Колбасова Т.В. (Ростов). Ростовский художник А.Ф. Крылов. с.177-184.

"Но если уж зашла речь об искусствах, - писал в середине XIX века В. Лествицын, - то прибавлю, что в Ростовe процветает финифтяная живопись небольших образков"1. Однако в это время в городе наряду с финифтянщиками работало немало иконописцев и живописцев, изучение творчества которых остается за рамками внимания исследователей. Тем не менее обращение к наследию ростовских художников середины и второй половины XIX века может дополнить наше представление о художественной жизни города этого периода. Один из художников, подписные и датированные работы которого дошли до наших дней - мастер живописного цеха ростовской ремесленной управы Алексей Федорович Крылов.

Биографические данные о А.Ф. Крылове очень скудны. Неизвестна точная дата его рождения - он родился между 1805- 1807 годами. Происходит из крепостных - дворовый человек помещицы Семеновской (Владимирской губернии, Переславского уезда, деревни Пески). В 1837 г. художник получил отпускную, окончательно утвержденную лишь в 1850 г. В 1851 г.2 он был причислен в ростовское мещанство. Однако известно, что семья Крыловых живет в Ростовe с начала 1840-х годов. Их деревянный одноэтажный дом стоял во втором квартале "... по Предтеченской улице (ныне ул. Фрунзе) идучи к озеру по левой стороне"3. Уже в это время Крылов был обременен большим семейством, включавшим жену Татьяну Ларионовну и пятерых дочерей: Наталью, Екатерину, Анну, Пелагею, Александру. Кроме того, в доме жили его мать Киприана Алексеевна и отец Федор Леонтьевич, и брат Василий, глухонемой от рождения4.

Судя по скупым сведениям архивных документов, жизнь художника протекала в исполнении многочисленных заказов церковных и светских. Это и иконы для ростовских церквей, и портреты государя для государственных учреждений5. К сожалению, до наших дней сохранились единицы. Три подписные и датированные работы хранятся в Ростовском музее. Одна в собрании ГИМа.

Остается неизвестным, где Крылов получил художественное образование. Скорее всего азы художественного мастерства он получил у мастера-иконописца, т. е. Крылов, художник, которого с точки зрения академического искусства XIX века принято считать непрофессионалом. В Ростов он приехал уже сложившимся мастером. Об этом говорит тот факт, что в начале 1840-х годов Крылов принял участие в появлении фресок Ростовского Успенского собора.

В первой половине 1840-х годов в Ростовском Успенском соборе при протоиерее Андрее Тихвинском проводились ремонтные и реставрационные работы. Главы собора были покрыты новым белым луженым железом и поновлена фресковая живопись. Для исполнения этой работы были проведены публичные торги, на которых изъявили желание исполнять эту работу несколько мастеров. По указу духовного правления при выборе художника принималось во внимание "...уважительность в искусстве и опытность мастеров, желающих снять возобновление стенного писания в соборе..."6. Вероятно неслучайно эта большая и сложная работа была поручена ростовским мещанам, мастерам живописного цеха Ростовской Ремесленной Управы Алексею Федоровичу Крылову и Арсению Ивановичу Мальгину. Им предстояло поновить фрески в алтаре, жертвеннике и приделе Успенского собора7.

В следующем 1842 г. было решено продолжить обновление стенного письма в "средине сводов и куполе средней главы б) на южной стене с прилежащей к ней сводом и куполом южной главы и находящимися против ней двумя столбами и в) западную стену на тех же условиях, которые были приняты за основание в производстве работ нынешнего лета"8 (т. е. в 1841 г.). Эта работа была вновь поручена Крылову и Мальгину, что явствует из указа Консистории: "...Мальгин и товарищ его Крылов, обновлявшие в нынешнем году стенное письмо, заслужили большую рекомендацию от публики на работе своей соответственно условиям, то и ныне допустить их к продолжению работы..."9. В 1843 г. работы были завершены. В настоящее время живопись собора сильно потемнела и практически невозможно судить о художественных особенностях выполненной мастерами работы.

У современников же она вызывала неоднозначную оценку. Имели место и отрицательные отзывы. В частности, в примечаниях к воспоминаниям А.Я. Артынова, А.А. Титов пишет: "Прежняя живопись была фресковая XVII века, поправленная в XVIII в. Хлебников (имеется ввиду староста Ростовского Успенского собора) совершенно ее испортил, размалевав масляными красками за дешевую цену"10. Тем не менее возобновление стенного письма в главном соборе города было значительным событием, о котором упоминается во многих документах и воспоминаниях этого времени.

В 1855 г. А.Ф. Крыловым был получен не менее важный и почетный заказ - написать икону, которой городское общество напутствовало Ростовскую дружину при выходе ее в поход (во время Крымской войны). По желанию граждан был заказан список с чудотворной иконы Владимирской Богоматери, хранящейся в Ростовском Успенском соборе. Создание этой иконы тесно связано с именем преподобного Алимпия, первого русского иконописца. По преданию, "...манием Божием написанная", она была прислана в Ростов Владимиром Мономахом11. Во все времена икона пользовалась особенным почитанием, считалась одной из главных святынь города.

В среднике иконы - образ Богоматери Владимирской, по краям изображены избранные святые. Первое очень подробное описание иконы было сделано ростовским купцом, собирателем рукописей П.В. Хлебниковым, в доме которого икона была написана: "На ... иконе изображен лик Божией Матери писанный с подлиннаго чудотворного местнаго образа Владимирской Божией Матери. Сверху над головой Богоматери в бордюре написан Господь Саваоф - с левой стороны Его, в той же бордюре, с краю иконы, изображен Ангел в Бозе почившего Государя императора Николая Павловича Св. угодник Божий Николай Чудотворец, а с правой стороны Ангел ныне царствующего Государя императора Александра Николаевича, св. благоверный князь Александр Невский. В нижней бордюре у края его, с левой стороны написан св. угодник Божий Сергий Чудотворец Радонежский, бывший боярин Ростовский, который и при жизни и по смерти своей не оставлял своею помощью Русь Православную; - а с правой стороны лик Ангела начальника дружины Ростовской полковника Ивана Петровича Жнова, - св. Иоанн Златоуст В боковых бордюрах изображены все святые Ростовские Чудотворцы: Леонтий, Исайя, Игнатий, Федор, Иаков. Димитрий, Петр, Авраамий, Исидор, Иоанн, Василько, и Иринарх. - В средине нижней бордюры славянскими буквами написано золотом: "Сей снятый образ Владимирския Божия Матери, Ростовское градское общество вручает Ростовской дружине ратников государственного подвижного ополчения при выходе из города Ростова в поход. Июля 24 дня 1855 года". С другой стороны доски написаны золотыми же буквами чины и имена всех начальствующих дружиною, начиная с начальника всех дружин Ярославских до младшего чина оной включительно. На этом образе главу Пресвятой Богородицы и Спасителя окружает серебряный, вызолоченный через огонь венец. На всю бордюру наложен таковой же оклад с венцами над изображениями ликов святых угодников Божиих. Св. икона Божией Матери вставлена в бронзовую раму, вместе с коей и вложена в иконостас, имеющий в себе в бронзовой же раме стекло. К иконе этой принадлежит хругвь, написанная на полотне и обшитая золотою бахромою, с такими же кистями, на которой с одной стороны изображен нерукотворенный лик Спасителя, и с другой стороны св. Ростовские Чудотворцы, почивающие в соборе..."12.

После окончания похода в 1856 г. икона Богоматери Владимирской вместе со знаменем дружины и хоругвью была поставлена в Ростовском Успенском соборе, у правого переднего столба подле архиерейского места13. После закрытия собора икона поступила в собрание Ростовского музея.

Из известного нам в настоящее время творческого наследия мастера наибольший интерес, на наш взгляд, представляет портрет. К сожалению, мы знаем лишь три подписные и датированные работы этого жанра. Самый ранний, датированный 1854 годом, портрет Максима Михайловича Плешанова принадлежит ГИМу. Он был показан на выставке народного бытового портрета из собрания музея. В статье Н. Гончаровой и Н. Перевезенцевой в журнале "Художник", посвященной народному бытовому портрету из собрания ГИМа произведению Крылова дана высокая оценка, отмечено своеобразие его творческого почерка, связь с традициями иконописи14.

На портрете М.М. Плешанов изображен сидящим у стола, на котором раскрытая книга - четьи минеи. За окном виднеется ростовская церковь Иоанна Милостивого.

М.М. Плешанов - родоначальник большого богатого купеческого рода. Выходец из крестьян деревни Краснова экономической Спас-Подгорской волости, он в 1812 г. с женой я четырьмя сыновьями был записан в ростовское купечество в третью гильдию. Плешанов сумел сколотить значительное состояние на оптовой торговле салом, сальными свечами, медом в Петербурге, Арзамасе, Рыбинске. Имел в Ростове свечной сальный завод. Обладая значительным состоянием, он много жертвовал на церкви и монастыри города. В 1851 г. за эти пожертвования был награжден золотой медалью на Аннинской ленте, для ношения на шее. Но в то же время, судя по воспоминаниям современников, М.М. Плешанов был достаточно противоречивой фигурой. Вот что, в частности, пишет о нем в своей книге "Родные картинки" А.А. Титов: "В Ростове был богатый купец Максим Михайлович Плешанов (дед академика П.Ф. Плешанова), простой крестьянин, который с помощью двух даровитых сыновей нажил миллионы. Фирма "Максим Плешанов и сыновья" существовала в Петербурге до половины 60-х годов. Старик Максим пил запоем и был крайне невоздержан. Раз во время званого обеда, где был и Августин, он начал бранить преосвященного, укоряя его бедностью и до того забылся, что рванул его за бороду. Присутствующий тут полицмейстер завел было дело, но преосвященный просил за Плешанова, ездил сам по губернскому начальству, чтобы замять дело, И благодарный Плешанов, выгулявшись, богато отстроил заново теплый Ввeденский храм Варницкого монастыря, сделал ограду и вообще устроил монастырь в блестящем виде"15. Однако, глядя на портрет, мы никогда не сможем предположить, что изображенный благообразный старец мог быть подвержен таким страстям. Максим Плешанов на портрете работы Крылова сосредоточен и замкнут в себе. Художник идеализирует и возвышает свою модель, и это характерно для всех портретов кисти Крылова.

В Ростовском музее хранится копия этого портрета 1866 года, исполненная внуком изображенного М.М. Плешанова - П.Ф. Плешановым, поступившая из Городской Управы в 1918 г.16

Из зала Городского общества Ростовской Городской Управы в 1918 г. поступили еще два известных нам произведения кисти Крылова - портреты ростовских купцов благотворителей. Андрея Абрамовича Титова и Михаила Александровича Хлебникова. Они принадлежат к последним годам жизни мастера. В отличие от предыдущего рассматриваемого нами портрета они написаны не с натуры. На портрете А.А. Титова надпись на обороте холста гласит: "Сей портрета Ростовского купца. Андрея Абрамовича Титова. (писанъ въ 1833-мъ году. писалъ Алексей Крыловъ с Аргинала в 1866-мъ году апр. мес.". По счастливому стечению обстоятельств оригинал портрета также хранится в Ростовском музее17. Их сравнение позволяет выявить характерные особенности портретного творчества А.Ф. Крылова.

Андрей Абрамович Титов - ростовский купец 2-й гильдии. Он вел обширную торговлю салом, сахаром и другими товарами оптом. Имел в Ростовe свечной сальный завод. Как и многие богатые ростовские купцы, славился благотворительностью и много жертвовал церквям города, в частности Покровской церкви, где он был прихожанином. Будучи женат дважды, он тем не менее не оставил потомства. Титов прославил свое имя и остался в памяти последующих поколений, благодаря основанию в Ростовe богадельни. Известный краевед А.Я. Артынов, в своем рукописном сборнике пишет об этом: "Причина побудившая Титова построить богадельню и положить на содержание призреваемых 30.000 рублей была такая. Из личной мести в бытность ево градским головою отдал он в военную службу безвинно одного гражданина. Дело обнаружилось и для Титова приняло дурной оборот. Гражданина от службы освободили. Велели помириться вещественно с обиженным и построить "Титовскую богадельню". Титов все это сделал"18.

Делая копию с прижизненного портрета Титова, Крылов увеличивает формат картины, делает из нагрудного поясной портрет, тем самым стремясь достичь ощущения торжественности и парадности. Фигура скульптурно вырисовывается на нейтральном фоне. Основное внимание художник сосредотачивает на лице и руках. В передаче внешнего облика Крылов точно следует оригиналу. В то же время мастер вносит много своего в само понимание личности Титова, поэтому работа приобретает значение самостоятельного произведения, а не просто сухой бездушной копии. Если на портрете 1833 г. мы встречаем настороженный взгляд человека полного достоинства, но в то же время холодного и расчетливого, то на портрете Крылова в выражении лица - достоинство и отрешенность. Образ, созданный Крыловым, во многом идеализированный и возвышенный.

По своему подходу к трактовке образа человека, близок к портрету А.А. Титова портрет М.А. Хлебникова. Хлебников сидит в кресле, левую руку положил на колени, правой опирается на ручку кресла. Темный нейтральный фон, фигура как бы тонет во мраке, освещаются лишь лицо и живые, тщательно прописанные руки.

Род Хлебниковых один из самых древних купеческих родов Ростова. Он ведет свое начало с XVII века. М.А. Хлебников жил в Ростове в собственном доме по Московской улице в Покровском приходе. При его доме, по свидетельству современников, был сад "... на ремонт которого Хлебников расходовал ежегодно не меньше 200 рублей и который служил собственно для его удовольствия"19. Как и многие жители Ростова Хлебников занимался торговлей. Не имея семьи, он тратил значительную часть своего состояния на благотворительность. В 1860 г. он вместе с Д.М. Плешановым и во главе с И.И. Храниловым предпринимает первый в истории Ростовского кремля серьезный ремонт его здания на собственные средства. Интересное свидетельство по этому поводу есть в "Летописи Ростова Великого" А.Я. Артынова: "Одигитриевская церковь освящена в 1862 г. В ней стены внутри выбелены и украшены превосходной лепной работой от руки, в которых написаны стенным письмом события из священной истории... Живопись в этой церкви написана ктитором оныя мещанином города Ростова Михаилом Александровичем Хлебниковым на изобретенном им химическом составе, секрет которого он унес в могилу"20. В завещании Хлебников значительную сумму (10560 р.) оставляет на покупку у статской советницы Н.Ю. Арсеньевой на имя городского общества земли. Это пожертвование было высоко оценено горожанами: "Принимая этот вечный памятник, покойного Михаила Александровича Хлебникова, выказавшего столь живое попечение о благополучии граждан, особенно нуждающихся в городском выгоне для пастбищного скота, общество за помянутое пожертвование покойного Хлебникова покорнейше просит родственников выслать, если найдут возможным, для зала ростовского городского общества портрет покойного Хлебникова, чтобы он всегда напоминал гражданам личность человека, столь пекшегося об общественном благе"21.

Портрет был написан Крыловым через два года после смерти Хлебникова и в год своей собственной смерти. Остается, неизвестным произведение, которое послужило оригиналом. Вероятно, ощущение того, что Крылов писал портрет уже умершего человека, создало особое настроение произведения. Хлебников сидит в несколько неустойчивой позе, как бы собираясь встать и уйти.. Его взгляд печален и сосредоточен. Благодаря композиционному построению портрета и строгости колорита, художник сумел создать ощущение значимости личности и отрешенности от земного.

Одной из сторон творческой деятельности А.Ф. Крылова было обучение иконописному и живописному мастерству. В книгах прихода и расхода Ростовской Ремесленной Управы часто встречается запись о выплате Крыловым ремесленного сбора за своих учеников22. В 1861 г. в связи со спорным делом о самовольном уходе от Крылова ученика, было произведено освидетельствование его работ: "21 августа мастер Евгений Строгонов и Александр Волков, произвели свидетельство икон, писанных учеником Кузьмой Сосниным, по которому оказалось: в течение учения Кузьмы Соснина, в продолжение трех лет, представленная работа очень удовлетворительная и показывает тщательное учение его мастером Алексеем Крыловым, и если ученик Соснин при таком занятии пробудет еще год, то во всяком случае он выйдет толковым мастером"23.

Итак, дарование Крылова проявилось в разных видах изобразительного искусства - иконописец, незаурядный портретист, монументалист. Давая оценку творчества художника, трудно и практически невозможно связать его с эпохой и господствующими в это время стилями в изобразительном искусстве. Крылов в середине и второй половине XIX века по сути оставался средневековым цеховым мастером, сохранившим в иконе и своеобразно преломившим в портрете традиции древнерусского искусства. В этом своеобразие и ценность его творческого наследия.

  1. От Ярославля до Москвы. Поездка на съезд археологов или древнелюбителей. Соч. Вадима Лествицина. Яр., 1860. С. 27.
  2. РФ ГАЯО. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 2753. Документы о зачислении в общество и увольнении из него купцов и мещан. Л. 307.
  3. РФ ГАЯО. Ф. 241. Оп. 1. Ед. хр. 437. Подворная книга 2-го квартала. Л. 84 об. - 85.
  4. РФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 5. Т. III. Ед. хр. 2629. Л. 3 об.
  5. РФ ГАЯО. Ф. 4. Оп. 1. Ед. хр. 376. Л. 31. "За написание портрета Государя Императора для Управы 3 руб. и за раму к оному 2 руб. - всего 5 руб. 1856 г. РФ ГАЯО. Ф. 4. Оп. 1. Ед. хр. 383. Л. 193. "Цеховому мастеру Алексею Федорову Крылову за написание в сию Управу образа Спасителя серебром 4 рубля", 1848 г. РФ ГАЯО. Ф. 4. Оп. 1. Ед. хр. 383. Л. 193. "Цеховому мастеру Алексею Федорову Крылову за написание портрета Государя Императора для Управы 3 р. и за раму 2 р. А всего 5 рублей".
  6. РФ ГАЯО. Ф. 129. Оп. 1. Ед. хр. 53. Л. 35. Указы по Ростовскому Успенскому собору за 1841 г.
  7. РФ ГАЯО. Ф. 196. Оп. 1. Ед. хр. 13216. Л. 18.
  8. РФ ГАЯО. Ф. 123. Оп. 1. Ед. хр. 53. Л. 39.
  9. Там же. Л. 40.
  10. Воспоминания крестьянина села Угодичи А. Артынова. // Чтения в Императорском обществе истории и Древностей Российских при Московском университете. М., 1883, июль - сентябрь. Кн. 3. С. 120.
  11. Сведения о Владимирской иконе Богоматери, принадлежащей Ростовскому Успенскому собору. Яр., 1873. С. 6 - 7.
  12. ЯГВ. 1855. 3 сентября, № 36.
  13. РЯ АХМЗ, Р-881. Л. 1011, Дневник протоиерея Андрея Тихвинского, 1856.
  14. Гончарова Н., Перевезенцева Н. Народный бытовой портрет // "Художник". 1985, № 1, С. 59.
  15. (А.А. Титов). Родные картинки (очерки и воспоминания). СПб., 1899. С. 5.
  16. Плешанов П.Ф. Портрет М.М. Плешанова. X. м., 107,5х89. Инв. № Ж-273.
  17. Неизвестный художник. Портрет А.А. Титова. X. м., 69х61,5. Инв. № Ж-278.
  18. РЯ АХМЗ. Р-241, А. Артынов. Летопись Ростова Великого. С. 316.
  19. РФ ГАЯО. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 343а. Л. 9.
  20. РЯ АХМЗ. Р-241. Л. 221.
  21. РФ ГАЯО. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 3626. Л. 7.
  22. ?
  23. ?




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!