Степанов К.А. (Ростов) Деятельность уездного земства по народному образованию в Ростовском уезде Ярославской губернии за 1865-1870 гг. c. 212.

Проблема деятельности земств в России – одна из важнейших в науке. Вкладом в ее решение является изучение работы уездных земств и, в частности, Ростовского земства Ярославской губернии. В процессе своей деятельности земство решало различные вопросы, в т.ч. связанные и с народным образованием. Необходимость в этом была вызвана небольшой сетью народных училищ, созданных Министерством государственных имуществ, внутренних дел, удельными и горными ведомствами в селениях бывших государственных крестьян. Деятельность Ростовского уездного земства в этом направлении интересна и всегда привлекала внимание исследователей1, но, несмотря на это, проблема строительства и открытия земских школ в Ростовском уезде мало изучена. В связи с этим, исследование работы Ростовского уездного земства в период приема и содержания училищ в селениях бывших государственных крестьян и открытию новых, представляет большой интерес.

По «Положению о губернских и уездных земских учреждениях»2 от 1 января 1864 г., (гл. 7, ст. 2) земству была представлена «хозяйственная забота» о народном образовании, а по «Положению о начальных народных училищах»3 от 14 июля 1864 г. оно могло избирать 2 членов в училищный совет (от Министерства народного просвещения, внутренних дел, епархиального ведомства, городского самоуправления – по 1), который принимал решения об организации и закрытии народных училищ, назначением и увольнением учителей, школьных попечителей и обязан был ежегодно предоставлять земскому собранию сведения о состоянии земских училищ4. Завершающим этапом в формировании системы управления народными школами стало принятие 25 мая 1874 г. «Положения о начальных народных училищах»5. В связи с этим школы окончательно подчинились ведению органов Министерства народного просвещения (инспектору и директору), заведование хозяйственной частью оставалось во власти местного самоуправления, которое через попечителей школ и членов училищного совета участвовало в решении административных вопросов. При этом высший надзор за школами возлагался на губернатора, а ближний – на православное духовенство и дворянство.

На одном из первых собраний 5 июня 1865 г. Ростовское земство при рассмотрении вопроса об обязательной грамотности для мальчиков и для девочек «от 10 до 13 лет или ранее по желанию родителей»6, решило сделать ее обязательной в Ростовском уезде. Однако, ярославский губернатор «опротестовал определение земского собрания об обязательной грамотности для всех мальчиков и девочек от 10 до 13 лет», т.к. этот вопрос находился в ведении «верховной власти»7.

Ростовское земское собрание 25 ноября 1865 г. вновь обратилось к рассмотрению вопроса о всеобщей грамотности в уезде. При этом уездная управа отметила, что промышленное положение и особенное развитие крестьян Ростовского уезда ставили его в исключительное положение «при котором неграмотность более чем где-либо поражает и препятствует дальнейшему развитию уезда»8. Таким образом, по мнению собравшихся, грамотность в уезде была не только обязательна, но и необходима, поэтому они полностью поддержали решение прошлого собрания об обязательной грамотности. Однако, учитывая замечания губернатора, собрание отменило «первоначальное свое распоряжение об обязательной грамотности»9, но решило обложить всех молодых людей с 18 до 25 лет рублевым сбором для открытия «повсеместно первоначальный училищ»10. В ходе обсуждения доклада управы гласный Н.П. Хлебников отметил, что «всякий заботливый отец желает учить детей своих, останавливают недостаток состояния и средств к образованию… поэтому посредником в этом случае может и должно явиться земство»11.

29 ноября 1865 г. собрание рассмотрело предоставленные управой сведения об учебных учреждениях в Ростове и его уезде12. Из них следовало, что в Ростовском уезде к этому времени имелись следующие училища: Мариинское женское училище в г. Ростове, в котором 11 учителей обучали 187 девочек, Ростовское уездное училище – 5 учителей – 60 мал., 2 Ростовских приходских училища – 3 учителя – 78 мал., Петровское приходское училище – 2 учителя – 24 мал., Поречское – 2 учителя – 55 мал. и 30 дев., Зверинцевское – 1 учитель – 50 мал. и 14 дев., Шурскольское – 1 учитель – 18 мал. и 2 дев., 2 Шулецких – 3 учителя – 104 мал. и 26 дев., Шугорское – 2 учителя – 93 мал., Карашское – 2 учителя – 30 мал., Ивановское Жадимировской волости – 1 учитель – 30 мал., Угодическое – 2 учителя – 81 мал. и 6 дев.13 Все училища содержались за счет средств ведомства Государственных имуществ. Независимо от полученных официальных сведений, уездная управа при помощи членов управы собрала дополнительные сведения о числе обучающихся в селениях ведомства бывших Государственных имуществ и временно-обязанных крестьян. Согласно составленной ведомости, количество «частично обучающихся» в уезде было следующим: в Астафьевской волости – 37 мал., Березниковской – 63, Гарской – 52, Григоровской – 46, Капцевской – 30, Климатинской – 3, Любилковской – 63, Никольско-Ошанинской – 5, Новоселка-Пеньковской – 21, Оносовской – 16, Пужбольской – 11, Сулостской – 22, Угодической – 4, Шулецкой – 51, Чашниковской – 32, Борисоглебской – 40 мал. и 10 дев., Борисовской – 66 мал. и 2 дев., Воржской – 43 мал. и 15 дев., Вощажниковской – 46 мал. и 13 дев., Жадимировской – 87 мал. и 5 дев., Ивашевской – 26 мал. и 1 дев., Ильинской – 62 мал. и 13 дев., Лазарцевской – 30 мал. и 1 дев., Нажеровской – 34 мал. и 3 дев., Никольской в Горах – 29 мал. и 1 дев., Новоселка-Зюзинской – 24 мал. и 4 дев., Приимковской – 32 мал. и 4 дев., Савинской – 49 мал. и 13 дев., Чучерской – 41 мал. и 4 дев.14 Таким образом, общее количество детей, обучавшихся в официальных училищах и в домашних школах грамотности (частно обучающихся) было в уезде около 1700 человек, в т.ч. 1533 мальчика и 167 девочек, которые составляли 9,8 % от общего числа учащихся детей15. Управа не могла полностью гарантировать точность этих сведений, т.к. крестьяне неохотно рассказывали где и сколько учится детей, кроме этого, опрос производился в летние месяцы, а дети обучались зимой, в связи с этим они не могли назвать всех ребят, обучавшихся грамоте.

Для сравнения приведём ряд данных по состоянию начальной народной школы в Переславском уезде в рассматриваемый период. Там в это время имелось 35 начальных приходских училищ при местных церквях, в которых 35 преподавателей обучали 498 учеников (463 мальчика и 35 девочек, при мужском населении 32.271 чел. это составляло 1:70, а при женском – 35.012 чел., или 1:1000)16. Рассматривая положение народного образования в уезде на очередном уездном собрании 20 октября 1866 г., уездная управа сообщила, что из 35 начальных училищ 12 содержались за счет городского и сельских обществ, а 23 – размещались в церковных домах и содержались на церковные деньги17. По мнению управы, в уезде необходимо было иметь 30 школ, для которых она предложила назначить на содержание каждой по 45 руб. и 300 руб. – на покупку учебников, а всего 1.650 руб. Собрание согласилось с ней и внесло на 1867 г. в смету расходов 2.205 руб. (с учетом 3 руб. на училище для покупки подарков ученикам по окончании школы и 235 руб. на открытие первого земского училища на Переславской земле в с. Бехтышево)18.

Ростовское земство 29 ноября 1865 г. рассмотрело предложение гласного С.Л. Пастухова открыть в г. Петровске училище для огородничества и образцовой фермы. Земская управа сообщила собравшимся о том, что 29 октября 1865 г. на заседание управы были приглашены крестьяне Ростовского уезда с. Поречья Николай Андреев Морзавин, Николай Яковлев Жиделев, Павел Николаев Круглин, с. Климотино Павел Александров Кручинин, с. Сулость Иван Андреев Пъянов, которые отметили, что в столицах, при огромной потребности в свежих овощах, не открыто ни одного училища для огородничества, и несмотря на то, что там «живут дорогие ученые садовники, а для вывода зелени все-таки, приглашаются практики, обученные ростовские огородники»19. Однако, собрание отклонило это предложение, т.к. содержание такого училища стоило бы земству больших денег, и, как следствие этого, обучение в нем было бы платным, поэтому крестьянские дети в него не пошли бы.

Экстренное уездное земское собрание 5 мая 1866 г. заслушало отношение ярославского губернатора за № 9265 от 6 декабря 1865 г., в котором он указал, что «обложение жителей уезда рублевым налогом противоречит ст. 9 «Временных правил для земских учреждений» и примечаний к ним»20. По этому замечанию управа отметила собранию, что «предложенный собранием налог не есть дополнительный рублевый сбор с ревизских лиц, а сбор с промысловых сил уезда»21. В связи с этим она просила собрание решить этот вопрос законодательным путем, а также «сделать первоначальное предположение о потребном количестве школ в уезде»22. Вниманию собрания было представлено отношение № 257 обер-прокурора Св. Синода от 5 марта 1866 г., в котором он предложил земству Ростовского уезда оказывать денежную помощь церковно-приходским школам в постройке новых зданий, обеспечении их дровами, освещением и прислугой, выдаче «содержания» преподавателям, приобретении методических указаний и книг для чтения учителям и учащимся23. На необходимость оказания денежной помощи для развития народного образования в уезде указал и гласный о. Павел Соколов, священник церкви с. Шулец. Свое мнение он обосновал тем, что Россия на народное образование выделяла ежегодно из Государственной казны 12 млн. руб., занимая при этом последнее место по сравнению с Австрией, Пруссией и Францией, где отношение количества учащихся к населению страны составляло: в Австрии и Пруссии – 1 : 6, Франции – 1 : 8, а в России – 1 : 50 или 1 : 60 жителям24. По его мнению, это было вызвано «неучастием нашего общества в деле образования», т.к. в России учебные заведения существуют за счет государственной казны, а в государствах Европы «значительная доля издержек по образованию падает на городские25 и сельские общества»26.

29 сентября 1866 г. земское собрание слушало доклад управы, где она указала количество детей в Ростовском уезде: 3951 мальчик и 4089 девочек, которые должны ежегодно обучаться при 3-годичном сроке обучения27. Учитывая это, управа предложила открыть в уезде 50 училищ, с учетом для приходящих детей самое дальнее 4-верстное расстояние. Постройка одного училища должна была составлять 600 руб., его обслуживание – 90 руб. в год, сторожу – 40 руб., освещение – 10 руб., отопление – 22 руб., приобретение необходимых учебных пособий – 30 руб., а всего – 192 руб. Таким образом, для открытия и содержания 50 училищ в уезде необходимо было 30000 руб.28 Такой суммы в распоряжении Ростовского земства не было, в связи с этим управа привела расчет по найму помещений для 50 училищ при оплате 30 руб. в год, по которому получалась сумма 1500 руб. Содержание училищ (по 192 руб. на каждое) обходилось в 9600 руб., а всего 11100 руб., в то время как ежегодный предполагаемый доход от рублевого сбора составлял 7599 руб., при этом количество людей в уезде от 18 до 25 лет, подлежавших обложению рублевым сбором, было 7599 человек29. В связи с этим и при найме помещений сумма, которой могло располагать уездное земство, была недостаточна, поэтому управа предложила несколько понизить стоимость содержания училищ за счет бесплатного отопления школ при помощи родителей учащихся, которые должны были самостоятельно заготавливать дрова.

Наряду с этим управа сообщила о пожертвовании голландским подданным Францем Яковлевичем Блесс 2000 руб. на обустройство и содержание школы в Марковском приходе Савинской волости. Из пожертвованной суммы за 450 руб. он купил бывший дом князя А.С. Меньшикова в сельце Василеве, а свидетельство о покупке, вместе с 1550 руб. передал уездной земской управе30. К свидетельству на покупку дома Блесс приложил заявление, в котором отметил: «Школа устраивается для детей обоего пола, к какими бы они селениям не принадлежали, правом бесплатного пользования должны пользоваться дети рабочих на суконной фабрике… Высоцкого»31. По его желанию, все расходы, связанные с открытием новой школы, должны были выполнять трое выборных от Василевского, Савинского и Марковского обществ. Уездная управа предложила собранию открыть школу 15 октября 1866 г. Поскольку купленный дом нужно было разбирать и перевозить на другое место, гласный В.Н. Хомутов предложил из-за значительных затрат подождать с этим и «открыть училище в доме священника села Марково отца Константина Измаилова, которого, за предложенную им жертву от лица собрания… поблагодарить»32. Предложение Хомутова было утверждено и собрание предложило управе обратиться к председателю училищного совета протоиерею собора Николаю Андреевичу Тихвинскому и членам училищного совета обсудить вопрос об открытии училища в Маркове.

Отношением за № 3093 от 25 августа 1867 г. губернская земская управа направила Ростовской уездной управе циркуляр № 146 министра внутренних дел от 30 июля 1867 г. о передаче в ведение уездного училищного совета существующих училищ и школ в селениях государственных крестьян, согласно положениям от 1 января и 14 июня 1864 г. В отношении управы указывалось на необходимость оказания помощи училищному совету по «принятию школ и училищ государственных крестьян в заведование… советов… и принятия мер к обеспечению с начала 1868 года содержания школ и училищ»33. Докладывая об этом уездному земскому собранию 30 сентября 1867 г., управа отметила, что расходы на содержание Ивановского-на-Лехти училища составляли 224 руб., Шугорского – 251 руб., двух Шулецких – 501 руб., Угодического – 190 руб., Зверинцевского – 241 руб., Карашского – 175 руб. Поскольку эти училища открыты в селах государственных крестьян, то другие податные сословия ими пользоваться не могли. Кроме этого, в селениях временно-обязанных крестьян с. Поречье и Борисоглебских слободах также были открыты училища, которые содержались на средства местных сельских обществ. В связи с этим, по мнению управы, возлагать на уездное земство все затраты на содержание училищ в селениях бывших государственных крестьян было бы не справедливо, поэтому она предложила часть расходов возложить на волостные сходы. При этом она заметила, что «существующие училищные советы имеют только почти нарицательное значение и не располагают никакими суммами и средствами к дальнейшему развитию грамотности в уезде»34. Для этого управа предложила ходатайствовать о предоставлении училищному совету права принимать пожертвования от частных лиц «сочувствующих делу народного образования, а земству – права ходатайства о награждении отличиями тех, которые своими жертвами положат прочное начало делу дарового образования рабочего населения»35 и нашла понимание собрания.

По сведениям Ростовского уездного училищного совета, который обязан был ежегодно предоставлять сведения о состоянии всех училищ в уезде на основании ст. 21 «Положения о народных училищах», утвержденного 14 июля 1864 г., в 1868 г. в Ростовском и Петровском городских приходских училищах обучались 139 мальчиков, а в уездных начальных – 522 мал. и 130 дев.36 Городские училища содержались за счет города, выделявшего для них 882 руб., а начальные сельские – на средства сельских обществ: Поречское – 290 руб., Никольское-на-Перевозе (в 1868 г. средств не имелось) и Борисоглебское – 175 руб. На средства Ярославского губернского земства содержались: Угодическое – 216 руб., два Шулецких (мужское и женское) – 501 руб., Шугорское – 250 руб., Зверинцевское – 244 руб., Карашское – 175 руб. и Ивановское-на-Лехти – 225 руб.37 Марковское – на 2250 руб., пожертвованных Блесс, из них 450 руб. было уплачено за купленный для школы дом и 1270 руб. на ее содержание в 1867-1868 гг., а остаток вместе с другими пожертвованиями составлял 1397 руб.38 Во время сдачи испытательных экзаменов весной 1868 г. особые результаты показали ученики Ростовских, Поречского и Борисоглебского училищ, хорошие – в Петровском, Марковском и Никольском-на-Перевозе, достаточные – в Шулецких, Зверинцевском и посредственные – в Угодическом, Шугорском и Ивановском-на-Лехти.

На уездном собрании 28 сентября 1868 г. управа доложила, что на средства губернского земства в уезде с 1 октября 1868 г. открыто 2-классное училище, для которого, по распоряжению управы, в с. Вощажниково арендован дом за 100 руб. годовых, а также приглашены на работу учитель, учительница и сторож39. Следует отметить, что первые земские училища в Ярославской губ. были открыты в 1866 г. – в с. Новленском Ярославского и с. Заозерье Угличского уездов40, а в Переславском уезде Владимирской губ. «Александровское» образцовое земское училище в с. Бехтышево – 6 августа 1868 г.41 Одновременно управа отметила, что уездное земство не несло затрат на народное образование и предложила ежегодно выделять по 50 руб. «пособия» для открытых и открываемых училищ, чтобы в дальнейшем «этим средством поощрения… надеяться на увеличение числа училищ в уезде, через что грамотность сделается более доступной для сословия крестьян, потребность в которой с каждым днем становится более и более ощутимой»42. Предложение управы собрание приняло единогласно.

26 сентября 1869 г. председатель Ростовского Мариинского женского училища и предводитель уездного дворянства А. Бабкин написал письмо Ростовскому земскому собранию, в котором предложил оказать помощь «в воспитании беднейших учениц из дворян, потомственных и личных, духовного звания, крестьян и прочих сословий», выделив для училища 300 руб.43 Уездное собрание 1 октября 1869 г. удовлетворило его просьбу и решило ежегодно отпускать на училище «из остатков земских сумм по 300 руб. серебром»44. Член училищного совета А.В. Ушаков сообщил также присутствующим о тяжелом положении дел в Угодическом училище, в котором обучалось до 70 детей, а с началом занятий могло быть до 120 учеников, и имеющаяся в училище классная комната, рассчитанная только на 70 учеников, не могла вместить всех желающих45. Наряду с этим, учитель Капцевич уже несколько месяцев не получал денег за свой труд и потерял всякую надежду на продолжение своей службы, но обязанности свои выполняет добросовестно. Гласный собрания В.Н. Хомутов отметил, что выделенная прошлогодним собранием сумма 50 руб. на училище мала, и предложил увеличить сумму денег, выделяемых уездным земством на помощь училищам уезда до 100 руб. В ходе баллотировки этого вопроса собрание решило выделить по 100 руб. на каждое училище в уезде «ныне существующие или которые могут быть впоследствии открыты и которые содержатся не на счет земства»46.

В 1869 г. в Ростовском уезде было 12 училищ, из них одно земское в с. Вощажниково открыто 1 октября 1868 г.47, но оно еще не было организовано в 2-классное с подготовкой учащихся в гимназии, уездные училища и введением курса черчения, обучения ремеслам, как было проектировано губернским земским собранием 7 декабря 1868 г. К 1 июня 1869 г. в нем обучалось 66 детей, в т.ч. 32 мал. и 34 дев., а на содержание земство выделяло 700 руб. В связи с рукоположением в священники учителя Красотина, на его должность с согласия училищного совета был назначен студент Сретенский и помощница учителя Дунаева, окончившая курс в Ярославском сиротском доме. Ученическими пособиями училище было снабжено достаточно, и запас книг в нем постоянно увеличивался. Училища в бывших казенных волостях: Шугорское, где обучались 72 мальчика и 24 девочки, два Шулецких – 90 мал. и 32 дев., Угодическое – 64 мал. и 4 дев., Карашское – 41 мал. и 9 дев., Ивановское-на-Лехти – 34 мал. и 11 дев. и Зверинцевское – 52 мал. и 19 дев. получали пособие от земства в сумме 1600 руб. в год48, а 4 училища: Никольское-на-Перевозе – 23 мал. и 4 дев., Борисоглебское – 41 мал. и 30 дев., Марковское – 69 мал. и 6 дев. и Поречское – 83 мал. и 35 дев. денежной помощи от земства не получали.

27 сентября 1870 г. А.В. Ушаков предложил уездному земскому собранию нанять для Поречского и Угодического начальных училищ, имеющих большое количество учащихся, учительницу, которая учила бы девочек шить белье, платье и прочие необходимые принадлежности «для употребления в их семейной жизни и при том имела бы постоянное наблюдение за нравственностью девочек в училище»49. Ушаков отметил, что Поречское приходское училище открыто в самом начале 1846 г. бывшим тогда вотчинным бурмистром Василием Ильичем Лисицыным и вскоре в училище обучалось большое количество учеников как богатых, так и бедных жителей округи50. В связи с этой заслугой Лисицына и пожертвованиями его для училища, он предложил назначить Лисицына попечителем Поречского приходского училища, а Угодического – старшину Щапова. Далее гласный Д.И. Успенский сообщил собранию, что, согласно отчету за 1870 г., расход уездного земства по 100-рублевому пособию на училища составил всего 499 руб.51, поэтому он просил разрешить выдачу денежного пособия по 100 руб. всем училищам, открытым и на средства сельских обществ. Его предложение поддержал гласный В.Н. Хомутов, предложив выделить на развитие народного образования в Ростовском уезде от 2000 до 3000 руб., т.к. потребность в нем «с каждым днем сознается все более и более»52. В ходе голосования по этому вопросу собрание большинством голосов 22 против 3 утвердило сумму в 3000 руб. Уездная управа доложила также о пожертвованиях, сделанных частными лицами для развития народного образования в уезде53.

Из вышеизложенного видно, что в начале своей деятельности Ростовское земство определило общее количество учеников и на основании этого наметило работу по организации народного образования в уезде. Оно не только приняло в свое ведение имевшиеся в уезде училища, но и приступило к организации начальной школьной сети, открывая новые, а также увеличивало денежные средства на их содержание, привлекая для этой цели сельские общества и пожертвования частных лиц.

  1. См.: А.А. Титов Деятельность Ростовского земства по народному образованию с 1865 по 1876 год. Ярославль, 1879; Л.Н. Трефолев Очерки деятельности Ярославского губернского земства (1865-1891 гг.). Народное образование. Вып.1. Ярославль, 1896; Л.Е. Петров Очерк деятельности Ростовского уездного земства по народному образованию. (1865-1904 гг.) / Под ред. А.А. Дидрикиль. Ярославль, 1905; П.Н. Дружинин Просвещение в Ярославской губернии в пореформенный период // Очерки истории Ярославского края. Ярославль, 1974. С. 94-136; Ю.Ю. Иерусалимский, В.А. Кувшинов Культура России 2-й половины XIX века // История Отечества: учебник. М., 1995. С. 188-197.; Ю.Ю. Иерусалимский Ярославский край в конце XIX – начале XX в. // История Ярославского края с древнейших времен до конца 20-х гг. XX века / Под. Ред. А.М. Селиванова. Ярославль, 2000. С. 193-229.; А.В. Борисова, Ю.Ю. Иерусалимский Культура России в пореформенный период (1860-1890-й гг.). Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2004; К.А. Степанов Открытие библиотек в г. Ростове и его уезде Ярославской губернии (2-я пол. XIX – начало XX вв.). Ростов, 2006.
  2. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ)-2. Т. 39. Отд. 1. СПб., 1867. № 40457.
  3. ПСЗ-2. Т. 39. Отд. 1. СПб., 1867. № 41068.
  4. Галкин В.П. Земство и народное образование во второй половине XIX века // Земское самоуправление в России 1864-1918. Кн. 1. М.: Наука, 2005. С. 367.
  5. ПСЗ-2. Т. 49. Отд. 2. СПБ., 1876. № 53574.
  6. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 3. Л. 7 об.
  7. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 3. Л. 10.
  8. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 3. Л. 10, 10 об.
  9. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 14. Л. 6.
  10. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 3. Л. 10 об.
  11. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 3. Л. 11 об.
  12. На журнальном заседании Ростовской уездной земской управы 19 июля 1865 г. были заслушаны отношения Чучерского и Березниковского волостных правлений (от 16 июля 1865 г. за № 230 и от 17 июля 1865 г. за № 326) об отсутствии в этих волостях училищ и Угодического волостного правления (от 16 июля 1865 г. за № 136), в котором сообщалось об имеющемся в волости училище (учились 81 мал. и 6 дев., а преподавали местный священник о. Рафаил Густов и студент Ярославской духовной семинарии Александр Троицкий.). (РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 4. Л. 44 об.).
  13. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 3. Л. 87, 87 об.
  14. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 3. Л. 87.
  15. Петров Л.Е. Очерк деятельности Ростовского земства по народному образованию (1865-1904 гг.) / Под ред. А.А. Дидрикиль. Ярославль, 1905. С. 1.
  16. РФ ГАЯО. Ф. 206. Оп. 1. Д. 9. Л. 43 об., 44, 45.
  17. РФ ГАЯО. Ф. 206. Оп. 1. Д. 9. Л. 45 об.
  18. РФ ГАЯО. Ф. 206. Оп. 1. Д. 9. Л. 60 об., 62.
  19. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 3. Л. 90 об.
  20. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 14. Л. 6 об.
  21. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 14. Л. 6 об.
  22. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 14. Л. 7.
  23. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 14. Л. 7.
  24. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 14. Л. 16.
  25. По приведенным Соколовым примерам видно, что Париж с 1,7 млн. населением расходовал в 1864 г. на народное образование 5,5 млн. франков, что составляло около 3 четвертаков на каждого жителя, Санкт-Петербург (586293 жителей) расходовал 10860 руб., что было менее 2 коп на человека, Москва (377838 жителей) расходовала 10714 руб. – менее 3 коп. на человека и Ярославль (31609 жителей) выделял 3506 руб. – около 11 коп. на 1 человека. (РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 14. Л. 16, 16 об.).
  26. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 14. Л. 16.
  27. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 14. Л. 155 об.
  28. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 14. Л. 155 об.
  29. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 14. Л. 155 об., 156.
  30. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 14. Л. 66, 151.
  31. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 14. Л. 151.
  32. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 14. Л. 154 об.
  33. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 31. Л. 9.
  34. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 31. Л. 10 об.
  35. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 31. Л. 11.
  36. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 47. Л. 63.
  37. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 47. Л. 63, 63 об.
  38. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 47. Л. 63 об.
  39. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 47. Л. 64.
  40. Дружинин П.Н. Просвещение в Ярославской губернии в пореформенный период // Очерки истории Ярославского края / Под ред. В.А. Ляхова. Ярославль, 1974. С. 104.
  41. Владимирские губернские ведомости. Неофиц. часть. № 41.1868.12 октября.
  42. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 47. Л. 64.
  43. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 65. Л. 44.
  44. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 64. Л. 36 об.
  45. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 64. Л. 44.
  46. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 64. Л. 49.
  47. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 64. Л. 110 об.
  48. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 64. Л. 110 об.
  49. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 92. Л. 11 об.
  50. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 92. Л. 12.
  51. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 92. Л. 13.
  52. РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 92. Л. 13 об.
  53. Гласный Ростовского уездного земского собрания Василий Дмитриевич Сластников пожертвовал для Вощажниковского училища стенные часы на сумму в 11 руб. и стопу писчей бумаги, управляющий Вощажниковской вотчиной Л.А. Диев – 7 руб. серебром на покупку Библейской истории с 700 гравюрами, тетрадь каллиграфии, образцы русского чистописания и русской прописи. Крестьяне П.А. Титов и Н.А. Городищев – по стопе писчей бумаги каждый. Наряду с этим для Вощажниковского училища поступили и денежные средства. Так, от Л.А. Диева – 2 руб., волостного старшины В.М. Комарова – 9 руб., В.И. Барашкова – 2 руб., Н.А. Городищева – 3 руб., А.Ф. Пугина – 5 руб. и д. Бабаева от крестьянина Ивана Сергеева – 1 руб. (РФ ГАЯО. Ф. 5. Оп. 1. Д. 92. Л. 13 об.-14 об.; Д. 93. Л. 49, 50.).




Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!