В фондах Музея архитектуры в Москве мне удалось обнаружить несколько листков со схематическими набросками плана и фасадов Введенского собора Корнилиево-Комельского монастыря, а также фасада колокольни того же монастыря1. Корниляев-Комельский монастырь был почти полностью разрушен в середине XX в., от древних построек осталась только трапезная, поэтому любые материалы по архитектуре утраченного собора и колокольни необыкновенно важны для истории архитектуры.
Специальному архитектуроведческому изучению монастырь до разрушения не подвергался, монастырскому ансамблю были посвящены только общие описания2. Исследования С.С. Подъяпольского, ограниченные тем, что собор был уже разрушен, и его приходилось изучать по фотографиям, дают представление о соборе как о памятнике середины XVI в., причем без конкретной привязки к "Белозерско-Вологодскому" зодчеству3. Среди форм собора С.С. Подъяпольский указывал на повышенные подпружные арки, изображенные на схематическом наброске разреза собора4.
Про собор Введения известно, что это был четырехстолпный пятиглавый трехабсидный храм без подклета. По фотографиям видно, что барабаны были лишены декора. Собор с запада и юга окружали более поздние паперти, с юга примыкал придел Корнилия Комельского, сооруженный в 1854 г. на месте придела Феодора Стратилата, возведенного до 1600 г., когда он был переосвящен во имя Корнилия. В дьяконнике собора помещался придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. Размеры собора по описаниям монастыря: длина - 9 саж. 1/4 арш. (с абсидами - 19,3 м), ширина - 7 саж. (14,9 м), толщина стен - 2 1/4 арш. (1,6 м). Центральный купол несли повышенные подпружные арки5.
Чертежи, обнаруженные в Музее архитектуры, к перечисленным сведениям прибавляют более четкое представление о плане собора: столбы храма были квадратными в плане, помимо упоминаемых в Описании западного и южного входов имелся и северный вход, переделанный позднее в окно, из дьяконника арка вела в придел Феодора Стратилата (Корнилия) (Рис.1); прямо в самой арке размещалась рака над мощами преподобного. На схематических чертежах фасадов собора видно, что стены были расчленены на три прясла узкими лопатками, закомары отделялись карнизом над лопатками. Западный портал был растесан, на северной стене видны окна второго света в центральном и западном прясле и окно третьего света в среднем прясле. В средних закомарах северного и западного фасадов размещались прямоугольные киоты.
Перед нами описание обобщенного облика монастырского пятиглавого храма XVI в., скорее всего - времени Ивана Грозного. Такая форма, как повышенные подпружные арки, (Рис.2) объединяет Введенский собор с двумя другими монастырскими соборами, находящимися, как и Корнилиев-Комельский монастырь, в пределах Ростовской епархии: собором Богоявления Ростовского Авраамиева монастыря (1554/1555 г.)6 и собором Богоявленского монастыря в Костроме (1559 - 1565 гг.)7. Правда, эти соборы имеют подклеты и гораздо более развитую декорацию, чего во Введенском соборе нет.
По лапидарной декорации (лопатки, пояс, отсекающий закомары, квадратные киоты) и конструкции (повышенные подпружные арки и сочетании с квадратными столбами - редкой для сер. XVI в. деталью) наиболее близкой аналогией Введенскому собору является собор Спасского монастыря в Муроме, сооруженный в 1550-х - начале 1560-х гг. Два указанных храма могут быть объединены в отдельную архаизирующую подгруппу монастырских соборов середины XVI в., в которой пятиглавие сочетается с повышенными подпружными арками, восходящими еще к раннемосковской, "доитальянской" архитектуре; подпружные арки опираются на нерасчлененные столбы, квадратные в плане, что также соотносится с раннемосковскими формами, а в середине XVI в. встречается крайне редко (одноглавый с главой над приделом собор Горицкого монастыря (1544 г.), который относится к "белозерской" школе)8. Введенский собор Корнилиево-Комельского монастыря представляет особое движение внутри ростовской архитектурной школы: архаизм ростовцев и белозерцев здесь приобретает не декоративное, а конструктивное обличье. Строгая простота фасадов со скупым декором в соборе сочетается с мягкими и более "средневековыми" конструктивными формами в интерьере - квадратными столбами и повышенными подпружными арками. Эти формы напоминают ростово-белозерскую архитектуру конца XV в.9, что говорит о большом запасе традиционности в ростовской школе: облик мощного монастырского пятиглавого собора скрывает интерьер более спокойный и задумчивый, чем жестко расчлененные и пространственно-массивные интерьеры "московских" соборов (ср. соборы Никитского и Федоровского монастырей в Переславле-Залесском (1550-е и 1560-е гг.). Близость соборов Корнилиево-Комельского монастыря и Спасского монастыря в Муроме позволяют с определенной осторожностью относить последний к ростовской архитектурной школе. Предполагаемая работа ростовских мастеров в Муроме, впрочем, требует более подробных доказательств и внимательного изучения всех муромских храмов XVI в., среди которых были и такие "московские", общегосударственные по звучанию, как городской собор Рождества Богородицы (втор. пол. 1550-х - 1560-е гг.).
Если аналогии Введенского собора и сам характер его пока недостаточно изученной архитектуры указывают на середину XVI в., как на время сооружения храма, то письменные источники позволяют даже несколько сузить расплывчатую датировку. А. Муравьев в своем очерке о Корнилиево-Комельском монастыре пишет, что собор "сооружен в исходе XVI столетия и строителем был инок его же обители, по имени Ефрем"10. Как выясняется, это не имя зодчего, а имя настоятеля монастыря, он управлял монастырем вслед за Лаврентием (1537 - 1548), после него во главе монастыря стоял Боголеп, годы управления которого неизвестны11. По сведениям другого описания монастыря, Ефрем упоминается в 1548 - 1551 гг., после него и Боголепа монастырем управлял Филофей (1557 - 1561 гг.)12. Время сооружения сужается: от первого упоминания Ефрема в 1548 г. до 1557 г., когда вслед за наследовавшим Ефрему Боголепом упоминается уже Филофей. Датировка может быть еще раз уточнена: в 1552 г. в монастыре произошел сильнейший пожар, уничтоживший прежние постройки13, после него, видимо, и начали сооружаться каменные собор и трапезная. Таким образом, примерная дата Введенского собора - 1552 - 1557 г., чему не противоречит схожесть собора с двумя монастырскими соборами ростовской школы второй половины 1550-х - начала 1560-х гг.
Рядом с планом собора схематично набросан западный фасад колокольни, соединявшейся переходом с Корнилиевским приделом. Два нижних этажа колокольни прямоугольные, они разделены на прясла узкими лопатками, этажи выделены карнизом. Третий и четвертый ярусы - восьмигранные, уменьшающиеся в высоте и ширине, с арочными проемами звона. Над четвертым ярусом возвышается восьмигранный глухой шатер с восьмигранным барабаном наверху, в основании шатра - полукруглые кокошники. При первом взгляде на рисунок можно предположить, что перед нами немного неуверенное в формах и деталях произведение провинциального зодчего XVII в., но уже сама постановка двух уменьшающихся восьмериков и то, что шатер над ними глухой, противоречит такой датировке. И все же, когда в Известиях Археологической комиссии читаешь дату колокольни: "1599 - 1601 гг."; сразу подозреваешь ошибку. Однако никакой ошибки нет: колокольня действительно сооружена на рубеже ХVI - ХVII вв. Об этом свидетельствовал камень с храмозданной надписью, вделанный в стену колокольни. В надписи говорилось, что строительство началось в 1599 г. при игумене Иосифе, причем производил строительство инок Матвей. Как видим, нам известно даже имя зодчего, причем он был монахом, что характерно для монастырского строительства, начиная со второй половины XVI в. В той же надписи указывалось, что колокольня окончена в 1604 г. при игумене Алексии15. Очень показательно то, что строительство колокольни осуществлялось в то время, как в 1600 году было соборно принято общероссийское почитание Корнилия Комельского. Колокольня как бы отмечала канонизацию, которая, по грамоте патриарха Иова, поддерживалась царем Борисом Годуновым16.
Итак, перед нами памятник эпохи Бориса Годунова, причем почти совсем неизвестный и в полной мере загадочный. Тяжеловатая грация восьмериков и шатра с кокошниками близко родственна тем шатровым храмам конца XVI - нач. XVII вв., в которых намеренная изысканность, свойственная времени, сочеталась с обобщенностью и нестрогостью форм (церковь Петра Митрополита 1589 г. в Переславле-Залесском, храмы в Лютиковом монастыре и Балахне)17. Тонкие лопатки первого и второго ярусов также встречаются в "годуновском" зодчестве. Из описаний монастыря видно, что в первом этаже помещался переход из собора в трапезную, во втором - монастырская ризница, в третьем этаже (ярусе) - восьмерике находились колокола, а верхний восьмерик был пуст, т. е. его проемы выполняли функции "слухов" в более поздних шатровых колокольнях. Размеры колокольни: 3 сажени 2 аршина (7,8 м) и 4 сажени ширины (8,5 м)18.
Значение колокольни Корнилиево-Комельского монастыря больше того, что это редкий памятник годуновской архитектуры в Вологодской епархии (отделившейся от Ростовской а 1589 г.). Это один из самых ранних памятников, представляющих развитие шатровой колокольни, столь характерной для XVI в., одновременно из столпообразного типа храма и из шатровых храмов.
Единственной известной к настоящему времени шатровой колокольней XVI в. была Распятская колокольня в Александровской слободе (ок. 1570 г.)19, явно демонстрирующая зависимость своих форм от восьмигранных столпообразных храмов. Шатер в этом случае компонуется с уже известным типом. Продолжением этого варианта шатровой колокольни были столпообразные колокольни XVII в., одним из наиболее ранних примеров которых является колокольня Рожденственского собора в Суздале (1635 г.).
Колокольня Корнилиево-Комельского монастыря относится к другому типу: восьмерик звона пол шатром (в данном случае - два восьмерика, но второй уже является как бы частью шатра, образуя ярус слухов) поставлен на прямоугольном основании. Подобные сооружения известны в ХVII в. (колокольня церкви Рождества Христова в Ярославле ок. 1658 г.20, колокольня с церковью Трех Святителей Сийского монастыря ок. 1654 - 1661 гг.21 и др.), но чаще они имеют невысокое и компактное кубическое основание и высокий восьмерик с высоким шатром.
Совмещение прямоугольного в плане двухэтажного основания с двумя восьмериками и узким шатром выдает если не робость зодчего Матвея, то некоторую незавершенность типа, в котором тяжести нижней части противопоставлена плавная, спокойная вертикальность верха. Несмотря на указанные черты, говорящие о том, что сам архитектурный жанр шатровой колокольни еще не сложился отчетливо, памятник обладает несомненными художественными достоинствами. Более того, он может быть причислен к тем постройкам-экспериментам, в которых в переломные для древнерусского зодчества моменты решались судьбы развития архитектурных типов.
- ГНИМА Р-Арх. 1717/1, - Указанные схематические чертежи без масштаба были сделаны где-то в конце 1920-х гг., на листах стоит штамп Центральных Государственных реставрационных мастерских.
- Основная литература по монастырю, находившемуся в окрестностях г. Грязовца Вологодской губернии: Историческое и статистическое описание Корнилиево-Комельского монастыря. Составленное в 1852 году. Вологда, 1855; Муравьев А. Русская Фиваида на Севере. СПб. С. 20 - 64; Корнилиево-Комельский монастырь Вологодской епархии // Вологодские епархиальные ведомости. Прибавления. 1883 г. № 1 - 6. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях с Российской империи. Т. II. СПб., 1892. С. 187 - 188; Известия императорской Археологической комиссии. Вып. 59 (Вопр. реставр. 16) Пг., 1915. С. 178 - 179.
- Подъяпольский С.С. Каменное зодчество Белозерья в конце ХV - ХVI веках. Диссертация кандидата архитектуры. М., 1969. С. 163 - 165.
- Подъяпольский С.С. Там же, С. 165, С. 165 прим. 1 указано, что разрез хранится в Архиве реставрационных мастерских Вологодского областного краеведческого музея. Папка XV, л. 103. Это дело указано С.С. Подъяпольскому Г.И. Вздорновым.
- Перечисленные сведения взяты из описаний монастыря, фотографий из работы С.С. Подъялольского.
- Мельник А.Г. Первоначальный интерьер Богоявленского собора ростовского Авраамиева монастыря // СРМ. Вып III Ростов 1992 С. 71 - 79.
- Известия императорской Археологической комиссии. Вып. 31. (Вопросы реставр. 3). СПб., 1909. С. 90 - 91.
- Подъяпольский С.С. Собор белозерского Горицкого монастыря // Древнерусское искусство. Художественные памятники русского Севера. М., 1989. С. 334 - 339.
- Подьяпольский С.С. К характеристике кирилловского зодчества ХV - ХVI вв. // "Советская археология". 1966, № 2. С. 75 - 95.
- Муравьев А. Русская Фиваида на Севере. С. 59.
- Историческое и статистическое описание... С. 58.
- Прибавление к Вологодским епархиальным ведомостям, 1883, № 3 С. 755.
- Историческое и статистическое описание... С. 59.
- Известия импер. Археологической комиссии. Вып. 59. С. 178.
- Историческое и статистическое описание... С. 64.
- Голубинский Е. История канонизации святых в русской церкви. М., 1903. С. 120.
- Раппопорт Л.А. Русское шатровое зодчество конца XVI века // Материалы и исследования по археологии Москвы. Т. 2. М - Л., 1949.
- Историческое и статистическое описание... С. 98 - 99. Прибавления к Вологодским епархиальным ведомостям. 1883, № 5, С. 105 - 106.
- Кавельмахер В.В. Новые исследования Распятской колокольни Успенского монастыря в Александрове // Реставрация и архитектурная археология. Новью материалы и исследования. М., 1991, С. 110 - 124.
- Добровольская Э.Д. У истоков каменного посадского зодчества Ярославля (Церковь Рождества Христова на Волге) // Культура Средневековой Руси. Л., 1974.
- Булкин В.А., Овсянников О.В. Каменные шатровые храмы Сийского монастыря // Краткие сообщения Института археологии. 100. М., 1980. С. 117 - 122.