Ермолова В.Б. (Ростов) Архитектурный пейзаж на изделиях из фарфора и фаянсав собрании ГМЗ «Ростовский кремль». c.79.

Среди изделий из фарфора и фаянса из коллекции ГМЗ «Ростовский кремль» в особую группу можно выделить предметы, на которых представлен видовой пейзаж.

Большинство европейских фарфоровых фабрик принадлежало королевским домам и обслуживало потребности двора. Россия третьей в Европе самостоятельно освоила производство твердого фарфора, и тем самым доказала конкурентоспособность на европейском рынке. И уже в XVIII в. коллекционирование было одним из видов бытования фарфора. К предметам из фарфора относились как к модным и изысканным редкостям. Репрезентативные функции на фарфоровых и фаянсовых изделиях выполняли изображения определенных архитектурных пейзажей. Многие предметы с такими сюжетами выступали в качестве дорогих сувениров, которые заказывались для подарков членам царской семьи, членам правительства и дворянам. Атрибуционно – исследовательская работа показала, что на многих фарфоровых и фаянсовых изделиях пейзажная роспись не является оригиналом, а репродуцирует сюжеты гравюр, литографий и печатной графики, которая была удобна для декорирования керамических изделий, особенно после введения техники печати на фарфоре с медных досок, которая была изобретена в Англии в 1756 г. Образцом для многих гравюр были живописные или графические произведения, но впоследствии гравюры становятся самостоятельным художественным произведением. В XVII-XVIII вв. особое распространение получает пейзаж с видами отдельных местностей и городов.

Изображения на предметах из фарфора и фаянса, представляют не только художественный интерес, но и являются ценным историческим источником, т.к. иллюстрируют облик различных городов и ландшафтов. Многие памятники архитектуры которых претерпели изменения или исчезли из-за различных политических перипетий. Мастера старались сохранять сюжет репродуцируемого оригинала, но иногда и интерпретировали его, выполняя в технике свободной кистевой росписи или усекая заготовку для печатного рисунка.

На тарелке из Кабинетского сервиза1 (рис. 1), изготовленной на Императорском фарфоровом заводе в 1790-х гг. в круглом медальоне изображена церковь Св. Этьены, названной дю Како. На обороте поясняющая надпись на французском языке: «Eglise de Ste Etienne dit du Caco». Живопись на тарелках из этого сервиза выполнена по гравюрам Д. Пиранези, но изображения на многих изделиях упрощались и составляли основные декоративные элементы2.

В XIX в. повышается интерес к топографическому изображению на изделиях из фарфора и фаянса, и можно сказать, он был сродни тому повышенному спросу, которым пользовались в XIX в. гравюры с известнейших произведений живописи. Усиленное внимание к культурным, географическим и историческим памятникам и местам подогревалось войнами, путешествиями, входившим в моду туризмом, страстью к коллекционированию, археологическими открытиями и системой обучения художников. В связи с совершенствованием музейного дела и открытием публичных музеев определилось новое, определяющее общее направление эпохи в изучении топографики благодаря путешествиям по различным городам, странам и континентам.

Новым видом путеводителя по достопримечательностям Москвы и Петербурга с окрестностями можно назвать фарфоровые и фаянсовые изделия 1-й половины XIX в. с видовыми пейзажами. Большая часть изображений представляет архитектуру ампира – которая изменила облик столичных городов. Некоторые виды снабжались надписью под изображением. Так, в собрании нашего музея представлены виды Санкт-Петербурга: Московские триумфальные ворота, памятник Петру I («Медный всадник»), Каменноостровский дворец; пригороды Санкт-Петербурга: Камеронова галерея и фонтан-скульптура «Молочница» в Царском селе; триумфальные ворота и Приоратский дворец в Гатчине, два вида Киева: Золотые ворота и памятник Магдебургскому праву или нижний памятник князю Владимиру; Федоровский женский монастырь г. Переславля – Залесского, Троице – Сергиева лавра, замок в г. Визенштайн в Германии, недалеко от Дрездена, колонна Траяна в Риме. Кроме того, на многочисленных предметах изображены так называемые идеальные, т.е. сочиненные пейзажи, что также являлось характерной чертой в декоративно-прикладном искусстве XIX в.

На фаянсовом заводе Джозайи Веджвуда в Англии в 3-й четв. XIX в. была выполнена тарелка с видом Московских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге (рис. 2). Эти ворота были построены на Московской заставе, служившей местом въезда в город и пунктом контроля привозимых грузов и приезжающих со стороны Москвы. Они сооружены по проекту В.П. Стасова в 1834-1838 гг. «Победоносным российским войскам в память побед в Персии, Турции и при усмирении Польши». Эта величественная постройка классического стиля состоит из двенадцати колоссальных чугунных каннелированных колонн дорического ордера и со скульптурными деталями, выполненными скульптором Б.И. Орловским. В 1936 г. ворота были разобраны и восстановлены лишь в 1959-1961 гг. Печатное изображение триумфальных ворот выполнено коричневой краской и помещается на плоском круглом зеркале тарелки и как бы заключено в орнаментальную рамку по борту3.

На чашке подмосковного частного фарфорового завода Сафронова (рис. 3), изготовленной в сер. XIX в., условно изображен памятник Петру I, занимающий важное место в пространстве площади, заключенной между протяженными зданиями Адмиралтейства, Сената, Синода и Исаакиевским собором в С.-Петербурге. Облик «великого града Петра», овеянный лирическими интонациями, был запечатлен в произведениях многих художников. На чашке из собрания ГМЗ «Ростовский кремль» изображен знаменитый «Медный всадник» на Сенатской площади. Слева находятся здания, специально построенные для сената и синода архитектором К.И. Росси (1829-1834). В верхней части виден купол с крестом церкови Святого Александра Невского при Сенате, построеной по проекту А.Е. Шнауберта4.

На гжельском заводе Териховых и Киселева в 1830-1840-е гг. для печатного рисунка черного цвета на фаянсовой тарелке послужила картина С.Ф.Щедрина «Вид Каменноостровского дворца с дачи графа Строганова» 1803 г., а автором гравюры в зеркальном изображении для тарелки, вписанной в круг, является И.В.Ческий. Этот факт подтверждается Д.А. Ровинским в «Подробном словаре русских граверов XVI-XIX вв.» «… подпись влево от бочки на обороте: «И.Ческий» (И.Ческiй)». Каменный остров С.-Петербурга в 1765 г. был подарен Екатериной II великому князю Павлу Петровичу. Строительство дворца велось с 1776 по 1781 г. архитекторами А. Фельтеном и Дж. Кваренги. Красивое по пропорциям и силуэту двухэтажное здание украшено восьмиколонным портиком и завершено аттиком (рис. 4, 5, 6) На пасхальном яйце, выполненном на Императорском фарфоровом заводе (?) в 1840-е гг., в овальном медальоне выполнен еще один вид Каменноостровского дворца. Вдали виден семипролетный арочный мост, построенный по проекту А.Бетанкура в 1813 г.5 (рис. 7)

На сливочнике, выполненном в 1830-е гг. на заводе Сафронова в деревне Короткой Богородского уезда Московской губернии, на тулове, в квадратном медальоне, в технике надглазурной росписи представлен полихромный пейзаж «Камеронова галерея (1783-1787) в Царском селе». Изображение с незначительными неточностями выполнено по гравюре К. Майера «Царское село. Камеронова галерея». 1793 г.6 (рис. 8, 9)

В 1820-е гг. на Императорском фарфоровом заводе была изготовлена тарелка с голубым бортом с золотым орнаментом и печатным раскрашенным изображением Триумфальных ворот города Гатчины по оригиналу С.Ф. Щедрина7. Триумфальные ворота были построены по чертежам архитектора В. Бренны. (рис. 10) Печатный оттиск на зеркале тарелки выполнен с гравюры И.В. Ческого.

Пейзажные изображения на описываемых предметах дополнены и оживлены стаффажем – отдельными фигурками военных, всадников, модниц и светских щеголей, которые не играют существенной роли в композиции росписи, т.к. главным «героем» произведения является сам пейзаж. Несмотря на такое прикладное значение, фигурки очень выразительны в отношении костюмов и стиля.

Интересная серия тарелок с архитектурными пейзажами на зеркале и растительным орнаментом по борту, выполненных в технике печати, была выпущена на Киево – Межигорской фабрике в 30-е гг. XIX в. Это предприятие было открыто в 1796 г. после упразднения Межигорского монастыря, рядом с которым находились залежи каолиновой глины, пригодной для производства фаянсовых изделий. Продукция этой фабрики приобрела известность во всей России. В нашем музее находится несколько тарелок.

Печатные рисунки коричневой краской на них выполнены с гравюр Дмитрия Степанова8, что подтверждается подписью в нижней части изображения.

На одной из тарелок с надписью: «Приорат в Гатчине»9 (рис. 11) изображен Приоратский дворец, расположенный на территории Приоратского парка г. Гатчины под Петербургом. Двухэтажное в основном массиве здание построено в 1797-1799 гг. по проекту Н.А. Львова при правлении Павла I. Высокие кровли, граненая одноэтажная пристройка капеллы и каменная башня со шпилем придают дворцу облик средневекового замка. Оригинальное здание Приората было предназначено для французского принца Конде – приора (настоятеля) мальтийского рыцарского ордена, который после революции 1789 г. вместе с руководителями ордена эмигрировал в Россию. С 1783 г. Гатчина была резиденцией наследника престола – будущего императора Павла, который был избран великим магистром ордена.

На другой тарелке 1831 г. с надписью «Царскосельская молочница»10 (рис. 12) можно видеть Царское село (ныне г. Пушкин). На зеркале тарелки на фоне пейзажа изображен знаменитый фонтан – скульптура П. Соколова «Молочница», устроенный по проекту А.А. Бетанкура в 1810-1817 гг. Скульптура изображает Перетту из басни французского поэта XVIII в. Ж. Лафонтена «Молочница или кувшин с молоком». Фонтан у гранитной пристани Большого пруда над единственным, естественным родником Екатерининского парка. На большом валуне помещена небольшая бронзовая фигура сидящей девушки с печально опущенной головой и грустящей над разбитым кувшином, из которого вытекает струйка воды.

Необходимо обратить особое внимание на тарелки с видами Киева, которые могли выступать в качестве сувениров, т.к. первые открытки с видами этого города появились лишь в 1895 г.11 В это же время Министерством внутренних дел России было разрешено изготовление открыток частными лицами.

На тарелке с надписью «Крещатик в Киеве»12 на фоне противоположного берега Днепра представлен памятник Магдебургскому праву (рис. 13), установленный также у фонтана, вода в который поступает из близлежащих горных ключей. Местные жители считали воду Крещатинского источника полезной при глазных болезнях. Памятник этот сооружен в 1802-1808 гг. по проекту А.И. Меленского на средства киевлян у берега Днепра при спуске с Александровской горы (современное название «Владимирский спуск» получил с 50-х годов ХХ в.), где была устроена часовня у места крещения киевлян. Этот мемориальный монумент воздвигнут в честь возвращения Киеву в 1797 г. магдебургского права – феодального городского права, по которому города освобождались от управления и суда феодалов, закреплялись права городских сословий и регулировались различные виды деятельности в городе. Памятник Магдебургскому праву в виде 18-метровой изящной колонны тосканского ордера увенчан золотым крестом на серебряном шаре, в основании имеет три арочных проема. В арочном постаменте находится восьмигранный бассейн с фонтаном.

Руины одного из древнейших уникальных памятников архитектуры Киева изображены на тарелке 1837 г. с надписью под изображением: «Золотые ворота в Киеве»13 (рис. 14). Эти главные ворота древнего Киева были сооружены в 1037 г. великим князем Ярославом Мудрым. Сооружение сильно пострадало в течение веков и уже в XVII веке представляло собой развалины. В XVIII в. эти руины засыпали землей по распоряжению сената. В 1832 г. Золотые ворота были раскопаны археологом К.А. Лохвицким, а оставшиеся две стены из кирпича и дикого камня подперты контрфорсами и скреплены железными перекладинами архитектором Ф.И. Меховичем. Изображение оставшихся руин мы и видим на зеркале данной тарелки.

Большая часть гравированных и литографированных видов русских обителей выполнялась по заказам монастырей, в основном, для продажи паломникам. Архитектурные монастырские комплексы, как и многие ведуты, были представлены перспективно. Это позволяло представить весь ансамбль в окружающей ландшафтной среде. Троице-Сергиева лавра имела свою литографскую мастерскую, основанную в 1843-1844 гг., где печатались листы с видами монастырей. Традицию распространения литографированных изображений продолжил на своих предприятиях и крупный фарфоровый магнат М.С. Кузнецов, используя технику декалькомании на керамических изделиях.

На тулове чайника представлен вид Троице-Сергиевой лавры (рис. 15) с юго-восточной стороны. Печатное изображение черной краской заключено в овал. На тулове чайника представлен вид Троице-Сергиевой лавры после реконструкции 1829-1842 гг., когда шатровые завершения большинства башен были заменены сферической кровлей «колпаком»14 Для того, чтобы разместить на выпуклой поверхности плоское изображение, деколь в нескольких местах была усечена. Поэтому искажено изображение и сопровождающая его надпись в нижней части.

Вид с запада Федоровского женского монастыря г. Переславля Залесского можно видеть на фаянсовой чашке, изготовленной на фабрике М.С. Кузнецова в с. Кузнецово Тверской губернии (рис. 16) Литографированное черно-белое изображение Федоровского женского монастыря выполнено по фотографии начала ХХ в. и это позволяет представить, каким был монастырь в этот период, т.к. в настоящее время многие сооружения не сохранились. На представленном изображении за монастырскими стенами можно видеть колокольню (нач. XVIII в.), купол церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы(1684), часовню-колодец, святые врата, купола собора во имя великомученика Феодора Стратилата (1557-1564).

На тарелке Майссенской фарфоровой мануфактуры, изготовленной в конце XVIII – начале XIX вв., в круглом медальоне, можно видеть замок в г. Визенштайн на высокой скале в Саксонии, близ города Дрездена (рис. 17) Полихромный рисунок показывает всю красоту горной местности с лесистыми склонами и речкой Мюглиц. Очертания замка со стройной высокой башней среди пышной зелени деревьев четко вырисовываются на фоне голубого неба. Изображение заключено в золоченую орнаментальную рамку на кобальтовом фоне зеркала и прорезного борта с цветочной росписью в трех резервах. На оборотной стороне надпись черной надглазурной краской: «Weesenstein».

В коллекции музея также находится целый ряд предметов с изображением идеальных пейзажей, выполненных в технике кистевой росписи и в технике переводной печати. В основном представлены руины, замки и отдельные архитектурные памятники. Атрибутировать такие пейзажи сложно. На примере рассмотренных экспонатов можно сделать вывод, что топографические виды на изделиях из фарфора и фаянса русского и иностранного производства в большинстве своем являются точными копиями или вариациями живописных или графических произведений и представляют такой же интерес для исследований, как и их живописные или графические оригиналы.

  1. РЯМЗ КП-20189, Инв. № К-1600. «Мир русской усадьбы.» Каталог выставки. Ст. «Парадная столовая» Т.А. Мозжухина. «Авангард». Москва. 1995. С.106.: «Под названием Кабинетского сервиза объединяется множество предметов со сходным декором. Их прототипом стал столовый и десертный сервиз, который в 1793 г. Екатерина II заказала для графа А.А.Безбородко (1747-1799). В 1790-е годы Екатерина пожаловала большой сервиз с видами Италии и бордюром из полевых цветов графу Безбородко А.А. Этот сервиз был эталонным для целого ряда подобных изделий Императорского фарфорового завода на рубеже XVIII – XIX веков. Новые сведения о Кабинетском сервизе приведены Т.В.Кудрявцевой в кн.: Екатерина Великая. Русская культура второй половины XVIII века. Каталог выставки. СПб., 1993. С.138.»
  2. ДПИ, №12, 1987 г. М.А. Бубчикова.Фарфор в русской культуре XVIII – XIX веков. С.33.
  3. РЯМЗ КП-24068 Инв. № К-1963.
  4. РЯМЗ КП-7953/1 Инв. № К-358/1. Иогансен М.В., Лисовский В.Г. Ленинград. Л.,1982. С.199. Храмы Петербурга. Справочник-путеводитель. СПб, 1992. Авторы-составители: А.В. Берташ, Е.И. Жерихина, М.Г. Талалай. С.59.
  5. РЯМЗ КП-16824, Инв. № К-1018 – тарелка, РЯМЗ КП-16805, Инв. № К-1035-яйцо пасхальное. Витязева В.А. « Невские острова « (Елагин, Крестовский, Каменный), Л., 1986. С.26-28,40, 43-44. Дулькина Т.И. « Гжель. Тонкий фаянс.», М., 2000. С.60, 273.
  6. РЯМЗ КП-8017 , Инв. № К-384. По оригиналу К.Майера «Царское село. Камеронова галерея.» 1793 г. Гравюра, акварель. Д.А. Кючарианц, А.Г. Раскин. Пригороды Ленинграда. Архитектурно – художественные памятники XVIII-XX веков. Л., 1985. Рис. № 29.
  7. КП-20499 Инв. № К-1604 На оборотной стороне надпись черным цветом «вйдъ трйумфальныхъ воротъ. Города Гатчины». На зеркале оттиск с гравюры И.В.Ческого по оригиналу Сем.Ф.Щедрина «Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля.» Панно. 1799-1801 гг. ГТГ. История русского искусства, т.7. М., 1961 г. С. 203.
  8. Третьяковская Галерея. История и коллекции. М., 1986. С.102. В.Б.Ермолова Русский фарфор ХVIII – XX вв. М., 1989; В.Т.Кривоносов Музей-заповедник «Ростовский кремль». М., 2001.
  9. Т.И. Дулькина. Гжель. Тонкий фаянс. М., 2000. С.36. «Д.Степанов появился на Киево-Межигорской фаянсовой фабрике в 1817 г. До этого она приобретала медные доски с печатными рисунками в Петербурге, заказывая их профессионалам-граверам.»
  10. РЯМЗ КП-17491 Инв. № К-1162. Д.А. Кючарианц, А.Г. Раскин. Пригороды Ленинграда. Архитектурно – художественные памятники XVIII-XX веков. Л., 1985. С. 332-335.
  11. КП-17492 Инв. № К-1163 . Д.А. Кючарианц, А.Г. Раскин. Пригороды Ленинграда. Архитектурно – художественные памятники XVIII-XX веков. Л., 1985. С. 207-208.
  12. Киев. Энциклопедический справочник. Под редакцией А.В. Кудрицкого. Издание третье (дополненное). Киев, 1986. С.457.
  13. РЯМЗ КП-17487 Инв. № К-1158. М.М. Захарченко. Киев теперь и прежде. Киев, 1888. С.168. Киев. Энциклопедический справочник. Под редакцией А.В. Кудрицкого. Издание третье (дополненное). Киев, 1986. С.371. Путеводитель по Киеву. Киев, 1894. С.131-132.
  14. РЯМЗ КП-17493, Инв. № К-1164. М.М. Захарченко. Киев теперь и прежде. Киев, 1888. С.230-232. Киев. Энциклопедический справочник. Под редакцией А.В. Кудрицкого. Издание третье (дополненное). Киев, 1986. С.218-219. Путеводитель по Киеву. Киев, 1894. С.135.
  15. РЯМЗ КП-10058/110, Д-53. В.И.Балдин. Загорск. М.,1984. С.13-36, 55-56,68. Русская керамика XVIII- начала XIX века в собрании Загорского государственного историко-художественного музея – заповедника. Каталог. Составители: О.А. Адамайтис, М.С. Сысоева. М., 1976. С.50-51, 87. №114. Фарфор, фаянс XVIII- начала XX века в собрании Загорского музея (новые поступления 1976-1985 гг.). Авторы-составители: О.И. Зарицкая, Л.А. Шитова. М., 1986. С.35. №179.




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!