Вахрина В.И. Об иконе "Жрется Агнец Божий" из Ростовского музея. с.25-32.

Икона "Жрется Агнец Божий"1 поступила в Ростовский Музей Церковных Древностей через пять лет после его открытия. Икона была реставрирована до поступления в музей. В 1978 году была проведена повторная реставрация реставратором музея Ю.М. Барановым. Однако, это одно из первых поступлений в музей, прошедшее научную современную реставрацию, еще не служило предметом специального изучения. Между тем, икона имеет значительный интерес для истории искусства XVII века. Перед нами подписной датированный памятник. Икона написана в 1651 году Иваном Суворовым. Имя автора, написавшего икону, не зафиксировано в специальной литературе. Икон с именем этого мастера нет в крупнейших музейных собраниях икон. Не исключено, что это единственное сохранившееся произведение иконописца XVII века Ивана Суворова.

Икона "Жрется Агнец Божий" - памятник редкой, если не сказать уникальной, иконографии.

Икона является и памятником реставрации XIX века, раскрывающим взгляды прошлого века на этот сложнейший процесс. Икона " Жрется Агнец Божий" органически вошла в коллекцию икон музея. Ее поступление является той замечательной страницей в истории музея, когда от людей разных сословий были приподнесены в музей дары, послужившие началом многих музейных коллекций. Икона "Жрется Агнец Божий" была приподнесена в дар музею преосвященным Амфилохием в 1888 году.

Говоря об этой иконе, необходимо назвать и имя Ивана Николаевича Богословского, который внес исключительно важный вклад в изучение иконной музейной коллекции. Богословский составил, а музей издал в 1909 году "Описание икон, хранящихся в Ростовском Музее Церковных Древностей"2. Богословский во вступительном слове обозначил цель своей работы: "...чтобы указать на иконы, хранящиеся в Ростовском Музее и обозначить подробности тех из них, которые или сравнительной древностью, или же художественным достоинством своим... или, наконец, некоторою оригинальностию и сложностью сюжета"3 интересны. Все эти три качества есть у иконы "Жрется Агнец Божий", видимо, этим объясняется не только подробное и тщательное описание иконы, сделанное Богословским, но и то, что в его труде данное описание представлено под первым номером. Автор приводит, хотя и не целиком прочитанную, надпись на обороте иконы: "лета 7160 (обозначено буквами) сентября в день... монастырь к Спасу Нерукотворному образу и Пречистыя Его Матери и к Миколе Чудотворцу на Комрежму писал многогрешный раб Ивашко Суворов"4. Надпись имеет историческое значение, поскольку указывается дата, имя художника, а также монастырь, куда писалась икона. В настоящий момент в данной надписи можно сделать некоторые уточнения.

Надпись вписана в белый круг, расположенный между шпонками. Четыре ряда ровных крупных букв, выполненных дитмичной каллиграфической вязью. Два нижних ряда букв со словами: "многогрешный раб Ивашко Суворов" - написаны скорописью. После букв, обозначающих год, наверх вынесена буква Г, что означает "год", далее перед первой буквой слова "сентября" - утрата, где едва просматривается буква М, что нами читается как слово "месяца". После предлога "В" стоит буква I, а слово день, обозначенное одной буквой "Д", вынесено наверх, I читается как цифра 10. Перед словом "монастырь" нами прочитано слово "общий". Таким образом, надпись на обороте читается: "Лета 7160 месяца сентября в 10 день в общий монастырь к Спасу Нерукотворному образу и Пречистыя Его Матери и Миколе Чудотворцу на Комрежму писал многогрешный раб Ивашко Суворов". С учетом сентябрьского года эта икона датируется 10 сентябрем 1651 года.

Остановимся кратко на сохранности памятника. Реставрация, проведенная Ю.М. Барановым в 1978 году, заключалась в снятии олифы. Особенностью старой реставрации, до музейной, была не только, очевидно, расчистка, но и тщательная подробная реконструкция утрат с частичным заходом записей и прописей на авторскую живопись. Основная утрата, реконструированная в прошлом столетии, это вертикальная осыпь в правой части иконы, коснувшаяся верхнего поля, части надписи, церковной главы, части архитектуры и, практически, всей фигуры правого ангела. Эта "сель" была восстановлена и достаточно мастерски. Несколько темный тон всех красок на вставке может быть объяснен тем, что реставратор прошлого века подгонял эту вставку по цвету подлинного без учета, что под олифой тонировки несколько потемнеют. Реконструированы детали, написанные золотом: решетки окон храма, кресты на куполах, орнаменты. К этому времени относятся и надписи, наведенные твореным золотом не всегда на месте первоначальных, стилизующие древность и не совсем точно. Есть прописи и на архитектуре. Авторские в этой иконе изображения Бога Саваофа, левого ангела, младенца, чаши херувима. Вобщем, икона дает вполне объективную картину авторского слоя. Представляется сохранной и надпись на верхнем поле, кроме вставки. Надпись по характеру очертания букв совпадает с надписью на обороте.

Сюжет иконы посвящен одному из важных действий в Божественной Литургии: "Чистейшее жертвоприношение которое одно имело приноситься Богу от восток Солнца до западе"5. Агнец Божий - символическое наименование Христа - восходит еще к пророчеству Исайи и употребляется по отношению к Христу Иоанном Крестителем: "Се Агнец Божий, вземляй грехи мира" (И. гл. 1; 29, 36). Уподобление Христа Агнцу Божьему составляет основу литургического понимания Спасителя, начиная от апостола Павла и через литургические тексты, до поздних толкований Божественной Литургии. "Сия, бесконечной цены, высочайшая Божественная Жертва, однажды принесенная на кресте, исполнила все преобразования кровопролитных жертв Аароновых, омыла грехи человеческого рода (1. Иоанн. 1, 7, 22), угасила гнев Правды Божией (Рим. 5, 9-11), удовлетворила за вину, лежавшую на людях, бесконечно оскорбивших Величество Вседержителя, и, будучи вознесена в самое небо (Евр. 9, 24), отверзла туда путь всем верующим, к наследию вечного блажества"6.

На верхнем поле иконы написаны слова: "Жрется Агнец Божий...". Эти слова священник произносит во время первой части Божественной Литургии, Проскомидии, при приготовлении приношения жертвы в жертвеннике. Здесь рождение Христа таинственно соединяется на Проскомидии с распятием его на Голгофе. Слова "Жрется Агнец Бежим..." являются литературной и символической основой нашей иконы. В иконе это важное таинственное литургическое действие представлено в видимых изобразительных формах.

На иконе изображен трехглавый храм с двумя приделами, увенчанными так же главами. Храм здесь - весь мир, за который принес себя в жертву Спаситель, и место приношения предвечной жертвы. Цветом и архитектурой выделен интерьер храма, а, именно алтарь, где стоит престол. Престол во время Божественной Литургии несет разные значения: это и святая трапеза, и "Гроб Господен" и "сидалище Божие"7.

Здесь же, в иконе, святой престол "прежде всего есть тот истинный жертвенник, на котором приносится в жертву Христос наших ради грехов"8. На престоле чаша с закланным Агнцем, над чашей евхаристическая звездица, поддерживаемая херувимом. В другой руке херувима кадило. Каждение начинается от престола и к нему возвращается, что знаменует "начало и конец всех благ есть Бог, пребывающий на престоле"9. Здесь в этой иконе и приготовление жертвы, и великий вход, когда Святые Дары переносятся на престол для совершения святого таинства Причащения, и принесение их в жертву Богу, и совершения этого таинства. Вокруг престола - мир ангельский, что звучит в евхаристической молитве священника: "...Аще и предстоит Тебе тысщи Архангелов и тьмы Ангелов, Херувими и Серафими.10 При этой молитве хор поет: "Свят, свят, свят Господь Саваоф". В иконе над престолом и Ангелами, херувимом изображен благословляющий Бог Саваоф.

"В этот высочайший момент литургии соединяется и соприсутствует вместе прошлое, настоящее и будущее: Совет Отчий о принесении Сына, дело сына уже совершенное (Крест, Гроб, Воскресение, Вознесение), совершаемое (одесную сидение) и имеющее совершиться (Второ и Славное Пришествие), сошествие Святого Духа Животворящего, которым освящает нас и предлежащие Дары сия"11. Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Стоит священник и низводит не огонь, а Духа Святого, читает длинную молитву..., чтобы благодать сошла на Жертву и зажгла через нее души всех"12.

В основе нашей иконы лежит иконография "Агнец Божий", который, по изысканиям, Покровского13 не встречается в византийских памятниках, но в XVI веке есть в афонских стенописях, а так же становится обычной в русских стенописях, в жертвеннике, где приготовляется литургический Агнец. Вагнер14 находит, что впервые этот сюжет "Агнец Божий" появился на Руси в росписи апсиды церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Именно из стенописи, по мнению Покровского, изображение перешло и на другие памятники, например, евхаристические покровцы. В описании Сийского иконописного подлинника так дается эта иконография: "Изображен изящный сосуд на высокой ножке: в сосуде лежит Иисус Христос бездетный агнец, закланный за грехи мира, юный с благословляющими руками, с перевязкою по чреслам; над ним поставлена евхаристическая звездица. По обеим сторонам сосуда стоят два ангела с рипидами в руках; ноги их утверждены на облаках"15. Эта иконография у Покровского названа "Агнец Божий". В иконе Ростовского музея на основе этой иконографии создан образ жертвоприношения, "Жрется Агнец Божий".

Композиция построена на вертикальном движении всей архитектуры. Симметричность и движение вверх придает иконному образу состояние торжественности. Божественная Литургия это всегда торжество и движение вверх к духовной горе. Фигуры ангелов в светлых одеждах поддерживают темные вертикали приделов храма. Весь центр, от престола к чаше, херувиму и Господу Саваофу и центральной главе храма держит смысловую часть иконы. "Горе имеем сердца". "Во истину в тот страшный час надо иметь сердце горе, к Богу, а не долу, к земле, земным вещам. Поэтому... надо, чтобы все в тот час оставили житейские попечения, вознеслись сердцем на небо, к человеколюбцу Богу" писал святой Кирилл Иерусалимский16. Движение вверх, к небу и в литургии, и в нашей иконе это как бы соединение земли и неба. Здесь в иконе изображен тот миг, когда в литургии "Царство Божие наступает в храме и вечность упраздняет время. Сошествие Духа святого не только пролагает хлеб в тело, а вино в кровь Христа, но соединяет небо и землю, возводит христиан на небо"17. В композиции много круглящихся элементов архитектуры и ритмов кругов. Средневековый художник последовательно и часто обращался к форме круга, когда нужно было выделить значительную часть иконы, связанную с божественным совершенством. В иконе - круг Бога Саваофа, чаща со звездицей образуют круг, круг читается и вокруг центрального изображения, объединив ангелов, престол и летящего херувима.

В иконе две сферы цвета: светлое, ясное свечение внешней архитектуры и некоторая затемненность внутреннего пространства, где контрастность коричневато-красного фона и светлых одежд ангелов создают напряженную торжественность жертвоприношения. В середине, как бы из темноты, огненное полыхание летящего херувима. Темный вход, изображенный за престолом, вносит глубинность в пространство храма и участвует в создании таинственности происходящего. В композиционной и цветовой организованности иконы лежит чин и порядок, как и все в Литургии, а так же призыв к внутренней духовной собранности во время приношения Богу жертвы. Так в этой иконе немногословно передано сложнейшее таинство Божественной Литургии "Жрется Агнец Божий".

Для осмысления стилистических истоков иконы представляют интерес исторические сведения, заключенные в надписи на обороте иконы. Ибо об авторе иконы мы ничего не знаем, кроме того, что писал он ее в Николокоряжемский монастырь, что находился в 16 верстах от Сольвычегодска. Здесь уместно поискать строгановские традиции, и они есть в иконе. Строгановские традиции просматриваются и в обращении к редкому сюжету, в наличии надписи на обороте, а так же в некоторой измельченности орнаментации на одеждах престола, саккосов ангелов. Удивительно тонко и легко прописаны цветной линией складки этих саккосов. Евхаристическая чаша украшена тонким черневым орнаментом, столь любимым строгановскими мастерами. Некоторая контрастность цветовых отношений сглажена, что создает особую цветовую изысканность. Самая архаичная часть иконы -написание лично го-жидкие плавные охрения. Как часто встречается в строгановских иконах, лики здесь не играют большой роли. В ростовской иконе есть и некоторое упрощение изысканности строгановских икон, что особенно чувствуется в приземистых фигурах ангелов. В этой иконе как бы донашивание строгановских традиций.

Икона была написана в Коряжемский монастырь18. Основатели обители преподобные Логгин и Симон, последователи Стефана Пермского построил в 1535 году церковь во имя Николы Чудотворца. В 1665 году на месте деревянной церкви был построен каменный храм. Значит, в 1651 году икона "Жрется Агнец Божий" была написана в деревянную церковь Николы Чудотворца, где, очевидно, были приделы Богоматери и иконы Нерукотворного Спаса. Место этой иконы, видимо, было в алтаре, где приносится святая жертва.

В дальнейшем эта икона, видимо, разделила участь многих строгановских икон19. В ХVIII - начале XIX вв. строгановские иконы были сосредоточены в Сольвычегодске и его окрестностях. В течение всего XIX века иконы строгановских мастеров становятся предметом ревностного собирательства. Особенно высоко их ценили старообрядцы, за их дониконовское написание, за эстетику тонкого письма и за небольшие размеры. К середине XIX века строгановские иконы были сосредоточены в Москве в частных собраниях, которыми владели купцы-старообрядцы.

Икона "Жрется Агнец Божий", по-видимому, так же побывала у старообрядцев и не только потому, что она строгановских писем. Здесь есть некоторые особенности, которые привлекали старообрядцев: двуперстное благословение Бога Саваофа и надпись на верхнем поле. Здесь, в иконе, на верхнем поле та старая дореформенная редакция слов из Проскомидии, которую ревностно отстаивали старообрядцы, и так редко встречаемая в иконах. После реформ Никона и по сегодняшний день эти слова священника читаются: "Жрется Агнец Божий вземляй грех мира за мирский живот и спасение"20. У старообрядцев: "Жрется Агнец Божий вземляй грехи мира за весь мир:"21. Изменение слова "грехи" на "грех" было принципиальным изменением и предметом спора и несогласия старообрядцев с официальной церковью. Видимо, реставрация проведена по заказу старообрядцев, здесь некоторая "заделанность" явно ощущается.

Где-то с середины XIX век древними иконами стали интересоваться не только как гонимыми дониконианскими памятниками и не из конфессиональных соображений, а как памятниками старины, отечественной истории и культуры. В постижении старины не последнее место занимал Преосвященный Амфилохий22. Трудно сказать, как икона "Жрется Агнец Божий" попала к Амфилохию. Будучи архимандритом Московского Данилова монастыря, Амфилохий около 1870 г. создал хранилище икон23. Переболев собирательством, архимандрит Амфилохий лучшие иконы приказал разместить в церквах Данилова монастыря, а оставшиеся, их было не менее 600, оказались позднее в духовных академиях Киева и Петербурга. Из архимандритов Данилова монастыря Амфилохий был наречен в епископа Угличского, викария Ярославской епархии24. Через месяц жительства в Ростове он приподнес в дар музею книги, медные иконки, кресты и четыре иконы, среди которых и была икона "Жрется Агнец Божий". Преосвященный Амфилохий разделил со своими современниками увлечение строгановскими иконами, икона "Сретение иконы Владимирской Богоматери" строгановских писем так же была им подарена в музей.

  1. Икона "Жрется Агнец Божий", художник Иван Суворов, 1651 г., Размер 36 х 29 х З см; техника: дерево, темпера, шпонки врезные, встречные, ковчег. Инв. № И-993. Поступила в музей в 1888 г., дар преосвященного Амфилохия.
  2. Богословский И.Н. Описание икон, хранящихся в Ростовском музее Церковных Древностей. Ростов Ярославский. 1909.
  3. Там же. С. 6.
  4. Там же. С. 7- 8.
  5. Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. М., 1897. Репринт. изд. 1993. С. 16
  6. Там же. С. 16.
  7. Там же. С. 116 - 120.
  8. Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая Скрижаль. СПб., 1899. Репринт. изд-е. М., 1992. С. 9.
  9. Всенощное Бдение. Литургия. М., 1982. С. 79.
  10. Там же. С. 85.
  11. Литургия Божественной Евхаристии // "Богословские труды", сб. 21 М., 1980. С. 135.
  12. Цит. по кн. "Всенощное бдение...". С. 86.
  13. Покровский Н.В. Сийский иконописный подлинник. Выл. 1 М., 1895, С. 4.
  14. Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М 1974. С. 155 - 156.
  15. Покровский Н.В. Ук. соч. С. 3.
  16. Цит. по кн. "Всенощное бдение...". С. 85..
  17. Всенощное бдение... С. 76.
  18. О Николо-Коряжемском монастыре см.: Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквей в России. М., 1852. С. 62 - 63. Проценко Н.Ф. Монастыри в России и соборы в Москве обзором их истории, описанием почивающих в них мощей, чудотворны: икон и других святынь, и хранящихся в оных древностей и богатств М., 1863. С. 33.
  19. Об истории собирательства Строгановских икон см.: Вздорно Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи XIX век. М., 1986. С. 59 - 71.
  20. Служебник 1656 г. С. 286. РЯАХМЗ КП - 10056/2102 П - 2102 Служебник. М., 1977. С. 80.
  21. Чернявской В. Об изменениях в чине литургии Иоанна Златоустаго, Василия Великаго и Григория Двоеслова, указанных в поморских ответах и мече духовном. Кишинев, 1860. С. 177 - 187.
  22. Преосвященный Амфилохий, в миру Павел Иванович Казанцев (1818-1893).
  23. Вздорнов Г.И. Ук. соч. С. 189.
  24. Из Ростова Великого. Наречение и хиротония Архимандрита Амфилохия во епископа Угличскаго, викария Ярославской епархии. СПб.,1888.




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!