Виденеева А.Е. (Ростов) О деятельности епископа Иосифа по организации торжеств, посвященных 200-летию кончины св. Димитрия Ростовского в 1909  году. c.210.

В 1909 г. Русская Православная церковь отмечала 200-летие кончины святителя Димитрия Ростовского. Центром проведения торжеств был Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, ставший последним местом упокоения святителя и долгие годы хранивший его чудотворные мощи. Одним из главных организаторов празднования явился настоятель обители, викарий Ярославской епархии, епископ Иосиф. В настоящей работе представлены материалы, позволяющие оценить его вклад в дело подготовки и проведения мероприятий, посвященных этой юбилейной дате.

В качестве документальной основы было использовано дело о Димитриевых торжествах, находящееся в составе фонда Спасо-Яковлевского монастыря РГАДА1. Оно представляет собой обширную тематическую подборку документов объемом более чем 300 листов. Обзор документов, входящих в состав этого дела, представлен в работе М.К. Павлович2. Наряду с архивными материалами были привлечены воспоминания современников, написанные и опубликованные по свежим следам этого празднования, в течение одного-двух месяцев после его проведения. Речь идет о книге «Димитриевы дни в Ростове Великом»3, и работе В.А. Талицкого4.

Начнем с представления главного героя нашего повествования. Мирское имя епископа Иосифа – Иван Семенович Петровых. Он родился в 1872 г. в городе Устюжне Новгородской губернии. Избрав для себя путь духовного служения, он в 1899 г. стал преподавателем Московской академии и спустя четыре года  получил профессорское звание и степень магистра богословия. В 1901 г. приял монашеский постриг, был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха, а через три года возведен в сан архимандрита. Впоследствии  возглавлял монастыри Холмской епархии – Яблочинский и Юрьевский5 5 марта 1909 г. Иосиф был посвящен в сан епископа и назначен викарием Ярославo-Ростовской епархии и настоятелем Спасo-Яковлевского монастыря, которым он управлял до 1926 г.6

Итак, в 1909 г. в Яковлевскую обитель епископ Иосиф прибыл ровно за полгода до начала празднования 200-летия кончины святителя Димитрия. Трудно утверждать наверняка, но вполне возможно, что его перевод из Новгорода в Ростов был обусловлен тем обстоятельством, что архиепископ Тихон желал видеть во главе Спасо-Яковлевской обители яркую и деятельную личность, настоятеля, способного справиться с огромной работой по подготовке монастыря к празднованию и организации самих торжеств. И как показало время, епископ Иосиф блестяще справился с грузом весьма непростых обязанностей, возложенных на него.

Между тем, подготовка юбилея началась задолго до наступления памятной годовщины. Еще в конце 1908 г. в Ростове, под председательством тогдашнего настоятеля Спасо-Яковлевского монастыря архимандрита Анатолия, был основан «комитет по устройству торжеств». В марте 1909 г. его деятельность возглавил епископ Иосиф. Аналогичная организация под председательством викарного епископа Евсевия действовала и в епархиальном центре, – в Ярославле7. Главная ответственность за подготовку грядущего празднования была возложена на главу Ярославской епархии – архиепископа Тихона, будущего всероссийского патриарха, впоследствии причисленного церковью к лику святых.

Архиепископа Тихона и епископа Иосифа связывали дружеские отношения. Немало документов, имеющих отношение к подготовке Димитриевских торжеств, были адресованы на имя архиепископа Тихона. Судя по резолюциям владыки, оставленных им на этих документах, большинство из них переадресовывались епископу Иосифу и передавались ему для последующего исполнения8.

Ростовский комитет по подготовке торжеств, возглавляемый епископом Иосифом, объединил представителей городских властей, общественности и высшего ростовского духовенства: его членами являлись городской голова Ардалион Христофорович Опель, староста Ростовского общества хоругвеносцев и хранитель Ростовского музея Иван Александрович Шляков, ростовский купец и деятель городского управления, коллекционер и исследователь Андрей Александрович Титов, настоятель Авраамиевского монастыря архимандрит Герман, протоиерей ростовского собора Александр Пречистенский, директор Ростовской гимназии Сергей Павлович Моравский и другие9.

Комитет распространял сведения о готовящемся юбилее, рассылал приглашения, вырабатывал порядок празднования и изыскивал средства на его проведение. Не будет преувеличением сказать, что основную часть этих непростых обязанностей принял на себя епископ Иосиф. Во всяком случае, судя по сохранившимся документам, рукой владыки написана немалая часть ключевых документов, а именно: порядок крестного хода с обнесением мощей св. Димитрия вокруг монастыря (см. Приложение), расписание дежурств монашествующих у раки святителя Димитрия и другие10.

Накануне празднования публиковались сочинения св. Димитрия11 и издавалась литература о жизни святителя12 Большими тиражами издавались жизнеописание ростовского владыки, а также материалы о прославлении его мощей13. Были подготовлены листки, буклеты, брошюры о святителе Димитрии, которые распространялись накануне праздничных дней. Имеются свидетельства того, что епископ Иосиф уделял этому особенное значение. Более того, именно он настоятельно ратовал за новое переиздание сочинений Димитрия Ростовского, однако эта идея не получила синодального одобрения и не была воплощена в жизнь14. По итогам празднования 200-летия кончины ростовского владыки публиковались даже настоящие книги, такие как «Димитриевы дни в Ростове Великом», или работа В.А. Талицкого «Торжественные дни в Ростове Великом».

В течение 1909 г. в газетах также появлялись статьи и заметки, посвященные дням памяти св. Димитрия. В самом общем виде их также можно разделить на две группы: информация о подготовке к празднованию и отчеты о его проведении. В целом, удалось обнаружить шесть публикаций, четыре из которых – были подготовлены епископом Иосифом15.

Спасо-Яковлевский монастырь, хранящий мощи св. Димитрия, благоустраивался и украшался. Прославлению памяти святителя пожелали послужить множество людей. На нужды обители поступали пожертвования не только от частных лиц, но и от целых учреждений и организаций. Общая сумма вкладов составила около девяти тысяч рублей.

Следует признать, что на плечи епископа Иосифа легла непростая задача изыскания средств для готовящегося юбилея. Сохранился показательный документ – обращение владыки к потенциальным благотворителям: «К предстоящим торжествам 200-летия со дня кончины великого Святителя Димитрия помогите привести в более благопристойный вид место Его земного упокоения – храм Зачатиевский в Спасо-Яковлевском монастыре. ... Помогите, кто сколько может, не стесняясь малостию жертвы ради Святителя – Славы Ростова и Покровителя. Пусть благолепие возобновленного храма его будет лучшим даром города Великому Святителю к Его грядущему торжеству»16.

Настоятель позаботился о том, чтобы украсить и благоустроить свой монастырь к празднику. В летний сезон 1909 г. все постройки Спасо-Яковлевского монастыря: храмы и жилые корпуса, колокольня, ограда и башни были выбелены, а кровли строений – выкрашены. Именно в 1909 г. в монастыре появилось электрическое освещение. Особое внимание уделялось состоянию старого монастырского собора – места, избранного святителем Димитриев в качестве места погребения. В храме Зачатия св. Анны была промыта стенопись, вычищен и вызолочен иконостас, в алтаре устроено горнее место, а над престолом утверждена новая сень17.

По воле епископа Иосифа в 1909 г. в обители был основан новый храм, посвященный Толгской иконе Богоматери – небесной покровительницы Ярославо-Ростовской епархии. Он был размещен в юго-западной башне и задуман как домовая церковь настоятеля. С устроением Толгской церкви в Спасо-Яковлевском монастыре появился первый престол, посвященный Богоматери18. Толгская икона Богоматери считается покровительницей Ярославо-Ростовской епархии; по преданию, чудотворный образ Толгской иконы Богоматери в 1314 г. был обретен ростовским епископом Трифоном19. Освящение Толгской церкви, приуроченное празднованию Рождества Богоматери, произошло 8 сентября, незадолго до наступления Димитриевского юбилея.

К праздничным дням в монастыре были подготовлены памятные медали, приобретены иконки и кресты для благословения верующих.

Димитриевские торжества собрали множество гостей. Из числа духовенства почтить память св. Димитрия прибыли московский митрополит Владимир, ярославский архиепископ Тихон, нижегородский архиепископ Назарий, викарный епископ Ярославской епархии Евсевий, викарий Киевской епархии Павел, синодальный ризничий архимандрит Димитрий, архимандрит Спасо-Андронникова монастыря Сильвестр, архимандрит Донского монастыря Иаков, настоятели ростовских монастырей и многие другие20.

Перечень светских гостей был не менее представителен. Ростов и Спасо-Яковлевский монастырь посетили ярославский губернатор граф Д.Н. Татищев, московский губернатор В.Ф. Джунковский, костромской губернатор Веретенников, Член Государственного совета князь А.Н. Лобанов-Ростовский, попечитель Московского учебного округа А.М. Жданов, председатель Ярославской ученой архивной комиссии князь П.Д. Урусов, княгиня С.А. Голицына, княжна В.В. Урусова, граф П.С. Шереметев, представители ярославского и ростовского дворянства, члены различных обществ и служащие многих учреждений21.

Трудно даже представить объем переписки, которую вел епископ Иосиф для того чтобы обеспечить столь представительный состав участников памятных юбилейных дней.

Празднование 200-летия кончины св. Димитрия отмечалось в Ростове на протяжении нескольких дней. Главные торжества развернулись в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре.

Вечером 26 октября во всех приходских храмах и монастырских соборах Ростова было совершено всенощное бдение, а утром 27 октября повсеместно служились торжественные литургии. В Яковлевском монастыре служба производилась одновременно в двух храмах – Зачатиевском и Димитриевском соборах22. В храме св. Димитрия панихиду святителю, под предстоятельством митрополита Владимира служили архиереи, архимандриты и более тридцати священников. Все они были в белых облачениях. По свидетельству современников, «впервые Ростов увидел такой величественный, многочисленный сонм пастырей и архипастырей. Церковь земная объединилась с Церковью Небесной в приличном случаю торжественном виде, напоминая белыми одеяниями тихий свет славы небесной»23.

Вечером во всех ростовских церквях служилось всенощное бдение. Центром празднества вновь стал Димитриевский собор Спасо-Яковлевского монастыря, где в богослужении принимал участие представительный состав духовенства: митрополит Владимир, архиепископы Тихон и Иосиф, епископы Павел и Евсевий, архимандриты Герман и Власий, архимандриты, и протоиереи, священники и диаконы. Служба сопровождалась стройным пением двух хоров – архиерейского и монастырского. В центре храма на особом постаменте под высоким балдахином покоились мощи св. Димитрия, перенесенные на праздничные дни из Зачатиевского собора – места его постоянного упокоения24. Это богослужение, «редкое по умилительности и способности высоко настраивать душу», произвело огромное впечатление на всех присутствующих. Весь вечер на монастырском дворе находилось множество людей, а сама обитель была празднично иллюминирована электрическим освещением25.

28 октября рано утром город был разбужен тяжелым звуком огромного двухтысячепудового колокола соборной звонницы. После совершения богослужения в Успенском соборе из центра города в Яковлевский монастырь был совершен крестный ход, названный современниками «небывалым по своей грандиозности, чинности и церковной красоте». Средоточием празднования явилась литургия в монастырском храме св. Димитрия Ростовского, по окончании которой ровно в полдень мощи святителя крестным ходом были обнесены вокруг монастыря. В тот день людьми были заполнены не только монастырские храмы, но и вся обитель, и пространство вокруг нее26.

Надо ли говорить, что в праздничных богослужениях, наряду с приглашенными гостями принимал участие епископ Иосиф. Достоверно подтверждено его участие в самых торжественных службах – всенощной 27 октября и литургии 28 октября, проводимых в храме Димитрия Ростовского27.

Октябрьские Димитриевские празднования 1909 г. заложили традицию совершения крестных ходов вокруг обители с мощами святителя Димитрия и перенесения мощей владыки на летний период в новый монастырский собор, носящий его имя. У истоков этой традиции стоял епископ Иосиф, который еще в марте 1909 г., то есть едва прибыв в Яковлевскую обитель подал архиепископу Тихону прошение «ходатайствовать у Свят. Синода не только в юбилей, но и ежегодно в один из дней памяти Святителя разрешения на обнесение его св. мощей кругом обители». Ходатайство ярославского владыки получило синодальное одобрение28, с тех пор ежегодно на летний период мощи святителя Димитрия переносились в новый монастырский собор. Как писал епископ Иосиф, «от Ростовскаго Спасо-Иаковлевскаго монастыря сим объявляется, что 24-го мая (ежегодно) после малой вечерни имеет быть торжественное перенесение св. мощей Святителя Димитрия Ростовскаго в летний (Шереметевский) храм с обнесением св. мощей кругом обители 25-го мая, после Божественной литургии. Обратно в зимний (Зачатиевский) храм св. мощи будут переноситься 21-го сентября (ежегодно)»29.

28 октября 1909 г. почетные гости, принимавшие участие в праздновании памяти св. Димитрия осмотрели достопримечательности Ростовского кремля – бывшего архиерейского дома и посетили Ростовский музей церковных древностей. Вечером в Ростовском духовном училище, которое располагалось в кремле и носило имя св. Дмитрия, произошло торжественное заседание Ярославской архивной комиссии Комитета по устройству юбилейных торжеств. На нем были зачитаны приветствия, адреса и телеграммы, поступившие в Ростов из Москвы, Петербурга, Киева и множества других городов30. Огромное число откликов подтверждали значимость юбилея св. Димитрия, а сердечность и искренность посланий свидетельствовали о поистине всенародной любви к святителю. Показательно, что добрая половина этих посланий была адресована на имя епископа Иосифа.

Юбилейное празднование двухсотлетия со дня кончины святителя Димитрия завершилось в Ярославле торжественным собранием, устроенным Димитриевским братством в духовной семинарии и проходившим при большом стечении публики. По предложению архиепископа Тихона общее собрание братства единогласно удостоило епископа Иосифа званием почетного члена Ярославского епархиального Свято-Димитриевского братства31.

В заключение, еще раз подтвердим, что празднование 200-летия кончины святителя Димитрия отмечалось в Спасо-Яковлевском монастыре с особым размахом и великолепием. Без преувеличения можно сказать, что это явилось одним из самых значительных и особенно памятных событий духовной жизни Ростова начала XX столетия. По признанию свидетелей и участников юбилейных торжеств, «это было великое празднество веры и благочестия в честь и память ревнителя православия». И в том, что эти дни стали и запомнились именно такими – заслуга главного организатора Димитриевых торжеств – настоятеля Спасо-Яковлевского монастыря епископа Иосифа.

  1. РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 1477.
  2. Павлович М.К. Документы РГАДА о праздновании 200-летия кончины св. Димитрия Ростовского // ИКРЗ. 2000. Ростов, 2001. С. 51-55.
  3. Димитриевы дни в Ростове-Великом. Празднование 200-летия со дня кончины Св. Димитрия, митрополита Ростовскаго. Ярославль, 1909.
  4. Талицкий В.А. Торжественные дни в Ростове Великом в память 200-летия со дня блаженной кончины св. Димитрия Ростовского чудотворца. М., 1909.
  5. Вахрина В.И. Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь. М., 2002. С. 81.
  6. РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 206. Л. 44, 45; РФ ГАЯО. Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 55. Л. 5, 32.
  7. Димитриевы дни в Ростове-Великом ... С. 3.
  8. См., напр.: РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 1477. Л. 24, 86-86 об., 189-189 об., 202.
  9. Димитриевы дни в Ростове-Великом ... С. 6-7; РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 1477. Л. 44-44 об., 131; Д. 207. Л. 74 об.
  10. РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 1477. Л. 108-108 об., 121-121 об.
  11. Уроки благочестия. Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Ярославль, 1909; Титов А.А. Проповеди святителя Димитрия, митрополита Ростовского на украинском наречии. М., 1909.
  12. Дмитриев Д. Российский Златоуст святитель Димитрий Ростовский. Сергиев Посад, 1909; К 220-летию памяти св. Димитрия Ростовского. 28 октября 1709–1909 гг. Ярославль, [1909].
  13. Святитель Димитрий митрополит Ростовский. К 200-летию со дня его кончины. Ярославль, 1909; Прославление памяти и мощей святителя Димитрия Ростовского. СПб., 1909.
  14. РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 1477. Л. 136.
  15. Е[пископ] И[осиф]. Подготовления к ростовскому юбилею // «Колокол». № 1061. 24 сентября 1909 г.; [Епископ Иосиф] Приготовление к 200-летию кончины св. Димитрия Ростовскаго (из Ростова) // «Вече». Издание Московского союза русского народа. Москва. 26 сентября 1909 г. № 110. С. 4; Е[пископ] И[осиф]. Подготовления к ростовскому юбилею // «Русский народ». № 669. 18 октября 1909 г.; Празднование памяти св. Димитрия Ростовскаго // «Колокол». № 1090. 30 октября 1909 г.
  16. РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 1477. Л. 72.
  17. Виденеева А.Е. Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в 1909 г. // Филевские чтения. Вып. IX. Святой Димитрий митрополит Ростовский. Исследования и материалы. М., 1994. С. 211-219.
  18. РФ ГАЯО. Ф. 145. Оп. 2. Д. 9. Л. 32, 35.
  19. Летописец о ростовских архиереях / Публ. и примеч. А.А. Титова. СПб., 1890. С. 6.
  20. Димитриевы дни в Ростове-Великом ... С. 5-6.
  21. РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 1477. Л. 37-37 об.
  22. РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 1529. Л. 13 об.
  23. Димитриевы дни в Ростове-Великом ... С. 10-11.
  24. РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 1477. Л. 29-29 об., Д. 1529. Л. 13 об.
  25. Димитриевы дни в Ростове Великом ... С. 15-16.
  26. РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 1477. Л. 29 об.-29а; Димитриевы дни в Ростове Великом ... С. 17-18.
  27. РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 1477. Л. 121-121 об.
  28. РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 1477. Л. 50.
  29. РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 1477. Л. 270.
  30. Димитриевы дни в Ростове Великом ... С. 27-39, 42-65.
  31. РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 1477. Л. 140.
Приложение
1909 г., [2] сентября. Порядок совершения крестного хода 28 октября 1909 г. из Успенского собора в Спасо-Яковлевский монастырь и вокруг обители, разработанный епископом Иосифом.
«[Иосиф] Епископ Угличский, викарий Ярославской епархии.
Циркулярно.

К сведению духовенства, хоругвеносцев, учащихся и прочих лиц, имеющих участвовать в крестном ходе из собора в Спасо-Иаковлевский монастырь и в сем монастыре при обнесении кругом св. мощей Святителя Димитрия.

1. Крестный ход выступает из собора в 8 3/4 часов.
2. Порядок шествия: впереди всех учащиеся в четыре ряда, далее псаломщик в стихаре с фонарем, за ним два псаломщика в стихарях с запрестольными иконами; за ними остальные псаломщики и семинаристы в стихарях по два в ряд; диакона по два в ряд; священники по два в ряд; – младшие впереди. За последнею парою священников икона Святителя Димитрия и Тихвинской Б[ожией] М[атери]. Далее архиерей, впереди котораго два иподиакона, а позади два диакона, посошник и лампадчик. За духовенством следуют почетные гости-богомольцы, за ними наряд полиции и, наконец, народ, которому не дозволяется смешиваться с процессией, хотя идти по панелям параллельно процессии не воспрещается.
3. Хоругвеносцы с хоругвями располагаются на местах – подле или против каждой паты духовенства – таким образом, чтобы последняя пара хоругвей шла рядом с последней парой духовенства, а первая пара позади двух псаломщиков с крестом и запрестольною иконою, или куда достанет по числу хоругвей и священников.
4. По прибытии к монастырю учащиеся, не останавливаясь у входа под колокольню, идут прямо в Иаковлевский храм, где и стоят за литургией.
5. Псаломщик с фонарем идет к Шереметевскому храму, тоже не останавливаясь, и ставит фонарь на приготовленное для него место справа на паперти под колоннами.
6. Запрестольныя иконы тоже ставятся около фонаря на тумбы.
7. Псаломщики, диаконы и священники и все хоругви тоже не останавливаясь у входа, идут под колокольню по обеим сторонам мимо Митрополита и выстраиваются в том порядке, как шли, по обеим сторонам каменной дорожки, ведущей от колокольни, по направлению к Шереметевскому храму и стоят здесь до тех пор, пока Митрополит и прочее Шереметевское духовенство не уйдет в Шереметевскую церковь.
8. По уходе митрополита, псаломщик и прочее духовенство идут в алтарь Иаковлевской церкви, где и разоблачаются.
9. Хоругви располагаются на обычных местах, у решетки возле Зачатиевской церкви.
10. К окончанию литургии, духовенство, облачившись снова в алтаре Иаковлевской церкви, устанавливается от Шереметевской паперти в том же порядке, как и в начале, для шествия к озеру через Водяные ворота.
11. Хоругви теперь идут не рядом со священниками, а впереди всех (последняя пара имеет позади фонарь) и раньше всех проходят по насыпи до колокольни, где должна остановиться последняя пара. Здесь духовенство войдет в стоящую цепь хоругвей, и последняя пара его сравняется с последней парой хоругвей.
12. На остановках духовенство не перестраивается, а лишь останавливается в том же порядке, повернувшись лицами друг к другу.
13. Святыя мощи тоже лишь останавливаются, не заворачивая никуда.
14. По окончании чтения Евангелия и осенении крестом народа, св. мощи, как сказано в церемониале, будут остановлены, пока не подойдет народ. Во все это время хоругви и духовенство должны твердо оставаться на своих местах; народ пройдет мимо их в средине.
15. От колокольни хоругви двигаются дальше опять рядом с парами священников, как и при шествии из собора.
16. С приближением к северным входным вратам в них входят все хоругви и священники, выстраиваясь по аллее внутри ограды до поворота колокольне. //
17. У северных врат остаются лишь архиереи и рака со св. мощами, для положенных чтений.
18. По окончании чтений у св. ворот хоругви и духовенство продвигаются опять вдоль каменной дорожки к колокольне, а монастырския хоругви выстраиваются от этой дорожки до Зачатиевской церкви, чтобы после последней остановки (против колокольни) пропустить мимо себя св. мощи в Зачатиевский храм.
19. Все время над мощами несут 4 кипарисовыя хоругви и балдахин особо избранные хоругвеносцы.
20. Певчие следуют справа от митрополита и несколько позади его.
21. Последняя остановка и окончание молебна против колокольни.
22. По окончании многолетия здесь и осенения крестом, хоругви и духовенство, выстроившееся к колокольне, уходят чрез нее в собор, а св. мощи несут в Зачатиевский храм, мимо линии монастырских хоругвей, где устанавливаются на место.
23. Монастырские хоругви во избежание толкотни вносятся в Иаковлевский храм (не ранее как пропустят мощи) и здесь устанавливаются на клиросах.

Епископ Иосиф.

(Данный порядок празднования 2 сентября 1909 г. был утвержден ярославским архиепископом Тихоном).
РГАДА. Ф. 1407. Оп. 1. Д. 1477. Л. 108-108 об.





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!