Молитва Святителю Иакову Епископу Ростовскому Чудотворцу.
Святителю Христов и чудотворче великий, Иакове богомудре! К честней и многоцелебней раце Твоей сошедшеся, и воспоминанием / скончания жительства Твоего к похвалению Твоему побуждаеми, к / Тебе простираем молитву нашу и умилению взываем [,] якоже в живо- / те Твоем добре упасл еси люди, яже Богом Тебе врученныя, сице и по- / преставлении чудес дарования от Бога приял еси исцеляти недуги, и / избавляти от бед и напастей, не престай чудодействовати и в нас / о благодати Христа Бога нашего, Ему же ныне с лики Святых предстои / ши на небесех, духом же нам соприсутствуеши [,] подавая по коегождо / прошению: больным исцеление, скорьбящим утешение, бедствующим / помощъ, нищим пропитание и всем благопотребная, яже к животу / и спасению. Испроси предстательством Твоим и [!у] Всемилостиваго / Бога нашего Православной церкви мир и тишину, в вере единому / дрие, суемудрия же и расколов истребление, отечеству твоему, гра / ду сему и Святей обители сей благоденствие и утверждение, нам же / всем грехов оставление, в добродетелях пруспеяние, и несомнен- /ное упование царствия небеснаго. О великий Святителю Иакове! / не престай моляся о нас [,] совершающих память Твою, да Тебе непре / станно величаем, и благодарны славословием Триипостаснаго Бога, / дивно действующаго во Святых Своих и в Тебе, ныне и присно и во- / веки веков, Аминь1.Тропарь [,] глас 4. | Кондак[,] глас 8. |
Избран от юности Богови быв, [,] Святителю Иакове: сего ради Архиерейства саном почтен, упасл еси люди l,] яже Тебе Богом врученныя, Темьже и по преставлении чудес дарования от Бога приял еси, исцеляти различныя недуги: моли о нас [,] совершающих всечестную [честную] Память Твою, да Тебе непрестанно величаем2. | Яко Архиереем сопрестольник, и Святителем изрядный споборник [побор- ник] был еси Святителю Иакове, непрестанно сохраняй Отечество Твое, град же и люди. Тебе верою по- читающыя, [и честным мощем твоим покланяющияся,] да велегласно Тебе вопием: радуйся [1,] Иакове богомудре2. |
Молитва, тропарь и кондак написаны на стандартном листе писчей нелинованной бумаги (22,2 х З5,5 см) гражданской скорописью начала XX в., черными чернилами. В самом верху, над четко нарисованным крестом - фиолетовый штамп с датой: "24 АПР. 1906" (видимо, день поступления рукописи в Управление Московской Синодальной Типографии). В левом верхнем углу, наискосок, черными чернилами, небрежно написан "№ 7306" (должно быть, входящий номер получателя). На пустом обороте листа, в левом верхнем углу - оттиск фабричного клейма с текстом: "Фабрики / наследников /СУМКИНА/ № 6".
Рукопись обнаружена среди множества листов "переписки разной", которая по Описи датируется XVIII и XIX вв. - РГАДА, Ф. 1407, рукописи Спасо-Яковлевского монастыря. Опись 1 (1624 - 1917 гг.), № 1412. Л. 96.
Она сопровождается ответным письмом из Управления Московской Синодальной Типографии, за .№ 5742. от 26 апреля 1906 г. Письмо написано на машинке, на бланке для писем Управления МСТ (20,35 х 26,2 см), с печатным штемпелем выходных данных отправителя в левом верхнем углу. Оно адресовано "Его Высокопреподобию, Настоятелю Ростовскаго Спасо-Иаковлевскаго Димитриева монастыря, О. Архимандриту Иакову", управлявшему обителью с 1898 по 9 июня 1906 г., которому Управление МСТ "имеет честь объяснить, что молитва Св. Иакову, как ни разу еще не изданная до сего времени, может быть напечатана в том только случае, если на это последует разрешение Святейшаго Синода, о чем вверенному Вам монастырю надлежит войти в сношение с Московским Духовно-Цензурным Комитетом. К напечатанию же молитвы Св. Димитрию препятствий не встречается, и в случае Вашего согласия печатать пока одну эту молитву, не откажите уведомить о том Типографию и выслать гербовую марку в 75 копеек для оплаты гербовым сбором цензурного разрешения к печати молитвы [.] / Что касается требуемых Вами книг: Акафиста Св. Димитрию и 1-ой части полнаго собрания сочинений того же святителя, то в папке, как желает монастырь [,] этих книг нет, а имеются оне лишь в бумажке ценою // акафист, церк. печ. 8 коп. и 1-я часть сочинений гр. печ. 1 руб. за экземпляр, а потому Типографии необходимо получить сведения, могут ли быть высланы требуемыя книги в указанном последнем виде. / Рукопись молитвы Св. Иакову при сем препровождается обратно для упомянутой выше цели". (Там же. Л. 95 - 95 об. Подписано Управляющим Типографией и делопроизводителем). Вверху, справа, рукой писца молитвы помечена дата получения ответа: "29-го Апреля 1906 г."3.
Поиски других документов по делу издания молитвы Св. Иакову, к сожалению, не увенчались успехом. Думается, молитва так и не вышла в печатном виде, тем более, что по свидетельству современника, А.А. Титова, архимандриту Иакову "приходится теперь много трудиться над приведением в порядок обширнаго хозяйства монастыря, пришедшаго в совершенный упадок при его предшественниках"4. Судя по указанным в ответе ценам "гербовой марки" и рекомендуемых книг "в бумажке", печатание молитв в Московской Синодальной Типографии оказалось для обнищавшего монастыря слишком большой роскошью, тем более, что, например, Акафист Св. Димитрию Ростовскому, начиная уже с изданий 1798 - 1799 гг., всегда сопровождается молитвой Святителю, и изданий ее, очевидно, было достаточно5.
О деятельности архимандрита Иакова сведения более чем убогие. Но учитывая факт, что он был назначен в Ростовскую обитель из Киево-Печерской Лавры, во всей истории своего существования служившей распространению образованности и просвещения, логичным кажется предположение, что никто иной, как только архимандрит Иаков является сочинителем этой единственной в своем роде молитвы прославленному с "лики Святых" своему тезоименнику.
А кроме того, необходимо вспомнить, что архимандрит Иаков управлял монастырем в сложное время "христианского Возрождения" (Дмитрий Мережковский, 1901 - 1903 гг.), "соборности народа и коллектива" (Вячеслав Иванов), "нового религиозного сознания" (Николай Бердяев, 1907 г.) и т. д. "Пока мы будем только религиозно-философским собранием, и будем преимущественно отдаваться одним рассуждениям о вере, мы ни до чего не додумаемся. Когда начнется церковное великое действие, собор, все мгновенно выяснится, ибо явится благодать", - с надеждой утверждал Д.С. Мережковский6. Но это "церковное великое действие" было сильно придавлено "опекой государства", которая, как замечал тогда митрополит Санкт-петербургский Антоний, связывает самостоятельность церковных властей и духовенства, "делает голос Церкви совсем неслышным ни в частной, ни в общественной жизни"7. Молитва Святителю Иакову Ростовскому создавалась в то время, когда 8 марта 1906 г. открылось учрежденное Синодом и прозаседавшее до 15 декабря "Предсоборное Присутствие", довольно многолюдное и потому, очевидно, преисполненное существенных разногласий, среди которых О. Георгий Флоровский выделяет вопрос "о составе поместнаго собора" и подчеркивает, что о реформе духовной школы "не стоит и думать", приводя слова преосвященного Антония Волынского по этому поводу: "Строй духовно-учебных заведений, как унаследованный из мира западных еретиков, и приводит дело духовной школы до крайняго безобразия. [...] Должно всю ее разогнать, разломать, вырыть фундаменты семинарских и академических зданий и взамен прежних на новом месте выстроить новыя и наполнить их новыми людьми"8. Были на "Присутствии" и многие благоразумные предложения, например, учредить при университетах православные богословские факультеты "для свободнаго развития богословской науки", что должно освободить последнюю "от всех возможных погрешностей". - ведь не боятся же католики богословских факультетов...9
Не следует сомневаться в том, что Спасо-Яковлевский архимандрит, вышедший из киевского средоточия образованности, был хорошо осведомлен о спорах и разногласиях на "Предсоборном Присутствии". Автора молитвы тревожит не только "благоденствие и утверждение" вверенного ему монастыря. Он проникновенно молится Святителю Иакову: "Испроси представительством Твоим и [!у] Всемилостиваго Бога нашего Православной церкви мир и тишину, в вере единомудрие. суемудрия же и расколов истребление, [...] . В молитве Святителю Димитрию, например, сказано: "Церковь же святую от расколов и ересей сохрани, верных укрепи, заблуждающих обрати, [...]"10. В молитве же Св. Иакову усматривается не просто каноническая дань требованиям молитвословного жанра. а созвучный духу времени лейтмотив всего произведения. В ней звучит стонущий голос истории начала нынешнего века, открывшегося известными кровавыми событиями.
Ожидаемое русской интеллигенцией "церковное великое действие" заблудилось тогда не только во множестве реформаторских идей и предположений "Предсоборного Присутствия", но и в бурных деяниях времени. "Благодать", к несчастью закабаленной Русской Церкви, не явилась... Вместо нее стремительно надвигался эпохальный ураган, наименованный впоследствии Великой Октябрьской Социалистической Революцией, почти до основания разрушившей все то святое и сокровенное, что создавалось целыми поколениями россиян на протяжении девяти столетий христианства. Потому и молитва Святителю Иакову Епископу Ростовскому, затерявшись среди бумаг конфискованного монастырского архива, осталась неизданной, неосвященной, необнародованной и неизвестной, превратившись тем самым в еще одну страницу трагической истории Русской Православной Церкви.
- В публикации строки разделяются косыми скобками, точно по подлиннику; в квадратных скобках вставляются пропущенные знаки препинания.
- Кроме знаков препинания, в квадратных скобках даются разночтения по изданию: Минея. Ноябрь. Часть вторая. М., 1981. С. 438. (Тропарь). С. 443 (Кондак). По этому же изданию проставлены ударения и восстановлен стих, пропущенный в кондаке рукописи: "и честным мощем твоим [...]".
- Абзацы подлинника здесь разделяются косыми скобками.
- Титов А.А. Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь в городе Ростове, Ярославской губ. [ернни]. М., 1900. С. 24.
- См.: [Князь Г.П. Гагарин]. Служба иже во святых отцу нашему Святителю Димитрию митрополиту Ростовскому. МСТ, [17981]. 4°. Л. 33 об. - 35. - РГБ Музей Книги, инв. № 4308. Или то же без изменений: МСТ. IX. 1799. 4°. - РГБ, МК. инв. № 5920: РЯ АХМЗ, Ц -1471. Новейшее издание той же молитвы Святителю Димитрию см.: Православный церковный календарь. М., 1987. С. 80.
- Цитируется по кн.: Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. 4-е издание. Париж, 1988. С. 476. См. так же: Прот. Василий Зеньковский. История русской философии. Т. II, ч. 2. Л., 1991. (Париж , 1950) С. 29 - 32, 54 - 81.
- Приведено в исследовании О. Георгия Флоровского. Ук. соч. С. 476.
- Там же. С. 479. Ср.: В.В. Зеньковский. Ук. соч. Т. II, ч. 1. С. 130 - 132.
- См. подробнее в книге Г. Флоровского. Ук. соч. С. 481 - 484.
- Цитируется по изданиям 1798 - 1799 гг. Л. 34 об. Так же в изд. 1987 г.