Быковская Н.В. (Москва) Родственные и культурные связи Ростовской семьи купцов Кекиных c. 167.

Ростовский род Кекиных очень древний и знатный. Предки их относились к редкому сословию на Руси, сокольих помытчиков1. Занимались обучением ловчих птиц охоте, так называемое «помыкание».

В своей книге «Я верил в Россию» профессор, известный гидротехник Н.М. Щапов писал: «Почему именно Ростов был особенно пригоден для соколиного воспитания, я склонен объяснить наличием в Ростове большого озера именем Неро с болотистыми ранее, затем обращенными в огороды берегами. Эти болота, наверное, были привольем для дикой птицы, брать которую и учили помытчики соколов»2. Помимо этого промысла Кекины вели торговую деятельность, из южных районов доставляли хлопок и сухофрукты. Часто бывали на Макарьевской ярмарке. Отдельные представители этого рода оставили глубокий след на Ростовской земле. Прежде всего, легендарный Алексей Леонтьевич Кекин. Ростовская гимназия – увековеченная память об этом человеке. Его брат Владимир Леонтьевич Кекин – выдающаяся личность на Казанской земле. Особняк на улице Горького, «Дом Кекина», до настоящего дня служит городу и используется для торговых и офисных помещений3.

Мы постарались осветить жизнь одной ветви рода Кекиных. Эти люди были рядовыми купцами, но, тем не менее, династические браки дали поколения, служившие верой и правдой на благо России. Основатель этого семейства Иван Васильевич Кекин родился в 1786 г. Супруга его Авдотья Гавриловна Милютина – в 1784 г. Род ростовских Милютиных – очень древний и богатый. Отец Авдотьи занимался поставками соли в Вологду и Великий Устюг4. В 1785 г. он был бургомистром в Ростове; в 1789 г. объявил капитал на 6000 рублей по 2-й гильдии5. Портрет И.В. Кекина работы неизвестного художника экспонируется в одном из залов Кашинского краеведческого музея; воспроизводится в книге Б.М. Кирикова «Кашин»6. И.В. торговал медом и воском7. В браке с А.Г. родились сын Иван и дочь Катерина.

В Кашинском музее сохранился документ « Домашнее распоряжение по поводу кончины Ивана Васильевича Кекина». Это духовное завещание, согласно которому каждому члену семьи выделялась денежная доля. Но обращает на себя внимание следующее распоряжение: «В случае моего смертного часа желаю по смерти моей сына моего Ивана Ивановича в распоряжении имения моего не допускать, поскольку я признаю его по разным причинам, мне известным, его не способным к исправлению коммерческих дел….»8 Указано, что причин несколько. Скорее всего, это и состояние здоровья, и, может быть расточительность. В купеческих семьях принято вести строгий учет денежных средств.

Иван Иванович был женат на Вере Ивановне Щаповой. Она происходила из древнего Ростовского купеческого старообрядческого рода. Значение слова «щап», «щапить» можно найти в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля. Смысл этих слов – франт, щеголь. Ее предки относились также к сословию соколиных помытчиков. В Переписных книгах XVII в. упоминается Киприан Щапов, от которого ведет начало эта ветвь. В Ростове местожительство этих Щаповых – Покровская десятня в приходе церкви Василия Кесарийского. Родителями Веры были: Иван Васильевич (1788-1853)9 и – Анна Петровна, урожденная Исаева (1793-1830). Кроме Веры, в семье родились: Александр (род. ок. 1817), Петр (род. ок. 1822), Василий (род. ок. 1826), Марья и сводная сестра Анна (род. 1835 г. от второго брака отца с Анной Матвеевной, урожд. Мироновой). Анна вышла замуж за купца Ивана Васильевича Сутугина из города Кашина10. И.В.Щапов имел в Ростове лавку в торговых рядах и два деревянных дома. Один – на улице Ивановской (Декабристов), другой – на улице Окружной в приходе Всех Святых в 3-м квартале11.

В XVII – нач. XIX в. Щаповы принадлежали к богатым жителям Ростова, имея в каждой из нескольких семей по нескольку лавок, полу – и четвертей лавок, сундуков, ларей, расположенных в рядах калашном, москательном и других12.

Род В.И. и И.И. Кекиных

В их семье родились 4 дочери. Об Анне (род. 1833) сведений нет. Варвара, Любовь, Надежда имели потомков. Рассмотрим последовательно каждую семейную ветвь.

Семья Варвары Ивановны Ждановой.

Варвара (род. 1830) волею судьбы оказалась в Кашине. Она стала 3-й женой представителя самого богатого купеческого рода Ждановых купца 1-й гильдии, Почетного гражданина Михаила Ивановича. В городе Ждановым принадлежали самые роскошные особняки. (Один из них – украшение центра города. Это здание бывшей Мариинской гимназии, совр. Пролетарская площадь, 1). Венчание состоялось 15 января 1850 г. В 1851 г. 26 июня у них родилась девочка, получившая имя Надежда13, Крещение состоялось во Введенской церкви 30 июня. Обряд совершали протоиерей Владимир Михайлович Шавров, дьякон Петр Семенович Носов. Восприемники: почетный гражданин 1-й гильдии купеческий племянник Иван Иванович Жданов и Вера Ивановна Кекина, купеческая вдова. Через 4 года у Ждановых родилась вторая дочь – Любовь.

1 июля 1854 г. Варвара Ивановна Жданова умерла от горячки в возрасте 24 лет. Похороны состоялись13 июля. Отпевание происходило во Введенской церкви. Похоронили ее на Введенском кладбище города Кашина. К сожалению, точное место захоронения уже установить нельзя, так как памятники Ждановым свалены в одно место около трех одиноких берез слева в начале кладбища. Мне пришлось пробираться к ним через кусты, паутину, сваленные на землю другие надгробья. Ее надгробный памятник был мною обнаружен случайно при исследовательской описи памятников всем известным персоналиям г. Кашина. На нем надпись: «Жена Потомственного Почетного гражданина Варвара Ивановна Жданова, урожденная Кекина. Родилась 3 октября 1830 г. Скончалась 11 июля 1854 г.».

Линия Любови Михайловны Манухиной (урожд. Жданова).

Любовь родилась в 1854 г., 1 июля. В тот же день ее крестили во Введенской церкви. Обряд совершали протоиерей Владимир Шавров, дьякон Филарет Лебединский, дьячок Александр Воскресенский, пономарь Василий Катков. Восприемница – Надежда Ивановна Кункина (урожд. Кекина).

Люба Жданова вышла замуж за знатного кашинского купца Николая Ивановича Манухина (ок. 1880). Ему принадлежал дом в 88 квартале Кашина, по ул. Московской. (Ныне в его доме располагается «Дом ребенка»).

Скончалась Л.М. Манухина в 1906 г. Захоронение находится около Входоиерусалимской церкви (ныне в здании располагается кашинский краеведческий музей, это памятник федерального значения, охраняемый государством).

В браке у Л.М. и Н.И. Манухиных родилась Любовь, в последствии вышедшая замуж за купца Сергея Петровича Дорогутина. Его брат, Алексей Петрович Дорогутин, был Главой кашинской думы с 1907 по 1917 гг.

В браке у Л.Н. и С. П. Дорогутиных родилась в 1903 г. дочь Любовь. Она вышла замуж за Александра Романовича Меншикова. Жили они и работали в Казани. Любовь Сергеевна окончила Второй московский мединститут. Участница Великой Отечественной войны, майор, начальник эвакогоспиталя, руководитель медучилища. Александр Романович – полковник, участник Великой Отечественной войны,, орденоносец, Заслуженный врач России.

В браке у Л.С. и А Р. Меншиковых родились сын Михаил и дочь Любовь. Л.А. проживает в Москве. У Михаила Александровича, проживающего в Казани, сын Александр. Окончил Казанский авиационный институт, Высшие курсы деятелей сценического искусства при ГИТИС. А.А. Меншиков является генеральным директором компании «ДАР» и преподает в ГИТИСе.

В конце 1880 г. в семье Манухиных родилась дочь Александра. Ее мужем стал Андриевский Александр Александрович. В Кашинском музее сохранился документ: «Любовь Михайловна Манухина покорнейше просит Вас пожаловать на бракосочетание дочери ее Александры Николаевны с Александром Александровичем Андриевским. Венчание имеет место быть 20 апреля 1903 год».

Андриевский был по образованию юрист. После революции был помощником М.И. Калинина. Александра Николаевна была преподавателем. В браке у Андриевских родились дочери Татьяна (1904) и Вероника (1926).

Татьяна окончила гимназию, потом ИФЛИ. Работала секретарем-библиотекарем у Демьяна Бедного, работала в ГПНТБ, в книжной палате.

Вероника окончила Военный институт иностранных языков. Майор военный разведки. Затем окончила МГУ, факультет зарубежной экономики. Являлась доцентом кафедры экономической теории гуманитарных факультетов и факультета государственного управления. Скончалась в ноябре 2005 г. Урна с прахом помещена в склеп ее деда Николая Ивановича Манухина, расположенный возле Кашинского краеведческого музея.

Сын Манухиных – Сергей Николаевич Манухин – военный врач. Жил в Москве на М. Полянке. Дочь Ирина Сергеевна Манухина родилась в 1925 г. Окончила ГИТИС, была драматической актрисой.

Семья Любови Ивановны Кайдаловой (род. 1839).

Мужем ее был Николай Александрович Кайдалов. Брак был заключен в 1860 г. В фондах Кашинского музея хранится документ: «Вера Ивановна Кекина просит покорнейше на бал и сговоренный вечер дочери своей Любови Ивановны с Николаем Александровичем Кайдаловым. 1860 год сентября 15 в 5 часов»14.

В семейном архиве Марии Васильевны Зубовой сохранился документ следующего содержания: «Николай Александрович Кайдалов покорнейше просит пожаловать на бракосочетание свое с девицей Любовью Ивановной Кекиной сего сентября 18 дня 1860 года в 6 часов по полудни, к обеденному столу и на бал».

Брак этот счастливым не был, у Н.А. был трудный характер. Любовь Ивановна часто уходила из дома бабушки мужа, расположенного недалеко от Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, к матери15. Сестра его, Софья Александровна, была женой Федора Леонтьевича Кекина. Н.А. Кайдалов был очень образованным человеком. По объявленному капиталу был причислен ко 2-й гильдии, занимался реализацией предметов религиозного культа, в частности, свечей. В 1863 г. он записывается в купечество города Воскресенска и до конца своей жизни в нем пребывает.

Старинная фотография Любови Ивановны Кайдаловой (ур. Кекиной) находится в фондах Кашинского краеведческого музея. На оборотной стороне фото надпись: «Свояченица Иоасафа Яковлевича Кункина, Любовь Ивановна Кайдалова, урожденная Кекина». Снимок сделан в Калуге.

Семья Надежды Ивановны Кункиной.

Дочь В.И. и И.И. Кекиных Надежда (род. 1835) была выдана замуж за купеческого сына Иоасафа Кункина в г. Кашин Тверской губернии. Родителями его были: купец 2-й гильдии Яков Осипович Кункин и Евфимия Андреевна (урожд. Сысоева), представители самых богатых, знатных родов этого православного города. Венчание состоялось в Кашине в Троицкой церкви. Кункины были прихожанами этого храма, жертвовали деньги на его благоустройство. В 1847 г. Яков Осипович нашел возле этого храма клад. Это 403 монеты времен Бориса Годунова (ок. 1605), остальные – времен Михаила Федоровича, первого русского царя из рода Романовых (1596-1605). Монеты были отправлены в Петербург для экспертизы, а потом поступили в собственность купца16. В дальнейшем послужили для экспозиции Тверского музея.

Отец Иоасафа вел хлебную торговлю, часто бывал в Рыбинске, о чем свидетельствуют документы, хранящиеся в Кашинском музее17. Бывал в Петербурге, на Макарьевской и Нижегородской ярмарках, в Лысково. Как я предполагаю, занимался поставками хлеба и муки в Ростов Великий. «Мука, тем более пшеничная (для калачей)», была привозной... Ею Ростов снабжался с юга (Рязань) и с юга – востока (Нижний Новгород)», – писал Н.М. Щапов.

Я.О. Кункин был помощником купца Терликова при строительстве самого величавого храма в центре Кашина, Воскресенского собора. Ныне это архитектурное сооружение – визитная карточка города. Яков Осипович служил долгие годы старостой в этом соборе и жертвовал деньги на украшение храма. Получал многократные благодарности от епархиального начальства и от благодарных иноков Оршина монастыря, расположенного недалеко от Твери18.

Портрет Я.О. Кункина работы неизвестного художника экспонируется в одном из залов Кашинского музея и воспроизводится в книге «Кашин» известного искусствоведа из Петербурга Б.М. Кирикова.

Итак, Надежда поселилась в красивейшем городе со множеством храмов, с интереснейшей архитектурой и планировкой. Наш современник, академик архитектуры, Г.Я. Мокеев отметил особенную закономерность в размещении храмов. Символически панорама сверху – это православный крест19. Символика формы (крест – символ Христа) была обогащена числовой символикой; общее число храмов – 33. Число это обычно связывают в христианстве с количеством лет Иисуса Христа, когда он принял крестную смерть.

Дом, в котором поселилась Надежда, двухэтажный, каменный, в классическом стиле, располагался на живописном берегу извилистой реки Кашинки. Особняк сохранился до сегодняшних дней. Его современный адрес – Пушкинская набережная, 18/1. Местность, где расположен дом, принадлежала раньше Космодемьянскому монастырю20. Очень часто в огородах вокруг домов находили кости умерших, погребенных около этого храма.

Источником дохода семьи была хлебная торговля. В Кашинском музее сохранились документы о торговых сделках Иоасафа Яковлевича. Это договоры с владельцами барж на перевозку пшеницы с Самарской пристани до Нижнего Новгорода. Все документы о сделках заверены в Москве у нотариуса Рукавишникова, контора которого располагалась на Никитской улице21. В документах ГАТО не упоминаются мелкие лавочки и торговые точки, принадлежащие этой семье. Торговля была исключительно крупнооптовая. Это позволяло иметь значительный капитал для приобретения движимого и недвижимого имущества в городе Кашин и за его пределами22.

В частности, после крестьянской реформы было куплено имение близ села Никольское Потуповской волости у графа Бобринского, бывшего Московского губернского предводителя дворянства, за 13000 рублей. Воспоминание о процедуре покупки, связанные с лукавством управляющего графа, описаны Иоасафом Кункиным в неопубликованных «Заметках об освобождении крестьян от крепостной зависимости», хранящихся в Кашинском музее. Имелись землевладения в Бежецком уезде, близ деревни Белая. В собственности была лодка «тихвинка», мелкое беспалубное судно водоизмещением от 2 до 12 тысяч пудов. Оно было построено в деревне Посады, близ ныне затопленного при строительстве Иваньковского водохранилища города Корчева23.

Помимо торговой деятельности, Иоасаф коллекционировал предметы этнографического плана, старинное оружие, картины. К. Евреинов в своей статье «Исчезающие женские костюмы Кашинского и Бежецкого уездов» писал в журнале «Живописная Россия» (1903): «Древний живописный народный женский наряд все исчезает и исчезает…. Вот почему заслуживает всякого внимания каждая этнографическая коллекция исчезающих национальных русских одежд, заслуживают всякого одобрения любители, тщательно и со знанием дела, собирающие подобные коллекции, которые сохраняют потомству лучшие образцы древнерусского рукодельного искусства вообще и местных костюмов в частности. Таким коллекционером является, между прочим, один из старожилов города Кашин, Иоасаф Яковлевич Кункин, которому пришла в голову счастливая мысль сохранить для потомства, хотя воспоминание о тех костюмах, которые носили жительницы его родного города и других местностей в былые времена. С этой целью г. Кункин скупал и собирал в течение многих лет подобные костюмы, как в целом их виде, так и в отдельных лоскутках, а чего не мог приобрести в собственность, то фотографировал или списывал». Вся его коллекция размещалась в доме на первом этаже в комнате, оббитой железом. Это был своего рода домашний музей. Многие кашинцы заглядывали сюда, приносили старинные вещи.

Здесь следует отметить, что только понимающая женщина могла сохранять дома атмосферу терпимости, одухотворенности и невозмутимости наличию в доме старинных вещей. Она была союзницей Иоасафа во всех общественных делах. Он пишет в «Заметках….»: «2 марта 1881 года в 8 часов утра, увидевшись с Алексеем Алексеевичем Говядиновым, услышал от него: «В Петербурге убили государя», верно ли отколе знаешь? «Исправник ночью телеграмму получил». Это меня как громом поразило. В 9 или 10 часов утра ударили в соборе в большой колокол к панихиде. Немедленно одевшись, вместе с женой поехали на панихиду…..»23.

Надежда Ивановна являлась членом Попечительского Совета Мариинской прогимназии24.

Вся коллекция Иоасафа Яковлевича легла в основу Кашинского музея. Здесь уместны слова московского мецената Павла Михайловича Третьякова: «Моя идея была с самых ранних лет наживать для того, что бы нажитое от общества вернулось бы так же обществу в каких-либо полезных учреждениях»25. И.Я. Кункин был членом Тверской Ученой Архивной комиссии. Принимал участие в археологических раскопках в Бежецком уезде26.

Следует отметить благотворительную деятельность этого человека. Он являлся почетным членом общества «Доброхотная копейка», почетным членом общества Вспомоществования бедным ученикам. Он был попечителем Свято – Саввинской и Свято-Вишерских школ. Одним из первых он поднял вопрос об учреждении в Кашине реального училища. На устройство этого заведения пожертвовал 5000 рублей, за что получил благодарственную грамоту Кашинской Городской Думы. На его средства была написана икона с изображением всех святых подвижников Тверской епархии27. Самой заветной его мечтой была идея второй канонизации Анны Кашинской. Инициатором он выступал в союзе с предводителем Кашинского дворянства Владимиром Павловичем Кисловским. Много ходатайствовал, ездил в Петербург к Серафиму Археангелову, священнослужителю Смольного собора. Но до этого светлого события не дожил. Скончался 12 сентября 1908 г. от паралича сердца28. Попрощаться с ним приезжал председатель ТУАК И.А. Иванов. За заслуги перед городом погребен был возле Троицкой церкви в центре Кашина. В 1932 г. церковь была снесена и на этом месте построен завод электроаппаратуры.

Кроме музейной экспозиции, И.Я. Кункин оставил после себя духовное наследие – книги, выпущенные в 1903 и 1905 гг.29 Они посвящены его любимой родине, православному Кашину. Находятся во многих крупных библиотеках нашей страны. В Интернете есть информация о продаже их с аукциона «Гелиос».

Надежда Ивановна скончалась после 1918 г. Данных о дате ее смерти не обнаружено.

Линия Н.И. и И.Я. Кункиных.

Их дочь Александра Иоасафовна (род. 1852) вышла замуж за корчевского купца г. Кимры Ивана Васильевича Бугринова. Бугриновы – самый богатый и знатный род этого города. Особняк их располагался на Ильинской улице, 18. В браке родились сыновья Василий, Иван, Борис и дочь Надежда. После смерти мужа Александра Иоасафовна продолжала его дело, вела торговлю мукой. Скончалась в 1929 г.

Их сын Василий Иванович Бугримов вместе с женой Агриппиной Николаевной и дочерью Верой уехал в Крым (по материалам сотрудника Кимрского краеведческого музея Покудина В.П.).

Вера Бугринова (род.1905) вышла замуж за Струнникова Тимофея Васильевича, представителя древнего купеческого рода города Кашина. Дед его неоднократно был Городским Главою. После революции работала в Центральной библиотеке города Кимры30.

В браке у Струнниковых родились дети: Лидия, Вера, Василий.

Лидия и Вера преподавали в гимназии Виноградовой в Москве на Покровском бульваре31. Лидия в 1900 г. в имении художника В.Д.Поленова, где работала домашней учительницей, познакомилась с представителем дворянского рода из Твери Леонидом Васильевичем Кандауровым. Он преподавал в школе Максимовича. Ныне это Тверской Университет. Венчалась она в Троицкой церкви в селе Бехово в имении В.Д. Поленова. В браке родились дети Ирина и Андрей. Скончалась Лидия Тимофеевна в 1943 г. Похоронили ее в Твери в районе Перемерок. Потомки Лидии Тимофеевны проживают в Москве и Петербурге. Варгазина Кира Борисовна – преподаватель МАРХИ. Кандаурова Ксения Андреевна – кандидат наук, работает в Пулковской обсерватории в Петербурге.

Василий Тимофеевич Струнников – очень яркая и вместе с тем трагическая личность. Родился в 1884 г. в г. Кашине. Потомственный Почетный гражданин. Имел образование морского инженера. Работал до революции в Петербурге начальником отдела подводных лодок на Балтийском заводе. Проживал на Каменноостровском проспекте, 20. Преподавал в Императорском политехническом институте Петра Великого32.

Арестовывался в связи с процессом по делу Промпартии. С 1940 г. преподавал в Московском институте рыбного хозяйства. Ныне это Калининградский Технический Университет. Проживал в Брюсовом переулке. В 1921 г. родился его сын Александр. В мае месяце 1946 г. В.Т. Струнников умер. Похоронили его на Ваганьском кладбище в Москве (по воспоминаниям снохи Марины Мечиславовны Струнниковой.) Потомки проживают в Москве. Была проведена большая поисковая работа, увенчавшаяся успехом.

Яков Иоасафович Кункин родился в 1861 г. в Кашине. Источником его дохода была деятельность в страховом обществе «Петербургское». Владел 387 десятинами земли по доверенности своей матери Н.И. Кункиной. Женился на дочери знатного Кашинского купца И.Д. Манухина 16 января 1883 г. Один из пригласительных билетов на свадьбу украшает экспозицию Кашинского музея. Поручителями при венчании в Троицкой церкви были корчевской купец И.В. Бугринов и кашинские купцы С.Н. Зызыкин и И.И. Манухин33.

Был Потомственным Почетным гражданином г. Кашин, Почетным членом общества «Доброхотная копейка»34. В браке родились дети: Иоасаф, Иосиф, Иоанн, Анна, Яков.

Иоасаф родился 6 апреля 1884 г. Обряд крещения был совершен в Троицкой церкви города Кашина. В 1917 г. работал в Петербурге в морском порту в торговом отделе в должности морского инженера. Проживал на Провиантской улице Петроградской стороны35.

По данным справочника «Вся Москва» за 1924 г., работал в Москве в Наркомторге по адресу Ильинка, 14 в транспортном подразделении начальником морского отдела. Руководил деятельностью портов. Проживал на Болотной улице, 12 недалеко от Кремля. Дом сохранился до сегодняшних дней. По воспоминаниям доцента МГУ Вероники Александровны Андриевской, двоюродной сестры его, перед Великой Отечественной войной она виделась с ним. Дальнейшая судьба этого человека неизвестна.

Сестра его Анна проживала в этом же доме. Сохранилась фотография ее начала 70-х годов ХХ в. вместе с сестрами Манухиными на фоне поезда «Ленинград» на одноименном вокзале. Дальнейшая судьба ее неизвестна.

Вячеслав Иоасафович Кункин (род. 1866), жил в Кашине. Источником его доходов была торговля лесом из собственных владений36. Совместно с отцом Иоасафом Яковлевичем занимался археологией и краеведением. Коллекционировал предметы старины. В августе 1913 г. в после кончины своего отца выступил на заседании Городской Думы с заявлением на имя Главы городской думы А.П. Дорогутина о передаче в дар городу коллекции, собранной им лично и его покойным родителем. Это заявление – первый шаг к созданию в городе музея, доступного для всех слоев населения.

Вячеслав был дружен с Б.В. Штюрмером, который в 1892-1894 гг. являлся председателем Тверской губернской земской управы, а в 1894 г. почетным мировым судьей Кашинского уезда Тверской губернии; в 1896 г. он был Ярославским губернатором. В своем заявлении Вячеслав пишет: «Заведовать этим древнехранилищем и всеми касающимися его делами поручить особой комиссии, в состав которой входили бы: Борис Владимирович Штюрмер, Кашинский городской глава, двое по избранию Кашинской городской думы, двое по избранию Кашинского мещанского общества, двое по согласию с городской думой – из Тверской архивной комиссии, а по учреждении в городе Кашин самостоятельной архивной комиссии – Кашинской архивной комиссии по избранию ея, двое по избранию города из рода покойного Иоасафа Яковлевича Кункина. Всего, кроме Штюрмера, из девяти лиц. Комиссия эта должна собираться под председательством Бориса Владимировича Штюрмер, а за отсутствием его или смертию, под председательством Кашинского городского головы или заступающего его»37.

Здесь уместны строки стихотворения Расула Гамзатова:
- Путник, помнишь ли отца?
- Иль похож я на глупца?
- Белым днем и под луной
- Мой отец всегда со мной.

Вячеслав очень хотел претворить в жизнь мечту отца о создании в городе музея. Но Дума отклонила его предложение. Так и остался музей домашним, на улице Пушкинской в доме № 18. И только Постановлением Совета депутатов было выделено помещение под коллекцию. Первым директором стал Вячеслав Иоасафович Кункин. Мечта его отца сбылась.

...А детище твое – музей.
Ты так мечтал, и он собрал людей.
Их интерес к России не угас.
А прошлое – святое в нас….(Н. Быковская).

Было создано краеведческое общество изучения местного края, членами которого были Сергей Владимир Кисловской, сын предводителя Кашинского дворянства, бывшего вице-губернатора Ярославля – Владимира Павловича; Никольский Иван Федорович, будущий директор Калязинского музея; Василий Арсеньевич Колотильщиков, сын купца. Он фотографировал виды города, замечательных людей. Все это дает представление о красоте и величии Кашина, о выдающихся личностях того времени.

Женой Вячеслава Иоасафовича была Вера Александровна, урожденная Ушакова38. Она происходила из купеческой семьи. Венчание состоялось 5 февраля 1889 года в Троицкой церкви39. В браке родились дети: Надежда (1889), Вячеслав (1891-1894), Вера (1892), Августа (1894-1895), Пантелеймон (1896-1945), Вячеслав (1898-1931), Любовь (1899- ок. 1919), София (1905 – ?)40.

В.А. Кункина вела большую общественную деятельность. Руководила учебными мастерскими при обществе «Доброхотная копейка».

В конце 20-х годов ХХ в. Вячеслава Иоасафовича освободили от должности директора музея под предлогом отсутствия специального образования. В этот период начался разгром краеведческого движения, ликвидация капиталистических элементов. Вячеслав фактически был профессионалом своего дела: археолог, член ТУАК (Тверской Ученой Архивной комиссии). Следующим ударом было известие об ограблении музея в 1931 г. На Пасху воры через балкон пробрались в здание (бывший дом купца Манухина) и унесли золото, драгоценные камни и многое другое. Эти записи были сделаны купцом Черениным Н.П., дневник которого хранится в Кашинском краеведческом музее. А самым печальным событием явилась кончина жены Веры Александровны. Вячеслав спешно распродал все имущество и уехал к дочери Вере в Ленинград. Она преподавала английский язык в одном из военных заведений Петергофа. В 1939 г. сын Пантелеймон навещал отца в Ленинграде.

Нами было изучено электронное репринтное издание Петербургского генеалогического общества «Алфавитный список жителей Ленинграда на 1934 год». Кункины, как официально зарегистрированные жители, не числятся. По моей инициативе Кашинский краеведческий музей делал запрос в музей «Истории блокады Ленинграда». Ответ пришел отрицательный. Дальнейшая судьба Вячеслава и его дочери неизвестна.

Владимир Иоасафович Кункин (род. 1877) в Кашине. Успешно учился в Спасско-приходском училище. Окончил Императорское Московское техническое училище. Работал в Тверской Земской Управе г. Вышний Волочек в должности инженера. Проживал – улица Дворянская41. В Тверском архиве просмотрены описи дел Вышневолоцкой Уездной Земской Управы. К сожалению, никаких сведений найти не удалось. Подтверждением достоверности информации служит старинная открытка, отправленная на его имя со словами: «Николаевская ж. д. Вышний Волочек. Его Высокоблагородию, Владимиру Иоасафовичу Кункину». Такое обращение присуще к чиновникам VI – VII класса, согласно табелю о рангах. В сентябре этого года я побывала в городе Вышний Волочек, прошлась по Новгородской (бывшей Дворянской улице). В этом месте раньше проживал Владимир Иоасафович. У меня есть предположение, что Вышний Волочек выбран был для работы с учетом того, что здесь, на Казанской улице, проживали родственники из рода Кункиных. Это Алексей Алексеевич с супругой Екатериной Алексеевной, урожденной Бабкиной. Благодаря краеведческим связям удалось разыскать потомков этих людей42.

В Весьгонском музее хранится архивный документ «Протоколы земских собраний» за 1909 г. Копии любезно были предоставлены директором музея Светланой Викторовной. В них указывается, что в 1909 г. был произведен осмотр гимназии инженером-технологом В.И. Кункиным и инженером путей сообщения Н.В. Немыцким. Эти события описал в своей книге «Весьегонск. Вехи истории» писатель, Почетный житель города Весьегонск, Борис Федорович Купцов.

Скончался В.И. Кункин 3 февраля 1917 г. Отпевали его в Троицкой церкви города Кашина 9 февраля священник Григорий Никольский и псаломщик Петр Тугаринов. Похоронили на Сергеевском кладбище в Кашине43. Возникают определенные соображения. Между датами смерти и захоронения – большой период. Есть предположение, что для захоронения везли из другого города, либо были очень крепкие морозы. Подготовить могилу было очень трудно. Рядом с этим кладбищем в Кашине проходит сейчас улица Кункина. Названа она в честь отца Владимира, Иоасафа Яковлевича.

В определенный момент, рано или поздно, человек переходит ту черту, возврата откуда просто нет. Нам остаются на память письма, документы, фотографии. А порой и вовсе ничего. Информацию по личности приходиться собирать по крупицам в государственных и частных архивах, по воспоминаниям потомков.

Со стороны люди, которые «в стенах вечерних библиотек» листают пожелтевшие страницы, для которых, как пишет Н. Гумилев, «… пыль пьянее, чем наркотик», выглядят странноватыми чудаками. Но интерес к историческому прошлому своей страны, края, города, да и просто семьи очень увлекательный, полный неожиданных открытий. Этих людей нельзя отнести к категории «Иванов, родства непомнящих».

А самое великое счастье – разыскать человека, частицы информации о нем, сделать маленькое историческое открытие. Мне удалось изучить связи Кашинской семьи Кункиных с Ростовским родом Кекиных, найти места захоронения Иоасафа Яковлевича Кункина, Варвары Ивановны Ждановой, урожденной Кекиной. Но еще очень много белых пятен на обширном поле истории. Я не останавливаю свой поиск, не ставлю точку.

  1. Титов А.А. Дозорные и переписные книги древнего города Ростова. М., 1880. С. 28-43.
  2. Н.М. Щапов. Я верил в Россию. М., 1998. С. 12.
  3. Жаржевский Л.«Кекины: ростовские купцы в Казани». Казанские истории, № 15-16. Б.п. 2002. http//www.tatar.com.ru/kazan/kazans42
  4. РФ ГАЯО. Ф. 204. Оп. 1. Д.2455. Л. 5-7.
  5. РФ ГАЯО. Ф. 1. Оп.1. Д.243. Л .6, 6 об.
  6. Кириков Б.М. Кашин. Л. 1998. Раздел иллюстрации.
  7. ТГОМ КАШ. Ф. КОФ.Д. 2919. Древо, построенное Иосафом Кункиным.
  8. ТГОМ КАШ. Ф. КОФ. Д. 2490. Домашнее распоряжение по поводу кончины Ивана Васильевича Кекина.
  9. РФ ГАЯО Ф. 204. Оп.1. Д. 5225. Л.17.
  10. РФ ГАЯО Ф.204. Оп.1. Д. 5225. Л.14.
  11. РФ ГАЯО Ф.241. Оп.1. Д.437. Л.80.; РФ ГАЯО. Ф.204. Оп.1. Д. 5225. Л. 17.
  12. Щапов Н.М. Я верил в Россию… С. 12.
  13. ГАТО. Ф.312 Оп.6. Д. 1011.
    Обряд совершали: протоиерей Владимир Михайлович Шавров, дьякон Петр Семенович Носов, псаломщик Василий Павлович Катков, дьячок Иван Васильев. Поручители по жениху: Почетный гражданин, кашинский 1-й гильдии купеческий племянник Иван Иванович Жданов и бежецкий купеческий сын Михайло Петрович [нрз. М.б. Рыков – ? – Н.Б.]. По невесте поручитель: города Ростова купец Иван Васильевич Кекин.
  14. ТГОМ КАШФ КОФ 6941/4.
  15. Крестьянинова Е.И. Материалы по генеалогии Ростовского купечества. Купцы Кайдаловы во второй половине XIX-XX вв. генеалогия и судьбы. СРМ. Вып. XI. С. 38-52.
  16. Виноградов. Археологическая экскурсия в село Кожино и в города Кашин, Калязин и Углич. Тверь, 1901. С. 55.
  17. ТГОМ. КАШ. Ф. КОФ. Д. 2618. Билет Рыбинской торговой биржи.
  18. ТГОМ КАШ. Ф. КОФ. Д. 2525. Благодарность от иноков Оршина монастыря.
  19. Мокеев Г.Я. Кашин-величие и нищета. Памятники Отечества. № 2. 1990. Б.п. http//www.russia-hc.ru/rus/cultura/oldart/kashin/kashin
  20. Тверские Епархиальные ведомости. 1897. Ч. 22. Л. 20.
  21. ТГОМ КАШ. Ф КОФ. Д. 2635. Договор с Подошвенниковым о доставке товаров с Самарской пристани до Нижнего Новгорода.
  22. ГАТО. Ф. 1202. Оп. 1. Д. 1012. О генеральной проверке торговых и промышленных заведений по городу Кашину за 1894 год.
  23. Кункин И.Я.Заметки об освобождении крестьян от крепостной зависимости. ТГОМ КАШ. Ф. КОФ. Д. 2942.
  24. Журнал заседаний Городской Думы. 1896. С. 48.
  25. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М., 1997. С. 45.
  26. Плетнев В. А. Об остатках древности и старины в Тверской губернии. Тверь, 1903. С. 305.
  27. Самбикин Д. Тверской Патерик. Краткие сведения о Тверских местно чтимых святых. Казань, 1907. С. 2.
  28. ГАТО. Ф. 160. Оп.15. Д. 2192.
  29. Кункин И.Я. Город Кашин. Материалы для его истории. В-1. М., 1903. В-2. 1905. Б.н.
  30. ТГОМ КАШ. Ф. КОФ. Д. 2919. Древо, построенное Иосафом Кункиным; Протокол допроса Кункина в ГПУ. Тверской Центр Документации Новейшей истории. Ф. 7849. Д. 6316.
  31. ТГОМ КАШ. Ф. КОФ. Д. 2490.; Вся Москва. 1901 год. Электронная версия. www.gendrevo.ru
  32. Алфавитный список жителей С-Петербурга, Кронштадта, Царского Села, Павловска, Гатчины и Петергофа на 1904 год. Электронное репринтное издание Петербургского генеалогического общества.
  33. ГАТО. Ф. 1202. Оп.1. Д.1012. Метрические книги Троицкой церкви города Кашин. ГАТО. Ф.160. Оп. 15. Д. 2191.
  34. Отчеты Общества Доброхотная копейка. ККМ 6894(9) Кашинский музей.
  35. Краткий справочник города Кашин и его уезда. Кашин. 1914 г. С. 32.
  36. Журнал заседаний Кашинской Городской Думы. 1913. С. 143.
  37. ГАТО. Ф. 160. Оп. 15. Д. 2151. Метрическая книга Введенской церкви г. Кашин.
  38. ТГОМ КАШ. Ф. КОФ. Д. 2919. Древо, построенное Иосафом Кункиным.
  39. ГАТО. Ф. 1202. Оп.1. Д.1012. Метрические книги Троицкой церкви города Кашин.; ГАТО. Ф.160. Оп. 15. Д. 2191.
  40. ГАТО Ф. 160. Оп.15. Д. 2192.
  41. www.people.bmstu.ru.; Справочник «Список лиц, окончивших Императорское Московское техническое училище», М., 1912 г.
  42. По данным редактора газеты «Древний Волок», Председателя Вышневолоцкого краеведческого общества имени М.И. Сердюкова, члена Союза журналистов, лауреата областной литературной премии имени Салтыкова-Щедрина Евгения Ивановича Ступкина.
  43. ГАТО. Ф. 160. Оп.15. Д. 2192.
Выражаю благодарность ученого секретаря музея-заповедника Ростовский кремль Крестьяниновой Елене Ильиничне; доценту исторического факультета МГУ Леонтьеву Ярославу Викторовичу; писателю, журналисту из С-Петербурга Сенину Сергею Ивановичу; профессору, члену-корреспонденту РАН Ярославу Николаевичу Щапову; научному сотруднику Кашинского музея Охановой Наталье Анатольевне; сотрудникам Государственного архива Тверской области; исследователю, писателю из Москвы Казанскому Андрею Михайловичу; исследователю из города Боровск-3, члену Союза переводчиков Седову Леониду Александровичу; жительнице города Кашин Анихановой Анне Алексеевне, человеку, чьи знания по истории города просто уникальны; краеведу города Кимры, члену Союза писателей, Коркунову Владимиру Ивановичу и всем, кто оказал мне помощь в сборе материалов.




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!