерейского двора. Об этом косвенно свидетельствует и то, что, судя по описи архиерейского архива 1691 г., самые ранние из имевшихся в них документов датировались временем царя Михаила Федоровича4. В том же пожаре, очевидно, сгорели и документы приписного к архиерейскому дому Григорьевского монастыря. Очевидно, в эпоху Смуты исчез и архив Спасского на песку монастыря, что косвенно подтверждается наиболее ранней из дошедших до нас монастырской описью 1719 г. В ней фигурируют грамоты, относящиеся к 1613/14 г. и более позднему времени5. О сходной печальной участи, постигшей архив находившегося рядом со Спасским Зачатьевского (Яковлевского) монастыря, говорит тот факт, что в жалованной царской грамоте 1678 г. о приписке Зачатьевского монастыря, к Ростовскому архиерейскому дому имеют место ссылки лишь на грамоту царя Михаила Федоровича и более поздние документы6.
Несмотря на полное разорение и даже уничтожение большинства построек Троице-Варницкого монастыря в Смутное время, монастырю каким-то чудом удалось сохранить часть своих жалованных грамот XVI в.7 Судя по тому, как Авраамиев монастырь оперировал в XVII в. целым рядом своих документов, датировавшихся серединой и даже началом XVI в.8, можно считать, что его архив счастливо пережил эпоху Смуты. То же самое утверждение справедливо и для архива Белогостицкого монастыря9.
- Царские грамоты, жалованные Ростовскому Борисоглебскому монастырю // ЯЕВ, 1893. Ч. неофиц. Ст. 578.
- Царские грамоты, жалованные Ростовскому Петровскому монастырю // ЯЕВ, 1893. Ч. неофиц. Ст. 550 - 551.
- Богданов А.Л. Краткий ростовский летописец конца XVII века // "Советские архивы", 1981. № 6. С. 35.
- Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. // РЯ АХМЗ. Р-1083. Л. 102-110. Известная жалованная грамота 1554/55 г., пересказанная в грамоте царя Михаила Федоровича 1622 г. ростовскому митрополиту Варлааму, очевидно, сохранилась в одном из центральных учреждений Москвы.
- Мельник А.Г. Ансамбль ростовского Спасского монастыря. Приложение: Опись Спасского на песках монастыря в Ростове 1719 года // ТРМ. Ростов, 1991. С. 138 - 139.
- Жалованная грамота от 7187 (1678 г.) царя Федора Алексеевича // ЯЕВ, 1895. Ч. неофиц. Ст. 33 - 40.
- Царские грамоты, жалованные Ростовскому Троицкому Варницкому монастырю // ЯЕВ, 1893. Ч. неофиц. Ст. 529 - 535.
- См.: Иустин, архим. Описание Ростовского Богоявленского Авраамиева мужеского второклассного монастыря Ярославской епархии. Ярославль, 1862. Приложения. С. 52 - 65.
- См.: Гаврилов А.В. Историко-археологическое описание Белогостицкого монастыря. СПб., 1880. С. 2 - З.