Парфенов А., свящ. (Ростов) Чиновник Ростовского Успенского собора. с. 200.

Удивляясь красоте ростовского Успенского собора, автору этих строк приходилось задаваться вопросом, сохранился ли соборный Чиновник, который отражал в себе сложные литургические действа, происходившие в соборе во времена их расцвета? В конце прошлого - начале нашего века одним из ведущих литургистов того времени профессором Московской Духовной Академии А.П. Голубцовым были изданы Чиновники Московского Успенского, Новгородского Софийского соборов XVII века, Чиновник конца XVII века Холмогорского собора и Чиновник XVIII века Нижегородского кафедрального собора1. Такой величественный собор, как ростовский Успенский, также должен был иметь свой Чиновник.

В изданном каталоге рукописей Ростовского музея значится “Чиновник архиерейский XVII века”2. Под этим названием описан сборник, состоящий из двух частей. Более драгоценной оказалась первая часть, обозначенная на л.III рукописной книги: “Чин священодейства во весь год септевриа с 1 числа даже августа по 6 число”. Это и есть соборный Чиновник3 - ценный литургический памятник. Можно отметить, что в собрании есть еще две рукописи под названием “Чиновник архиерейский”, но уже без первой, публикуемой здесь части4.

Разница между архиерейским чиновником и соборным такая же, как между священническим Служебником и церковным Уставом5. Служебник и Чиновник архиерея имеют в себе молитвы для вечерни, утрени, литургии, Устав же, именуемый Типиконом, упорядочивает все многообразие годовых, пасхальных и других кругов церковных последований. Служение в кафедральном соборе требует таких книг, как Чиновник (он же Служебник) для архиерея, и особый Чиновник для ежегодных архиерейских обрядов. Уже упомянутые соборные Чиновники, особенно самый древний новгородский, как раз представляют собой разновидность Устава. Служба в них расписана на каждый день, и когда богослужение ничем не отличается от обычного, то помечено: “а поют по Уставу”. Наш ростовский Чиновник уже разграничил свое назначение с Типиконом, в нем помещены только обрядовые особенности собора. Поэтому состав его так краток, что даже не доходит до конца церковного года.

Для научного исследования памятника необходимо привлекать изданные Чиновники, труды проф. А.А. Дмитриевского по древней и современной Иерусалимской богослужебной практик6, существующие материалы о богослужебной практике ростовского Успенского собора7, книгу записок архидиакона Павла Алеппского о путешествии в Россию8 и многие другие источники. Можно отметить вероятный нижний предел создания рукописи - 1683 год. В тексте после описания богослужения в день Крещения основным почерком идет заметка, что “Во 190-м году великий Господин святейший Иоаким патриарх Московский и всеа России указал сему действу быти после литоргии...”9 Заметка эта важна тем, что своим существованием указывает на имевшийся ранее протограф. Стало быть, чины рукописи восходят ко времени митрополита Ионы Сысоевича, а может быть, и к более древним временам. На верхний предел создания может указать открывающее рукопись “Действо Нового лета”. Это действо было отменено при Петре I в 1700 году10. Значит, время написания рукописи - это промежуток между 1683 и 1700 годами.

Кроме указанного Действа Нового лета в Чиновнике замечательны яркие пасхальные службы, особая обрядовая напряженность “Пасхи Страстей”, в которой значительное место занимает захватывающе изложенный ”Чин омовения ног”.

Издание Чиновника Ростовского Успенского собора поставит его в ряд уже известных чиновников и привлечет к нему внимание в ходе возродившихся литургических споров.

  1. Голубцов А.П. Чиновник Новгородского Софийского собора. М.,1899; Он же. Чиновник Холмогорского Преображенского собора. М., 1903; Он же. Чиновник Нижегородского Преображенского собора. М., 1905; Он же. Соборные чиновники и особенности службы по ним. М., 1907; Он же. Чиновник Московского Успенского собора. М., 1908.
  2. Каталог памятников письменности Ярославской области. Выпуск 2. Рукописные памятники Ростовского музея // СРМ. Вып. 2. Ростов, 1991. С. 92. Кат. № Р-322.
  3. Этот тип богослужебной книги прямо обозначен в записи на последнем листе рукописи с № IV (72): “Сия книга глаголемая Чиновник Ростовской Соборной церкви казенная”.
  4. Там же. Р-319, Р-321.
  5. Подобная же разница, как между часами и календарем - часы определяют время дня, а календарь - время в течение года.
  6. К примеру, Дмитриевский А.А. Богослужение в русской церкви в XVI в. Часть 1. Службы круга седмичнаго и годичнаго и чинопосле дования таинств. Казань, 1884; Он же. Богослужение страстной и пасхальной седмиц в св. Иерусалиме по уставу IX-X вв. // Православный собеседник. 1889. № 3 (отд. изд. Казань, 1894); Он же. Современное богослужение на православном Востоке. Киев,1891; Он же. Умовение ног. М., 1994 (переизд.); Он же. Пасха. М., 1994 (переизд.).
  7. Бередников Я. О некоторых рукописях, хранящихся в монастырях и других библиотеках ЖМНП. СПб., 1853. Июнь. С. 109-110 (статья содержит описание “шествия на осляти”в XVII в.); ЯГВ. 1893. № 25 (статья о литургической практике XIX в.). На эти источники указал автору А.Г. Мельник.
  8. Путешествие антиохийскаго патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским // ЧОИДР. 1898. Кн. 4.
  9. ГМЗРК. Р-322. Л. 7. Такого же рода указание на листе 20. См. страницы настоящего издания.
  10. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Т. 1. М., 1993. С. 2.

Чиновник Ростовского Успенского собора

На форзаце штампы Ростовского музея древностей, исполненные синими чернилами, с номерами, проставленными черной тушью. На верхнем штампе № 16975, на нижнем надпись “рукописи музея” и № 322. В верхнем левом углу страницы наклейка с инвентарным номером ЯРМЗ 322, надписями 28/Ч-64 (в две строки) и КП-10055/320. В нижней части страницы запись от руки: “Сия книга Ростовской Соборной Церкви Успения Прес(вя)тыя Б(огороди)цы”.
Следующие три листа пронумерованы римскими цифрами.
Л. I - чистый.
Л. II - Записи скорописью : “Сия книга Ростовской Соборной церкви Прес(вя)тыя Б(огороди)цы Успения”, “Сия книга Ростовского Собору Прес(вя)тыя Б(огороди)цы Успения”.
Л. III - С этого листа начинается основной текст рукописи, исполненный полууставом с киноварными заголовками, буквицами и заглавными буквами.

Чин священодейства во весь год

септевриа с 1 числа даже августа по 6 число.

К действу новаго лета: архиерей пришед в соборную церковь по чину входное и облачается во все облачение на месте среди церкви, и облачась, идет в алтарь, и взем кадило кадит престол около 3[-жды]; таже властей на обе страны, и диакон вышед начинает: Благослови, владыко. Архиерей: Благословенно Царство. Таже диакон глаголет ектению на амвоне, а священницы поют в олтаре: Господи, помилуй, и после ектении, Архиерей говорит молитвы по чиновнику, и проговоря, идет из олтаря царскими (Л. III об.) дверьми никим поддержим, держа в правой руке крест, а в левой посох, а по обе страны несут диаконы два евангелия, А певчие поют тропарь, и пришед среди церкви станет на орлеце, и протодиакон начинает: Благослови, владыко. Архиерей: Благословенно, и по чиновнику, и посем идут в западны двери темже чином якоже из олтаря, а певчие поют тропари, и вышед архиерей станет на орлеце на восток лицем. Протодиакон говорит ектению, а власти все поют: Господи, помилуй 100, и посем архиерей говорит молитвы, и проговоря, идет такожде якоже и прежде, а певчие поют стихиры, и пришед на уготованное место, (Л. 1) осеняет крестом на все четыре страны, а певчие поют антифоны, а в то время власти кланяются по чину архиерею. По поклонении же Архиерей кадит святыя иконы и властей, и царской сигклит, и всех ту предстоящих; по каждении архиерей осеняет крестом на восток, на запад, на юг, на север, а протодиакон, кадя ево, архиерея, говорит ектению сице на восток: Помилуй нас, Боже, на запад: О избавлении душ наших, на юг: О царе, на север: О вселенском устроении. По осенении же чтут паремии, в паремии архиерей седит, а власти все стоят. Посем апостол, во апостол архиерей не седит. Евангелие чтет натрое, Премудрость, прости, и прочее говорит (Л. 1 об.) архиерей, а протодиакон такожде, якоже и архиерей, и егда архиерей прочтет все евангелие и возгласит, тогда подиаки менших станиц став против архиереа поют исполати. Посем дочитает и протодиакон. Посем архиерей идет ко святым иконам и умыв руки погружает честный крест, а в то время протодиакон говорит ектению. Таже архиерей паки восходит на место и говорит молитвы по чиновнику, и проговоря, отпуст со крестом, стоя на месте. И по отпусте архиерей осеняет крестом на все четыре страны, а протодиакон глаголет: Господу помолимся, рцем вси, а сам кадит. Посем архиерей говорит поздравление великому государю, а как проговорит, тогда певчие поют (Л. 2) многолетие великому государю болшее. Таже поют многолетие архиерею и всему освященному собору, а прежде поют многолетие святейшему патриарху, посем и всем православным христианом, А в то время власти поздравляют архиерею, таже царской сигклит поздравляют архиерею. Посем архиерей идет в соборную церковь поддержим двема диаконы, и пришед в соборную церковь, кропит на все четыре страны святою водою, и служит литургию по чину.

В 14 д(е)нь.

Архиерей оу всенощнаго в соборе, к величанию облачается в воскресное облачение. По 9 песни входит во олтарь и облачается во все (Л. 2 об.) облачение в воскресное, и облачас идет к царским дверем и раздает властем свещи, и вышед из олтаря, раздает царскому сигклиту и своим приказным. И посем кадит престол кругом 3[-жды], таже властей, и сняв шапку, подъемлет крест на главу и идет в северныя двери, а под руки поддерживают власти. Около архиерея несут рипиды, диаконы кадят в два кадила, да около же архиерея несут два посвещника да четыре свещи; два диакона несут шапку пред архиереом, а посох несут за архиереом же, и пришед, среди церкви, не положа креста на налой, возгласит: Премудрость, прости. Певчие поют тропарь: Спаси, Господи, люди твоя. А архиерей в то время кадит (Л. 3) кругом налой 3[-жды], а подиаконы ходят с подсвещники. Таже кадит властей по чину. Таже оумыв руки вземлет крест с налоя на главу, и идет на амвон и став зря к царским дверем, осеняет крестом, а протодиакон говорит ектению, а в то время два диакона поставляют стол мал послан сукном, а на ней мису сребряну, егда же поют: Господи, помилуй, тогда из дву сулеек помалу поливают на крест два архимандрита гуляфною водкою. Архиерей держит крест за верхнее возглавие, и как пропоют 100 Господи, помилуй, архиерей обращается на запад и осеняет такожде, а стол и подсвешники и рипиды переносят, потом на юг, таже на север, посем еще к царским дверем, пред ним же такожде устрояют (Л. 3 об.) якоже и прежде, и обратясь, идет со амвона тем же чином и полагает крест на налой. А в то время певчие поют: Слава, и ныне. Кон[дак]: Вознесыйся на крест. Архиерей стоит на орлеце оу своего облачалного места, и как пропоют кон[дак], архиерей поет со всем освященным собором: Кресту Твоему поклан[яемся] 3[-жды], и пропев, целуют честный крест. Посем кропит церковь на четыре страны, таже себя кропит, и власти целуют по чину, архиерей кропит их, а в то время певчие по ликом поют: Кресту Твоему по 1[-жды], и на амвоне подиаки 1[-жды]. Таже певчие на глас приимают стихиры, а в то время целуют честный крест все ту прилучившиися, по пропетии же стихир говорит диакон ектению оутреннюю, и по целовании идет архиерей во олтарь (Л. 4) и розоблачается пред престолом, а крест ключари полагают против места архиерейскаго на налое, и посем отпуст. И литургию служит в воскресном облачении.

Месяца декемврия в 24 день.

Благовест к часом царским час дни, архиерей бывает в соборе, поют певчие по стиху нароспев, да Слава, и ныне. Псалмы говорит соборной диакон, а тропари сказывают кононарх. В той же день благовест к вечерни и к литоргии за 3 часа. Архиерей пришед в церковь входное по чину, и знаменався оу святых икон, облачается на месте. Начало веч[ерни] и псалом говорит сам архиерей, вечерних молитв не говорит, токмо: Боже,Боже наш входную, Вечер и заутра, в паремии (Л. 4 об.) седит оу царских врат во олтаре на правой стране, после паремей ектения малая, а возглас не говорит, посем: Господи, спаси благочестивыя, и проч[ее]. Литургия Великаго Василия, по отпусте литургии певчие среди церкви поют тропарь праз[дника], Слава, и ныне, кон[дак]. Таже протодиакон, целовав руку архиерейскую, кличет стоя на амвоне, многолетие великому государю и государыням царицам, и благородному царевичю, и благородным царевнам, егда же прокличет всех государынь царевен, тогда архиерей выступя из царских дверей, говорит поздравление великому государю, а в то время протодиакон не кличет, егда же архиерей проговорит поздравление, тогда протодиакон кличет многолетие святейшему патриарху, (Л. 5) таже протодиакон кличет преосвященным митрополитам по чину и проч[ая]. Таже архиерей розоблачается пред престолом.

В 25 день.

На праздник Рождества Христова благовест ко всенощному за 8 часов. Архиерей приходит ко всенощному с провождением, начало всенощнаго говорит сам архиерей, к литии и к величанию облачается.

К литургии:
Благовест час дни. Архиерей литоргию служит со властьми.

Месяца ианнуариа в 5 день.

Благовест к часом царским час дни. Архиерей оу часов бывает в соборе, часы поют такожде яко на навечерии Рождества Христова.

(Л. 5 об.) К литоргии:
И к вечерни благовест за 4 часа, архиерей пришед в церковь входное по чину, и облачается на месте. А чин веч[ерни] писан в навечерии Рождества Христова. По заамвонней молитве архиерей, покадя честный крест, точию со преди 3[-жды], и вземлет на главу, и несет в царския двери, а под руки поддерживают власти, а около архиерея диаконы с рипидами, а пред ним несет диакон святое Евангелие, архиерей же полагает крест на столе, а певчие поют стихиры, и положив крест, ставится на орлеце оу своего облачалнаго места, и роздает свещи властем, и кадит всю церковь и властей по чину, и действует освящение (Л. 6) воды по потребнику, и пред погружением честнаго креста оумывает руки, по погружении же кропит церковь на четыре страны, и причащается сам святыя воды, и властей причащает, а власти все ту прилучившияся причащаются целуя у архиерея крест, а певчие в то время поют: Во Иордане крещающася, дондеже всех архиерей от святыя воды причастит. Посем: Буди имя Господне, псал[ом]. Антидор раздает архиерей, и отпуст литоргии по чину, по отпусте певчие поют праздника троп[арь] и кон[дак], Слава, и ныне. Таже протодиакон клич[ет] мног[олетие] по ч[ину], якоже и в навечерии Рождества Христова, и бывает поздравление такожде.

Ко всенощному Благовест за 8 часов (Л. 6 об.) Архиерей приходит в церковь с провождением, начало всенощнаго говорит сам, к литии, к величанию облачается. К литоргии архиерей пришед в церковь по чину входное, и возшед на место, облачается, посем идет во олтарь, взем кадило, покадит крест 3[-жды] точию сопреди, и взем полагает на главу, и идет в царские двери, а под руки поддерживают власти, а над архиереом несут рипиды диаконы, да кадят в два кадила, а шапку несут два диакона пред архиереом, и Евангелие, посох с лампадою вместе идут пред архиереом. И пришед на иордань, и став на место, осеняет крестом на четыре страны, таже власти, пок[лоняются] архиерею, посем (Л. 7) архиерей раздает свещи властем, таже взем кадило, кадит святыя иконы и властей всех ту пред стоящих, а после ектении говорит молитвы, пришед ко иордании: Велий еси,Господи. Посем, оумыв руки, погружает крест честный, идет в соборную церковь, и пришед кропит церковь на четыре страны, таже кропит властей, и служит литоргию по чину.

Во 190-м году великий господин святейший Иоаким патриарх Московский и всеа России оуказал сему действу быти после литоргии, служить литоргию порану, посоветовав с сыновы своими преосвященными митрополиты, архиепископы и епископы.

(Л. 7 об.) В неделю мясопустную, чин Страшнаго суда бывает сице:
Егда архиерей приидет в соборную церковь по чину входное, и облачается на месте, и облачась, идет во олтарь, и отдает двум диаконом евангелиа два, а сам вземлет крест в правую руку, а в левую посох, и идет никим поддержим, а подиаки менших станиц поют исполати строчную, и пришед на место, осеняет крестом на все четыре страны. Таже протодиакон начинает: Благослови, владыко. Архиерей: Благословен Бог наш, и поют певчие стихиры, А власти архиерею покланяются по чину, Посем Архиерей кадит святыя иконы (Л. 8) и власти, и всех ту предстоящих, таже чтут паремьи, и в паремьи протопоп да ключарь, покланясь архиерею, святят воду. После апостола приходит протодиакон с тремя диаконы, держа евангелия, и протодиакон з двема диаконы покланяются архиерею, и идет протодиакон, станет на запад лицем прямо архиереа, 1[-й] диакон на юг лицем, 2[-й] на север, 3[-й] держит Евангелие, по котором чести архиерею. Таже архиерей глаголет: Премудрость, прости, протодиакон и диакони тож, Архиерей: Мир всем, певчие: И духови твоему, архиерей: От имярек святаго Евангелия чтение, и протодиакон и два диаконы тож, певчие: Слава Тебе, Господи, посем архиерей (Л. 8 об.) Вонмем, протодиакон тож, и чтет Евангелие на трое. Егда же архиерей возгласит конец Евангелия, тогда подиаки меншия станицы поют исполати став против архиереа. Таже дочитают Евангелие протодиакон и диаконы, таже архиерей оумыв руки погружает крест, а протодиакон говорит ектению. Посем архиерей,возшед на место, осеняет крестом на все четыре страны, и отпуст со крестом, и благословляет крестом властей, и кропит святою водою, таже идет в соборную церковь, поддержим двома диаконы, и пришед, кропит церковь на четыре страны, и служит литоргию.

(Л. 9) В неделю сырную. Архиерей бывает оу всенощнаго, и литоргию служит в соборе, в той же день к вечерни выход бывает архиерею в собор. После вечерни знаменается архиерей ко святым иконам и к мощем святым, и облачается оу места своего в малое облачение. Посем говорит протодиакон ектению с кадилом пред Спасовым образом, и ектении, и возглас: Оуслыши ны, Боже. Посем архиерей приемлет крест и ставится оу амвона на степени и глаголет молитву: Владыко многомилостиве, и по молитве бывает прощение, и посем благословляет крестом властей, и всех ту предстоящих. Посем архиерей розоблачается оу места ж своего и идет во свой дом.

(Л. 9 об.) В пяток 1 недели поста.

По заамвонней молитве входит архиерей во олтарь и облачается, и облачась, молебствует над коливом, кадит не всю церковь, толко местныя иконы и властей, и отпуст литоргии архиерей сам отпущает, и разоблачается в олтаре, и роздает вышед коливо властем.

В неделю 1 святаго поста.

Архиерей пришед в церковь по чину входное, и облачается на месте. Посем начало протодиакон: Благослови, владыко. Архиерей: Благословен Бог наш, и идет архиерей, поддержан двема диаконы, а по сторону несут Евангелие, а по другую крест на мисе, и пришед на место за олтарь, осеняет крестом (Л. 10) на все четыре страны, таже власти покланяются архиерею. Посем протодиакон кличет: Кто Бог велий и проч[ая]. Егда же протодиакон кличет Вечную память, тогда архиерей стоит, а егда же кличет: Анафема, тогда седит. И паки идет в церковь по прежнему чину, и служит литоргию. А сие действо бывает в церкви или вне церкви.

В неделю Крестопоклонную.

Архиерей бывает в соборе оу всенощ[ной]. По 9 песни Архиерей входит во олтарь и облачается во все облачение воскресное, и облачась, стоя оу престола, раздает свещи властем и приказным, и, раздав, (Л. 10 об.) кадит престол 3[-жды], обходя, и властей на оба лика, и посем вземлет крест на главу, и идет в северныя двери, а под руки поддерживают власти, а кадят диаконы в два кадила, рипиды несут диаконы же, и подиаки с подсвещники и со свещами ослопными, четыре подсвещника, четыре свещи. И пришед среди церкви, не полагая креста на налой, Архиерей возгласит: Премудрость, прости, а сам крестом крестообразно осеняет, Таже певчие поют тропарь: Спаси, Господи. Архиерей кадит около 3[-жды], а подиаки ходят с подсвещниками, Посем кадит властей по чину, Таже поет со властьми: Кресту Твоему 3[-жды], таже по лик[ом] пев[чие]: Кресту Твоему, по 1[-жды], (Л. 11) под[обен], по 1[-жды] на амвоне, посем стихиры, а в то время Архиерей целует крест, и власти, все ту прилучившиися. По целовании же Архиерей розоблачается пред престолом, посем отпуст.

Месяца марта в 25 день.

На праздник Благовещение Пресвятыя Богородицы. Оу всенощнаго архиерей бывает оу праздника, или в соборе, и литоргию служит. Начало вечерни говорит сам, и псалом, вечерних молитв не говорит, токмо в начале часов: Господи, низпосли, да в начале вечерни: Боже, Боже наш, да входная: Вечер и за оутра. А после паремей ектения малая, да возгласа не говорит, таже: Господи, спаси благочестивыя, по чину и прочая литоргия.

(Л. 11 об.) В суботу 5-ю святаго поста.

Оу всенощнаго архиерей бывает в соборе, празднуют акафисту. И пришед архирей в церковь, Начало говорит оутрени ключарь и два псалма, шестопсалмию говорит архиерей, и как начнут говорить 1-ю каф[исму], и в то время идет Архиерей во олтарь, и облачается в малое облачение, и вышед из олтаря, раздает свещи властем и приказным, и раздав, кадит всю церковь и властей по чину, а в то время певчие поют: Возбранной Воеводе болшую. И покадив, ставится на орлеце против налоя оу своего места, а на налое ставится образ Пресвятыя Богородицы, и архиерею поставляется налой, на чем книга лежит, что ему, и проговоря, вшед (Л. 12) во олтарь, розоблачается. По второй каф[исме] 1[-й] архимандрит говорит, а прежде говоренья покадит местныя иконы и архиерея, и властей, и крылосы, а говорит на том же месте, где архиерей, А архиерей сходит своего места и стоит на орлеце по правую страну, что архимандрит говорит оу своего места, и проговоря, архимандрит розоблачается. И облачаются архимандриты во олтаре, и розоблачаются. По 3 песни 2[-й] говорит такожде, по 6 песни 3[-й] говорит и кадит такожде, якоже и первый.

Тогда же архиерей паки облачается стоя оу своего места, а ключари полагают образ на налой, и поставляют среди церкви, и архиерей, пришед (Л. 12 об.) и став на орлеце, говорит: О Всепетая Мати 3[-жды], таже: Ангел предстатель. Посем бывает целование по чину, и по которых мест целуют вси образ, А архиерей стоит среди церкви на орлеце, и посем розоблачается оу своего места, и идет на свое место, и отпуст.

В неделю Ваий.

Ко всенощному благовест пол 3 часа. Архиерей приходит в соборную церковь с провождением ко всенощному, к литии и к величанию облачается, и после величания, не розоблачився, стоит во олтаре, и как прочтет Евангелие, Архиерей, вышед из олтаря, кадит вербу окрест 1[-жды] и говорит молитву по Триоди, и роздает вербу (Л. 13) властем и всему, и вшед во олтарь, розоблачается.

К литоргии и от литоргии:
Такожде бывает провождение и хождение со кресты к празднику, и служит по чину литоргию, а идучи поют канон празднику.

В понедельник Страстныя недели.

Благовест к оутренни за пол 4 часа. К часом благовест пол 4 часа. На часех прочитают Евангелие Дву евангелистов, Матфея и Марка.

Во вторник Страстныя недели.

Благовест к часом 4 часа. Евангелие прочитают на часех, Луку евангелиста.

(Л. 13 об.) В среду Страстныя недели.

Благовест к часом 5 час. На часех прочитают Евангелие Иоанна Богослова до Страстей. По 9-м часе, как проговорят: Всесвятая Троице, Тогда архиерей, сошед с места, облачается, стоя оу места на орлеце, в малое облачение, посем поют: Достойно есть. Посем архиерей говорит, обратясь на запад: Владыко многомилостиве, А власти и весь народ лежат вси на земли. Архиерей же, проговоря отпуст, говорит прощение, яже писано в Триоди, Таже приходят власти и весь народ, просят прощения, А архиерей их благословляет животворящим крестом, посем розоблачается, и начинает вечерню (Л. 14) и литоргию, и прочая.

К елеосвящению в четверток.

Благовест час дни, и пришед архиерей в церковь, покланяется стоя на орлеце 3[-жды], и осеняет на все четыре страны, и облачается во олтаре в малое облачение. И вышед из олтаря, восходит на место среди церкви. Посем начало по требнику и канон, в канон архиерей кадит всю церковь, а говорит канон диакон, и апостолы чтут диаконы же, а молитвы Отче святый шести не говорит, токмо говорит седьмую со властьми, посем помазует властей, и всех ту предстоящих, а для поспешения роздает стоканчики сткляные властем. По помазании же архиерей говорит молитву: Царю святый, а власти держат (Л. 14 об.) разгнув над главою архиерея Евангелие, и говорят тихо тоже молитву, посем отпуст по требнику.

К вечерни и к литоргии.

Благовест 6 часов дни, и пришед архиерей в церковь, входное поют по чину, и целовав святыя иконы, облачается среди церкви по чину во все облачение постное, и облачась, взем посох, идет во олтарь и омывает святый престол по требнику, и омыв, роздает губы властем во олтаре, а в то время говорят часы, таже начинают вечерню.

Начало вечерни

И псалом говорит архиерей сам, после паремей ектения малая, (Л. 15) таже: Господи, спаси благочестивыя, и прочая Божественная литоргия Великаго Василия, а вечерних молитв не говорит, токмо входную: Господи, низпосли, да преложенную: Боже, Боже наш, да входную: Вечер и заоутра и полудне. По заамвонней молитве омывает ноги по чину вселенских патриархов сице:
По заамвонней молитве:
Архиерей исходит из олтаря царскими дверми на архиерейское место, на котором облачается, никим поддержим, а пред ним несет диакон святое Евангелие, да два диакона несут лохань большую сребряную с рукомоем. А в то время протопоп со священницы (Л. 15 об.) псалом говорят 50: Помилуй мя, Боже по стихом косно. А на месте поставляют иподиаконы кресла. Архиерей же, возшед на место, сядет в креслах, и поставят пред ним скамейку, покрыту червчатым сукном. А на скамейку ставят лохань с рукомоем, в нем полн воды. А на рукомой положен запон кисейной, да лентион. А коим быть в чину омовения, и те садятся во олтаре по своим местом постепенно, и ко архиерею приходят. Протодиакон да диакон приемлют благословение и выводят из олтаря по два архимандрита или игумена, архимандриты же покланяются (Л. 16) архиерею по чину, и посаждают на оуготованном месте постепенно. А в то время певчие поют пятую песнь канона Великаго Четвертка, и стихиры, а между столпов пред них Ключари поставляют налой, и диакон полагает святое Евангелие, и как исполнится 12 ти оучеников, И архиерей повелевает единому диакону говорить ектению: Миром Господу помолимся, Близ себя на месте стоя на правой стране архиерея, А архиерей в то время седит, и власти. По ектении востав, говорит молитву стоя, А коим властям быть во умовении, те седят, и проговоря молитву, сядет в креслах, и п[р]отодиакон, (Л. 16 об.) приняв благословение, чтет святое Евангелие, един возглашает: Премудрость, прости, от Иоанна святаго Евангелия чтения, и Вонмем. Архиерей и власти все седят, протодиакон чтет: Во время оно, ведый Иисус яко вся даст Ему Отец в руце яко от Бога изиде и к Богу грядет, востав с вечери. Сию речь чтет 3[-жды]1. И архиерей востанет. И протодиакон чтет: И положи ризы. Архиерей снимает с себя сам шапку и отдает диакону, и потом снимает панагию и кладет на кресла, Таже омофор и саккос, или ризы, или полицу, и кладет на кресла же, А никто ему не помогает. А протодиакон чтет едину речь : И положи ризы, многажды, дондеже розоблачится. (Л. 17) А диакони стоят около места на нижней степени, а пояса, и поручей, епитрахили подризника не снимает. И взяв оу диакона шапку, возлагает на главу сам. А протодиакон чтет: И прием лентион, препоясася. Архиерей приемлет запану и оутверждает сопреди, един конец за пояс, а другий конец опускает до ног, Таже приемлет лентион и препоясуется, един конец мало опускает, а другий конец перекинет чрез спину и правое плечо, и тем концем отирает ноги. А протодиакон чтет все едину речь: И прием лентион, и препоясався, дондеже препоясуется.

Таже протодиакон чтет: Потом же влия воду во умывалницу. Архиерей, взяв рукомой с водою, льет в лохань (Л. 17 об.) крестообразную малую часть, в тай глаголя: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Протодиакон чтет в другия ту же речь. Архиерей же паки льет крестообразно. Протодиакон чтет в третий ту же речь. Архиерей паки льет крестообразно. Протодиакон чтет: Начат оумывати нозе оучеником, и отирати лентиом, имже препоясан. Архиерей же пойдет с места никим поддержим, а лохань вземлют два диакона и несут пред ним, и начат оумывати ноги, от царских врат приклоняяся на землю, на одно правое колено, возливая из лохани своею рукою на ногу 3[-жды], и отирает лентиом, тем концем, кой чрез правое плечо (Л. 18) перекинут, и целует ногу2, не покрывает лентиом, и рукою крестообразно осеняет на ногу, а омывает ноги в шапке, а власти целуют в шапку и в руку, а седят в шапках. А протодиакон чтет все едину речь: И начат оумывати ноги оучеником, и егда оумыет трем, протодиакон чтет: Потом же влия воду во оумывалницу. Архиерей паки взем лиет рукомой, и льет воду в лохань по прежнему 3[-жды] крестообразно, протодиакон такожде чтет 3[-жды], якоже писано выше сего. Таже протодиакон чтет якоже и прежде: И начат оумывати ноги оучеником. Архиерей же паки оумывает нозе еще трем. Сие бывает 4 статьи, (Л. 18 об.) и егда архиерей оумыет нозе 11 оучеником, Тогда приходит к болшему архимандриту. Протодиакон чтет: Прииде же к Симону Петру, и глаголя Ему той. Архимандрит востанет и глаголет: Господи, Ты ли мои оумыеши нозе. Протодиакон чтет: Отвеща ему Иисус и рече. Архиерей глаголет: Еже Аз творю, ты не веси ныне, разумееши же по сих. Протодиакон чтет: Паки глаголя Ему Петр. Архимандрит глаголет: Не оумыеши ногу моею во век. Протодиакон чтет: Отвеща ему Иисус. Архиерей отвещает: Аще не оумыю тебе, не имаши части со Мною. Протодиакон глаголет: Глагола Ему Симон Петр. Архимандрит глаголет: Господи, не нозе мои (Л. 19) токмо. Показует свои руце: Но и руце. Показует рукою своею: И главу, и сядет архимандрит. Протодиакон чтет: Глагола ему Иисус. Архиерей отвещает: Измовенны не требуют, токмо нозе оумыти, есть бо весь чист, и вы чисти есте, но не вси. И показует рукою на председящаго от царских врат, и оумывает нозе архимандриту. И по умовении ног Архиерей восходит на прежнее место, где розоблачается никим поддержим, а диаконы перед ним несут лохань с водою, и поставляют на прежнем месте на уготованной скамейке, и снимает с себя лентион и запон. (Л. 19 об.) А протодиакон дочитает святое Евангелие, и прочтет, паки начинает чести другое Евангелие: Премудрость, прости, От Иоанна, Вонмем, и чтет: Во время оно, егда оумы Иисус нозе, прият ризы Своя. Архиерей же облачается сам во все прежнее облачение, А никто ему не подает. А протодиакон чтет речь: Прият ризы Своя, многажды, дондеже облачится. Таже протодиакон чтет: Возлег паки. Архиерей сядет в креслах. Протодиакон: Рече им. Архиерей дочитает Евангелие сам, сидя в креслах, Власти вси в то время стоят, а не садятся: Весте ли, что сотворих вам, до конца (Л. 20) и прочее, востанет и говорит молитву над водою по Триоди, и прочее по обычаю. По омовении же ног Архиерей кропит водою всю церковь на четыре страны, и властей. Таже: Буди имя Господне, и отпуст.

В 190-м году Великий господин святейший Иоаким патриарх Московский и всея России сим чином действовал такожде: токмо власти седели по обе страны, по 6 архиереов в скамьи, а во иудино место никто не был, а оумывати начал с левыя страны 1[-му] от себя постепенно, а правыя страны от нижних оумывати до 1[-го], и перстом не указывал, как бывало прежде сего.

(Л. 20 об.) В Великий Пяток к Страстем.

Благовест 3 часа нощи. Архиерей бывает в соборе, и как начнут тропарь пети, в то время архиерей раздает свещи с места своего властем, и протопопу, и священником, и диаконом, и приказным своим. А власти бывают не по указу, кои прилучатся. Евангелия читают священницы на амвоне.

В той же Пяток.

Благовест к часом царским к выносу мощей пол 3 часа дни. Архиерей пришед в церковь, и став на орлеце среди церкви, и сотворя 3 поклоны, осеняет руками на все четыре страны, и вшед во олтарь, облачается во все облачение постное, и облачась, (Л. 21) идет со кресты из соборные церкви по мощи, и пришед в тое церковь, идеже мощи уготовлены, знаменуется оу святых икон, и взем кадило, кадит мощи кругом, и святыя иконы, и властей, и отдает мощи властем, и раздав мощи, и сам вземлет, что ему нести, и несет на главе, а под руки поддерживают диаконы, а кадят в два кадила, над главою архиерейскою две рипиды, посох несут позади архиереа, и пришед в соборную церковь, приимает оу властей мощи и ставит на столе. И начинают часы по чину, псалмы говорит диакон, тропари сказывает кононарх, поют протопоп да священницы. По отпусте часов святит воду архиерей (Л. 21 об.) аугустовым священием по требнику, и погружает честный крест в чаши, таже погружает мощи, токмо малую часть омочает, а не все3, и отпуст по требнику ж. По отпусте бывает целование мощем4. Архиерей кропит святою водою церковь на все четыре страны, и себя, и властей, и всех ту предстоящих. По целовании же паки относят мощи по тому же чину, якоже и прежде, и пришед в церковь, такожде кадит мощи, и святыя иконы, и властей, и идет в соборную церковь, и розоблачается во олтаре пред престолом.

В той же Пяток.

Благовест к вечерни за 4 часа. Архиерей, вшед в церковь, ставится (Л. 22) на орлеце, и сотворя 3 поклоны, осеняет, певчие поют: Исполати деспота, и возшед на место, облачается в постное облачение среди церкви, и облачась, идет по гроб Спасов с рипиды и со свещами, и пришед, кадит гроб 3[-жды], таже власти, и, сняв шапку, подъемлет гроб со властьми на рамо, и несут на уготованное место пред царския двери и поставляют. Таже входит во олтарь и кадит на престоле Святую Плащаницу, точию сопреди 3[-жды], и несут из олтаря царскими дверми, и кладут на гробе, и кадит круг гроба 3[-жды], а подиаконы с подсвещники ходят кругом. Таже начинают вечерню. (Л. 22 об.) Архиерей, стоя на месте, начало вечерни и псалом сам говорит, Таже поют стихиры по чину. Вечерних молитв не говорит, токмо входную, и чтут паремии, таже апостол. Архиерей пред престолом идет на горнее место5, и отдает с себя омофорий. По апостоле протодиакон чтет святое Евангелие за Плащаницею, и егда Архиерей проговорит молитву главо преклонную, Тогда паки налагают на него омофор, а в стиховну бывает целование, и отпуст вечерни по чину с трикириями, а целует Архиерей язву в ребре и в руце, посем в ногах, А власти точию целуют язву ножную, такожде и вси ту предстоящии.

(Л. 23) В Субботу Великую.

Ко оутрени благовест за 6 часов. Архиерей к оутрени пришед в собор, Начало оутрени говорит сам, И начинают оутреню и ектению говорить пред Плащаницею. А как начнут говорить ектению, И архиерей идет во олтарь царскими дверьми, и облачается в малое облачение постное, и вышед из олтаря, от царских дверей переносят гроб, и поставляют среди церкви. Архиерей ставится на орлеце пред местом, где облачается, и раздает свещи властем, и, взем кадило, кадит кругом гроба 3[-жды], А сам поет со диаконы: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим, (Л. 23 об.) таже стих: Блажени непорочнии в путь ходящии в законе Господни, припев: Жизнь во гробе положился еси, Христе, до конца. А подиаконы ходят кругом гроба с подсвещниками, А как архиерей покадит, паки поставляют их. Таже кадит всю церковь и властей по чину, и восходит на место, и стоит, дондеже пропоют 1-ю статию, по 1-й статии Возглас говорит сам архиерей, таже начинают 2-ю статию, и ,кадя, поет со диаконы: Достойно есть, И кадит такожде кругом гроба 3[-жды], и с подсвещниками ходят, и покадя, восходит на место и кадит властей, и отдав кадило, (Л. 24) покланяется 3[-жды], и осеняет руками властей, такожде кадит и в третию статию, а потом повелит властем кадить двум во вторую статию и двум в третию статию. По поклонении же в третьей статии бывает целование Плащаницы по чину. По целовании же паки преносят гроб пред царския двери, и вшед Архиерей во олтарь розоблачается.

По 9 песни архиерей входит во олтарь и облачается на горнем месте во все облачение постное к выходу с Плащаницею, и роздает свещи, стоя пред престолом властем священником, и вышед из олтаря, роздает приказным. Взем же кадило, кадит гроб точию (Л.об.) сопреди, и царские двери, и Спасов образ и Богородицын, таже властей, и, сняв шапку, подъемлет Плащаницу на главы и несут во олтарь и кладут на прес





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!