Вахрина В.И. (Ростов). Иконы с датами, подписями, надписями из собрания Ростовского музея. с. 89.

Особенностью иконы, как живописного произведения, является то, что художник не подписывал ее, не ставил даты создания. И если такие сведения на иконе приводятся - это большая редкость, что скорее исключение из общего характерного молчания русской иконы.

В каждом музейном собрании икон есть произведения с датами, подписями и надписями, которые мало изучены. Эти надписи могут быть прекрасным источниковедческим материалом для разных категорий исследователей. Надписи могут помочь в атрибуции икон, ввести в оборот новые имена иконописцев или неизвестные произведения широко известных художников, полнее представить историю бытования иконы, уточнить сведения об исторических события[ и лицах, о работе иконописных артелей, о реставрации икон, о владельцах.

Надписи на иконах писали как на лицевой стороне, так и на оборотной. На лицевой стороне - краской, на оборотной - чернилами, карандашом, процарапывали острым предметом. Чаще всего надписи были лаконичными, краткими, но встречались и очень подробные.

Давно возникла необходимость в создании общего сводного каталога подписных, датированных икон всех музейных собраний, частных коллекций, действующих храмов. Государственной Третьяковской Галереей в 1980-е годы была предпринята попытка создать подобный каталог. Государственный Эрмитаж в 1980-е годы организовал выставку из своего собрания “Русские иконы с надписями, подписями и датами”1. Работа над составлением каталога икон с датами, подписями, надписями ведется во всех музеях. Результатом подобного исследования и является публикация каталога икон с датами, подписями, надписями из собрания Ростовского музея.

В Ростовском музее хранится около одной тысячи икон2. Икон с датами, подписями, надписями насчитывается более 40.

К ранним датированным произведениям относятся царские врата, происходящие из собора Богоявленского Авраамиева монастыря Ростова [кат. № 1]. Эти царские врата - широко известное произведение, неоднократно публикуемое как выдающийся памятник резьбы по дереву. Царские врата, состоящие из створ, сени, столбиков, покрытых сплошь растительным орнаментом, выполненном в технике глухой резьбы, имеют 37 живописных вставок с изображением Благовещения, Евангелистов, Евхаристия, Троицы Ветхозаветной, Богоматери Знамение, святых, среди которых есть и ростовские чудотворцы. Надпись, выполненная на нижней планке сени белилами по зеленому фону вязью, сообщающая дату создания врат, относится и к дате выполнения живописных вставок. В 80-е годы прошлого века царские врата были реставрированы: резьбу по дереву густо покрыли твореным золотом, живописные вставки прописали. Исследование этого датированного произведения возможно будет после реставрации как самих врат, так и живописных вставок, созданных в 1562 году.

К XVI веку относится икона из собора Бориса и Глеба Ростовского Борисоглебского монастыря “Богоматерь Лиддская с клеймами” [кат. № 2]. Вероятно, надпись создана заново при поновлении иконы в 1854 г. и не является повторением старой. Сведения, приводимые надписью по содержанию делятся на три части 1) рассказ о явлении чудотворной иконы “Богоматери Лиддской”; 2) о появлении иконы “Богоматери Лиддской с клеймами” в Ростовском Борисоглебском монастыре и о начале ее местного празднования; 3) о поновлении иконы в 1853-1854 гг. Автор надписи сообщает, что сведения о появлении иконы в Борисоглебском монастыре он взял из кормовых книг, при этом называет страницу. Эта деталь, как мы сказали бы, ссылка на источник, характерна для исследователя, ученого, позволяет предположить, что надпись на иконе создана не без участия архимандрита Амфилохия (Павел Иванович Сергиевский-Казанский), известного ученого-палеографа. Архимандрит Амфилохий позднее сделал доклад об этой иконе, где сообщил, что она пожертвована в 1567 году в Борисоглебский монастырь ключарем Московского Архангельского собора о. Владимиром, который постригся здесь в 1588 г. Икона реставрирована в 1855 г. иконописцем Иваном Самойловым.

К нашей теме относится 9 икон XVII века. На иконе “Спас Нерукотворный с предстоящими святыми” [кат. № 3] надпись выполнена при поновлении иконы в 1743 г., частично повторяя прежнюю. Надпись сообщает год создания иконы и историю бытования ее: выполненная в 1645 году, она была поставлена над городскими вратами Ростова, а в 1743 году перенесена в церковь Всех святых. Из городского храма Всех святых икона в 1922 году поступила в Ростовский музей. Икона уникальна по своей иконографической программе, сведения в надписи еще более увеличивают ее значимость для исследователей.

Надпись на иконе “Богоматерь Казанская” [кат. № 4] выполнена на обороте иконы, после слов молитвы. Надпись сообщает, что икона написана иконописцем попом Тимофеем 20 октября 1649 года в церковь Великомученика Никиты села Поречье. Имя ростовского иконописца Тимофея встречается в работах И.Е. Забелина, Л.А. Ровинского, А.И. Успенского, из которых мы узнаем, что он участвовал в росписях Московского Успенского собора [1642-1643 гг.], церкви Спаса на Сенях [1670-е гг.]. Икона “Богоматерь Казанская” - единственное известное подписное произведение иконописца XVII века из Ростова. Ценны сведения, указывающие дату создания: 20 октября, накануне празднования (22 октября) Казанской иконы Божией Матери в память избавления России от поляков в 1612 году. С 1649 года (год написания иконы из собрания Ростовского музея) учреждено ее повсеместное почитание. Имя иконописца, согласно этике, названо с интонацией уничижительной: “грешный поп”, что часто встречается в подписях на иконах. Меняется и почерк: молитва написана уставом, а сведения о художнике и т. д. полууставом, переходящим в скоропись.

Эта последняя особенность отмечается и в надписи, расположенной на обороте иконы “Жрется агнец Божий” [кат. № 5]. Здесь смиренно уничижительный тон еще более увеличен: “многогрешный раб Ивашко Суворов” написано мелкими буквами скорописью. Основная надпись выполнена каллиграфической вязью.

В 1921 году из фонда Главмузеев поступила икона с изображением Иоанна Предтечи-Ангела пустыни [кат. № 7]. На обороте иконы под верхней шпонкой написано: “Сию икону дал по вере в дом чудотворцу Антонию устюжанин Федор иконник Усолец”. Перед нами автограф знаменитого иконописца XVII века Федора Зубова.

Надписи на двух иконах с изображением Ильи пророка в житии [кат. №№ 8, 9] сообщают дату создания икон и ростовские храмы, куда предназначались эти иконы. Стилистические особенности икон, созданных в 1664 и 1666 гг., говорят о том, что они принадлежат кисти одного иконописца.

С XVIII века надписи на иконах становятся разнообразны. На иконе “Коронование Марии” [кат. № 14] надпись на обороте иконы сообщает о принадлежности ее князю Андрею Андреевичу Голицыну в 1779 году.

На обороте иконы “Богоматерь Казанская” [кат. № 11] из собрания Андрея Александровича Титова надпись: “1733 года Василий Сафронович Кульнев благословил сына своего Петра на 10-м году его рождения”. Традиция благословения всегда была на Руси. Фиксирование благословения надписью встречается в иконах с XVIII века.

Самая большая группа икон с подписями, надписями, датами - иконы XIX века. Имя архимандрита Иннокентия, настоятеля Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря широко было известно в XIX веке в Ростове и за его пределами как рачительного строителя обители и иконописца. Судить об особенностях известного иконописца Ростова было затруднительно. Две иконы с изображением Богоматери Владимирской [кат. №№ 21, 22] из собрания музея подписаны знаменитым архимандритом Ростовского Яковлевского монастыря. Надпись на обороте одной из икон [кат. № 22], кроме того, сообщает, что икона была вложена в обитель внучкой выдающегося полководца А. В. Суворова Любовью Николаевной Леонтьевой, известно ее особое почитание святынь и ревностное внимание к обители святителей Иакова и Димитрия. Иконы, подписанные архимандритом Иннокентием, характеризуют его как иконописца, следовавшего древним образцам, традиционному письму.

Вполне возможно, что архимандрит Иннокентий мастерству иконописи научился у своего дяди иеромонаха Амфилохия, участвовавшего в росписях храмов Москвы, Ярославля, Ростова. Его иконы неизвестны, но в музее хранится благословение3 иеромонаха Амфилохия, икона “Богоматерь Ватопедская” [кат. № 18], список с особо чтимой святыни Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

Икона “Богоматерь Скоропослушница” - благословение обители св. Великомученика Артемия с Афона, о чем сообщает надпись на обороте иконы [кат. № 27].

Иногда надписи создавались в разное время, как в иконе “Троица Ветхозаветная” [кат. № 39]. Синей краской написано: “Сия икона написана на Маврийском дубе в св. граде Иерусалиме”, далее черной краской и другим почерком: “пожертвована в Борисоглебский монастырь архимандритом Антонием в 1909 году”.

Надписи на иконах могут служить источником самых неожиданных тем. Так, в иконе “Димитрий митрополит Ростовский” [кат. № 15] надпись на обороте иконы сообщает: “Сей святой образ дан вкладом в Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь по Госпоже Прасковье Михаиловне Палибиной скончавшейся ноября 6-го числа 1846 года и в сей обители погребенной”. Сведения в надписи дополняют список некрополя Спасо-Яковлевского монастыря4.

В собрании есть несколько икон-молений, о чем сообщают надписи. На иконе “Воскресение с сошествием во ад” [кат. № 27] написано: “Сей святой образ моление раба Божия Петра Леонтиева”. На обороте иконы “Спас с предстоящими” [кат. № 29] процарапано: “Молится Тимофей Ананьев сын деревни Кондратово”.

Из надписей можно узнать о форме заказа на написание икон в XIX веке (вполне возможно, что такая форма была традиционна и встречалась и в прошлые века). На обороте иконы “Богоматерь Боголюбская” [кат. № 33] с изображением на полях в повороте к центру избранных святых Иоанна Предтечи, царя Константина, царицы Елены и мученицы Агриппины процарапана надпись: “Кошкину Ивану Николаевичу Онтипину Боголюбскую приписи на полях Иоанна, Константина цари Елену царицу Агрипину по золоту, цвету 1 рубль 50 коп.” Очевидно, заказчик приходил в мастерскую, где на готовую иконную доску процарапывалась надпись, напоминающая нам данные современной квитанции: кому: Кошкину Ивану Николаевичу Онтипину; что: Боголюбскую, далее шли дополнения - избранные святые, а в конце - пожелания заказчика: чтобы икона написана была по золотому фону. Здесь же указана цена за работу. Содержание иконы соответствует приведенной надписи на обороте. Надпись носит рабочий характер, есть некоторая небрежность в оформлении - недописанные слова, ошибки. Широкий рынок сбыта требовал упрощения и ускорения процесса работы и надписи на этих иконах демонстрируют как принимались такого рода заказы. Подобные заказные надписи есть в иконах “Семичастная” [кат. № 34], “Богоматерь Тихвинская” [кат. № 31]. “Огненное восхождение пророка Илии” [кат. № 32].

В заказе, выполненном известным иконописцем всегда стояло имя художника, так в иконе “Ростовские чудотворцы” [кат. № 38] надпись на нижнем поле иконы гласит: “Писал В. Гурьянов 1909 года в Москве”. А на обороте иконы сообщено, что икона поднесена (думается, что в данном случае выполнена для) Андрею Александровичу Титову.

Надписи на иконах чаще всего бывают очень краткими, сообщая самое важное, но встречаются и очень подробные как в иконе “Богоматерь Югская” [кат. № 16]. Перед надписью стоит слово “Летопись” и далее подробно рассказывается о явлении и почитании чудотворной иконы “Богоматери Югской” и об истории данного списка, приподнесенного Ярославскому купецкому сыну Николаю Ивановичу Соколову и о его пострижении в монашество.

На иконе “Богоматерь Владимирская” [кат. № 23] надпись очень большая и по объему, и по содержанию, поэтому распределена на несколько частей, место расположения этих частей, краска, какой выполнена надпись, соответствуют значимости этих сведений. Икона “Богоматерь Владимирская” интересна по своей программе, надпись на иконе по своему содержанию представляет редкую ценность, достойную отдельного разговора.

В публикуемом ниже каталоге общие сведения об иконах приводятся краткие, главным образом внимание сосредоточено на надписях.

  1. Косцева А.С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - начала XX века с надписями, подписями и датами. Каталог выставки. Л., 1990.
  2. Вахрина В.И. История создания, реставрации и экспонирования коллекции икон Ростовского музея-заповедника // СРМ. Вып. III. Ростов, 1992, с. 118-129.
  3. В собрании икон Государственного Эрмитажа тоже есть икона-благословение иеромонаха Амфилохия. - см.: Косцева А.С., Побединская А.Г. Указ. соч., с. 40.
  4. Виденеева А. Е. Некрополь Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря // СРМ. Вып. VI. Ростов, 1994. с. 78-112.
КАТАЛОГ

XVI век

№ 1
Царские врата. 1562 год.
Мастер инок Исайя
Царские врата состоят из створ, сени, столбиков, сплошь покрытых резным растительным орнаментом. Створки врат, сени, столбики имеют живописные вставки.
Надпись выполнена на нижней планке сени белилами по зеленому фону вязью: “Лета 7070 (1562) месяца августа на память усекновения святой главы Иоанна Предтечи соверши двери сия в дом Богоявлению Христова и чудотворцу Авраамия в Ростове при благоверном царе и великом князе Иоанне Васильевиче всея Русии при архимандрите Богоявленском Ионе. Инок Исайя”.
Царские врата: дерево, резьба глухая, позолота. Живописные вставки: дерево, темпера. Створки: 174 х 93; столбики: 162 х 12,5 х 11,5; сень: 127 х 132. Инв. № КП-1793.
Происходят из Богоявленского собора Богоявленского Авраамиева монастыря Ростова.
Поступили в музей в 1880-е годы из ц. Иоанна Богослова на Ишне.
Литература: Титов А.А. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. М., 1911, с. 143. Эдинг Б. Ростов Великий. Углич. М., 1914, с. 64-67. Иванов В.Н. Ростов. Углич. М., 1975, с. 126.

№ 2
Икона “Богоматерь Лиддская с клеймами”. Втор. пол. XVI века.
В среднике изображена икона “Богоматерь Лиддская” (тип Одтигитрии), вокруг 16 клейм с историей этой чудотворной иконы.
Надпись выполнена на нижнем поле в белильном картуше: “Сия икона Божией Матери называется Лиддскою, потому, что она есть список с той иконы Божией Матери, называемой Лиддскою, которая сама собою изобразилась на столпе церковном в храме, созданном св. апостолами в городе Лидде. Еще ее называют римскою потому, что список с чудотворной иконы Божией Матери Лиддской Патриархом Германом, списанной 715-м году во время иконоборчества 115 находился в Риме. Празднование положено церковью 12-го марта и 26-го июня. В сем же Борисоглебском монастыре ей праздновали неизводно в 1588 году при строителе Варлааме бывшем ключаре Москов. Архангельского собора в мире называемом Владимире современнике пр. Иринарха Затворника 9 февраля. Строитель Варлаам заповедовал 9 го февраля праздновать Встретению сей иконы неизводно. Долго ли праздновали в это число неизвестно, а известно только что ей более ста лет не праздновали. Сведения о праздновании 9-го февраля заимствованы из кормовых книг на странице 33 на обороте и 116 на обороте же. Сия святая икона Божией Матери Лиддская украшена усердием жителей Борисоглебских слобод графа Панина, в особенности усердием крестьян графа Панина Александра и Василия Сусловых при Архимандрите Амфилохии и казначее иеромонахе Арсении в 1853 и 1854 годах”.
Дерево, темпера; 150, 2 х 112. Инв. № И-97.
Поступила в музей из Борисоглебского монастыря.
Примечания: Архимандрит Амфилохий, в миру Павел Иванович Сергиевский-Казанский (1818-1893), происходил из семьи духовного звания. Закончил Боровское духовное училище, Калужскую семинарию. Московскую духовную Академию, где принял монашеский постриг. В 1852 году возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Ростовского Борисоглебского монастыря, позднее был настоятелем Воскресенского Иерусалимского, Московского Покровского, Московского Даниловского монастырей. Был широко известен научными трудами по палеографии и церковной археологии. Состоял членом Императорской Академии Наук и многих научных обществ русских и иностранных. С 1888 по 1893 гг. возведен в сан епископа Угличского, викария Ярославской епархии.
Литература: Амфилохий, архимандрит. Ростовские древности. - Вестник Общества древнерусского искусства. 1874. Вып. 1-3. Смесь, с. 1-5.

XVII век

№ 3
Икона “Спас Нерукотворный с предстоящими святыми”. 1645 год.
По обе стороны от убруса с Нерукотворным Спасом предстоят святые: Богоматерь, Иоанн Богослов, Тихон - слева; Иоанн Предтеча, Никола, Александр Свирский - справа. За ними во втором ряду изображены ростовские святые, справа: святители Исайя, Иаков, блаженные Исидор и Иоанн Милостивый; слева: святители Леонтий, Игнатий, преподобные Петр-царевич Ордынский, Авраамий. Внизу перед убрусом изображены припадающими преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. а/
Надпись выполнена на нижнем поле коричневой краской: “Лета 7153 (1645) изобразися святая сия икона при митрополите Варлааме Ростовском и по благословении сего поставлена бысть над вратами града в лето 7247 (1743) по благословению митрополита Арсения поставлена в церкви Всех святых”, б/
Дерево, темпера. 111,5 х 119. Инв. № И-861.
Поступила в музей в 1922 году из церкви Всех святых г. Ростова.
Примечания: а/ Первоначально по сторонам Спаса Нерукотворного было изображение трех святых - Богоматери, Иоанна Богослова, Тихона и Иоанна Предтечи, Николы, Александра Свирского. В XVIII веке были приписаны ростовские святые. Припадающие преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский были написаны в XIX веке.
б/ Согласно надписи, созданной в XVIII веке, икона была выполнена и поставлена над вратами въездной башни земляной крепости, сооруженной в 1633 году в Ростове. Очевидно, эта икона была поставлена над вратами Петровского въезда в город со стороны Москвы. Петровский въезд имел деревянную боевую башню, вероятно, построенной несколько позднее, чем сами земляные валы. [Иванов В. Ростов. Углич. М., 1975, с. 23]. Со временем башня разрушалась, и митрополит Арсений благословил икону перенести в ближайшую церковь Всех святых. Очевидно, по его же благословению, в иконе были написаны ростовские святые.
Митрополит Варлаам - на ростовскую кафедру был поставлен в 1620 году из архимандритов Угличского монастыря. Преставился в 1652 г. Митрополит Арсений ростовской митрополией управлял с 1742-1763 гг.
Литература: Титов А.А. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. М., 1911, с. 61-62.

№ 4
Икона “Богоматерь Казанская”. 1649 год.
Иконописец Тимофей Ростовец. Иконография традиционная.
Надпись выполнена на обороте иконы черной краской после слов молитвы. “Лета 7157 (1649) написана и совершена грешным попом иконописцем Тимофеем в граде Ростова по обещанию и по вере их православных христиан в село Поречье за езером в церковь великомученика Христова Никиты месяца октября в 20 день”.
Дерево, темпера. 91,2 х 77,5. Инв. № И-560.
Происходит из церкви Никиты Великомученика села Поречье Ростовского уезда.
Примечания: иконописец Тимофей Ростовец участвовал в росписях Московского Успенского соборам 1642-1643 гг.), ц. Спаса на Сенях Ростовского архиерейского дома (1670-е гг.). Икона “Богоматерь Казанская” была написана к первому [22 октября 1649 г.] общероссийскому празднованию Казанской Божией Матери в память избавления России от поляков в 1612 г.
Литература: Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. М., 1984, с. 125. Каталог “1000-летие русской художественной культуры”. М., 1988, с. 56. Иконы из собрания Ростовского музея-заповедника. Каталог. Автор-составитель В.И. Вахрина. М., 1991, с. 38-39.

№ 5
Икона “Жрется Агнец Божий”. 1651 год.
Иконописец Иван Суворов.
Надпись выполнена на обороте иконной доски. Текст вписан в белый круг, расположенный между шпонками, четыре ряда букв, написаны вязью, два нижних ряда букв со словами “многогрешный раб Ивашко Суворов” написаны скорописью. “Лета 7160 (1651) месяца сентября в 10 день в общий монастырь к Спасу Нерукотворному образу и Пречистыя Его Матери и Николе Чудотворцу на Комрежму писал многогрешый раб Ивашко Суворов”.
Дерево, темпера. 36 х 29. Инв. № И-993.
Происходит из Николо-Коряжемского монастыря.
Поступила в музей в 1888 году от преосвященного Амфилохия.
Примечания: Икона “Жрется Агнец Божий” похищена из музея 10 августа 1995 года.
Литература: Богословский И. Описание икон, хранящихся в Ростовском музее церковных древностей. Ростов Ярославский. 1910, с. 6-8. Ростов Великий. Сокровища Ростово-Ярославского музея-заповедника. Фотопутеводитель. М., 1986, илл. на с. 84. Вахрина В.И. Об иконе “Жрется Агнец Божий” из собрания Ростовского музея-заповедника // ИКРЗ. 1993. Ростов, 1994. С. 25-33.

№6
Царские врата. 1652 год.
Царские врата состоят из двух створ, покрытых растительным орнаментом, выполненном в технике глухой резьбы. Каждая створка врат имеет по три киота с живописным изображением Благовещения и Евангелистов.
Надпись выполнена в нижней части правой створки врат по белому фону темно-коричневой краской: “В лето от сотворения мира 7160 (1652) при благоверном государе царе и великом князе Алексее Михайловиче всея Русии и при преосвященном митрополите (...) приложил сии царские двери Прохор Андреев сын в придел Николы Чудотворца мая 9 день на перенесение честных мощей во свт. (...) отца нашего Николы Мир Ликии чудотворца”.
Дерево, темпера, резьба. 169 х 78. Инв. № И-965/1, 2.
Происходят из Никольского придела Благовещенской деревянной церкви г. Данилова Ярославской губернии.
Поступили в музей в 1880-е годы, дар Ф.В. Москательникова.
Примечания: Живописные вставки врат похищены из музея 10 августа 1995 года.
Литература: Мансветов В. Описание церковной утвари и предметов богослужебных, а так же и царских врат, хранящихся в музее. Ярославль. 1889, с. 40-41. Путеводитель по Ростовскому музею церковных древностей. М. 1911, с. 69.

№ 7
Икона “Иоанн Предтеча-Ангел пустыни”. Середина XVII века, а/
Иконописец Феодор Зубов (1610-е - 1689 гг.) б/
Поясное изображение Иоанна Предтечи, держащего в левой руке чашу с жертвенным младенцем, в/
Надпись выполнена на обороте иконы под верхней шпонкой пером коричневой краской, скорописью: “Сию икону дал по вере дом чудотворцу Антонию устюжанин Феодор иконник Усолец”.
Дерево, темпера. 32 х 26. Инв. № И-994.
Происходит из Антониева-Сийского монастыря.
Поступила в музей в 1921 году из фонда Главмузеев.
Примечания: а/ В.Г. Брюсова в указ. ниже соч. датировала икону 1658 г.
б/ Феодор Евтихеев Зубов - жалованный иконописец Оружейной палаты из Великого Устюга.
в/ Изображение аналогично прорисям Феодора Зубова в Сийском иконописном подлиннике. см. Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. М., 1910, с. 104-109.
Литература: Брюсова В.Г. Федор Зубов. М., 1985, с. 24-25.

№ 8
Икона “Илья пророк в житии”. 1664 год.
В среднике изображен Илья пророк в рост, вокруг средника 14 клеим из жития святого.
Надпись выполнена на нижнем поле белилами: “написана бысть сия святая икона лета 7172 (1664) июля на праздник Бориса и Глеба”.
Дерево, темпера. 104 х 69. Инв. № И-935.
Поступила в музей в 1926 г. из церкви Богоматери Одигитрии г. Ростова.

№ 9
Икона “Илья пророк в житии”. 1666 год.
В среднике изображен Илья пророк, сидящий у пещеры. Вокруг средника 16 клейм.
Надпись выполнена на нижнем поле белилами: “Написана была эта святая икона славного пророка Ильи в лето от сотворения мира 7174 (1666) году месяца марта в 31 день на память святого праведного Алексия человека Божьего во славу Христа Бога нашего”.
Дерево, темпера. 100 х 91. Инв. № Ц 919/682.
Поступила в музей в 1929 году из ц. Иоанна Предтечи г. Ростова.

XVIII век

№ 10
Икона “Воскресение с сошествием во ад”. 1729 год.
Слева и справа от восставшего из гроба Христа в молитвенном обращении к нему изображены святые Никола Чудотворец и Иоанн Богослов, ростовские святители Леонтий, Игнатий, Исайя, Иаков, Феодор, преподобные Авраамий и Петр-царевич Ордынский, блаженные Иоанн Милостивый и Исидор, Иринарх Затворник. Надпись выполнена на нижнем поле иконы черной краской: “1729 года 3 апреля постройся сей образ О. А. А. А. Г. Б.”
Дерево, темпера. 64 х 50. Инв. № И-571.
Происхождение неизвестно.
Поступила в музей в 1883/1887 гг.
Литература: Богословский И. Описание икон, хранящихся в Ростовском музее церковных древностей. Ростов Ярославский. 1910, с. 87-88.

№ 11
Икона “Богоматерь Казанская”. XVIII век.
Надпись выполнена на обороте иконы: “1733 года Василий Сафронович Кульнев Благословил сына своего Петра на 10 м году его рождения”.
На тыльной стороне наклеен бумажный листок с надписью: “1733 года Василий Сафронович Кульнев благословил сына своего Петра сею иконою на 10-м году его рождения в царствование Анны Иоанновны в селе Болдыреве”.
Дерево, масло; оклад (металл, гравировка. 32 х 27. Инв. № И-84.
Происхождение неизвестно.
Пост. в музей в 1921 г. из собр. А.А. Титова.

№ 12
Икона “Богоматерь Федоровская”. 1735 год.
На металлическом чеканном окладе выгравирована надпись: “Лета 1735 года месяца июля 31 дня списан со образа Пресвятыя Богородицы, что во граде Ростове в церкви святых бессере Козмы и Дамиана мерою и подобием”.
Дерево, темпера. 135 х 96,5. Инв. № И-1103.
Происхождение неизвестно.

№ 13
Икона “Богоматерь Ахтырская”. 1739 год.
Поясное изображение Богоматери со сложенными перед грудью ладонями в молитвенном (католическом) жесте.
На нижнем поле в центре изображен двуглавый орел и надпись: “Изображение образа новоявленного Пресвятыя Богоматери Ахтырския 1739 года”.
Дерево, масло. 32 х 26. Инв. № И-166.
Происхождение неизвестно.

№ 14
Икона “Коронование Марии”. XVIII век.
В верхней части иконы изображена в рост Богоматерь. Над нею представлены восседающие на престоле Бог Саваоф и Христос, они поддерживают над головой Марии корону. Слева и справа от Богоматери изображены мученики Акинфий и Параскева. В нижней части иконы был врезан медный четырехчастный складень /утрачен/.
Надпись выполнена на оборотной стороне иконы черными чернилами: “Сия святая икона принадлежит князю Андрею Андреевичу Голицыну. 1779”.
Дерево, масло. 49,5 х 43. Инв. № И-267.
Поступила в музей в 1883 году от Д.А. Булатова.
Литература: Богословский И. Описание икон, хранящихся в Ростовском музее церковных древностей. Ростов Ярославский. 1910, с. 46-48.

№ 15
Икона “Димитрий митрополит Ростовский”. Вторая пол. XVIII века.
На обороте иконы надпись выполнена черной тушью: “Сей святой образ дан вкладом в Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь по Госпоже Прасковье Михаиловне Палибиной, скончавшейся ноября 6-го числа 1846 года и в сей обители погребенной”.
Дерево, темпера. 32 х 25. Инв. № 34.
Происхождение неизвестно.

XIX век

№ 17
Икона “Богоматерь Югская”. 1802 год.
Иконописец Алимпий.
Изображение Богоматери типа Одигитрии.
Надпись выполнена на оборотной стороне иконы, на верхней шпонке написано слово: “Летопись”. Под шпонкой черной краской: “Пресвятой Богородице Преснодевы Марии Югской. Сия святая икона название свое получила от рек тут протекающих называемых бела и черная юга, где на чудеси бывшем от сей святой иконы и обитель создана под тем же названием. Святая чудотворная икона пресвятой Богородицы принесена преподобным схимонахом Дорофеем из Пскова Печерского монастыря в 1615 м году от рождества Христова. Празднуется принесение или явление сей иконы июня 3 дня служба ей поется Одигитрии по месячной минеи июля 26 го дня. Истинное подобие (...), с чудотворного ея образа списана в 1802 году, тоя обители иеромонахом Алимпием, Ярославскому купецкому сыну Николаю Ивановичу Соколову, который того же года декабря 4 го приде на жительство в сию обитель пострижен в монашество в сей обители 1809 м году августа 8 го дня строителем иеромонахом Арсением и наречено имя Нектарий: Рукоположен в иеродиакона 1812 г. 22 го дня, а во иеромонаха того же месяца 25 го пресвященным Антонием архиепископе Ярославским и Ростовским. Сию же святую икону еще кто дерзнет изнести из храма сей обители, оный несподобится молитв пресвятой Богородицы, Аминь”.
Дерево, темпера; оклад: металл, чеканка, шитье жемчугом. 31 х 24. Инв. № Ц 922/ 32.
Поступила в музей в 1922 году из Богоявленского Авраамиева монастыря г. Ростова.

№ 17
Икона “Богоматерь”. 1808 год.
Поясное изображение Богоматери со сложенными у груди руками. Дата “1808” выдавлена на левкасе в центре нижней части иконы.
Дерево, масло, рельеф по левкасу. 30 х 25. Инв. № И-242.
Поступила в музей в 1921 г. из собрания А.А. Титова.

№ 18
Икона “Богоматерь Ватопедская”. Пер. пол. XIX века.
Изображение Богоматери Ватопедской является списком со святыни Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря (младенца Богоматерь поддерживает правой рукой).
Надпись выполнена на обороте иконы чернилами: “Благословение Всечестнейшаго и Всепочтейнейшаго Отца Амфилохия в 18 день февраля 1822 го года”.
Дерево, темпера. 18 х 14. Инв. № И-192.
Примечания: Иеромонах Амфилохий (1749-1824), гробовой старец у мощей святителя Димитрия в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре в Ростове, происходил из семьи потомственных ростовских священников. Был особо почитаем среди разных слоев населения от крестьянина до императора. Иконописец, участвовал в росписях храмов Москвы, Ярославля, Ростова.
Литература: Вахрина В.И. Келейная икона святителя Димитрия Ростовского “Богоматерь Ватопедская” // ИКРЗ. 1994. Ростов. 1995, с. 104-114.

№ 19
Крест. 1823 год.
Крест четырехконечный, с изображением Распятия, Иоанна Предтечи, Богоматери и Бога Саваофа на лицевой стороне. На обороте в центре изображен Покров Богоматери, по сторонам - великомученики Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, вверху - Димитрий, митрополит Ростовский.
Надпись выполнена внизу в клейме по зеленому фону коричневий краской: “Написан сей крест тщанием села Сущева попадьей Порасковей Дмитриевной 1823 апреля 9 дня”.
Дерево, темпера, резьба по дереву. 137 х 75. Инв. № И-58
Происхождение неизвестно.

№ 20
Икона “Богоявление”. 1823 год.
Надпись выполнена чернилами на обороте иконы: “Сия икона церкви Рождества что на горицах построена в 1823 г. месяца июля 28 числа”.
Дерево, темпера. 21,5 х 18. Инв. № И-117.
Происходит из ц. Рождества Богородицы на Горицах г. Ростова.
Поступила в музей в 1930 г.

№ 21
Икона “Богоматерь Владимирская”. 1831 год.
Иконописец архимандрит Иннокентий /1771 - 1847 гг./.
Надпись выполнена на обороте иконы чернилами: “Сей святый образ дан вкладом в обитель свят. Иакова и Димитрия от Девиц из дворянства: Анастасии Арсентьевны и племянницы ея Екатерины Александровны Теляковских Августа 18 дня 1831 го года. Р. Я. М. Архимандрит Иннокентий”. а/
Дерево, темпера. 28,5 х 23,5. Инв. № И-439.
Происходит из Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.
Пост. в 1921 г. из Богоявленского Авраамиева монастыря Ростова.
Примечания: а/ Архимандрит Иннокентий (1771-1847 гг.), более 30 лет был настоятелем Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, был известным в Ростове иконописцем и покровителем иконописцев-финифтянщиков.

№ 22
Икона “Богоматерь Владимирская”. 1831 год.
Иконописец архимандрит Иннокентий (1771-1847 гг.).
Надпись выполнена на обороте иконы черными чернилами: “Сей святой образ дан вкладом в обитель святителей Якова и Димитрия Ростовских чудотворцев от ея высокопревосходительства Любви Николаевны Леонтьевой а/ внуки светлейшаго графа Суворова сентября 21-Д 1831 года. Р. Я. М. Архимандрит Иннокентий”.
Дерево, темпера. 32 х 26. Инв. № И-302.
Происходит из Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря г. Ростова.
Примечания: Любовь Николаевна Леонтьева (1802-1894 гг.) супруга дворянина Ивана Сергеевича Леонтьева (1781 -1824 гг.) героя Отечественной войны 1812 года, внучка фельдмаршала Александра Васильевича Суворова (мать Любови Николаевны - Наталья Александровна Зубова (1776-1844 гг.), дочь А.В. Суворова). Л.Н. Леонтьева после смерти своего мужа была опекуном над ростовским имением своего малолетнего сына Михаила в селе Воронино. Любовь Николаевна с особым вниманием относилась к православным святыням, часто посещала Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, для богомолья снимала квартиру в Ростове. Ее усилием была восстановлена в селе Воронино церковь во имя иконы Толгской Богоматери.

№ 23
Икона “Апостол Аристарх и мученица Александра”. Середина XIX века.
Апостол Аристарх и мученица Александра изображены на фоне пейзажа в молении перед иконой Тихвинской Богоматери.
Надпись выполнена на нижнем поле иконы желтой краской: “Вышины 6 верш., ширины 5 верш.”.
Дерево, масло. 27,3 х 17. Инв. № 1022.
Пост. в музей в 1993 г. от Е.С. Фадеева, п. Борисоглебский.
Примечания: Икона вставлена в киот, в котором находилась бумага с текстом: “Имя святого апостола Аристарха дано Аристарху Александровичу Израилеву в день его рождения 10 Апреля 1817 года и он праздновал свои именины 15 Апреля. Учился он в Ярославской духовной семинарии и в онои 1840 года окончил полный курс учения. По окончании курса в семинарии, он служил в Ростовском Рождественском женском монастыре сначала штатным диаконом 9-ть месяцев (с 9 Августа 1841 года), потом штатным священником 42 года, 10-ть месяцев и 21 день (с 10 Мая 1842 года) и наконец штатным протоиереем того же монастыря 9-ть месяцев и 13-ть дней (с 31 Марта 1885 года). После сего он 14 января 1886 года, по прошению своего, уволен был заштат, и теперь состоит 16-ть годов заштатным протоиереем. 20 Апреля 1901 г. А. Иилев [Израилев - расшифровка автора каталога].
Имя святыя мученицы Александры дано было Александре Герасимовне в день ея рождения 1-ы Ноября 1820 года, и она праздновала день своего Ангела 6-е Ноября. Она была супруга Аристарха Александровича Израилева. Кончила она жизнь 24 Мая 1869 года в 5-и часу по полудню на 49 1/2 году от рождения.
Эта икона Тихвинской Богоматери св. ап. Аристарха и св. муч. Александры написана и украшена тремя серебряными венчиками около 1849 года на иждивение матушки Павлы Ивановны Дьяконовой.
Весу в всех трех венчиках 4 1/4 золот. Пробы она 84-ой. Клейма на них Ярославской пробирной палатки обозначены двумя буквами следующими: АК”
Израилев Аристарх Александрович [1817-1901], священник Рождественского монастыря в Ростове, крупнейший исследователь колоколов ростовской соборной звонницы и ростовских звонов. Его исследования были оценены и получили награды на многих международных выставках (в Вене, Филадельфии, Париже). Его приглашали настраивать колокола в Москве, Петербурге, Варшаве и других городах. Автор “Иоанафановского” звона. А.А. Израилев занимался исследованием церковно-археологических древностей, что вылилось в многочисленные статьи и монографии. Судя по тексту, икона принадлежала Аристарху Израилеву, сопроводительный текст составлен и написан им за два месяца до смерти.

№ 24
Икона “Богоматерь Владимирская”. 1855 год.
Иконописец Алексей Федорович Крылов (1805/7/-1867 гг.). а/
В середине изображена икона “Богоматерь Владимирская”, на полях - поясные изображения ростовских святых. Надписи выполнены на лицевой и оборотной сторонах иконы. На лицевой стороне, на нижнем поле между изображениями блаженных Исидора и Иринарха написано золотом: “Сию святую икону Владимирской Божьей Матери Ростовское городское Общество вручило Ростовской дружине ратников Государственнаго подвижнаго ополчения в напутствие ее при выступлении из Ростова в поход месяца июля 24 дня, 1855 года.” б/
На обороте между шпонками золотом написано: Начальник Дружин Ярославскате Государств. Подвижнаго Ополчения Генерал Майор Николай Лукьянович Боборыкин. Л. Начальник Ростовской Дружины Полковник Иван Петрович Жнов, Р. Штабс-капитаны: Владимир Афанасьевич Налабордин. Л. Василий Федорович Васильев. Л. Николай Петрович Скульский. Л. Поручики: Константин Степанович Долгово-Сабуров. Р. Владимир Алексеевич Чертков. Р. Подпоручики: Николай Михайлович Островский т. Л. Александр Михайлович Ошанин. 2й. Р. Дмитрий Никифорович Кучин. Р. Николай Александрович Болдырев. Р. Александр Дмитриевич Филатьев. Р. Кантелиан Петрович Голиков. Р. Прапорщики: Дмитрий Николаевич Пересветов. Р. Дмитрий Павлович Послуживцев. Р. Объяснение: Буква “Р” озна





Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!